город Ростов-на-Дону |
|
30 августа 2021 г. |
дело N А32-37288/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нарышкиной Н.В.,
судей Глазуновой И.Н., Мисника Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Якименко А.С.
при участии:
от заявителя: с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" онлайн-заседание представитель Юркина Т.Н. по доверенности от 21.01.2021 (до перерыва);
от заинтересованных лиц: представителей не направили, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы КФХ Рогоньян Владимира Вячеславовича, администрации муниципального образования город-курорт Анапа на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.05.2021 по делу N А32-37288/2020 по заявлению КФХ Рогоньян Владимира Вячеславовича (ИНН 230109748430, ОГРНИП 320237500015290) к администрации муниципального образования город-курорт Анапа (ИНН 2301027017, ОГРН 1022300523057), управлению имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа (ИНН 2301006401, ОГРН 1022300518118) о признании отказа в предоставлении земельного участка в аренду незаконным, об обязании принять решение о предоставлении земельного участка в аренду,
УСТАНОВИЛ:
КФХ Рогоньян Владимир Вячеславович (далее - заявитель, КФХ Рогоньян В.В.) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования город-курорт Анапа (далее - администрация), управлению имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа (далее - управление) о признании незаконным, не соответствующим Земельному кодексу РФ отказ управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа в предоставлении в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:37:0201000:1269 общей площадью 1166080 +/- 2396 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, ст. Благовещенская в 1400 м на северо-восток от пересечения ул. Таманской и пер. Песчаного, выраженный в письме департамента имущественных отношений Администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 27.07.2020 N 27-05-4949/20; об обязании управление имущественных отношений Администрации муниципального образования город-курорт Анапа в течение десяти дней с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу принять решение о предоставлении КФХ Рогоньян В.В. в аренду без проведения торгов земельного участка сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, ст. Благовещенская в 1400 м на северо-восток от пересечения ул. Таманской и пер. Песчаного с кадастровым номером 23:37:0201000:1269 общей площадью 1166080 +/- 2396 кв.м сроком на 49 лет, а также подготовить и направить в адрес КФХ Рогоньян В.В. подписанные управлением имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа проекты договоров аренды указанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.05.2021 признан незаконным, не соответствующими Земельному кодексу РФ отказ управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа в предоставлении в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:37:0201000:1269 общей площадью 1166080 +/- 2396 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, ст. Благовещенская в 1400 м на северо-восток от пересечения ул. Таманской и пер. Песчаного, выраженный в письме от 27.07.2020 N 27-05-4449/20. Суд обязал администрацию муниципального образования город-курорт Анапа в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:37:0201000:1269 общей площадью 1166080 +/- 2396 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, ст. Благовещенская в 1400 м на северо-восток от пересечения ул. Таманской и пер. Песчаного. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, КФХ Рогоньян В.В. и администрация обжаловали его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе КФХ Рогоньян В.В. просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, суд первой инстанции при вынесении решения вышел за пределы заявленных требований, изменив их, что противоречит нормам процессуального права.
В апелляционной жалобе администрация просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы администрация указывает на то, что при наличии заявлений иных лиц, предоставление земельного участка в аренду без торгов противоречат нормам Земельного кодекса РФ. По мнению администрации, суд должен был привлечь к участию в деле в качестве третьих лиц заявителей, кому были направлены ответы управления. Суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований. Выводы суда о ничтожности договора не основаны на нормах правах.
Определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2021 в составе суда произведена замена судьи Фахретдинова Т.Р. на судью Глазунову И.Н.
В судебном заседании представитель КФХ Рогоньян В.В. поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
В судебном заседании 16.08.2021 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 23.08.2021 до 12 час. 45 мин., после окончания которого судебное заседание продолжено с участием представителя заявителя.
В судебном заседании 23.08.2021 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 23.08.2021 до 17 час. 00 мин., после окончания которого судебное заседание продолжено в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, выслушав объяснения представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, КФХ Рогоньян В.В. обратился в администрацию муниципального образования город-курорт Анапа с заявлением от 08.07.2020 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:37:0201000:1269, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, ст. Благовещенская, в 1400 м на северо-восток от пересечения ул. Таманской и пер. Песчаного для сельскохозяйственного производства без проведения торгов на основании подп. 15 п. 2 ст. 39.6 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Письмом от 27.07.2020 N 27-05-4449/20 управление имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа отказало главе КФХ в предоставлении указанного участка в аренду без проведения торгов. Отказ мотивирован тем, что в печатном издании "Анапское Черноморье" 06.08.2018 было опубликовано извещение в соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ о приеме заявлений о возможности предоставления в аренду сроком на 49 лет земельного участка, расположенного по адресу: г. Анапа, ст-ца. Благовещенская, в 1400 м на северо-восток от пересечения ул. Таманской и пер. Песчаного, с кадастровым номером: 23:37:0201000:1269, срок приема заявлений истек 04.09.2018. В адрес управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа поступило более одного заявления, следовательно, указанный земельный участок подлежит реализации посредством торгов.
Управление также сообщило, что испрашиваемый земельный участок в дальнейшем будет реализован посредством торгов. Информация о проведении торгов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо прав на заключение договоров аренды публикуется органом местного самоуправления в средствах массовой информации - в печатном издании "Анапское Черноморье", на официальном сайте администрации муниципального образования город-курорт Анапа www.anapa-official.ru и сайте www.torgi.gov.ru.
Не согласившись с отказом управления, глава КФХ Рогоньян В.В. обратился в суд с настоящим заявлением.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на принявшие акт, решение или совершившие действия (бездействие) орган или лицо (статья 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации.
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов определены положениями статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе в случаях:
- предоставления его крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом N 101-ФЗ (подпункт 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации);
- предоставления его гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (подпункт 15 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ).
Статьей 39.18 ЗК РФ установлен специальный порядок предоставления земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (подпункт 1 пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ).
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.18 ЗК РФ).
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (пункт 4 статьи 39.18 ЗК РФ).
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении участка (подпункт 1 пункта 7 статьи 39.18 ЗК РФ).
Возможность предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельского хозяйства, без проведения торгов связана с отсутствием заявлений от иных заинтересованных лиц о предоставлении данного земельного участка.
При этом ни Земельный кодекс, ни Закон N 101-ФЗ не содержат иного порядка выявления иных лиц, заинтересованных в получении земельного участка по основаниям, указанным в пункте 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, кроме порядка, предусмотренного статьей 39.18 ЗК РФ. Поэтому предоставление земельного участка без проведения торгов допускается только в отсутствие заявлений от других заинтересованных лиц. Если в орган, уполномоченный на распоряжение участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 ЗК РФ. Следовательно, заявление крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении земельного участка без проведения торгов в соответствии с пунктом 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ в любом случае рассматривается по правилам статьи 39.18 ЗК РФ.
Управление как в отказе в предоставлении главе КФХ Рогоньян В.В. спорного земельного участка в аренду без торгов, выраженного в письме от 27.07.2020 г. N 27-05-4449/20, так и в информационном письме от 14.01.2021 N 27-05-9408/20, ссылается на то, что поскольку ранее рассматривались более одного обращения о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, то указанный участок подлежит реализации путем проведения торгов.
В нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации администрацией и управлением не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих наличие заявлений на предоставления спорного земельного участка в аренду от иных лиц; как верно указано судом первой инстанции копии ответов управления на поступившие обращения граждан не могут быть признаны достаточными доказательствами, по смыслу статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о незаконности отказа управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:37:0201000:1269, выраженного в письме от 27.07.2020 N 27-05-4949/20.
Доводы жалобы со ссылкой на нарушение судом норм процессуального права, поскольку суд вышел за пределы заявленных требований, судебной коллегией отклоняются.
По части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие нормы права следует применить к установленным обстоятельствам. Суд также указывает мотивы, по которым не применил нормы права, на которые ссылались лица, участвующие в деле. В связи с этим ссылка истца в исковом заявлении на не подлежащие применению в данном деле нормы права сама по себе не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Из выше приведенных разъяснений следует, что арбитражный суд должен самостоятельно дать правовую квалификацию спорным правоотношениям и, с учетом направленности иска, разрешить вопрос о возможности удовлетворения заявленных требований.
Частью 2 ст. 201 АПК РФ установлено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ, в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов должны содержаться: указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
С целью восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя суд первой инстанции правомерно возложил на администрацию муниципального образования город-курорт Анапа обязанность по обеспечению опубликования извещения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:37:0201000:1269 общей площадью 1166080 +/- 2396 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, ст. Благовещенская в 1400 м на северо-восток от пересечения ул. Таманской и пер. Песчаного.
Определенный судом способ восстановления права заявителя соответствует закону и направлен на исключительное право заявителя, которое подлежит реализации при признании отказа управления, выраженного в письме от 27.07.2020 N 27-05-4949/20, незаконным.
В данном конкретном случае суд первой инстанции не вышел за пределы заявленных требований, указав лишь на порядок (процедуру) предоставления земельного участка.
В удовлетворении требований в части обязания управления принять решение о предоставлении КФХ Рогоньян В.В. в аренду без проведения торгов земельного участка, подготовить и направить в его адрес проект договора аренды судом отказано правомерно, с учетом положений пункта 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доводы администрации о необходимости привлечения к участию в деле в качестве третьих лиц заявителей, кому были направлены ответы управления, подлежат отклонению, поскольку, как было указано, администрацией не представлено доказательств наличия заявлений от иных лиц.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, фактически повторяют приведенные при рассмотрении в суде первой инстанции и не свидетельствуют о незаконности решения суда, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся лишь к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.05.2021 по делу N А32-37288/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Нарышкина |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-37288/2020
Истец: КФХ Рогоньян Владимир Вячеславович, Юркина Татьяна Николаевна
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МО Г-К АНАПА, Администрация муниципального образования город-курорт Анапа, МО г. Анапа Управление имущественных отношений, Управление имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа