г. Москва |
|
31 августа 2021 г. |
Дело N А40-242524/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: Никифоровой Г.М., Мухина С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Хвенько Е.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.05.2021 по делу N А40-242524/20 по заявлению ДГИ города Москвы
к Управлению Росреестра по г. Москве
третьи лица: ИП Виноградов А.Р., ИП Липанов А.А., ИП Айтжанов С.Д., Госинспекция по недвижимости
о признании незаконным уведомления,
при участии в судебном заседании:
от истца - Шавловский И.К. по доверенности от 29.12.2020 N 33-Д-1684/20;
от ответчика - Фокина Н.С. по доверенности от 11.01.2021 N Д-7/2021;
от третьих лиц: от ИП Виноградова А.Р. - не явился, извещен;
от ИП Липанова А.А. - не явился, извещен;
от ИП Айтжанова С.Д. - не явился, извещен;
от Госинспекция - не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества г. Москвы (заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (ответчик, Управление) о признании незаконным уведомления от 19.08.2020 N 77/017/255/2020-7374.
Решением от 25.05.2021 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель Департамента возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Согласно материалам дела, между Департаментом и индивидуальными предпринимателями Виноградовым А.Р., Липановым А.А., Айтжановым С.Д. заключен договор аренды со множественностью лиц на стороне арендатора от 30.03.2010 N М-03-034691, в редакции дополнительных соглашений от 06.06.2017, 09.12.2019 земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005003:1004 с адресным ориентиром: г. Москва, ул. 3-я Парковая, вл. 41А, стр. 16 сроком до 11.02.2057.
Договор зарегистрирован в установленном порядке 17.12.2014 запись N 77-77-14/005/2010-060.
Земельный участок предоставлен арендаторам для эксплуатации административного здания в соответствии с установленным разрешенным использованием земельного участка.
На вышеуказанном земельном участке расположено нежилое здание площадью 1586,7 кв.м с кадастровым номером 77:03:0005003:1066 и адресным ориентиром: Москва, ул. 3-я Парковая, Д.41А, стр.16.
Данное здание находится в общей долевой собственности ИП Виноградова А.Р., ИП Липанова А.А., ИП Айтжанова С.Д.:
- N 77-77/003-77/003/001/2016-2419/4 от 01.09.2016 (действует);
- N 77-77/003-77/003/001/2016-2419/3 от 01.09.2016 (действует);
- N 77-77/003-77/003/001/2016-2419/2 от 01.09.2016 (действует).
В соответствии с п. 76 протокола заседания Градостроительно-земельной комиссии города Москвы от 12.09.2019 N 25 (решение ГЗК) приняты решения о принятии к сведению выявление факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка по адресу: ул. Парковая 3-я, влд. 41А, стр. 16 (кадастровый N 77:03:0005003:1004), на котором расположен объект капитального строительства (назначение - административно-складское) общей площадью 1 586,7 кв.м, в т.ч. новое строительство - 951,2 кв.м.
В соответствии с решением ГЗК Департаментом осуществлен расчет штрафных санкций, применяемых к ИП Айтжанову С.Д., ИП Липанову А.А., ИП Виноградову А.Р. за изменение технико-экономических показателей объекта недвижимого имущества, расположенного на земельном участке и оформлено дополнительное соглашение от 09.12.2019 к договору аренды от 30.03.2010 N М-03-034691 предусмотрев в нем обязанность арендаторов по оплате штрафных санкций.
Правообладателями объекта недвижимости штрафные санкции оплачены в полном объеме.
Согласно п. 6.2. решением ГЗК (протокол от 12.09.2019 N 25 п. 76) Департаменту поручено оформить дополнительное соглашение к договору аренды от 30.03.2010 N М-03-034691 на уточненную площадь объекта недвижимости.
Во исполнение указанного решения Департаментом оформлено дополнительное соглашение от 02.03.2020 к договору аренды от 30.03.2010 N М-03-034691 на уточненную площадь объектов недвижимости, а именно раздел 1. "ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА И ЦЕЛЬ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УЧАСТКА" дополнен п. 1.6 следующего содержания: "1.6 На участке расположено нежилое трехэтажное здание площадью 1586,7 кв.м по адресу: г. Москва, ул. Парковая 3-я, влд. 41А, стр. 16".
В целях государственной регистрации, дополнительное соглашение от 02.03.2020 было направлено в Управление.
По итогам рассмотрения указанного заявления Управлением направлено уведомление от 27.04.2020 о приостановлении действий по государственной регистрации.
Уведомлением от 19.08.2020 N 77/017/225/2020-7374 было отказано в осуществлении действий по государственной регистрации дополнительного соглашения от 02.03.2020.
Причиной приостановления государственной регистрации, а затем отказа в государственной регистрации послужили данные кадастра недвижимости, согласно которым здание выходит за пределы предоставляемого в аренду земельного участка, а также поступление из Госинспекции по недвижимости информации о наличии факта незаконного размещения объекта на земельном участке.
Не согласившись с оспариваемым решением Управления, Департамент обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, ввиду следующего.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав предусматривает проведение правовой экспертизы документов, представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на предмет наличия или отсутствия установленных Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
На основании ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (п. 1 ст. 9 Закона N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Согласно пункту 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом или иными федеральными законами.
Отказывая в регистрации дополнительного соглашения от 02.03.2020 по причине поступления из Госинспекции по недвижимости информации о наличии факта незаконного размещения объекта на земельном участке, Управлением не учтено следующее.
Согласно абзацу 1 раздела 1 Постановления Правительства Москвы от 16.11.2010 N 1019-ПП "О создании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы", ГЗК создана для оперативного решения вопросов в области градостроительной деятельности, инвестиционной деятельности, земельных отношений, осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства, проведения работ по сохранению недвижимых объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия.
В соответствии с п. 2.2 приложения 1 к Постановлению N 1019-ПП одной из основных функций ГЗК является рассмотрение и принятие решений о нарушении условий использования земельного участка и/или нарушении условий договора аренды земельного участка при возведении на этом участке объекта капитального строительства, в отношении которого зарегистрировано право частной собственности, имеются положительное заключение экспертизы проектной документации, согласование об утверждении архитектурно-градостроительного решения и техническое заключение об удовлетворительном состоянии несущих конструкций объекта и возможности его дальнейшей эксплуатации без угрозы жизни и здоровью граждан.
В рассматриваемом случае на заседании ГЗК от 12.09.2019 N 25 п. 76 рассматривался вопрос о законности размещения на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0005003:1004 объекта недвижимости с кадастровым номером 77:03: 0005003:1066
При этом ГЗК принято решение о применении штрафных санкций по факту самовольного строительства на земельном участке по адресу: ул. 3-я Парковая, влд. 41А, стр. 16. Во исполнения указанного решения Департаментом были оформлены дополнительное соглашение от 09.12.2019 (зарегистрировано в установленном порядке) и дополнительное соглашение от 02.03.2020.
Согласно сведениям из ЕГРН в границах земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005003:1004 с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Парковая 3-я, д. 41а, строен. 16 расположено нежилое здание с кадастровым номером 77:03:0005003:1066 площадью 1 586,7 кв. м.
Учитывая изложенное, сведения о площади здания с кадастровым номером 77:03:0005003:1066, указанные в п. 1.6 Дополнительного соглашения от 02.03.2020 не противоречат актуальным сведениям, внесенным в ЕГРН.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод Управления о том, что здание с кадастровым номером 77:03:0005003:1066 выходит за пределы предоставляемого в аренду земельного участка, ввиду следующего.
Статьей 11.9 ЗК РФ установлены требования к образуемым и измененным земельным участкам, согласно п. 6 которой образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
При этом, земельный участок с кадастровым номером 77:03:0005003:1004 сформирован и 23.10.2009 поставлен на государственный кадастровый учет.
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости пересечение границ земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005003:1004 с границами здания с кадастровым номером 77:03:0005003:1066 отсутствует.
Земельный участок с кадастровым номером 77:03:0005003:1004 является уточненным.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет с проведением необходимых кадастровых работ; границы земельного участка определены с нормативной точностью, действовавшей на момент проведения межевания.
Таким образом, пересечение границ земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005003:1004 с границами здания с кадастровым номером 77:03:0005003:1066 по адресу: г. Москва, ул. Парковая 3-я, д. 41а, строен. 16 отсутствует, земельно-правовые отношения оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства и не противоречат указанным нормам.
Условия дополнительного соглашения от 02.03.2020 к договору аренды от 30.03.2010 N М-03-034691 не противоречат требованиям действующего законодательства и не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц.
При таких обстоятельствах, основания, препятствующие государственной регистрации Дополнительного соглашения от 02.03.2019, отсутствуют.
Кроме того, как верно отмечено судом первой инстанции, ранее Управлением Росреестра уже были зарегистрированы дополнительные соглашения от 06.06.2017, 09.12.2019 к договору аренды 30.03.2010 N М-03-034691. При этом оснований для отказа в государственной регистрации указанных соглашений Управлением Росреестра не усматривалось.
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение Управления является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
На основании пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных Департаментом требований суд первой инстанции правомерно обязал Управление устранить нарушение прав и законных интересов Департамента городского имущества города Москвы в течение десяти дней с даты вступления в законную силу решения, путём осуществления государственной регистрации дополнительного соглашения от 02.03.2020 к договору аренды от 30.03.2010 N М-03-034691.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, заявителем на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.05.2021 по делу N А40-242524/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-242524/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: Айтжанов Сергей Джолдасбекович, Виноградов Андрей Рудольфович, Липанов Андрей Алексеевич