г. Пермь |
|
31 августа 2021 г. |
Дело N А60-9343/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 августа 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Савельевой Н.М., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя,общества с ограниченной ответственностью "Вычугжанин",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 14 мая 2021 года
по делу N А60-9343/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вычугжанин" (ИНН 6686125555, ОГРН 1206600027413)
к Министерству агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области (ИНН 6662078828, ОГРН 1026605396817)
о признании недействительным решения от 04.12.2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Вычугжанин" (далее - заявитель, ООО "Вычугжанин", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство) о признании недействительным решения от 04.12.2020 об отказе в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 14 мая 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование жалобы ее податель приводит доводы о том, что выводы суда ошибочны и не соответствуют обстоятельствам дела. Отмечает, в данном случае больница пгт. Малышева имеет обособленную территорию, таким образом, замер границ прилегающих территории должен быть произведен от выхода с обособленной территории. Заявитель считает, что при замерах Администрация Малышевского городского округа и Министерство необоснованно не учитывала имеющуюся обособленную территорию больницы, а также не учитывала расстояние, проходящее внутри торгового центра до непосредственно торговой точки. Указывает, что исходя из сведений кадастровой карты, объект недвижимости, расположенный по адресу пгт. Малышева, ул. Тимирязева, д. 13 "А", имеет разрешенное использование для размещения объектов розничной торговли, согласно публичной кадастровой карты, здание является отдельно стоящим торговым центром. Обращает внимание, что соискателем лицензии в торговой точке по улице Комсомольская дом 1 в городе Новоуральске Свердловской области была установлена контрольно - кассовая техника; об исполнении данной обязанности свидетельствуют выданные карточки регистрации контрольно - кассовой техники N 0004 8317 4103 4851 от 22 октября 2020 года. По мнению апеллянта, обществом приняты все меры по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в части применения контрольно-кассовой техники при розничной продаже алкогольной продукции.
Министерство с жалобой не согласно по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, при этом в порядке ч. 2 ст. 156 АПК РФ Министерство письменно уведомило суд о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "Вычугжанин" для получения специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельного вида деятельности - розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания 19 октября 2020 года обратилось в Министерство с заявлением о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в обособленном подразделении: 624286, Свердловская область, пгт. Малышева, ул. Тимирязева д. 13а (далее также магазин N 1); 624132, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Комсомольская д. 1 (далее также магазин N 2).
Вместе с представленным заявлением по форме соискателем лицензии представлены: Копия Устава ООО "Вычугжанин", Копия Свидетельства о постановке на учет ООО "ВЫЧУГЖАНИН"; Оригинал платежного поручения от N 12 об уплате госпошлины; Копия документа, подтверждающего наличие уставного капитала ООО "ВЫЧУГЖАНИН" (справка); Копия договора аренды от 10.06.2020 года Комсомольская д. 1 Новоуральск, Тех. паспорт нежилое помещение Комсомольская д. 1 Новоуральск, оригинал, Справка N 411 от 13.08.2020 г., оригинал, Копия договора аренды от 28.06.2020 Тимирязева 13А, пгт. Малышева д., Копия дополнительного соглашения от 06.07.2020, Копия акта - приема передачи помещения Тимирязева 13А, пгт. Малышева; Тех. паспорт нежилое помещение Тимирязева 13А, пгт. Малышева, оригинал; Справка N 411 от 13.08.2020 г., оригинал; доверенность от ООО "Вычугжанин" N 1-15 от 15.06.2020 г., оригинал.
На основании приказа от 06.11.2020 N 06-16-02/291 в отношении общества назначено проведение внеплановой выездной проверки; внеплановая выездная проверка проведена с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- и видеосвязи.
При проведении осмотра объекта установлены несоответствия заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 14.1, 16, 19, 20, 25 и 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
В связи с чем, Министерством принято решение от 04.12.2020 об отказе в выдаче лицензии ООО "Вычугжанин" на розничную продажу алкогольной продукции (розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания).
Не согласившись с вынесенным решением, ООО "Вычугжанин" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из законности оспариваемого ненормативного правового акта, отсутствия нарушений прав и законные интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу пунктов 1, 2 и 10 ст. 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" розничная продажа алкогольной продукции подлежит лицензированию; лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений настоящего Федерального закона.
В ст. 19 указанного Федерального закона предусмотрен порядок выдачи (переоформления) лицензий, в том числе на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
В соответствии с п. 4 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах организации общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей (далее - объект общественного питания), вагонах-ресторанах (вагонах-кафе, вагонах-буфетах, вагонах-барах), а также на морских судах и судах смешанного река-море плавания, внутреннего плавания (далее - водные суда), воздушных судах, за исключением случаев, указанных в настоящем пункте.
Организации на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания вправе осуществлять данный лицензируемый вид деятельности в таких объектах общественного питания, как рестораны, бары, кафе, буфеты.
В силу ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в том числе, розничная продажа алкогольной продукции в случае осуществления розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания по одному месту осуществления лицензируемой деятельности, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах организации общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей (далее - объект общественного питания), вагонах-ресторанах (вагонах-кафе, вагонах-буфетах, вагонах-барах), а также на морских судах и судах смешанного река-море плавания, внутреннего плавания (далее - водные суда), воздушных судах, за исключением случаев, указанных в настоящем пункте.
Организации на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания вправе осуществлять данный лицензируемый вид деятельности в таких объектах общественного питания, как рестораны, бары, кафе, буфеты.
Согласно п. 10 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции в городских и (или) сельских населенных пунктах (за исключением алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции), при оказании услуг общественного питания должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные объекты общественного питания по каждому месту осуществления указанной деятельности. Организации, осуществляющие в городских и (или) сельских населенных пунктах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции при оказании услуг общественного питания, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи при оказании услуг общественного питания, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде объект общественного питания, который планируется использовать для оказания услуг общественного питания, по каждому месту осуществления указанной деятельности.
В силу ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в том числе, розничная продажа алкогольной продукции в случае осуществления розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания по одному месту осуществления лицензируемой деятельности, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.06.2013 N 191-ст с 01 января 2015 года введен в действие "Межгосударственный стандарт ГОСТ 31985-2013 "Услуги общественного питания. Термины и определения" (далее - ГОСТ 31985-2013).
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2013 N 1676-ст с 01 января 2016 года введен в действие "Межгосударственный стандарт ГОСТ 30389-2013 "Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" (далее - ГОСТ 30389-2013).
Согласно п. 41 ГОСТ 31985-2013 услуга общественного питания - это результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах.
В силу п. 3.1 ГОСТ 30389-2013 объектом общественного питания является имущественный комплекс, используемый для оказания услуг общественного питания, в том числе изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров, как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг.
В соответствии п. 2 ГОСТ 31985-2013 зал для обслуживания посетителей - специально оборудованное помещение предприятия общественного питания, предназначенное для реализации и организации потребления продукции общественного питания и покупных товаров с организацией досуга или без него. В п. 2 ГОСТ 31985-2013 буфет определен как предприятие общественного питания, находящееся в общественных зданиях, реализующее с потреблением на месте ограниченный ассортимент продукции общественного питания из полуфабрикатов высокой степени готовности, в т.ч. холодные и горячие блюда, закуски, мучные кулинарные, хлебобулочные и кондитерские изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, покупные товары, в т.ч. табачные изделия.
Учитывая специфику продукции, являющейся объектом правового регулирования по данному закону, законодатель установил определенные ограничения, оправдываемые, с одной стороны, целями защиты здоровья населения, его нравственных устоев, а с другой - экономическими (финансовыми) интересами государства и потребностями граждан.
Абзацем вторым пункта 9 статьи 16 Закона N 171-ФЗ установлено, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
В соответствии с абзацем 4 подпункта 10 пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 6 статьи 16, не допускаются на территориях, прилегающих к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность или осуществляющих медицинскую деятельность наряду с основной (уставной) деятельностью на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, за исключением видов медицинской деятельности по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 8 статьи 16 Закона N 171-ФЗ границы прилегающих территорий, указанных в подпункте 10 пункта 2 статьи 16 Закона, определяются с учетом результатов общественных обсуждений органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации.
Правила определения органами местного самоуправления границ, прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (далее - Правила), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1425. В пункте 8 Правил указано, что границы прилегающих территорий определяются в решениях органа местного самоуправления, к которым прилагаются схемы границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта.
Постановлением Главы Малышевского городского округа от 04.08.2020 N 332-ПГ "Об определении расстояния от границ, прилегающих к некоторым организациям и объектам, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории Малышевского городского округа" (далее - Постановление) утвержден Перечень организаций и объектов, на прилегающей территории которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также значения расстояния от границ, прилегающих к некоторым организациям и объектам, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории Малышевского городского округа и определен способ расчета такого расстояния.
Пунктом 13 Приложения N 1 к Постановлению ГАУЗ СО "Малышевская городская больница" внесено в Перечень организаций и объектов, на прилегающей территории которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, при этом значение расстояния для определения прилегающей территории установлено 100 метров.
Согласно подпункту 2 пункта 2 Постановления расчет прилегающей территории осуществляется по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от выхода из здания (сооружения), в котором расположена организация (объект), до входа для посетителей в стационарный торговый объект. При наличии более одного выхода из здания (сооружения), в котором расположена организация (объект), расчет производится с учетом каждого официального утвержденного выхода для посетителей.
Пунктом 4 Постановления установлено, что при расчете расстояния от границ, прилегающих к некоторым организациям и объектам, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории Малышевского городского округа, необходимо использовать Приложение N 2.
Согласно схемы N 13 приложения N 2, утвержденной Постановлением все здание торгового центра, расположенного по адресу: пгт. Малышева, улица Тимирязева, строение 13А, находится на территории, прилегающей к ГАУЗ СО "Малышевская городская больница", на которой розничная продажа алкогольной продукции запрещена.
В соответствии с пунктом 3.2 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ общество предоставило 19.10.2020 вместе с заявлением о выдаче лицензии в том числе ряд документов.
Во исполнение пункта 5 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ документы, представленные заявителем в лицензирующий орган для получения лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, регистрируются и подлежат экспертизе лицензирующим органом.
После регистрации заявления, по результатам экспертизы представленных документов установлены обстоятельства, положенные судом первой инстанции в основу судебного акта.
Предметом проведенной Министерством на основании приказа от 06.11.2020 N 06-16-02/291 внеплановой выездной проверки соискателя лицензии (лицензиата) являются сведения, содержащиеся в представленных заявлении и документах, в целях оценки соответствия таких сведений лицензионным требованиям, установленным Федеральным законом N 171-03.
В соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в 2020 году внеплановые проверки проводятся только с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи.
В ходе выездной проверки с использованием бесплатного программного обеспечения "Skype" для осуществления аудио- и (или) видеосвязи, поддерживающего функцию записи передаваемого изображения и звука, произведен осмотр магазина N 1 и магазина N 2, в результате чего установлено следующее.
По магазину N 1. Осмотр произведен 10.11.2020 в период с 15 часов 11 минут до 16 часов 00 минут. В ходе осмотра нежилого помещения, состоящего из помещений N 1-14, общей площадью 173,7 кв.м., установлено следующее.
Согласно переданному изображению заявленные для целей лицензирования помещения магазина N 1 расположены на первом этаже многоквартирного жилого дома. На фасаде здания, над первым этажом вдоль размещена вывеска "1 литр Фасоль Ваш магазин продуктов".
Под вывеской, расположена входная застекленная дверь, на которой слева размещена табличка с текстом "Фасоль. Режим работы ежедневно 24 часа. ООО "Вычугжанин". Тип объекта: магазин либо бар на табличке не указан. Вход для посетителей является единым как для заявленного магазина, так и для заявленного Обществом для целей лицензирования розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания объекта общественного питания.
Входная дверь с улицы ведет в тамбур (помещение N 1 с назначением тамбур согласно техпаспорту). Из тамбура вход осуществляется в коридор (помещение N 2 с назначением холл согласно техпаспорту).
Коридор магазина и коридор объекта общественного питания (помещения N 2 и N 3 с назначением "холл" согласно техпаспорту) являются единым помещением, физических границ между собой не имеют. Конструктивно обособленный объект общественного питания не выявлен. Из коридора осуществляется вход в торговый зал (помещение N 4 с назначением торговый зал согласно техпаспорту), склад (помещение N 5 с назначением склад согласно техпаспорту), а также в заявленный обществом для целей лицензирования розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания объект общественного питания.
В ходе осмотра вышеуказанных помещений в торговом зале подключена контрольно-кассовая техника, после подключения, в 15 часов 39 минут, представителем ООО "Вычугжанин" Голяшевой О.В. отбит кассовый чек, который продемонстрирован в ходе проверки, согласно которому контрольно-кассовая техника зарегистрирована на ООО "Вычугжанин", а местом расчетов является "Бар "Литр.
Помещение N 7 (санузел для персонала согласно техпаспорту) к осмотру не представлено.
Фактически в границах одного нежилого помещения с кадастровым номером 66:57:0102031:4420 общество предполагает осуществлять два вида деятельности: розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (заявление на лицензирование бара) и розничную продажу алкогольной продукции (заявление на лицензирование магазина).
По магазину N 2. Осмотр произведен 19.11.2020 в период с 14 часов 00 минут до 14 часов 15 минут. В ходе осмотра нежилого помещения, состоящего из помещений N1- 3, 12, общей площадью 92,4 кв.м., установлено следующее.
Согласно переданному изображению заявленные для целей лицензирования помещения магазина N 2 расположены на первом этаже торгового центра.
Проход к помещениям, заявленным обществом для: целей лицензирования осуществляется через помещения торгового центра. Входная дверь из помещений торгового центра ведет в коридор (помещение N 1 с назначением тамбур согласно техпаспорту). Слева по коридору расположены 2 металлические двери (вход в помещения N 2 и N 3 с назначением "помещение" и "склад" согласно техпаспорту). Справа расположен вход в помещение N 13, не являющееся объектом аренды общества. Напротив входа в коридор расположен проход в торговый зал (помещение N 12 с назначением торговый зал согласно техпаспорту). Через помещения магазина, заявленные для целей лицензирования (помещения N 1 и N 12), осуществляется проход в торговые объекты иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в торговом центре.
Помещения N 1 и N 12 фактически являются единым помещением, физических границ между собой не имеют, друг от друга не изолированы, двери отсутствуют. Из помещения N 1 также осуществляется вход в подсобное помещение (помещение N 2 согласно техпаспорту), складское помещение (помещение N 3 с назначением склад согласно технической документации).
Таким образом, судом первой инстанции на основании результатов выездной проверки лицензирующим органом установлено, что в магазине N 1 обществом для целей лицензирования розничной продажи алкогольной продукции и розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания заявлено одно и тоже нежилое помещение с кадастровым номером 66:57:0102031:4420, внутри которого объекты не обособлены, контрольно-кассовая техника общества, установленная в помещении с вышеуказанным кадастровым номером (помещение N 8, помещение N 4), зарегистрирована на объект общественного питания "бар Литр".
Фактически в границах одного нежилого помещения с кадастровым номером 66:57:0102031:4420 общество предполагает осуществлять два вида деятельности: розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (заявление на лицензирование бара) и розничную продажу алкогольной продукции (заявление на лицензирование магазина), что противоречит требованиям пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ, согласно которому запрещена розничная продажа алкогольной продукции в случае осуществления розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания по одному месту осуществления лицензируемой деятельности, если иное не установлено Федеральным законом N 171-ФЗ.
В заявленных обществом для целей лицензирования розничной продажи алкогольной продукции помещениях отсутствует контрольно-кассовая техника, используемая (подлежащая использованию) для этой деятельности.
В представленных обществом документах содержится недостоверная, искаженная, а также неполная информация которая не позволяет установить соответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 16, 26 Федерального закона N 171-ФЗ.
Так назначение помещений по техпаспорту противоречит фактически установленному назначению представленных к осмотру помещений.
По магазину N 2 установлено, что помещения, заявленные обществом для целей лицензирования розничной продажи алкогольной продукции, находятся на территории, прилегающей к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность или осуществляющих медицинскую деятельность наряду с основной (уставной) деятельностью на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, за исключением видов медицинской деятельности по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, на которой розничная продажа алкогольной продукции запрещена.
В представленных обществом документах содержится недостоверная, искаженная, а также неполная информация которая не позволяет установить соответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 16 Федерального закона N 171-ФЗ.
Так, в договоре по магазину N 2 предметом аренды является нежилое помещение площадью 90 кв.м., расположенное на первом этаже здания, при этом местонахождение помещения в здании не идентифицировано.
Согласно заявлению общества о выдаче лицензии, общество планирует осуществлять лицензируемый вид деятельности в помещениях помещения N 1, 2, 3, 12, первый этаж, площадью 90 кв.м.
В техпаспорте по магазину N 2, имеются сведения по помещениям: N1 -коридор (площадь 12,0 кв.м.); N2, 5-11, 13-помещения (площадь 14,3; 7,2; 2,9; 9,4; 11,2; 2,7; 4,4; 1,8; 27,8 кв.м. соответственно); N 3 - склад (площадь 5,2 кв.м.); N4 -туалет (площадь 2,4 кв.м.); N 12 - торговый зал (площадь 60,9 кв.м.); общая площадь 162,2 кв.м. При этом суммарная площадь помещений N 1, 2, 3, 12 из экспликации техпаспорта по магазину N 2 составляет 92,4 кв.м.
На основании изложенного, определить какие конкретно помещения заявлены для целей лицензирования обществом, и имеются ли на них зарегистрированные в установленном порядке право собственности, аренды не представляется возможным.
По результатам внеплановой выездной проверки 02.12.2020 составлен акт, в котором зафиксированы нарушения требований к лицензированию магазинов для целей розничной продажи алкогольной продукции.
Кроме того, апелляционный суд учитывает, что решением Арбитражного суда Свердловской области от 30.03.2021 по делу N А60-4233/2021 факт нахождения магазина, расположенного по адресу: Свердловская область, пгт Малышева, улица Тимирязева, строение 13 А помещения N 1, 2, 3, 12, первый этаж, площадью 90 кв.м, в прилегающей территории к ГАУЗ СО "Малышевская городская больница", на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции, установлен.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2021 по делу N А60-4233/2021 решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.03.2021 оставлено без изменения. Ссылки заявителя на то, что при замерах администрация необоснованно не учитывает расстояние, проходящее внутри торгового центра до непосредственно торговой точки, которая располагается внутри торгового центра (магазин), следовательно, необходимо учитывать расстояние от входа непосредственно в торговую точку до входа на обособленную территорию больницы, правомерно не приняты судом, поскольку подпунктом 2 пункта 2 постановления 332-ПГ установлено, что способ расчета при отсутствии обособленной территории - по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от выхода из здания, в котором расположена организация, до входа для посетителей в стационарный торговый объект, или объект оказывающий услугу общественного питания.
Федеральным законом N 171-ФЗ установлены специальные требования к розничной продаже алкогольной продукции, с которыми коррелируется перечень документов, необходимых для предоставления лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. Рассматриваемые законоположения с достаточной степенью определенности устанавливают требования, выполнение которых обуславливает получение лицензии и, следовательно, не допускает административного усмотрения при решении вопроса об ее выдаче. Предполагается возможность самостоятельной, до подачи заявления, оценки заявителем того, отвечают ли условия его предполагаемой деятельности лицензионным требованиям. Риски, связанные с недостаточной готовностью к осуществлению розничной продажи алкогольной продукции, возлагаются на заявителя (позиция изложена в Постановлении Конституционного суда от 23.05.2013 N 11-П).
Как установлено судами, Министерство действовало в соответствии с действующим законодательством и рамках имеющихся полномочий при принятии решения об отказе в выдаче лицензии от 04.12.2020. Оснований у лицензирующего органа для принятия иного решения не имелось, отказ в выдаче лицензии на продажу алкогольной продукции осуществлен Министерством на основании поступивших в его распоряжение сведений.
Судом первой инстанции полно установлены фактические обстоятельства, явившиеся основанием для вынесения решения Министерства об отказе в выдаче лицензии, тогда как обществом не представлено никаких доказательств в обоснование своей позиции, изложенной как в заявлении, так и в апелляционной жалобе.
Между тем, при оценке доводов заявителя, изложенных в заявлении, суд закономерно принял во внимание, что общество устранило нарушения по магазину N 1 - установило контрольно-кассовую технику, которая зарегистрирована на магазин для осуществления деятельности по розничной продаже алкогольной продукции. Повторное заявление общества от 30.12.2020 рассмотрено Министерством, проведена повторная выездная проверка (приказ от 21.01.2021 N 06-16-02/21), составлен акт 08.02.2021, по результатам чего Обществу 10.02.2021 выдана лицензия регистрационный номер 66РПА0005352 на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции в магазине "Фасоль", расположенном: 624132, Свердловская область, город Новоуральск, улица Комсомольская, дом 1, помещ. 1-6, первый этаж, общая площадь 92,5 кв.м.
Однако, на момент проведения выездной проверки и осуществления мероприятий по проверке документов, представленных соискателем для получения лицензии, несоответствие заявителя лицензионным требованиям в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 14.1, 16, 19, 20, 25 и 26 Федерального закона N 171-ФЗ установлено правомерно.
По мнению апелляционного суда, выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства.
В связи с чем вывод лицензирующего органа о наличии в представленных обществом документах недостоверной информации и несоответствии общества требованиям, установленным Федеральным законом N 171-ФЗ, является обоснованным, подтвержденным материалами дела.
Законный ненормативный акт не может нарушать чьи-либо права.
Оспариваемое решение лицензирующего органа прав и законных интересов общества не нарушает также в связи с тем, что препятствий для обращения заявителя в Министерство вновь, после устранения обществом выявленных нарушений, не имеется.
На основании изложенного, совокупность оснований, указанных в ст. 198, 201 АПК РФ, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, судами первой и апелляционной инстанций не установлена.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для отказа ООО "Вычугжанин" в выдаче лицензии, в связи с чем отсутствуют основания для признании недействительным оспариваемого ненормативного правового акта лицензирующего органа.
Довод общества о недоказанности Министерством того обстоятельства, что общество не соответствовало лицензионным требованиям, суд расценивает как опровергаемый актом осмотра, оспариваемым решением Министерства, а также пакетом документов, представленным самим обществом.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции отклоняются, так как не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права; данным доводам судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка с учетом имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств. Оснований для переоценки установленных судом первой инстанции обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании ст. 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 мая 2021 года по делу N А60-9343/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вычугжанин" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
Н.М. Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-9343/2021
Истец: ООО "ВЫЧУГЖАНИН"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ