г. Вологда |
|
30 августа 2021 г. |
Дело N А52-1522/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 30 августа 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Холминова А.А., судей Рогатенко Л.Н. и Тарасовой О.А., при ведении протокола секретарём судебного заседания Саркисян Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющей организации "Пароменское" на решение Арбитражного суда Псковской области от 22 июня 2021 года по делу N А52-1522/2020,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Псковэнергосбыт" (ОГРН 1046000314238, ИНН 6027084016; адрес: 180000, Псковская область, город Псков, улица Калинина, дом 17; далее - АО "Псковэнергосбыт") обратилось в суд с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью Управляющей организации "Пароменское" (ОГРН 1076027009563, ИНН 6027108161; адрес: 180007, Псковская область, город Псков, улица Киселёва, дом 8; далее - ООО "УО Пароменское") о взыскании 1 369 648 руб. 64 коп., в том числе 1 314 029,99 руб. долга за электроэнергию за июнь - октябрь 2019 года, январь 2020 года и 55 618,65 руб. неустойки.
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют Комитет по тарифам и энергетике Псковской области (ОГРН 1056000309276, ИНН 6027087592; адрес: 180001, Псковская область, город Псков, улица Некрасова, дом 23), Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области (ОГРН 1056000309100, ИНН 6027087585; адрес: 180007, Псковская область, город Псков, улица Пароменская, дом 21/33).
Решением Арбитражного суда Псковской области от 22.06.2021 иск удовлетворён.
ООО "УО Пароменское" с этим решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
АО "Псковэнергосбыт" в отзыве просит решение суда оставить без изменений.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, представитель АО "Псковэнергосбыт" не обеспечил подключение к системе веб-конференции, в связи с этим дело рассмотрено без их участия согласно статьям 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд отказывает в удовлетворении апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, по договору энергоснабжения от 01.03.2010 N 31-1154 АО "Псковэнергосбыт" обязуется осуществлять продажу электрической энергии и через привлечённых третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией, а ООО "УО Пароменское" обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги.
АО "Псковэнергосбыт" обратилось в суд с настоящим иском, ссылаясь на наличие у ООО "УО Пароменское" долга по оплате электроэнергии за июнь - октябрь 2019 года, январь 2020 года.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил данный иск, руководствуясь статьями 309, 310, 539-548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон "Об электроэнергетике"), Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно части 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учёта используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учёта в эксплуатацию.
В силу части 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение электрической энергией или её передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями названной статьи оснащению приборами учёта используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учёта используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учёта, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учёта и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учёта.
Согласно пункту 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества многоквартирного дома включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учёта электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учёта электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Вхождение установленных приборов учёта в состав общей долевой собственности многоквартирного дома установлено также статьёй 290 ГК РФ, статьёй 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Таким образом, установленные в многоквартирном доме приборы учёта включаются в состав общего имущества собственников помещений в этом доме.
Законодательство не ставит принадлежность общедомовых приборов учёта к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме в зависимость от факта передачи таких приборов от лица, выполнившего работы по его установке, во владение собственникам помещений или лицу, осуществляющему управление многоквартирными домами. Следовательно, приборы учёта становятся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме с момента их установки на внутридомовые системы ресурсоснабжения.
Ответчик (ООО "УО Пароменское") является лицом, ответственным за оплату потреблённых многоквартирным домом коммунальных ресурсов в целом с момента получения им соответствующего статуса исполнителя коммунальных услуг согласно статьям 313, 403 ГК РФ, частям 1, 7.1 статьи 155, части 3 статьи 162 ЖК РФ, пунктам 13, 17, 34, 64 Правил N 354, пунктам 5, 7, абзацу третьему пункта 25, пункту 27 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, письму Министерства регионального развития Российской Федерации от 03.05.2007 N 8326-РМ/07.
Статус исполнителя коммунальных услуг в случае выбора управляющей компании в соответствии со статьёй 162 ЖК РФ приобретается этой компанией вне зависимости от дат и факта заключения соответствующих договоров энергоснабжения и управления.
На управляющую организацию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг (статья 161 и части 2 и 3 статьи 162 ЖК РФ, пункт 31 Правил N 354, определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 N 310-КГ14-8259).
Как следует из частей 1, 2, 12, 15 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ, пункта 13 Правил N 354, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками управляющей организации последняя несёт ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы.
Управляющая организация как лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает её заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учётом степени благоустройства многоквартирного дома; а также даёт право требовать с потребителей внесения платы за коммунальные услуги (пункты 2, 8, 9, подпункты "а", "б" пункта 31, подпункт "а" пункта 32 Правил N 354).
В соответствии с частями 6.2, 7 статьи 155 ЖК РФ, пунктом 63 Правил N 354 потребители обязаны своевременно оплатить коммунальные услуги исполнителю или действующему по его поручению платёжному агенту. Управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчёты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения.
Таким образом, из названных правовых норм следует, что при наличии в многоквартирном доме управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвует эта управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация как поставщик. Абонентом (потребителем) по договору энергоснабжения и, как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы, является управляющая компания. В свою очередь, потребители коммунальных услуг оплачивают эти услуги исполнителю.
Пунктом 64 Правил N 354 предусмотрено, что потребители вправе принять решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, которая продаёт коммунальный ресурс исполнителю (управляющей организации). Однако такой порядок расчётов рассматривается как выполнение потребителями как третьими лицами обязательств управляющей организации по внесению платы ресурсоснабжающей организации за соответствующие коммунальные ресурсы. При этом схема договорных отношений по поставке коммунальных ресурсов не меняется, а управляющая организация не освобождается от обязанности оплатить поставленные ресурсы в объёме, не оплаченном потребителями, и не лишается права потребовать впоследствии от потребителей погасить задолженность по коммунальным услугам.
Аналогичные выводы изложены в определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.12.2015 N 303-ЭС15-7918 по делу N А51-19554/2014, в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.01.2016 по делу N А21-2027/2014.
С учётом изложенного суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что при принятии решения общим собранием собственников в многоквартирном доме о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией последняя переходит на прямые расчёты по соответствующим договорам оказания коммунальной услуги по жилым помещениям, но это не исключает оказание управляющей организацией собственникам жилых помещений коммунальной услуги содержания общего имущества.
В рассматриваемом случае истец заявил исковые требования о взыскании задолженности по оплате электроэнергии, потреблённой на общедомовые нужды. Договор энергоснабжения от 19.03.2018 N 26-1463 является действующим, стороны дополнительными соглашениями в период с 2018 года по 2021 год вносили изменения в перечень энергопринимающих устройств (объектов) и условились о переходе на прямые договорные отношения по отдельным многоквартирным домам. Это обстоятельство не прекращает отношений сторон по предоставлению и оплате электроэнергии на общедомовые нужды.
Именно ответчик, как управляющая организация, несёт обязанность по оплате электроэнергии, поставленной на общедомовые нужды в многоквартирные дома, находящиеся в его управлении.
Истец правомерно в период с июня по октябрь 2019 года применил в расчётах за электроэнергию норматив потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, утверждённый приказом Государственного комитета Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 22.05.2017 N 54-ОД "Об утверждении нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме".
Так, решением Псковского областного суда от 27.07.2018 по делу N За-21/2018 данный приказ от 22.05.2017 N 54-ОД признан недействующим, с момента вступления этого решения суда в силу в части установления нормативов потребления электрической энергии в целях содержания имущества в многоквартирном доме.
Также данным решением суд обязал Государственный комитет Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства в течение 1 месяца со дня вступления в силу этого решения суда принять новый нормативный правовой акт, устанавливающий норматив потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Приказом Комитета по тарифам и энергетике Псковской области от 05.11.2019 N 77-н "Об утверждении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Псковской области" утверждены новые нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Однако действие этого приказа не распространено на период с 28.11.2018 по 04.11.2019, в связи с чем в указанный период на территории Псковской области фактически отсутствовали утверждённые нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (пункт 42 Правил N 354).
АО "Псковэнергосбыт", являясь гарантирующим поставщиком электроэнергии, в указанный период отсутствия норматива (с 28.11.2018 по 04.11.2019) продолжало поставлять электроэнергию в многоквартирные дома, расположенные на территории Псковской области, в том числе в целях её использования для содержания общего имущества. Ответчик при этом осуществлял взимание с конечных потребителей стоимости электроэнергии, потребляемой для целей содержания общего имущества.
Законодательством не предусмотрена возможность безвозмездной поставки электроэнергии со стороны энергоснабжающих организаций, расчёты за поставляемую энергию должны производиться, как указано выше, либо в соответствии с показаниями приборов учёта, либо в соответствии с нормативом. В связи с этим истец (АО "Псковэнергосбыт") при отсутствии общедомовых приборов учёта электроэнергии по части многоквартирных жилых домов, обоснованно применял в указанный период (с 28.11.2018 по 04.11.2019) норматив, утверждённый приказом Государственного комитета Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 22.05.2017 N 54-ОД.
На обращение АО "Псковэнергосбыт" от 29.04.2021 N 352 Департамент развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации направил ответ от 24.05.2021 N 20890-О/16, в котором указал на то, что в соответствии с пунктом 9 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, установление нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме производится по инициативе уполномоченных органов, ресурсоснабжающих организаций, а также управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов либо их объединений. В связи с этим для установления нормативов в многоквартирном доме исполнитель коммунальной услуги вправе обратиться в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации. При этом в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.
Таким образом, являются необоснованными доводы ответчика о том, что истец (АО "Псковэнергосбыт") должен самостоятельно рассчитать величину норматива потребления электроэнергии для целей содержания общего имущества.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что факт нарушения обязательств по оплате поставленной в спорный период электроэнергии и задолженность в заявленной истцом сумме в порядке статьи 65 АПК РФ ответчиком не опровергнуты, доказательств погашения данной задолженности, её отсутствия или наличия в ином размере не представлено, то суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований о взыскании основного долга.
В связи с нарушением ответчиком сроков оплаты электроэнергии являются обоснованными также исковые требования о взыскании неустойки согласно статье 330 ГК РФ и пункту 2 статьи 37 Закона "Об электроэнергетике" в сумме 55 618,65 руб. за периоды 16.03.2018-31.03.2018 (за февраль 2018 года), 16.04.2019-31.05.2019 (за март 2019 года), 16.05.2019-30.06.2019 (за апрель 2019 года), 16.06.2019-31.07.2019 (за май 2019 года), 16.06.2019-31.01.2020 (за июнь 2019 года), 16.08.2019-31.01.2020 (за июль 2019 года), 16.09.2019-31.01.2020 (за август 2019 года), 16.10.2019-31.01.2020 (за сентябрь 2019 года), 16.11.2019-31.01.2020 (за октябрь 2019 года), 16.12.2019-31.01.2020 (за ноябрь 2019 года), 16.01.2020-31.01.2020 (за декабрь 2020 года).
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск. Выводы суда соответствуют материалам дела, нормы права применены судом верно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 22 июня 2021 года по делу N А52-1522/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющей организации "Пароменское" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.А. Холминов |
Судьи |
Л.Н. Рогатенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-1522/2020
Истец: АО "Псковэнергосбыт"
Ответчик: ООО Управляющая организация "Пароменское"
Третье лицо: Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области, Комитет по тарифам и энергетике Псковской области