г. Москва |
|
30 августа 2021 г. |
Дело N А40-248145/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ж.В.Поташовой,
судей: |
И.В.Бекетовой, В.А.Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу АО "Торговый дом "ПЕРЕКРЕСТОК"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 27.04.2021 по делу N А40-248145/20 (154-3058)
по заявлению АО "Торговый дом "ПЕРЕКРЕСТОК"
к Департаменту экономической политики и развития города Москвы
о признании незаконным решения, отмене акта,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Макеева И.А. по дов. от 16.04.2021; |
УСТАНОВИЛ:
АО "Торговый дом "Перекресток" (заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением Департаменту экономической политики и развития г. Москвы о признании незаконным решения N ДПР-31-880/20 от 13.11.2020; об отмене акта о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором от 06.05.2020 N 34475.
Решением суда от 27.04.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
АО "Торговый дом "Перекресток", не согласившись с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Ответчик в судебное заседание не явился. Суд рассмотрел дело в порядке ст.ст. 123 и 156 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, 10.03.2020 из Департамента экономической политики и развития г. Москвы (ДЭПиР г. Москвы) в адрес АО "Торговый дом "Перекресток" (Общество) поступило информационное письмо, согласно которому по объекту торговли, расположенному по адресу: г. Москва, Волжский бульвар, д. 113А (Объект торговли), - АО "Торговый дом "ПЕРЕКРЕСТОК" (Общество) не предоставило Уведомление о постановке на учет по торговому сбору.
11.03.2020 в адрес ДЭПиР г. Москвы направлено Обращение (исх. N 13/53) с приложением Уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора от 29.07.2019.
Согласно указанному Обращению, по Объекту торговли Общество в течение 5 рабочих дней с момента открытия магазина (п. 2 ст. 416 НК РФ), направило в ИФНС России N 7 по г. Москве (ИФНС) по каналам ТКС Уведомление об открытии объекта обложения Торговым сбором.
ИФНС по техническим причинам своевременно не внесла данные по открытию объекта налогообложения Торговым сбором по адресу в соответствии с Уведомлением об открытии от 29.07.2019.
На 11.03.2020 данные ИФНС внесены датой 29.07.2019 в соответствии с датой отправки Уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.
Согласно Уведомлению о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора от 29.07.2019 площадь торгового зала объекта осуществления торговли составляет 800 кв. м.
04.10.2019 Обществом в ИФНС направлено Уведомление об изменении площади торгового объекта до 835 кв. м.
06.05.2020 ДЭПиР г. Москвы составлен Акт о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором N 33475, согласно которому площадь торгового зала Объекта торговли составляет 1281 кв. м.
ИФНС 14.05.2020 доначилен торговый сбор в сумме 33 455 руб. за 3 квартал 2019 г. Основанием для доначисления является информация, переданная ДЭПиР г. Москвы в ИНФС.
Не согласившись с Актом ДЭПиР г. Москвы о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором от 06.05.2020 N 33475, считая, что ставка должна рассчитываться, исходя из площади торгового зала, заявленной в Уведомлении об изменении площади торгового объекта до 835 кв. м., Общество обратилось в ДЭПиР г. Москвы с заявлением об отмене акта о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором.
13.11.2020 Обществом получен ответ из ДЭПиР г. Москвы N ДПР-31 -880/20 от 13.11.2020, согласно которому в удовлетворении требований Общества отказано.
Заявитель, не согласившись с вынесенным ответчиком актом от 06.05.2020 N 33475 и решением N ДПР-31-880/20 от 13.11.2020; обратился с настоящим иском в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 410 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ, Кодекс) торговый сбор устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В городе федерального значения Москве сбор устанавливается настоящим Кодексом и законом субъекта Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законом субъекта Российской Федерации и обязателен к уплате на территории этого субъекта Российской Федерации.
Закон города Москвы от 17.12.2014 N 62 "О торговом сборе" (Закон о торговом сборе), в соответствии с главой 33 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливает торговый сбор, ставки торгового сбора, льготы по торговому сбору и определяет орган, осуществляющий полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором на территории города Москвы.
Согласно пункту 1 статьи 418 Кодекса орган государственной власти города федерального значения Москвы осуществляет полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения сбором в пределах, установленных настоящей статьей.
Законом города федерального значения Москвы определяется орган, осуществляющий полномочия, указанные в пункте 1 настоящей статьи (п. 2 ст. 418 НК РФ).
Пунктом 3 статьи 418 НК РФ определено, что уполномоченный орган в соответствии с законодательством осуществляет контроль за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения сбором на территории города федерального значения Москвы.
Согласно статье 4 Закона о торговом сборе полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляются органом исполнительной власти города Москвы, выполняющим функции по разработке и реализации экономической и налоговой политики.
Пунктом 4.20 Положения о Департаменте экономической политики и развития города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 17.05.2011 N 210-ПП, определено, что ДЭПиР осуществляет полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2015 N 401-ПП (в редакции от 16.10.2018) утвержден Порядок сбора, обработки и передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором в городе Москве (далее также - Порядок).
В соответствии с положениями пункта 1.1 Порядка он устанавливает порядок сбора и обработки сведений об объектах обложения торговым сбором, порядок выявления объектов осуществления торговли, используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор и в отношении которых в налоговый орган не представлены уведомления или в отношении которых в уведомлениях указаны недостоверные сведения, а также порядок передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором.
Пунктом 1.2. Порядка также определено, что полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляет Департамент экономической политики и развития города Москвы (Уполномоченный орган).
Согласно пункту 2.1. Порядка под сбором сведений об объектах обложения торговым сбором понимается получение Уполномоченным органом информации из источников, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия.
В целях сбора Уполномоченным органом сведений об объектах обложения торговым сбором Государственное казенное учреждение города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости" (далее также - ГКУ МКМЦН), в том числе, осуществляет межведомственное взаимодействие, связанное с направлением информации об объектах осуществления торговли, размещенных на территории города Москвы, в Уполномоченный орган в соответствии с регламентом, утвержденным Уполномоченным органом.
Формы и порядок осуществления в рамках Межведомственного взаимодействия плановых и внеплановых мероприятий по сбору информации об объектах осуществления торговли устанавливаются Регламентом.
В силу пункта 2.3 Порядка, обработка сведений осуществляется путем анализа и сопоставления полученной информации об объектах осуществления торговли.
Приказом Департамента от 14.06.2019 N 64-ПР утвержден Порядок осуществления Департаментом экономической политики и развития города Москвы полномочий по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором (Порядок осуществления полномочий).
Согласно пункту 2.1.1 при сборе сведений об объектах обложения торговым сбором используется информация об объекте осуществления торговли, полученная Департаментом из источников, указанных в пунктах 2.2, 2.2(1) Порядка, а также в соответствии с Регламентом.
Согласно пунктам 1.2, 1.4 Порядка осуществления полномочий, по результатам сбора и обработки сведений об объектах обложения торговым сбором, Департамент формирует список объектов осуществления торговли, предположительно используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор и в налоговый орган не представлены уведомления или в уведомлениях указаны недостоверные сведения (Список объектов).
Сведения об объекте осуществления торговли публикуются на официальном сайте Департамента в срок не позднее трех рабочих дней, следующих за днем включения указанного объекта в Список объектов в соответствии с пунктом 2.6 Порядка осуществления полномочий (п. 2.3).
Во исполнение вышеназванных положений ДЭПиР, получив от ГКУ МКМЦН информацию об объекте осуществления торговли, а именно - информационную карту от 02.09.2019 с приложением фотографий объекта (Приложение N 3), находящегося по адресу: г. Москва, Волжский квартал 113А бульвар, к. 1, в котором Заявитель осуществляет торговую деятельность (далее также - Объект), включил названный Объект в Список объектов.
ДЭПиР в своем письме от 18.10.2019 NoДПР-31-9124-19 уведомил Заявителя о том, что АО Торговый дом
Перекресток
использует объект по адресу: г. Москва, Волжский квартал 113А бульвар, к. 1 для осуществления предпринимательской деятельности, отношении которых установлен торговый сбор. Департаментом данный объект рассматривался как вновь выявленный, поскольку на момент включения Объекта в Список отсутствовали сведения о самостоятельной постановке на уче
т Объекта.
В соответствии с положениями пункта 4.1. Порядка юридическое лицо, являющееся правообладателем объекта, включенного в Список объектов, вправе в течение 20 дней со дня опубликования сведений об объекте осуществления торговли, включенном в Список объектов, опубликованный на официальном сайте Уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, подать в Уполномоченный орган обращение об исключении такого объекта из Списка объектов (далее также - Обращение).
В соответствии с положениями пункта 4.1. Порядка юридическое лицо, являющееся правообладателем объекта, включенного в Список объектов, вправе в течение 20 дней со дня опубликования сведений об объекте осуществления торговли, включенном в Список объектов, опубликованный на официальном сайте Уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, подать в Уполномоченный орган обращение об исключении такого объекта из Списка объектов (Обращение).
Общество уведомлено о получении обращения и принятии его на рассмотрение в Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов налогообложения в г. Москве (Комиссия) письмом ДЭПиР от 23.01.2020 NoДПР-20-2/1-99/20.
По итогам рассмотрения Комиссия приняла решение об исключении объекта из Списка объектов. Данная информация направлена письмом от 31.01.2020 N ДПР- 20-2/1-99/20.
Это решение мотивировано тем, что Департамент на момент выявления Объекта и внесения его в Список объектов не имел сведений о том, что Заявитель самостоятельно встал на учет, направив уведомление налоговому органу.
В последующем Департаментом от Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве получена подробная информация обо всех поданных Заявителем уведомлениях о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора в отношении Объекта. В результате анализа данной информации установлено, что площадь торгового объекта, указанная Заявителем, меньше площади, фактически им занимаемой.
Объект включен в Список объектов 26.02.2020, т.к. в уведомлении о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора указаны недостоверные сведения, о чем Заявителю сообщено письмом от 02.03.2020
ДПР-31-880/20.
В случае если в отношении соответствующего объекта не поступило Обращение в срок, указанный в настоящем пункте, Уполномоченный орган составляет соответствующий акт в порядке, установленном разделом 5 настоящего Порядка.
АО "Торговый дом "Перекресток" воспользовалось правом, предусмотренным пунктом 4.1. Порядка и обратился в адрес Департамента в установленный двадцатидневный срок с заявлением об исключении Объекта из Списка объектов. Так от АО "Торговый дом "Перекресток" Департамент получил Заявление от 12.03.2020 NoДПР-31-880-20 об исключение объекта из Списка объектов.
ДЭПиР в своем письме от 09.04.2020 N ДПР-31-880-20 уведомил Заявителя о получении обращения и принятии его на рассмотрение в Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов налогообложения в г. Москве. По итогам рассмотрения Комиссия приняла решение об отказе в исключении объекта из Списка объектов. Данная информация была направлена письмом от 06.05.2020 N ДПР-31-880/20.
Департаментом 06.05.2020 составлен Акт N 34475 о выявлении нового объекта обложения торговым сбором. Сопроводительным письмом от 13.05.2020 N ДПР-30- 1888/20 ДЭПиР направил указанный Акт Заявителю.
Дополнительно ДЭПиР в материалы дела представлен реестр на отправку почтовой корреспонденции, подтверждающий факт направления Акта в адрес Заявителя 19.05.2020.
В соответствии с пунктом 8.1. Порядка организация или индивидуальный предприниматель, указанный в составленном Уполномоченным органом акте о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, акте о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором, вправе подать в Уполномоченный орган жалобу об отмене соответствующего акта в срок не позднее 180 календарных дней со дня направления ему Уполномоченным органом информации.
Как установлено судом, заявитель воспользовался указанным правом и обратился в адрес Департамента в установленный срок с жалобой об отмене Акта (Жалобы).
Жалоба по поводу отмены Акта N 34475 была рассмотрена 27.10.2020 на заседании Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов налогообложения в городе Москве (далее также - Комиссия). По итогам рассмотрения Комиссия приняла решение об отказе в отмене Акта N 34475, что подтверждается Выпиской из протокола N 87.
Письмом от 03.11.2020 N ДПР-30-880/20 Департамент уведомил Заявителя о принятом решении.
Заявитель не отрицает факт осуществления торговой деятельности через Объект, но не согласен со ставкой, которая, по мнению последнего, должна рассчитываться, исходя из площади торгового зала, заявленной в Уведомлении об изменении площади торгового объекта, а не из Акта N 34475 от 06.05.2020 о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 411 Кодекса плательщиками торгового сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории города Москвы, в отношении которых нормативным правовым актом установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории города Москвы.
Пунктом 1 статьи 412 НК РФ определено, что объектом обложения торговым сбором признается использование объекта осуществления торговли для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, хотя бы один раз в течение квартала.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 413 Кодекса торговый сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли.
При этом к торговой деятельности относится, в частности, такой вид торговли как: торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы.
Статьей 2 Закона о торговом сборе, в том числе, установлена ставка торгового сбора для торговли через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы. В соответствии с положениями пункта 4 статьи 413 Налогового кодекса
Российской Федерации, в целях главы 33 "Торговый сбор" Кодекса, в том числе, используются следующие понятия:
1) объект осуществления торговли в отношении видов торговли, указанных в пункте 2 статьи 413 Кодекса, - здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный 4 торговый объект или торговая точка, с использованием которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которого установлен сбор;
2) торговля - вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.
При этом, согласно пункту 1.5.2. Порядка к объектам стационарной торговой сети, имеющим торговые залы, относятся расположенные в многоквартирных домах или нежилых зданиях (строениях, сооружениях) нежилые помещения, используемые одной организацией или индивидуальным предпринимателем для продажи товаров и прохода покупателей и оснащенные оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов.
Таким образом, индивидуальные предприниматели и организации, ведущие торговлю, являются плательщиками торгового сбора только в случае использования объектов движимого или недвижимого имущества (объекта осуществления торговли), находящегося на территории города Москва, и при установлении ставки торгового сбора в отношении этого вида деятельности.
Согласно пункту 5 статьи 415 НК РФ, пп. 5 п. 3. п. 4 ст. 346.43 НК РФ и п. 6.2 постановления Правительства Москвы от 30.06.2015 N 401-ПП "О Порядке сбора, обработки и передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором в городе Москве" инвентаризационные и правоустанавливающие документы представляют собой документы на объект, содержащие информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли- продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), безвозмездного (возмездного) пользования и другие документы).
Как верно установлено ответчиком и судом, площадь устанавливается на основании правоустанавливающих документов, в данном случае Заявитель предоставил договор аренды (копия) от 01.06.20 N В-49/16-ДДА, согласно которому площадь Объекта составляет 1 281 кв. м. Поскольку площадь торгового зала Объекта в инвентаризационных и правоустанавливающих документах не выделена, она определена исходя из плошали торгового Объекта (1 281 кв. м), указанной в договоре.
Соответственно, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что Департамент экономической политики и развития города Москвы, выявив объект обложения торговым сбором, в отношении которого в налоговый орган представлены недостоверные сведения, правомерно составил Акт N 34475 от 06.05.2020.
При указанных обстоятельствах, Арбитражный суд города Москвы при рассмотрении заявления Общества, с учётом приведённых выше законоположений пришёл к обоснованному выводу о законности и правомерности составленного Акта от N 34475 от 06.05.2020, дал надлежащую оценку всем доводам заявителя, которые были предметом оценки в суде первой инстанции, применил подлежащие применению нормы права, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения оспариваемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27.04.2021 по делу N А40-248145/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-248145/2020
Истец: АО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ПЕРЕКРЕСТОК"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ