г. Москва |
|
01 сентября 2021 г. |
Дело N А41-281/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 сентября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Иевлева П.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бабаян Э.К.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы администрации Можайского городского округа Московской области и Комитета по управлению имуществом администрации Можайского городского округа Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 24.06.2021 по делу N А41-281/21 по заявлению СНТ "Васильки" к администрации Можайского городского округа Московской области о признании, третьи лица: СНТ "Энергетик", СНТ "Парус 2", Комитет по управлению имуществом администрации Можайского городского округа,
при участии в заседании:
от СНТ "Васильки" - Васильев Д.А. по доверенности от 11.12.2020;
от администрации Можайского городского округа Московской области - Демин А.А. по доверенности от 11.01.2021;
от Комитета по управлению имуществом администрации Можайского городского округа Московской области - Переслегин А.А. по доверенности от 05.07.2021;
от СНТ "Энергетик" - извещено, представитель не явился;
от СНТ "Парус 2" - извещено, представитель не явился;
УСТАНОВИЛ:
СНТ "Васильки" (далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, с учетом ходатайства в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации Можайского городского округа Московской области (далее - заинтересованное лицо, администрация) о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 25.11.2020 N 6659/01-13, в принятии имущества в муниципальную собственность; обязании в течение 2-х месяцев с даты вступления решения суда в законную силу принять в муниципальную собственность автомобильную дорогу, расположенную от автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Тетерино-Машкино-Поречье" до границ СНТ "Васильки".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют СНТ "Энергетик", СНТ "Парус 2", Комитет по управлению имуществом администрации Можайского городского округа (далее - комитет).
Решением Арбитражного суда Московской области от 24.06.2021 по делу N А41-281/21 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционных жалобах администрация и комитет просят решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представители администрации и комитета в судебном заседании поддержали доводы апелляционных жалоб.
Представитель товарищества в судебном заседании возражал против доводов апелляционных жалоб, по основаниям, изложенным в отзыве на них, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Апелляционные жалобы рассмотрены в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей СНТ "Энергетик", СНТ "Парус 2".
Изучив апелляционные жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
В обоснование заявления товарищество ссылается на то, что проезд к территории СНТ "Васильки" возможен по единственной подъездной дороге, существующей с момента образования товарищества (1970-е годы). Указанная дорога также используется для проезда к иным населенным пунктам - СНТ "Энергетик", СНТ "Парус 2".
В 2019 году товарищество обратилось в Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области с заявлением о включении дороги в Перечень автомобильных дорог к СНТ, требующих ремонта дорожного покрытия в 2020 году.
В ответ Министерство в письме от 29.07.2019 N 23Исх-10315 сообщило, что дорога не является объектом муниципальной собственности в связи с чем, выполнить ремонт не представляется возможным. Одновременно, Министерство сообщило, что администрации Можайского городского округа Московской области было дано поручение осуществить мероприятия по принятию дороги в муниципальную собственность, после чего дорога будет включена в Перечень автомобильных дорог к СНТ, требующих ремонта дорожного покрытия в 2020 году.
05.08.2019 товарищество обратилось к Главе Можайского городского округа Московской области с заявлением о предоставлении информации относительно сроков проведения и окончания процедуры принятия дороги в муниципальную собственность Можайского городского округа.
В ответе от 13.11.2019 N 6163/01-27 администрация уведомила СНТ о том, что принятие дороги в муниципальную собственность в 2019-2020 годах не планируется.
В октябре 2020 года товарищество обратилось в администрацию с заявлением об осуществлении мероприятий по принятию дороги в состав муниципальной собственности Можайского городского округа Московской области.
В письме от 25.11.2020 N 6657/01-13 администрация сообщила о невозможности принятия дороги в состав муниципальной собственности в связи с тем, что дорога не отвечает признакам капитальности и не является объектом недвижимости.
Полагая отказ незаконным, СНТ "Васильки" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению ввиду следующего.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно части 1 статьи 5 Закона N 257-ФЗ все дороги в зависимости от их назначения делятся на: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения - автодороги поселения, муниципального района или городского округа; 4) частные автомобильные дороги.
В зависимости от вида разрешенного использования автомобильные дороги подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги не общего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц (части 2, 3 статьи 5 Закона N 257-ФЗ).
В соответствии с частью 9 статьи 5 Закона N 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Частью 10 статьи 5 Закона N 257-ФЗ предусмотрено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог.
Как верно указал суд первой инстанции, по смыслу приведенных положений автомобильная дорога общего пользования местного значения - это автомобильная дорога в границах населенных пунктов поселения либо муниципального района, либо городского округа, не отнесенная к автодорогам общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частным автодорогам.
Проанализировав положения Закона N 257-ФЗ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что законом не установлено критериев отнесения дорог к дорогам местного значения (городского и сельского поселений либо муниципального района). Такое отнесение осуществляется по остаточному принципу. К автодорогам местного значения относятся дороги, не относящиеся ни к одной из остальных трех групп, указанных в части 1 статьи 5 Закона N 257-ФЗ.
Согласно п. 1 статьи 13 Закона N 257-ФЗ утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления (органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов) в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, подъездная дорога к СНТ "Васильки" не включена в перечень дорог федерального или регионального значения, не является частной собственностью. Доказательств обратного администрацией не представлено.
Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции также установил, что дорога пролегает за территорией СНТ "Васильки" (фактически соединяя территории улично-дорожной сети и территорию различных населенных пунктов, в т.ч. товарищества), в связи с чем, не может быть отнесена и к общей собственности членов СНТ "Васильки".
Поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционный суд исходит из того, что дорога используется не только жителями товарищества, но и жителями иных населенных пунктов (СНТ "Энергетик", СНТ "Парус 2"), сотрудниками экстренных служб (скорая помощь, полиция, противопожарные службы и т.д.), что нашло отражение в письме администрации от 07.07.2016 N 2У96/к, по результатам выездного обследования сотрудниками администрации Можайского муниципального района Московской области в 2016 году, в связи с чем, в силу п. 3 ст. 5 Закона N 257-ФЗ является дорогой общего пользования.
На основании изложенного, в силу буквального толкования положений Закона N 257-ФЗ дорога находится в муниципальной собственности Можайского городского округа Московской области и должна быть принята в состав муниципального имущества.
Ссылка администрации на то, что принятие в собственность подразумевает передачу существующего объекта недвижимости от одного к другому, несостоятельна, поскольку не влияет на правильность выводов суда первой инстанции.
Доводы апелляционных жалоб о том, что спорная дорога не создана как объект недвижимости на земельном участке, отведенном для строительства такого объекта недвижимости, с соблюдением соответствующих градостроительных норм и правил, не введена в эксплуатацию в установленном порядке, а кроме того, само по себе использование терминов "автодорога", "подъезд" не свидетельствует о том, что спорный объект относится к автомобильным дорогам в понятии, установленном п. 1 ст. 3 Закона N 257-ФЗ, подлежат отклонению апелляционным судом по следующим основаниям.
Нормативные документы, действовавшие в период выделения земли товариществу (1980-е годы), предполагали обязательное наличие подъездных дорог к территории, использующейся для организации садоводческих объединений.
Так, согласно п. 2.8 МВСН 43-85. Застройка территорий садоводческих товариществ, здания и сооружения. Нормы проектирования" (утверждены Приказом Госгражданстроя СССР от 11.12.1985 N 404) при количестве индивидуальных земельных участков на территории садоводческого товарищества более 50 на территорию следует предусматривать не менее 2 въездов.
Пунктом 2.7 того же документа установлено, что подъезды, соединяющие территорию садоводческого товарищества с дорогами общего пользования, а также проезды на территории садоводческого товарищества должны иметь покрытие низшего типа из грунтов, улучшенных различными местными материалами, согласно требованиям СНиП П-Д.5-72.
Указанное предполагает обязательное наличие как минимум одной подъездной дороги.
Из письменных пояснений третьего лица СНТ "Энергетик" усматривается, что в 1980 году ВГПИИНИИ "Сельэнергопроект" был создан проект планировки и застройки коллективного сада ЭНЕРГЕТИК. Проект предусматривал также создание подъездной автодороги к коллективным садам Можайских электрических сетей "Мосэнерго" в Можайском районе N 09545-II-5. Впоследствии подъездная дорога была создана и введена в эксплуатацию, используется по настоящее время.
Спорная дорога является грунтовой, укрепленной местными материалами, что соответствует требованиям ВСН 43-85. и СНиП И-Д.5-72, действовавшим в период ее создания.
Указанная дорога создана в 1980-х годах, согласно данным интернет-портала Retromap.ru в 1990 году уже была нанесена на карту "1990 Карта СССР" в качестве подъездной дороги к садовым участкам (коллективным садам).
В подтверждение указанных доводов товариществом в материалы дела представлены соответствующие доказательства (разрешительная документация, нормативные акты, карты-схемы).
С учетом изложенного, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о незаконном отказе администрации в принятии дороги в муниципальную собственность.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (пункт 2 статьи 201 АПК РФ).
Учитывая изложенное выше, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционных жалоб, при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителей апелляционных жалоб, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Несогласие заявителей апелляционных жалоб с оценкой установленных судом обстоятельств по делу не свидетельствует о неисследованности материалов дела судом и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 24.06.2021 по делу N А41-281/21 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-281/2021
Истец: САДОВОДЧЕСКОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО "ВАСИЛЬКИ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МОЖАЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ МОЖАЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, САДОВОДЧЕСКОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО "ПАРУС 2", САДОВОДЧЕСКОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО "ЭНЕРГЕТИК"