г. Чита |
|
31 августа 2021 г. |
Дело N А19-16537/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Восточно-Сибирское аэрогеодезическое предприятие" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 02 марта 2021 года по делу N А19-16537/2020 по заявлению акционерного общества "Восточно-Сибирское аэрогеодезическое предприятие" (ОГРН 1123850031227, ИНН 3808225106) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (ОГРН 1043801066760, ИНН 3808114653) о признании отказа в регистрации права собственности на недвижимое имущество незаконным, обязании зарегистрировать право собственности,
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Восточно-Сибирское аэрогеодезическое предприятие" (далее - заявитель; Общество, Роскартография) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (далее - регистрирующий орган; Управление Росреестра) о признании незаконным отказа в регистрации права собственности на недвижимое имущество от 05.05.2020, обязании зарегистрировать право собственности на сооружения - объекты недвижимого имущества расположенные по адресу: Иркутская область, Иркутский район, Никольское муниципальное образование, в 40 км. к северо-востоку от города Иркутска, в 3,5 км. к северу от д. Егоровщина, слева от автодороги Оек-Кударейка-Тихоновка, между населенными пунктами Егоровщина и Никольск, в 20-40 м. с кадастровыми номерами: 38:06:040604:633; 38:06:040604:640; 38:06:040604:604:634; 38:06:040604:604:635; 38:06:040604:604:636; 38:06:040604:604:637; 38:06:040604:604:638; 38:06:040604:604:639; 38:06:040604:604:645; 38:06:040604:604:641; 38:06:040604:604:642; 38:06:040604:604:632.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 02 марта 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 02 марта 2021 года по делу N А19-16537/2020 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы и дополнения к ней, суд ошибочно пришел к выводу о том, что заявленные объекты не являются объектами недвижимого имущества. Заявитель указал на необоснованность отказа судом первой инстанции в назначении судебной строительно-технической экспертизы, которая могла подтвердить факт принадлежности указанных объектов к объектам недвижимого имущества, и незаконно отказал в удовлетворении ходатайства об истребовании документов о принадлежности пунктов геодезических сетей к государственной геодезической сети в ФГБУ "Центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных". По мнению заявителя, суд неполно установил обстоятельства дела, неверно применил нормы материального права. Также заявителем указано на то, что суд должен был привлечь к участию в деле ФГБУ "Центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных", которое могло прояснить ситуацию и представит данные, касающиеся принадлежности спорных объектов.
В материалы дела поступили письменные отзывы на апелляционную жалобу и на дополнение к апелляционной жалобе, в котором Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области выводы суда первой инстанции поддержало, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 25.05.2021.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 августа 2021 года в составе суда, рассматривающего дело, в соответствие с пунктом 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Желтоухова Е.В. на судью Сидоренко В.А.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции обществом заявлено ходатайство о назначении судебной строительно-технической экспертизы, с указанием на необоснованный отказ судом первой инстанции в удовлетворении аналогичного ходатайства. Суд апелляционной инстанции отказал в удовлетворении заявленного ходатайства в связи с не перечислением на депозитный счет суда стоимости экспертизы.
Заявителем суду апелляционной инстанции заявлено ходатайство о привлечении специалиста для получения разъяснений, консультаций и выяснения профессионального мнения относительно назначения геодезических эталонных базисов. Суд апелляционной инстанции отказал в удовлетворении заявленного ходатайства на основании части 3 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) с учетом незаявления такого ходатайства суду первой инстанции.
Также на основании части 2 статьи 268 АПК РФ апелляционным судом отказано в удовлетворении ходатайства заявителя о приобщении к делу дополнительных документов.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, заявитель 19.07.2019 обратился в регистрирующий орган с заявлением о регистрации права собственности на сооружение площадью застройки 2,4 кв.м., по адресу: 664000, Иркутская область, Иркутский район, Никольское МО. в 40 км к северо-востоку от города Иркутска, в 3,5 км. к северу от д. Егоровщина, слева от автодороги Оек-Кударейка-Тихоновка, между населенными пунктами Егоровщина и Никольск, в 20-40 м от дороги.
К заявлению были приложены технический план сооружения от 11.07.2019 составленный Комовой Е.П., распоряжение о выдаче разрешения на использование земель от 01.10.2018 N 1941/з.
Уведомлением от 04.02.2020 N КУВД-001/2019-8827817/2 на основании пунктов 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в связи с непредставлением документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и(или) государственной регистрации прав; не соответствия формы представленного для осуществления государственного кадастрового учета и(или) государственной регистрации прав требованиям законодательства Российской Федерации регистрирующим органом был приостановлен государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на сооружение.
В связи с представлением заявителем документов от 16.04.2020 N КУВД001/2019-4077955 для устранения причин приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, регистрирующий орган направил заявителю уведомление от 17.04.2020 N КУВД-001/2019-8827817/3 о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, указав на полученный от Службы государственного строительного надзора Иркутской области ответа на запрос о отнесении спорного сооружения к объектам недвижимости (письмо от 12.09.2019 исх. N 02-12- 2128/19), согласно которому образованный объект не относится к недвижимому имуществу.
Уведомлением от 06.05.2020 N КУВД-001/2019-8827817/4 в связи с неустранением причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, регистрирующий орган отказал заявителю в регистрации права собственности на объект.
Заявитель, полагая, что отказ в регистрации права собственности на сооружение не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, а также доводы отзывов, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции правильно применены следующие нормы права и правовые позиции.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Пунктом 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ установлено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (подпункт 1);
- вступившие в законную силу судебные акты (подпункт 5);
- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания (подпункт 6).
Пунктом 4 статьи 14 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется, в связи с подтверждением прав на объект недвижимости, возникших до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (подпункт 5), а также подтверждением прав на объект недвижимости, возникших в силу федерального закона (подпункт 6).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц (пункт 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ).
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ определено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей (пункт 2 статьи 26 Закона N 218-ФЗ).
Согласно статье 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Проверка наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав осуществляется в ходе проведения правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет (подпункт 3 пункта 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 69 Закона N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами (пункт 2 статьи 69 Закона N 218-ФЗ).
Согласно материалам дела из пояснений представителя заявителя спорное сооружение представляет собой линейный объект, состоящий из нескольких сооружений, с кадастровыми номерами: 38:06:040604:638; 38:06:040604:634; 38:06:040604:642; 38:06:040604:638; 38:06:040604:638; 38:06:040604:638; 38:06:040604:638; 38:06:040604:632; 38:06:040604:641; 38:06:040604:636; 38:06:040604:639; 38:06:040604:633; 38:06:040604:635; 38:06:040604:640; 38:06:040604:637; 38:06:040604:645. Указанные сооружения определены заявителем как геодезическое сооружение - эталонный базис.
Обращаясь в Управление Росреестра с соответствующим заявлением, заявитель просил зарегистрировать право собственности на спорный объект на основании технического плана в связи с объединением сооружений с кадастровыми номерами 38:06:040604:638; 38:06:040604:634; 38:06:040604:642; 38:06:040604:638; 38:06:040604:638; 38:06:040604:638; 38:06:040604:638; 38:06:040604:632; 38:06:040604:641; 38:06:040604:636; 38:06:040604:639; 38:06:040604:633; 38:06:040604:635; 38:06:040604:640; 38:06:040604:637; 38:06:040604:645 и распоряжения Министерства имущественных отношений Иркутской области от 01.10.2018 N 1941/3.
Согласно исковому заявлению и пояснениям заявителя, объекты, из которых было образовано спорное сооружение были возведены силами правопредшественника заявителя - Предприятия N 1 при Совете Министров СССР. Заявитель полагает, что основанием для регистрации права собственности являются кадастровые и технические паспорта на объекты.
Оспариваемый отказ Управления Росреестра от 06.05.2020 N КУВД-001/2019- 8827817/4 мотивирован тем, что заявителем не представлены правоустанавливающие документы на образованный объект недвижимости и отсутствие у объекта признаков недвижимого имущества.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, рассматривая вопрос об обоснованности такого отказа, суд первой инстанции правильно применил следующее правовое регулирование.
Согласно части 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машиноместах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним (пункт 1 статьи 131 ГК РФ).
Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (статья 219 ГК РФ).
По смыслу указанных положений статей 130, 131 ГК РФ право собственности может быть зарегистрировано в Едином государственном реестре прав лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 N 1160/13).
При применении указанной статьи необходимо учитывать, что понятие объекта недвижимости представляет собой исключительно правовую категорию, которой присуща определенная совокупность признаков, позволяющих считать имущество объектом гражданских прав.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 N 11052/09, суд при рассмотрении спора должен дать квалификацию объекту, основываясь на установленных фактических обстоятельствах, определить, имеется ли самостоятельный объект недвижимого имущества, отвечающий признакам, указанным в пункте 1 статьи 130 ГК РФ.
Имущество, обладающее таким признаком, как физическая связь с землей, может быть признано недвижимостью только в случае его создания как объекта недвижимости в установленном законом и иными нормативными правовыми актами порядке: с получением необходимых разрешений и соблюдением градостроительных норм и правил, на земельном участке, предоставленном именно под строительство объекта недвижимости, также данный объект должен иметь самостоятельное функциональное назначение.
Согласно статье 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.
Пункт 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) относит к линейным объектам линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В статье 133.1 ГК РФ в ряду линейных объектов перечислены железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие.
Действующим законодательством линейные сооружения к объектам недвижимого имущества прямо не отнесены, поэтому для признания их таковыми нужно исходить из содержащегося в статье 130 ГК РФ общего понятия недвижимого имущества как всего, что прочно связано с землей, то есть объектов, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.
В отношении линейных объектов, выступающих самостоятельными объектами недвижимости, градостроительное законодательство устанавливает необходимость получения разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В соответствии с частью 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ. При этом разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации (часть 1 статьи 55 ГрК РФ).
Как установлено судом первой инстанции, согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости в отношении объектов с кадастровыми номерами: 38:06:040604:638; 38:06:040604:634; 38:06:040604:642; 38:06:040604:638; 38:06:040604:638; 38:06:040604:638; 38:06:040604:638; 38:06:040604:632; 38:06:040604:641; 38:06:040604:636; 38:06:040604:639; 38:06:040604:633; 38:06:040604:635; 38:06:040604:640; 38:06:040604:637; 38:06:040604:645, наименование сооружений - геодезический пункт. Площадь застройки сооружения - 2.4 м.
Такое же наименование объекта указано в технических паспортах на отдельные сооружения и техническом плане на сооружение, образованное в результате объединения объектов.
Согласно пункту 8 статьи 3 от 30.12.2015 N 431-ФЗ "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 431-ФЗ), геодезический пункт - это инженерная конструкция, закрепляющая точку земной поверхности с определенными координатами.
Как следует из пункта 1 Приложения N 2 к приказу Минэкономразвития России от 29.03.2017 N 138 "Требования к созданию государственной геодезической сети, включая требования к геодезическим пунктам", совокупность геодезических пунктов, используемых в целях установления и (или) распространения государственной системы координат, используемой при осуществлении геодезических и картографических работ представляет собой государственную геодезическую сеть
Пункты государственной геодезической сети создаются с учетом норм плотности размещения на территории Российской Федерации геодезических пунктов государственной геодезической сети, нивелирных пунктов государственной нивелирной сети и гравиметрических пунктов государственной гравиметрической сети, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2016 N 2347-р.
Как следует из пункта 25 указанного документа, по результатам обследования может быть установлена утрата или разрушение геодезического пункта. Геодезический пункт считается утраченным, если отсутствуют верхний и нижний центры и их утрата подтверждена данными инструментально-геодезического поиска. Геодезический пункт считается разрушенным, если отсутствует верхний центр пункта.
При создании государственной геодезической сети, геодезические пункты закрепляются на местности центрами, конструкция которых определяется в зависимости от физико-географических и геологических условий района работ, глубины промерзания и оттаивания грунтов с целью обеспечения стабильности положения указанных центров и их неподвижности (пункт 26 Приложения).
Согласно части 13 статьи 8 Закона N 431-ФЗ на правообладателей объектов недвижимости, на которых находятся пункты государственной геодезической сети, государственной нивелирной сети и государственной гравиметрической сети или части указанных пунктов, возложена обязанность уведомлять федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на оказание государственных услуг в сфере геодезии и картографии, обо всех случаях повреждения или уничтожения указанных пунктов.
Как установлено судом первой инстанции и не опровергнуто заявителем, им не представлены разрешение на строительство/ввод в эксплуатацию спорных геодезических пунктов в качестве объектов капитального строительства, иные, предусмотренные градостроительным законодательством документы, подтверждающие создание геодезических пунктов в качестве объектов недвижимости.
В деле отсутствуют доказательства выделения земельного участка/земельных участков для размещения геодезических пунктов.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Иркутской области от 01.10.2018 N 1941/з заявителю предоставлено разрешение на использование земель для размещения геодезических пунктов.
При анализе вышеизложенного, судом первой инстанции верно указано на отсутствие у геодезических пунктов признаков недвижимого имущества.
В связи с чем, суд сделан правильный вывод о том, что в связи с отсутствием у геодезического пункта, как в отдельности, так и в совокупности с иными геодезическими пунктами качеств самостоятельного объекта недвижимости право собственности на него не подлежит регистрации независимо от его физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этого сооружения с соответствующим земельным участком.
Кроме того, как правильно принято во внимание судом первой инстанции, из текста заявления, представленных технических и кадастровых паспортов, технического плана сооружения следует, что год завершения строительства сооружения - 1978.
Вместе с тем, Законом N 431-ФЗ установлено, что пункты государственной геодезической сети, государственной нивелирной сети, государственной гравиметрической сети и иных сетей, предназначенных для обеспечения выполнения геодезических и картографических работ, созданные за счет средств федерального бюджета, а также находящиеся на территории Российской Федерации и ранее созданные за счет средств республиканского бюджета РСФСР и составлявшей союзный бюджет части государственного бюджета СССР, относятся к федеральной собственности (пункт 12 статьи 8 Закона).
Апелляционный суд с учетом того, что заявителем в целях осуществления учетно-регистрационных действий, а также в суд первой инстанции каких-либо документов, свидетельствующих о возникновении у него права собственности, как на исходные объекты, так и на образуемое сооружение, не представлено, полагает, что судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о принадлежности исходных объектов - геодезических пунктов к федеральной собственности в силу прямого указания закона (п. N 431-ФЗ "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Исключений указанная норма не содержит.
Из представленных заявителем документов следует, что на момент создания геодезических пунктов, то есть по состоянию на 1978 год, заявитель осуществлял деятельность в форме Предприятия N 1 при Совете министров СССР, что свидетельствует о том, что спорные объекты были созданы за счет государственных средств. Таким образом, указание заявителя на факт возникновения права собственности на созданную вещь в порядке ст. 218 ГК РФ является несостоятельной.
Апелляционный суд отклоняет, как несостоятельный, довод заявителя о том, что регистрирующим органом при принятии оспариваемого решения вывод об отсутствии у заявленного к учетно-регистрационным действиям сооружения признаков объекта недвижимого имущества основан на незаконном соглашении, заключенном между Управлением и Службой государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области, в связи со следующим.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на недвижимое имущество является государственной услугой, порядок предоставления которой регламентирован положениями Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон об организации предоставления государственных и муниципальных услуг), Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным приказом Минэкономразвития России 07.06.2017 N 278 (далее -Административный регламент).
В рамках проведения правовой экспертизы представленных документов регистрирующий орган реализует предусмотренные Административным регламентом полномочия, в том числе направляет межведомственные запросы, формирование которых согласно п. 208 Административного регламента осуществляется в соответствии с требованиями ст. 7.2 Закона об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.
В связи с тем, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в силу положений Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) могут быть осуществлены исключительно в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав, учитывая, что согласно п. 19 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации в случае, когда объект, о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, государственный кадастровый учет которого и (или) государственная регистрация прав на который осуществляются в соответствии с Законом о регистрации, данное обстоятельство является основанием для приостановления учетно-регистрационных действий и дальнейшего отказа в их совершении, государственным регистратором прав был осуществлен запрос в Службу государственного строительного надзора Иркутской области о том, относится ли образуемый объект к объектам недвижимого имущества. Исходя из полученного 12.09.2019 ответа на указанный запрос, образуемый объект не относится к недвижимому имуществу.
Согласно пояснению Управления Росреестра на момент формирования и направления государственным регистратором прав вышеуказанного запроса между Управлением и Службой государственного строительного надзора Иркутской области было заключено и действовало соглашение о взаимодействии от 24.06.2016, согласно абз. 3 п. 2.3 которого Служба предоставляет Управлению информацию о наличии (отсутствии) у объектов признаков недвижимого имущества.
Действительно, в настоящее время указанное соглашение прекратило свое действие в связи с реорганизацией 05.05.2021 Службы государственного строительного надзора Иркутской области в форме слияния со Службой государственного жилищного надзора Иркутской области, о чем свидетельствует выписка из ЕГРЮЛ от 05.08.2021. Однако, данное обстоятельство не свидетельствует о незаконности действовавшего ранее соглашения.
Кроме того, межведомственное взаимодействие в рамках предоставления государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с законом и не зависит от наличия или отсутствия соглашений о взаимодействии органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления. Такие соглашения, как правило, направлены на совершенствование предусмотренного законом межведомственного взаимодействия.
Таким образом, приведенные доводы заявителя не обоснованы и не могут свидетельствовать о незаконности оспариваемого решения.
Апелляционный суд отклоняет довод заявителя о том, что безусловным основанием для отмены решения Арбитражного суда Иркутской области от 02.03.2021 является принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, ввиду не привлечения судом первой инстанции к участию в деле ФГБУ "Центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных", которое, по мнению заявителя, могло бы представить данные относительно принадлежности спорных объектов, исходя из следующего.
В силу положений части 1 статьи 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.
Заявителем не представлено доказательств того, что вынесенное по делу решение влияет на права и обязанности ФГБУ "Центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных" по отношению к одной из сторон спора.
Из материалов дела не следует, что ФГБУ "Центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных" имеет полномочия в сфере государственного кадастрового учета и осуществления государственной регистрации прав на объекты недвижимости, является правообладателем спорных объектов, в связи с чем, его права и законные интересы могут быть затронуты решением Арбитражного суда Иркутской области от 02.03.2021.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности и обоснованности оспариваемого отказа регистрирующего органа в регистрации права собственности на сооружение.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 02 марта 2021 года по делу N А19-16537/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
Е.О.Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.