г. Москва |
|
13 февраля 2024 г. |
Дело N А40-151219/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.В. Бекетовой,
судей: |
С.Л. Захаровым, В.А. Яцевой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А. Леликовым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Сбондс.Ру"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 26.10.2023 по делу N А40- 151219/23
по заявлению ООО "Сбондс.Ру" (ИНН 7801182940)
к Федеральной антимонопольной службе (ИНН 7703516539),
третье лицо: Министерство финансов Российской Федерации (ИНН 7710168360),
о признании незаконным и отмене решения по делу N 23/44/104/187,
при участии:
от заявителя: |
Черняк А.Я. - по дов. от 15.01.2024; Васильев К.Г. - протокол от 02.08.2022; Земцова В.О. - по дов. от 06.2023 |
от заинтересованного лица: |
Скрида Л.Н. - по дов. от 27.11.2023; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Сбондс.Ру" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене решения ФАС России (далее - заинтересованное лицо, антимонопольным орган) по делу N 23/44/104/187 от 26.05.2023.
Решением суда от 26.10.2023 заявление ООО "Сбондс.Ру" оставлено без удовлетворения.
С таким решением суда не согласилось общество и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы жалобы, заявил устное ходатайство о приобщении к материалам дела письма Минфина России от 18.01.2024, представитель ФАС России поддержал обжалуемое решение суда и возражал против приобщении к материалам дела дополнительных документов.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 121 - 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети интернет в картотеке арбитражных дел по веб-адресу http://kad.arbitr.ru.
В приобщении к материалам дела дополнительных доказательств (письма Минфина России от 18.01.2024, суд апелляционной инстанции отказывает.
Представитель заявителя принимал участие в судебном заседании в суде первой инстанции, данные доказательства не представил, на их существование не сослался, каких-либо процессуальных заявлений не представил. Апелляционная жалоба заявителя в нарушение требований ч. 2 ст. 268 АПК РФ не содержит обоснование невозможности представления указанного дополнительного доказательства в суд первой инстанции.
Признание доказательства относимым и допустимым само по себе не является основанием для его принятия судом апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь нормой ч. 2 ст. 268 АПК РФ с учетом разъяснений п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" не принимает данное дополнительное доказательство.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Апелляционный суд, выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Министерство финансов Российской Федерации представило в ФАС России в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила) информацию об ООО "Сбондс.Ру" для включения в реестр в недобросовестных поставщиков.
По результатам рассмотрения представленной информации, ФАС России приняла решение от 26.05.2023 по делу N 23/44/104/187, которым включила сведения о заявителе в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Не согласившись с указанным решением, посчитав его незаконным, необоснованным и нарушающим права и законные интересы ООО "Сбондс.Ру" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Порядок рассмотрения антимонопольным органом сведений о включении в реестр недобросовестных поставщиков предусмотрен Законом о контрактной системе и постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 1078).
Согласно части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4-6 статьи 104 Закона о контрактной системе, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
В соответствии с пунктом 14 Правил N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил N 1078:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Как следует из материалов дела, Министерством финансов Российской Федерации (далее Заказчиком) 21.04.2023 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по предоставлению доступа к пакету информационно-аналитических услуг, включающему данные о биржевых и внебиржевых котировках по облигациям (номер извещения в ЕИС -0173100000123000006) (далее - Извещение, Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 967 760 руб.
На основании части 1 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, с иным участником закупки (далее - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если Законом о контрактной системе не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с Законом о контрактной системе, обязаны подписать контракт в порядке, установленном статьей 51 Закона о контрактной системе.
В соответствии с протоколом подведения итогов от 04.05.2023 N ИЭА1 (далее - Протокол подведения итогов) победителем Аукциона признано ООО "Сбондс.Ру" с предложением о цене государственного контракта в размере 967 760 руб.
Пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения обращения, антимонопольным органом установлено, что Заказчиком 10.05.2023 размещен в ЕИС, а также на сайте Оператора электронной площадки проект государственного контракта.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе). При этом такой участник закупки в случаях, предусмотренных статьей 37 Закона о контрактной системе, одновременно предоставляет заказчику информацию и документы, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе.
Подпунктом "а" пункта 2 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в случае наличия разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки.
На основании изложенного, регламентированной датой подписания ООО "Сбондс.Ру" проекта государственного контракта с предоставлением обеспечения исполнения государственного контракта или направления протокола разногласий в ЕИС и на сайте Оператора электронной площадки является 17.05.2023.
Комиссией ФАС России установлено, что ООО "Сбондс.Ру" 17.05.2023 разместило в ЕИС и на сайте Оператора электронной площадки протокол разногласий к проекту государственного контракта.
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, или без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий.
С учетом положений пунктов 2 и 3 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе регламентированной датой размещения проекта государственного контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, или без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, Заказчиком является 19.05.2023.
Антимонопольным органом установлено, что Заказчиком 18.05.2023 размещен в ЕИС и на сайте Оператора электронной площадки проект государственного контракта с учетом замечаний, содержащихся в протоколе разногласий ООО "Сбондс.Ру".
В соответствии с частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 Законом о контрактной системе. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт. Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.
Учитывая изложенное, регламентированным сроком подписания проекта государственного контракта ООО "Сбондс.Ру" в ЕИС и на сайте Оператора электронной площадки является 19.05.2023.
На заседании Комиссии ФАС России представители ООО "Сбондс.Ру" сообщили, что ООО "Сбондс.Ру" в соответствии с Извещением предоставлено обеспечение исполнения государственного контракта, что подтверждается платежным поручением от 22.05.2023 N 844.
Вместе с тем Комиссией ФАС России установлено, что обеспечение исполнения Контракта ООО "Сбондс.Ру" предоставлено за регламентированным сроком подписания проекта государственного контракта.
Пунктом 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе и частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не выполнены требования пункта 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе) и частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 51 Закона о контрактной системе формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации об участнике закупки в Реестр.
Кроме того, антимонопольным органом установлено, что проект государственного контракта ООО "Сбондс.Ру" в регламентированный срок не подписан, а также в регламентированный срок не представлено обеспечение исполнения контракта, в связи с чем Заказчиком 22.05.2023 размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 22.05.2023 N ППУ20 1.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в Реестр включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии антимонопольного органа представители ООО "Сбондс.Ру" пояснили, что проект государственного контракта в регламентированный срок не подписан в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей сотрудника, ответственного за подписание проекта государственного контракта.
При этом, участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения государственного контракта не осуществлены действия, которые могли бы свидетельствовать об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта (доказательств обратного в материалы дела не представлено), в связи с чем информация об ООО "Сбондс.Ру" была обоснованно включена антимонопольным органом в Реестр недобросовестных поставщиков.
Ссылка заявителя на акт о неисправности АРМ от 22.05.2023 из которого следует, что по результатам работ по восстановлению работоспособность компьютера была полностью восстановлена на 19.05.2023 19:00, суд первой инстанции правомерно отклонил, поскольку указанный акт не был представлен в антимонопольный орган при рассмотрении вопроса о включении заявителя в реестр недобросовестных поставщиков. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Более того, учитывая, что регламентированным сроком подписания проекта государственного контракта ООО "Сбондс.Ру" в ЕИС и на сайте Оператора электронной площадки является 19.05.2023, у заявителя имелась возможность подписать указанный контракт с 19:00 19.05.2023 (времени восстановления работоспособности компьютера) по 23:55 (до истечения суток). Однако подписание контракта заявителем осуществлено не было.
Во исполнение положений ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 65 АПК РФ обществом не представлено доказательств обратного, выводы антимонопольного органа не опровергнуты.
На основании положений ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Между тем заявитель не представил доказательств, свидетельствующих о неправомерности выводов антимонопольного органа.
Включение общества в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу общества, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оспариваемое решение ФАС России от 26.05.2023 по делу N 23/44/104/187 о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков является законным, обоснованным и принято в полном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ФАС России исполнила процессуальные обязанности, установленные ч. 5 ст. 200 АПК РФ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что совокупность оснований, необходимая в силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ для удовлетворения требований, отсутствует, в связи с чем требования ООО "Сбондс.Ру" удовлетворению не подлежат.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, не влияют на законное по своей сути обжалуемое решение суда.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.10.2023 по делу N А40- 151219/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-151219/2023
Истец: ООО "СБОНД.РУ", ООО "СБОНДС.РУ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА