город Ростов-на-Дону |
|
01 сентября 2021 г. |
дело N А32-47907/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 сентября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рымарь Р.В.,
при участии:
от ФГБУ "Санаторий РОП РФ "Электроника": Феоктистовой Е.В. по доверенности от 10.03.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Федерального государственного бюджетного учреждения "Санаторий работников органов прокуратуры Российской Федерации "Электроника"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 28.05.2021 по делу N А32-47907/2020
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Санаторий работников органов прокуратуры Российской Федерации "Электроника"
к управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: индивидуального предпринимателя Шунина Игоря Сергеевича, общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "Арсенал", общества с ограниченной ответственностью "Монтажник", индивидуального предпринимателя Рябкова Алексея Михайловича, общества с ограниченной ответственностью "Противопожарный Центр - Калуга"
об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Санаторий работников органов прокуратуры Российской Федерации "Электроника" (далее - ФГБУ "Санаторий РОП РФ "Электроника", учреждение) обратилось с заявлением в Арбитражный суда Краснодарского края к управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - антимонопольный орган, УФАС по Краснодарскому краю) о признании недействительным предписания от 22.10.2020 N 539 по делу N 023/06/54.3-5291/2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель Шунин Игорь Сергеевич (далее - ИП Шунин И.С.), общество с ограниченной ответственностью Строительная компания "Арсенал" (далее - ООО СК "Арсенал"), общество с ограниченной ответственностью "Монтажник" (далее - ООО "Монтажник"), индивидуальный предприниматель Рябков Алексей Михайлович (далее - ИП Рябков А.М.), общество с ограниченной ответственностью "Противопожарный Центр - Калуга" (далее - ООО "Противопожарный Центр - Калуга").
Решением суда первой инстанции от 28.05.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что правомерность, законность и обоснованность вынесения оспариваемого предписания доказана антимонопольным органом.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГБУ "Санаторий РОП РФ "Электроника" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что ФГБУ "Санаторий РОП РФ "Электроника" в описание объекта закупки конкурса (приложение N 1 к разделу 2 документации), с учетом требований ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ), включило товар, поставляемый заказчику и принимаемый к бухгалтерскому учету. В описании отсутствует товар, используемый при оказании услуг, объем которого невозможно определить, такой как - расходные материалы, необходимые для оказания услуг по контракту. ФГБУ "Санаторий РОП РФ "Электроника" ранее предоставлялся ответ на запрос по разъяснению документации и вышеназванный ответ на запрос был размещен в ЕИС - товар, указанный в документации будет приниматься к бухгалтерскому учету по акту. На участие в закупке было подано 4 заявки, что свидетельствует об однозначном понимании участниками закупки условий оказания услуг в рассматриваемой части. В соответствии с ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре. Согласно извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме для закупки от 29.09.2020 N 0318100060820000089 дата и время окончания подачи заявок - 14.10.2020 09:00. Жалоба на положения документации при проведении закупки подана заявителем 15.10.2020 - жалоба подана по истечении срока подачи жалобы. ИП Шунин И.С. участником закупки не является и не может являться. УФАС по г. Москве 24.04.2020 заявитель жалобы - ИП Шунин И.С. был включен в реестр недобросовестных поставщиков. В силу п. 5 части 11 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения в случае, если жалоба подана участником закупки, информация о котором, включена в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В отзыве на апелляционную жалобу УФАС по Краснодарскому краю просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От УФАС по Краснодарскому краю, ООО "Монтажник", ООО СК "Арсенал" поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие лица, участвующего в деле.
В отзывах на апелляционную жалобу ООО "Монтажник" и ООО СК "Арсенал" поддерживают позицию ФГБУ "Санаторий РОП РФ "Электроника".
В судебном заседании представитель ФГБУ "Санаторий РОП РФ поддержал "Электроника" доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Иные лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, ФГБУ "Санаторий РОП РФ "Электроника" (заказчик) проводился открытый конкурс в электронной форме: "Оказание услуг (работ) по техническому обслуживанию и содержанию в технически исправном состоянии оборудования и инженерных систем ФГБУ "Санаторий РОП РФ "Электроника" в 2021 году".
ИП Шунина И.С. обратился в УФАС по Краснодарскому краю с жалобой на действия ФГБУ "Санаторий РОП РФ "Электроника" при проведении названной закупки.
Предприниматель считает, что учреждением нарушены положения Закона о контрактной системе.
По результатам рассмотрения жалобы ИП Шунина И.С. УФАС по Краснодарскому краю приняло решение от 22.10.2020 N 1793/2020 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (т. 1 л.д. 102).
Указанным решением жалоба ИП Шунина И.С. признана необоснованной. По результатам внеплановой проверки в действиях ФГБУ "Санаторий РОП РФ "Электроника" признало нарушение ч. 3 ст. 7, ч. 4 ст. 54.4 Закона о контрактной системе; выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе. Материалы дела переданы для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
УФАС по Краснодарскому краю вынесла предписание от 22.10.2020 N 539 по делу N 023/06/54.3-5291/2020 (1793/2020-КС) о нарушении законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Названным актом ФГБУ "Санаторий РОП РФ "Электроника" предписано: устранить нарушение ч. 3 ст. 7, ч. 4 ст. 54.4 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения закупки и назначить новую дату рассмотрения заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием, а также разместить в единой информационной системе (далее - ЕИС) информацию об отмене протоколов; уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, об отмене протоколов, о новой дате рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, а также о необходимости внесения обеспечения заявки; рассмотреть заявки, поданные участниками закупки до окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме и в отношении которых участниками закупки внесено обеспечение, в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе с учетом решения от 22.10.2020, а именно: при рассмотрении заявок не учитывать положения приложения к Разделу 2 "Описание объекта закупки" "Требования к техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товаров (материалов) используемых для оказания услуг"; осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 22.10.2020.
Рассматриваемое предписание надлежит исполнить ФГБУ "Санаторий РО РФ "Электроника" в течение 10-ти рабочих дней со дня его размещения в ЕИС; в срок до 20.11.2020 представить в УФАС по Краснодарскому краю доказательства исполнения предписания.
Считая незаконным предписание, ФГБУ "Санаторий РОП РФ "Электроника" оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 6 Постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:
1) планирования закупок товаров, работ, услуг;
2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт);
4) особенностей исполнения контрактов;
5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
Согласно статье 8 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1).
В УФАС по Краснодарскому краю поступила жалоба ИП Шунина И.С. на действия ФГБУ "Санаторий РОП РФ "Электроника" при проведении открытого конкурса в электронной форме: "Оказание услуг (работ) по техническому обслуживанию и содержанию в технически исправном состоянии оборудования и инженерных систем ФГБУ "Санаторий РОП РФ "Электроника" в 2021 году". Управлением жалоба признана необоснованной.
По результатам внеплановой проверки действия ФГБУ "Санаторий РОП РФ "Электроника" признаны нарушающими положения ч. 3 ст. 7, ч. 4 ст. 54.4 Закона о контрактной системе. Учреждению выдано предписание от 22.10.2020 N 539.
В соответствии с требованиями п. 1 ч. 4 ст. 54.4 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать согласие участника открытого конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки)
Предметом рассматриваемых торгов выступают "услуги (работы) по техническому обслуживанию и содержанию в технически исправном состоянии оборудования и инженерных систем ФГБУ "Санаторий РОГТ РФ "Электроника" в 2021 году".
Заказчиком установлены требования к заявке по указанию конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в Разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об открытом конкурсе в электронной форме, и указание на товарный знак (при наличии).
Вместе с тем, если при оказании услуги (работ) материалы (строительные, расходные, иные) не передаются заказчику отдельно, а только используются в составе результата работ, участнику, руководствуясь положениями п.1 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, в первой части заявки достаточно дать только согласие на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией с применением программно-аппаратных средств электронной площадки.
Поскольку в настоящем случае оказываются услуги (работы) по техническому обслуживанию и содержанию, то заказчик не в праве требовать от участника закупки указания в заявке конкретных показателей товаров.
В зависимости от предмета торгов используется тот или иной материал, в данном случае достаточно только согласия участника закупки на выполнение работ, оказание услуг.
Доводы ФГБУ "Санаторий РОП РФ "Электроника" о том, что в описание объекта закупки конкурса, с учетом требований ст. 33 Закона о контрактной системе, включен товар, поставляемый заказчику и принимаемый к бухгалтерскому учету, а также о том, что 4 поданные заявки свидетельствуют об однозначном понимании участниками закупки условий оказания услуг, отклоняются судебной коллегией, поскольку указанное противоречит вышеназванным требованиям и не может являться основанием для признания требований законными.
Ссылка учреждения на то, что жалоба ИП Шунина И.С. должна быть возвращена без рассмотрения, поскольку он включен в реестр недобросовестных поставщиков, участником закупки не является и жалоба подана по истечении срока подачи, отклоняется апелляционной инстанцией поскольку правонарушения ФГБУ "Санаторий РОП РФ "Электроника" были выявлены УФАС по Краснодарскому краю в ходе внеплановой проверки, а указанная жалоба признана необоснованной.
На основании изложенного, в удовлетворении требований о признании незаконным предписания судом первой инстанции обоснованно отказано, поскольку формирование требования в оспариваемом предписании осуществлялось на основании решения от 22.10.2020, не отмененного и не признанного незаконным.
Доводы апелляционной жалобы учреждения, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.05.2021 по делу N А32-47907/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-47907/2020
Истец: ФГБУ "Санаторий работников органов прокуратуры Российской Федерации "Электроника", ФГБУ РОП РФ САНАТОРИЙ ЭЛЕКТРОНИКА
Ответчик: Управление Федеральной Антимонопольной службы по КК, Управление Федеральной антимонопольной службы по Кранодарскому краю
Третье лицо: ИП Рябков А. М., ООО "Монтажник", ООО "Противопожарный Центр - Калуга", ООО "Монтажник", ООО "Противопожарный Центр - Калуга", ООО СК "Арсенал", ООО Строительная компания "Арсенал", Шунин И. С.
Хронология рассмотрения дела:
15.12.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-12695/2021
12.10.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12869/2021
01.09.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12869/2021
28.05.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-47907/20