г. Красноярск |
|
01 сентября 2021 г. |
Дело N А33-8272/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 сентября 2021 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Парфентьевой О.Ю.,
судей: Петровской О.В., Радзиховской В.В.,
при ведении протокола судебного заседания Ким С.Д.,
при участии: от ответчика - акционерного общества "Норильско-Таймырская энергетическая компания": Фоменко В.Н., представителя по доверенности от 01.01.2020, диплом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства (ИНН 7705598840, ОГРН 1047796366298) на решение Арбитражного суда Красноярского края от 23 июня 2021 года по делу N А33-8272/2020,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к муниципальному учреждению "Управление имущества администрации города Норильска", к акционерному обществу "Норильско-Таймырская энергетическая компания", к муниципальному учреждению администрация города Норильска (далее - ответчики)
- о признании недействительным в силу ничтожности договора аренды земельного участка с КН 84:02:0020206:187 от 31.07.2017 10686 площадью 282 993 м
, из состава категории промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, земельный участок с разрешенным видом использования
энергетика
предоставлен в целях для размещения объектов энергетики, расположенный по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, городской округ город Норильск, городской поселок Снежногорск, территория
Площадка Усть-Хантайской ГЭС
,
7А, заключенный между Управлением имущества Администрации города Норильска и акционерным обществом энергетики и электрификации
Таймырэнерго
ранее, акционерным обществом
Норильско-Таймырская энергетическая компания
ныне (правопреемник после реорганизации в форме присоединения);
- об истребовании из незаконного владения МУ Администрации города Норильска
, МУ
Управления имущества Администрации города Норильска
и акционерного общества
Норильско-Таймырская энергетическая компания
в пользу истца земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, городской округ город Норильск, городской поселок Снежногорск, территория
Площадка Усть-Хантайской ГЭС
,
7А, площадью 164 398 м
, КН 84:02:0020206:187, входящего в состав земельного участка Таймырского лесничества Дудинского участкового лесничества квартал 446 (части выделов 42,50), имеющего каталог координат поворотных точек (поименованных в иске).
Определением от 04.03.2020 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство лесного хозяйства Красноярского края, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю.
Определением от 02.07.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца, привлечено ФГБУ "Рослесинфорг" в лице филиала "Востсиблеспроект".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 31.08.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 16.11.2020 решение Арбитражного суда Красноярского края от 31.08.2020 оставлено без изменений, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.02.2021 решение Арбитражного суда Красноярского края от 31.08.2020 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16.11.2020 в части отказа в признании недействительным в силу ничтожности договора от 31.07.2017 10686 аренды земельного участка с КН 84:02:0020206:187, площадью 282 993 м
отменены. Дело в указанной части направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края. В остальной части обжалуемые судебные акты оставлены без изменения.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 23.06.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, правовой оценкой установленных обстоятельств и представленных доказательств. Заявитель жалобы считает, что судом не обоснованно к спорным правоотношениям применимы положения части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.004 N 172-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". Также ссылается на то, что спорный земельный участок передан в аренду неуполномоченным лицом.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.07.2021 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 25.08.2021.
Ответчики представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы не признал. Просит обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснениями, изложенными в пунктах 14, 15, 16, 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов" путем размещения определения суда о принятии апелляционной жалобы к производству суда, выполненного в форме электронного документа, на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет", явку своих представителей не обеспечили.
18.08.2021 в материалы дела от истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя, которое было рассмотрено и удовлетворено судом апелляционной инстанции.
На основании изложенного, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Российской Федерации на праве собственности принадлежит лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, общая площадь 227 016 970 000 м, адрес объекта: Красноярский край, Таймырский Долгано-Ненецкий автономный округ, Дудинский, Хатангский район, относительно ориентира Южная часть муниципального образования г. Дудинка и территория подведомственная Администрации города и Хатангского р-на,
КН 84:00:0000000:3 (свидетельство о государственной регистрации права от 05.07.2010 24ЕИ 736820).
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 02.07.2002 и от 03.07.2002, на праве собственности за ОАО энергетики и электрификации Таймырэнерго
(ИНН 2449002060) зарегистрированы энергетический производственно-технологический комплекс
Усть-Хантайская ГЭС, общей площадью 1 013 740 м
по адресу: Россия, Красноярский край, пос. Снежногорск, а также сооружение автодорога, вдоль правобережной платины, общей площадью 15 120 м
по адресу: Россия, Красноярский край, пос. Снежногорск.
В соответствии с техническим планом сооружения от 30.08.2013 сооружение - правобережная плотина с КН 24:55:0800001:67 площадью застройки 156 240 м местоположение: Красноярский край, г. Норильск, п.Снежногорск, район площадки Усть-Хантайской ГЭС, сооружение 7, введено в эксплуатацию в 1975 году, расположено в пределах земельных участков с КН 24:55:0800001:33 и 84:02:0020206:187, в том числе площадью застройки 125 078,6 м
- в пределах земельного участка 24:55:0800001:33 (год ввода в эксплуатацию - 2003), площадью застройки 31 161,4 м
- в пределах земельного участка 84:02:0020206:187 (год ввода в эксплуатацию - 1975).
В материалы дела представлен акт приемки в промышленную эксплуатацию государственной комиссией законченной строительством Усть-Хантайской ГЭС на реке Хантайке от 25.09.1975.
Между администрацией города Дудинка (арендодатель) и ОАО энергетики и электрификации Таймырэнерго
(арендатор) подписан договор аренды земельного участка от 05.09.2005
315-05, согласно пункту 1.1 которого арендодатель передает, а арендатор принимает в пользование на условиях аренды земельный участок (Промышленности, транспорта) общей площадью 282 993 м
, расположенный Дудинский район, именуемый в дальнейшем
участок
. Пунктом 1.3 договора предусмотрено, что участок предоставляется для эксплуатации объектов правобережной плотины Усть-Хантайской ГЭС. Договор зарегистрирован, о чем свидетельствует запись от 30.12.2005.
Решениями от 17.06.2010 N 05-0242, от 02.02.2011 N 09-019811 изменены границы между муниципальными образованиями.
В соответствии с распоряжением администрации города Норильска Красноярского края от 28.07.2017 4131 АО
Таймырэнерго
предоставлен на праве аренды земельный участок с разрешенным видом использования
энергетика
с КН 84:02:0020206:187, сформированный из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, который является неотъемлемой частью настоящего договора, площадью 282 993 м
, для размещения объектов энергетики, расположенный по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, городской округ город Норильск, городской поселок Снежногорск, территория
Площадка Усть-Хантайской ГЭС
,
7А, сроком на 49 лет. Управлению имущества администрации города Норильска поручено заключить договор аренды земельного участка, распространив действие договора земельного участка на отношения сторон, возникшие с 09.02.2012.
31.07.2017 Управление имущества Администрации города Норильска (арендодатель) и АО Норильско-Таймырская энергетическая компания
(арендатор) подписали договор
10686, по условиям пунктов 1.1-1.3 которого арендодатель предоставляет арендатору по акту приема-передачи в аренду за плату определенный настоящим договором земельный участок. Земельный участок предоставляется из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, который является неотъемлемой частью настоящего договора, площадью 282 993 м
. Земельный участок с разрешенным видом использования
энергетика
по настоящему договору предоставляется для использования в следующих целях: для размещения объектов энергетики (далее по тексту - объект), расположенный по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, городской округ город Норильск, городской поселок Снежногорск, территория
Площадка Усть-Хантайской ГЭС
,
7А.
Пунктом 1.4 договора установлен срок аренды до 28.07.2066.
Условия настоящего договора распространяются на отношения, возникшие между сторонами до заключения договора, а именно с 09.02.2012 (пункт 1.5 договора).
Согласно акту приема-передачи земельный участок предоставлен арендатору с 09.02.2012 на основании распоряжения администрации города Норильска от 28.07.2017 N 4131 о предоставлении права аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности.
В соответствии с выпиской из ЕГРН от 15.02.2018 земельный участок с КН 84:02:0020206:87 поставлен на кадастровый учет 28.07.2005, вид разрешенного использования - под объекты правобережной плотины, энергетика. 24.01.2018 внесена запись о государственной регистрации права аренды АО энергетики и электрофикации "Таймырэнерго" (ИНН 2449002060), срок действия с 31.07.2017 по 28.07.2066.
Согласно информации о лесном участке от 16.02.2018 лесной участок из состава земель лесного фонда, площадью 16,4 га, целевое назначение: защитные леса, расположенный: Красноярский край, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, Таймырское лесничество, Дудинское участковое лесничество, кварталы: 446 (части выделов 42, 50), расположенный на земельном участке с КН 84:02:0020206:187, является частью земельного участка из состава земель лесного фонда площадью 227 016 970 000 м с КН 84:00:0000000:3, номер учетной записи в государственном лесном реестре
24-0708-2009-10-13622-200, расположенного: Красноярский край, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, Таймырское лесничество. Правообладатель - собственность Российской Федерации, зарегистрировано в ЕГРН 05.07.2010
N 24-24-37/005/2010/251.
В материалы дела представлена копия протокола заседания межведомственной рабочей группы при Управлении Росреестра по Красноярскому краю по приведению в соответствие сведений ЕГРН и ГЛР от 22.11.2017 N 2-МРГ, копия технического плана сооружения и схема границ сооружения.
В материалы дела истцом представлено информационное письмо Филиала ФГБУ "Рослесинфорг "Востсиблеспроект" от 17.02.2020 N 03-70/429 о пересечении земельных участков с КН 84:04:0020201:551, 84:02:0020206:187, 84:02:0010106:15 с землями лесного фонда, а также заключение с каталогами координат пересечений.
По запросу суда в материалы дела представлены копии документов, на основании которых внесены сведения в ЕГРН в отношении объекта недвижимости с КН 24:83:0020206:187 и в отношении объекта недвижимости с КН 84:00:0000000:3.
Полагая, что земельный участок передан в аренду неуполномоченным лицом, истец обратился с исковым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, обоснованно исходил из следующего.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется путем признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.
Пунктом 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Согласно пункту 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В силу статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование. В соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам и иным правовым актам (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Как отмечалось ранее, между ответчиками был заключен договор аренды от 31.07.2017 N 10686 о передаче земельного участка с КН 84:02:0020206:187, сроком до 28.07.2066.
Согласно акту приема-передачи земельный участок предоставлен арендатору с 09.02.2012 на основании распоряжения администрации города Норильска от 28.07.2017 N 4131 о предоставлении права аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности.
Как следует из искового заявления, истец полагает, что спорный земельный участок был передан в аренду неуполномоченным на то лицом.
Земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством (пункт 1 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
По смыслу указанной нормы земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 N 1-П указано, что лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Согласно статье 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие). К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие). Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
На основании подпункта 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения уполномоченных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.
Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование (часть 2 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации).
Лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (пункт 3 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации").
Согласно части 3 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.
В государственном лесном реестре содержится документированная информация, в том числе о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; о лесных участках и об их границах (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 86 Лесного кодекса Российской Федерации в лесном плане субъекта Российской Федерации определяются цели и задачи лесного планирования, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения. К лесному плану субъекта Российской Федерации прилагаются карты с обозначением границ лесничеств, лесопарков, а также зон их планируемого освоения.
Согласно пункту 2.5 Административного регламента исполнения государственной функции по ведению государственного лесного реестра и предоставления государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 31.10.2007 N 282, государственный лесной реестр ведется путем заполнения форм государственного лесного реестра, утвержденных приказом МПР России от 20.07.2007 N 187. Формы заполняются на основе, в том числе лесного плана субъекта Российской Федерации.
В силу части 6 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности.
Частью 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признаются юридически действительными. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно указал, что при отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда земельный участок признается государственным лесным фондом по материалам лесоустройства.
Доказательствами, подтверждающими отнесение спорных земельных участков к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации).
Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 68.2 Лесного кодекса Российской Федерации), подтверждающей фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Определение границ лесных участков категории земель лесного фонда осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству и землеустройству. В результате проведения лесоустройства местоположение границ лесных участков может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов (пункт 3 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В частности, в соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации такие ограничения установлены для земель из состава лесного фонда.
Земельный участок, относящийся к одной категории, не может одновременно являться земельным участком другой категории.
В соответствии со статьями 9, 29 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 209, 125, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, являющимися федеральной собственностью, от имени Российской Федерации осуществляется федеральными органами государственной власти.
Порядок перевода земельных участков из одной категорию в другую, а также состав необходимой документации установлен Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 48 "О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий".
Перевод земельного участка из состава земель лесного фонда возможен только в установленном законом порядке с обязательным согласованием собственника.
Факт нахождения земельного участка с КН 84:00:000000:3 в собственности Российской Федерации, подтверждается материалами дела. При этом указанный земельный участок является лесным участком в составе земель лесного фонда, что подтверждается представленными истцом документами.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции, учитывая указания суда кассационной инстанции, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, исходя и следующего.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.09.2017 N 1795-О, для преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков был принят Федеральный закон от 29.07.2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель". Изменениями, внесенными этим Федеральным законом в статью 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (пункт 5 статьи 7).
Кроме того, в часть 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12. 2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" было внесено изменение, согласно которому в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН; данные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016 (пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ).
Тем самым федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
Частью 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила этой части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
В силу пункта 2 части 6 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ положения части 3 этой статьи не распространяются на земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности или земли иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы.
С учетом изложенного, поскольку арендуемый земельный участок с
КН 84:02:0020206:87 был сформирован и поставлен на кадастровый учет 28.07.2005, предоставлен АО энергетики и электрификации Таймырэнерго
по договору аренды земельного участка от 05.09.2005
315-05, а в последующем на основании распоряжения администрации города Норильска Красноярского края от 28.07.2017
4131 предоставлен АО
Таймырэнерго
по договору от 31.07.2017
10686 для размещения объектов энергетики (стороны распространили действие договора земельного участка на отношения сторон, возникшие с 09.02.2012), следовательно, права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016, при этом на спорном земельном участке на момент его формирования (постановки на кадастровый учет) расположено сооружение - правобережная плотина с КН 24:55:0800001:67 площадью застройки 156 240 м
, местоположение: Красноярский край, г. Норильск, п. Снежногорск, район площадки Усть-Хантайской ГЭС, сооружение 7, введено в эксплуатацию в 1975 году, при этом по данным ЕГРН арендуемый земельный участок отнесен с момента постановки на кадастровый учет к категории - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, постольку суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что рассматриваемой ситуации подлежит применению установленное частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004
172-ФЗ правило о приоритете сведений, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, перед сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре и лесном плане субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы истца о том, что земельный участок с КН 84:02:0020206:187 относится к землям лесного фонда как основанные на неверном толковании действующего законодательства с учетом имеющихся в материалах дела доказательств.
Повторно исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции.
Доводы истца о том, что суд первой инстанции пришел к неверному выводу о применении к спорным правоотношениям части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ, с учетом вышеприведенных норм права, признаются апелляционным судом необоснованными не основании вышеизложенного.
Доводы о том, что спорный земельный участок передан в аренду неуполномоченным лицом, также отклоняются судом апелляционной инстанции, в силу следующего.
Как отмечалось ранее, спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет 28.07.2005 как земли промышленности с присвоением КН 84:02:020206:187, и предоставлен АО "Таймырэнерго" в аренду на основании договора аренды земельного участка от 05.09.2005 N 315-05 (в редакции дополнительного соглашения N 3), заключенного между Администрацией Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и АО "Таймырэнерго" для эксплуатации объектов правобережной плотины Усть-Хантайской ГЭС.
Государственная регистрация договора аренды земельного участка от 05.09.2005 N 315-05 была произведена 30.12.2005 за N 84-24-37/003/2005-520.
В свою очередь, право собственности Российской Федерации на земельный участок с КН 84:00:0000000:3 было зарегистрировано в июле 2010 года.
Таким образом, на момент предоставления земельного участка в аренду, государственная собственность на земельный участок с КН 84:00:0000000:3, в состав которого, по мнению истца, входит спорный земельный участок с КН 84:02:020206:187 для эксплуатации правобережной плотины, не была разграничена.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (в редакции от 22.07.2008) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления.
На основании решения Городского собрания город Дудинка от 17.06.2010 N 05-0242 "О согласовании изменения границ муниципального образования "город Дудинка" и муниципального образования "город Норильск", постановления Таймырского Долгано-Ненецкого районного совета депутатов от 02.02.2011 N 09-0198 "О согласовании изменения границ между муниципальным образованием "Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район" и муниципальным образованием "Город Норильск", Законом Красноярского края от 09.02.2012 N 2-52 "О внесении изменений в закон края "Об установлении границ муниципального образования город Норильск" были изменены границы муниципального образования город Норильск и спорный земельный участок вошел в состав территории муниципального образования город Норильск.
Таким образом, со дня изменения границ муниципального образования город Норильск органы местного самоуправления муниципального образования город Норильск стали уполномоченными органами на распоряжение спорным земельным участком.
В связи с чем, в последующем, между ответчиками был заключен договор аренды земельного участка от 31.07.2017 N 10686, согласно которому спорный земельный участок предоставляется АО "Таймырэнерго" для размещения объектов энергетики, сроком на 49 лет, начиная с 09.02.2012, то есть с даты изменения границ муниципального образования город Норильск.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что доводы жалобы дублируют доводы, приведенные в суде первой инстанции, в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции выполнены указания кассационной инстанции, материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для иной оценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба, по изложенным в ней доводам, удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в связи с чем, вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 23 июня 2021 года по делу N А33-8272/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.Ю. Парфентьева |
Судьи |
О.В. Петровская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-8272/2020
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НОРИЛЬСКА, АО "Норильско-Таймырская энергетическая компания", "Управление имущества администрации города Норильска"
Третье лицо: Министерство лесного хозяйства, МТУ по управлению гос.имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, Управление Росреестра по Красноярскому краю, ФГБУ "Рослесинфорг" в лице филиала "Востсиблеспроект", ФГБУ Филиал "ФКП"
Хронология рассмотрения дела:
01.09.2021 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4732/2021
23.06.2021 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-8272/20
24.02.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-24/2021
16.11.2020 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5404/20
31.08.2020 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-8272/20