г. Москва |
|
31 августа 2021 г. |
Дело N А41-5245/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иевлева П.А.,
судей: Диаковской Н.В., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Скомороховой Д.Е.,
при участии:
от заявителя по делу - ООО "ДМИТРОВСКИЙ ТРИКОТАЖ" - представитель не явился, извещен,
от заинтересованного лица по делу - Управления Росреестра по МО - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по МО на решение Арбитражного суда Московской области от 02.04.2021 по делу N А41-5245/21 по заявлению ООО "ДМИТРОВСКИЙ ТРИКОТАЖ" к Управлению Росреестра по МО о признании отказа недействительным,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ДМИТРОВСКИЙ ТРИКОТАЖ" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее- Управление Росреестра) о признании незаконным решения Управления Росреестра по Московской области об отказе в государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в осуществлении государственного кадастрового учета N 50-50/004/008/2020-1452/2 и N 50-0-1-259/3001/2020-1168/2 и отказ в осуществлении государственной регистрации права N 50-50/004/008/2020-1449/4 и N 50-0-1-259/3001/2020-1162/2 от 26.10.20 г. Обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области поставить на кадастровый учет и осуществить государственную регистрацию права ООО "ДМИТРОВСКИЙ ТРИКОТАЖ" в отношении помещений N 328 и N 63, расположенных по адресу: Московская обл., Дмитровский р-н, г. Дмитров, ул. Почтовая, д. 16 корпус 1.
Решением Арбитражного суда Московской области от 02.04.2021 заявленные требования удовлетворены.
Управление Росреестра по МО не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе, путем публичного размещения информации по делу на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации http://www.arbitr.ru/, представители лиц, участвующих в деле в заседание не явились.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что в собственности ООО "Дмитровский трикотаж" находилось жилое помещение с кадастровым номером 50:04:0011105:661 площадью 946,5 кв. м, этаж 2,3,4,5 по адресу Московская область, г. Дмитров, ул. Почтовая, д. 16, корп. 1, о чем в ЕГРН имеется регистрационная запись 50-50/004-04/110/2014-792/1 от 27.01.2015 г.
Как указывает заявитель, жилое помещение имеет в составе отдельные жилые комнаты в бывшем здании общежития коридорного типа, в большей части, комнаты не являются смежными друг с другом, расположенные на разных этажах здания в разных крыльях здания.
В январе 2020 года заявителем было принято решение о выделе из жилого помещения с кадастровым номером 50:04:0011105:661 жилых комнат с номерами 4,38,41,63,72,76,92,114,328, в результате чего образовались 9 отдельных комнат и жилое помещение с кадастровым номером 50:04:0011105:661 площадью 804,3 кв. м.
По результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете изменений площади ОКСа с кадастровым номером 50:04:0011105:661 принято положительное решение, осуществлен кадастровый учет изменений площади ОКСа и зарегистрировано право на объект недвижимости по результатам уменьшения площади помещения после выдела из 9 комнат с площадью 804,3 кв. м.
По остальным 9 жилым комнатам Управлением Росреестра было принято решение о приостановлении в государственной регистрации, а впоследствии выдан отказ в осуществлении государственного кадастрового учета.
Отказывая в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на объект капитального строительства, Управление Росреестра указало, что при проведении правовое экспертизы представленных на государственную регистрацию документов установлено, что представленный заявителем технический план не соответствует требованиям действующего законодательства.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно положениям статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования: в форме документов на бумажном носителе; в форме электронных документов и (или) электронных образов документов (ч. 1).
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (ч. 4).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, согласно части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 20 Закона N 218-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Отказывая в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на объект Управление Росреестра указало, что при проведении правой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов установлено, что представленный заявителем технический план не соответствует требованиям действующего законодательства.
В силу ч. 1 ст. 24 закона N 218-ФЗ Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Согласно пункту 2 Требований N 953 технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Из материалов дела следует, что отказывая в государственной регистрации, регистрирующий орган не указал, какой из документов технического плана не соответствует конкретному требованию, какие именно данные или сведения отражены или внесены неверно, и каким образом их необходимо устранить.
Из представленных в дело уведомлений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности следует, что Управление Росреестра перечислило многочисленные требования к техническому плану, установленные приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 г. N 953, при этом также не указало, какой из документов технического плана не соответствует конкретному требованию и каким образом их необходимо устранить.
Управление Росреестра, не указав точных причин и несоответствий указанных документов, нарушает положения п. 70 Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество": "Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание на все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению причин приостановления.
Данные причины и рекомендации должны быть указаны таким образом, чтобы заявитель, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен совершить в целях устранения этих причин, а также для подготовки им заявления об обжаловании решения о приостановлении в порядке, установленном законом N 221-ФЗ.
При этом, заявитель представил регистрирующему органу все необходимые документы для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на спорный объект, в том числе Технический план, документация была подготовлена кадастровым инженером Дерюгиной И.С., член Ассоциации СРО "ОПКД".
Аналогичная правовая позиция отражена в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 19.08.2021 по делу N А41-84278/20.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 02.04.2021 по делу N А41-5245/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-5245/2021
Истец: ООО "ДМИТРОВСКИЙ ТРИКОТАЖ"
Ответчик: ЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
22.06.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-8862/2022
25.01.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-34700/2021
31.08.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-10210/2021
02.04.2021 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-5245/2021