г. Саратов |
|
01 сентября 2021 г. |
Дело N А06-10107/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 сентября 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Пузиной Е.В., Степуры С.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Артемовой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Замьянский сельсовет"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 16 июня 2021 года по делу N А06-10107/2020 (судья Блажнов Д.Н.)
по заявлению первого заместителя прокурора Астраханской области (ОГРН 1033000803109, ИНН 3017002876, 414024, г. Астрахань, ул. Набережная Приволжского Затона, д. 13, корп. 1)
к Администрации муниципального образования "Замьянский сельсовет" (ОГРН 1023001738902, ИНН 3003001230, 416206, Астраханская область, Енотаевский р-н, с. Замьяны, ул. Зверобоева, д. 1)
о признании незаконным бездействия,
при участии в судебном заседании:
представителя Администрации муниципального образования "Замьянский сельсовет" Ибрагимовой Л.Д., действующей на основании доверенности от 01.06.2021,
представителя прокуратуры Астраханской области Наумовой К.В.,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратился первый заместитель прокурора Астраханской области (далее - прокуратура, заявитель) с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования "Замьянский сельсовет" (далее - администрация, орган местного самоуправления), выразившееся в длительном непринятии мер по размещению в телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте органа местного самоуправления http://zamjanskij-selsovet.ru необходимой для развития малого и среднего предпринимательства информации о реализации муниципальных программ (подпрограмм); о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства; об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; о государственном и муниципальном имуществе, включенном в перечни, указанные в части 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ), об обязании администрации устранить допущенные нарушения законодательства путем размещения в сети "Интернет" на официальном сайте органа местного самоуправления http://zamjanskij-selsovet.ru необходимой для развития малого и среднего предпринимательства информации о реализации муниципальных программ (подпрограмм); о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства; об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; о государственном и муниципальном имуществе, включенном в перечни, указанные в части 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ.
В ходе рассмотрения дела прокуратурой заявлено ходатайство о восстановлении установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока на подачу заявления об оспаривании бездействия администрации.
До рассмотрения заявления по существу прокуратурой в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлен отказ от требований в части обязания администрации устранить допущенные нарушения законодательства путем размещения в сети "Интернет" на официальном сайте органа местного самоуправления http://zamjanskij-selsovet.ru необходимой для развития малого и среднего предпринимательства информации об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства; о государственном и муниципальном имуществе, включенном в перечни, указанные в части 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 16 июня 2021 года заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным бездействие администрации по длительному непринятию мер по размещению в телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте органа местного самоуправления необходимой для развития малого и среднего предпринимательства информации: о реализации муниципальных программ (подпрограмм); о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства; об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; о государственном и муниципальном имуществе, включенном в перечни, указанные в части 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ, обязал администрацию устранить допущенные нарушения законодательства путем размещения в сети "Интернет" на официальном сайте органа местного самоуправления необходимой для развития малого и среднего предпринимательства информации: о реализации муниципальных программ (подпрограмм); о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В остальной части производство по делу прекращено.
Администрация не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель прокуратуры Астраханской области в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Енотаевского района Астраханской области проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования "Замьянский сельсовет" законодательства, предусматривающего оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
В ходе данное проверки установлено, что органом местного самоуправления в нарушение статьи 19 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ в телекоммуникационной сети "Интернет" не размещена информация о реализации муниципальных программ; о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификации по видам экономической деятельности; сведения об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; сведения о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства, об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства; о государственном и муниципальном имуществе, включенном в перечни, указанные в части 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ.
На сайте администрации муниципального образования "Замьянский сельсовет" в телекоммуникационной сети "Интернет" (https://zamjanskij-selsovet.ru) в разделе "Поддержка предпринимательства" отсутствует информация о поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства.
09.01.2020 прокуратурой Енотаевского района Астраханской области главе администрации внесено представление об устранении выявленных нарушений, по результатам рассмотрения которого должностным лицом администрации в объяснениях сообщено о принятии мер по устранению нарушений закона (т. 1, л.д. 26-29, 31-32).
10.09.2020 прокуратурой Енотаевского района повторно проведена проверка соблюдения администрацией законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, по результатам которой составлен акт проверки сайта администрации от 10.09.2020 (т. 1, л.д. 8).
В ходе проведенной проверки прокуратурой установлено, что сведения предусмотренные частью 2 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ, на официальном сайте не размещены.
Прокуратура Астраханской области, полагая, что администрацией допущено незаконное бездействие, выразившееся в неразмещении в сети "Интернет" на официальном сайте информации, предусмотренной частью 2 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ, обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, установив, что администрацией допущено незаконное бездействие, выразившееся в неисполнении возложенной на нее законом обязанности по размещению соответствующей информации на официальном сайте органа местного самоуправления, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно пункту 25 части 1 статьи 15, пункту 28 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) создание условий для содействия развитию малого и среднего предпринимательства отнесено к вопросам местного значения муниципального района.
Статьей 11 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ закреплены полномочия органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, к которым относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе: формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей; анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований; формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности; содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций; образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ одним из основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления являются доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства и открытость процедур оказания поддержки.
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, в том числе гарантийную, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность (часть 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ оказание информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем, официальных сайтов информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети "Интернет" и информационно - телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Частью 2 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ к числу информации, обеспечение которой субъектов малого и среднего предпринимательства является целью создания инфраструктуры их поддержки, отнесены сведения о реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм); о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности; о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства; об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, условиях и о порядке оказания такими организациями поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства; о государственном и муниципальном имуществе, включенном в перечни, указанные в части 4 статьи 18 настоящего Федерального закона; об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; иной необходимой для развития субъектов малого и среднего предпринимательства информацией (экономической, правовой, статистической, производственно-технологической информацией, информацией в области маркетинга), в том числе информацией в сфере деятельности корпорации развития малого и среднего предпринимательства, действующей в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Информация, указанная в части 2 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ, является общедоступной и размещается в сети "Интернет" на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, наделенных отдельными полномочиями в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства в пределах их компетенции, и (или) созданных указанными органами официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети "Интернет" (часть 3 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ).
При этом сведения о числе размещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности, исходя из их значимости, являются с учетом требований статьи 11 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ элементами анализа финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований, следовательно, размещение именно этих сведений также отнесено к полномочиям органа местного самоуправления.
Таким образом, предусматривая обязательное наличие такой информации на сайте органа местного самоуправления, законодатель имел в виду необходимость ее использования для оценки экономической ситуации на конкретной территории как субъектами малого и среднего предпринимательства, так и непосредственно органами местного самоуправления для осуществления полномочий в этой сфере.
Из изложенного следует, что обязанность по опубликованию и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в сети "Интернет" информации, указанной в части 2 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ, возложена на органы власти всех уровней, в том числе на органы местного самоуправления.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отклонил довод администрации о том, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями размещать на официальных сайтах соответствующую информацию, и не получают достоверные и актуальные данные от субъектов малого и среднего предпринимательства.
Вопреки доводам администрации в части 3 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ определена компетенция органов местного самоуправления органов в сфере информационной поддержки данных субъектов.
При этом содействие развитию малого и среднего предпринимательства является одним из полномочий поселения по вопросам местного значения, что следует из пункта 28 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ.
В части 3 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ предусмотрена возможность размещения требующейся информации в сети "Интернет", в том числе на официальных сайтах органов местного самоуправления
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ) органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии у администрации обязанности по размещению предусмотренных частью 2 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ сведений на официальном сайте органа местного самоуправления в телекоммуникационной сети "Интернет" (http://zamjanskij-selsovet.ru).
Доказательств исполнения органом местного самоуправления указанной обязанности в полном объеме материалы дела не содержат.
Суд апелляционной инстанции также соглашается с выводами суда первой инстанции в части удовлетворения ходатайства прокуратуры о восстановлении предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока на обращение в суд с заявлением о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании незаконным решения, действия (бездействий) органа власти может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом
В пункте 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе" разъяснено, что применительно к части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации течение срока подачи прокурором заявления об оспаривании ненормативного правового акта, затрагивающего интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы, начинается со дня издания такого акта. Пропущенный прокурором срок подачи заявления об оспаривании ненормативного правового акта может быть восстановлен судом по ходатайству прокурора, если причины пропуска срока были уважительными, в частности, если прокурор до истечения указанного срока или в иной разумный срок предпринимал меры прокурорского реагирования для выявления и устранения нарушений прав неопределенного круга лиц или иных публичных интересов либо не имел возможности, действуя в пределах своих полномочий, выявить указанные нарушения в установленный срок.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 N 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений и действий (бездействия) - незаконными, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений, и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании.
Судом первой инстанции установлено, что первоначально по выявлению допущенного администрацией нарушения Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ прокуратурой главе администрации муниципального образования "Замьянский сельсовет" внесено представление от 09.01.2020 об устранении нарушений законодательства об общих принципах, организации местного самоуправления, законодательства в сфере развития малого и среднего предпринимательства, после чего между администрацией и прокуратурой велась переписка по вопросу устранения выявленных нарушений.
10.09.2020 после проведения повторной проверки соблюдения органом местного самоуправления требований Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ установлено неисполнение администрацией своих обязанности в полном объеме.
Заявление о признании незаконным бездействия администрации подано прокуратурой Астраханской области 28.10.2020.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии уважительных причин пропуска прокуратурой срока на обращение в суд, в связи с чем установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно восстановлен судом.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные прокуратурой требования и признал оспариваемое бездействие администрации незаконным, обязал орган местного самоуправления устранить допущенные нарушения путем размещения на официальном сайте в телекоммуникационной сети "Интернет" (http://zamjanskij-selsovet.ru) предусмотренные Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ сведения.
Суд апелляционной инстанции находит, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Доводы администрации не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
В части прекращения производства по делу, в связи с частичным отказом прокуратуры от заявленных требований, апелляционная жалоба доводов не содержит.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 16 июня 2021 года по делу N А06-10107/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
Е.В. Пузина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-10107/2020
Истец: Первый заместитель прокурора Астраханкой области
Ответчик: Администрация муниципального образования "Замьянский сельсовет"
Третье лицо: Арбитражный суд Астраханской области, Двенадцатый Арбитражный апелляционный суд