г. Челябинск |
|
31 августа 2021 г. |
Дело N А07-14622/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Аникина И.А.,
судей Жернакова А.С., Колясниковой Ю.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Задворных С.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда решение от 22.06.2021 по делу N А07-14622/2019.
Общество с ограниченной ответственностью "НефтеГазТрейдинг" (далее - заявитель, ООО "НефтеГазТрейдинг") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным решения Управления, выраженного в письме N В-1626 от 08.02.2019, об отказе в предоставлении ООО "НефтеГазТрейдинг" в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:55:051004:443; обязании в срок, не превышающий тридцати дней со дня вступления в законную силу настоящего решения, направить в адрес ООО "НефтеГазТрейдинг" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:55:051004:443 (с учетом уточнения требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ПАО "Акционерная Нефтяная Компания "Башнефть", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - третьи лица).
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.02.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан исходя из следующего.
В соответствии с законом Республики Башкортостан от 02.11.2020 N 319-з "О внесении изменений в статью 10.1 Закона Республики Башкортостан "О местном самоуправлении в Республике Башкортостан" (принят Государственным Собранием - Курултаем РБ 29.10.2020), уполномоченным органом управления земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, с 01.01.2021 является Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.06.2021 (резолютивная часть от 15.06.2021) требования удовлетворены в полном объеме (т.3, л.д.32-46).
С решением суда не согласилось Управление (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Полагает, что основания для предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка в собственность отсутствуют. Земельный участок в 6,5 раз превышает площадь расположенного на нем объекта, что является самостоятельным основанием для отказа в предоставлении такого участка в собственность. Кроме того, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, объект с кадастровым номером 02:55:051004:374 является объектом незавершенного строительства. В соответствии с позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2019 N 18-КА19-18, объекты незавершенного строительства, в том числе являющиеся объектами недвижимости, не указаны в статьях 39.3 и 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации наряду со зданиями, сооружениями как объекты, для эксплуатации которых может быть предоставлен земельный участок в собственность без проведения торгов. Собственник объекта незавершенного строительства может приобрести участок в собственность только после окончания строительства и сдачи объекта в эксплуатацию. Также, постановлением администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 1566 от 15.04.2014 ООО "НефтеГазТрейдинг" предоставлен в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 02:55:051004:40 площадью 2812 кв. м для эксплуатации ж/д путей. Таким образом, преимущественное право, предусмотренное пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, было реализовано заявителем.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены посредством размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
От Управления 20.08.2021 посредством информационного ресурса "Мой Арбитр" во исполнение определения суда апелляционной инстанции от 21.07.2021 поступил реестр почтовых отправлений в качестве доказательства направления лицам, участвующим в деле, копии апелляционной жалобы и документов, которые у него отсутствуют.
До судебного заседания от ООО "НефтеГазТрейдинг" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество не согласилось с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, считает, что судом первой инстанции верно установлены все обстоятельства по делу и применены нормы материального права, в связи с чем просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "НефтеГазТрейдинг" является собственником следующего имущества:
- сооружение производственное (ангар), площадь застройки 1464,2 кв. м, адрес объекта: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, кадастровый номер 02:55:051004:372. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке в Едином государственном реестре недвижимости за N 02-04-01/314/2012-035, что подтверждается свидетельством о праве собственности от 14.09.2012 серии 04 АД N 005012 и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Данный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером 02:55:051004:94;
- земельный участок, площадью 28694 кв. м, кадастровый номер 02:55:051004:94 (на участке расположено указанное выше сооружение (ангар) с кадастровым номером 02:55:051004:372), категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации производственной базы. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке в Едином государственном реестре недвижимости за N 02:55:051004:9402/101/20183, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости;
- железнодорожный путь, литера: 1, адрес объекта: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, ст. Уршак инвентарный N : 004, площадь застройки 2 812,0 кв. м, кадастровый номер 02:55:051004:374. Право собственности на железнодорожный путь зарегистрировано в установленном законом порядке в Едином государственном реестре недвижимости за N 02-04-01/314/2012-033, что подтверждается свидетельством о праве собственности от 14.09.2012 серии 04 АД N 005013 и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости;
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости названный объект с кадастровым номером 02:55:051004:374 расположен на земельных участках с кадастровыми номерами 02:55:05104:36, 02:55:05104:60, 02:55:05104:443, 02:55:05104:40;
- земельный участок с кадастровым номером 02:55:051004:40, площадью 2812 кв. м (на участке расположен железнодорожный путь с кадастровым номером 02:55:051004:374) категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации железнодорожного пути, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, городской округ город Уфа, Кировский район, на станции Уршак. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке в Едином государственном реестре недвижимости за N 02-04-01/233/2014818 от 07.07.2014, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.08.2018 по делу N А07-176/2018 признана реестровой ошибкой двойная запись в Едином государственном реестре недвижимости в отношении железнодорожного пути с кадастровым номером 02:55:051004:374. Данным судебным актом из Единого государственного реестра недвижимости исключена запись с кадастровым номером 02:55:051004:300 от 10.07.2013.
В связи с обнаружением ошибок в описании границ объектов, входящих в состав производственной базы, истец обратился к кадастровому инженеру, которым проведено обследование земельных участков, входящих в состав производственной базы, и подготовлен межевой план.
Согласно заключению кадастрового инженера в ходе обследования выявлены ошибки в описании границ земельных участков ООО "НефтеГазТрейдинг" с кадастровыми номерами 02:55:051004:94 (дата постановки на учет - 2008 год, ранее учтенный), 02:55:051004:40 (дата постановки на учет - 2003 год, ранее учтенный), 02:55:051004:36 (дата постановки на учет - 2002 год, ранее учтенный), 02:55:051004:60 (дата постановки на учет - 2004 год, ранее учтенный), 02:55:051004:84 (дата постановки на учет - 2007 год, ранее учтенный). 02:55:051004:443 (дата постановки на учет - 2017 год, учтенный), названные участки смещены в восточную сторону.
В ходе натурного обследования выявлено, что границы земельного участка с кадастровым номером 02:55:051004:94 обнесены забором, на нем расположены производственные строения, он представляет собой единый производственный комплекс.
При выполнении кадастровых (полевых и камеральных) работ выявлено, что имеется реестровая ошибка относительно границ основных земельных участков и их наложение на земельные участки смежных землепользований с кадастровыми номерами 02:55:051004:36, 02:55:051004:443, в связи с чем в межевом плане проведено уточнение всех земельных участков.
В заключении также указано, что постановка учтенного смежного земельного участка 02:55:051004:443 на кадастровый учет в 2017 году (позднее остальных земельных участков) осуществлялась с продолжением смещения, ранее возникшей реестровой ошибки в земельных участках с кадастровым номером 02:55:051004:94, 02:55:051004:40, 02:55:051004:84, 02:55:051004:36, 02:55:051004:60.
Указанная ошибка произошла при неправильной привязке к пунктам ОМС при первичной съемке либо при пересчете координат в актуальную систему координат МСК-02, в связи с чем изменение площади на 4397 кв. м является допустимым в соответствии с земельным законодательством.
Заключение кадастрового инженера также содержит вывод, что фактические уточняемые границы земельного участка существуют более пятнадцати лет, указанный вывод сделан на основании положения части 10 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации), в соответствии с которой фактическими границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В целях устранения реестровых ошибок проведены кадастровые работы и подготовлен межевой план от 10.02.2019, где приведены уточненные координаты характерных точек границ земельных участков ООО "НефтеГазТрейдинг" и смежных с ними.
ООО "НефтеГазТрейдинг" 12.02.2019 обратилось в Управление за согласованием границ земельных участков, приведенных в межевом плане от 10.02.2019. К заявлению были приложены межевой план и CD-диск.
Рассмотрев обращение ООО "НефтеГазТрейдинг", Управление письмом от 12.03.2019 N 4580 отказало в согласовании межевого плана от 10.02.2019, указав, что не представлены в полном объеме необходимые документы. В качестве правового обоснования Управление сослалось на положения пункта 10 статьи 22 Закона о государственной регистрации и пункт 2.12 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Согласование границ земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа город Уфа Республики Башкортостан, и земельных участков, расположенных на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, государственная собственность на которые не разграничена", утвержденного постановлением главы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 30.12.2013 N 6743 (далее - Административный регламент).
Ссылаясь на то, что отказ препятствует устранению выявленных реестровых ошибок во внесудебном порядке, общество обратилось в суд иском в рамках дела N А07-8014/2019.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.11.2019 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал наличие реестровых ошибок в отношении шести земельных участков, признал недействительными сведения о местоположении их границ, установил границы спорных земельных участков по указанным истцом координатам характерных точек. В части требования о признании незаконным решения Управления об отказе в оказании муниципальной услуги, содержащемся в письме от 12.02.2019 N 4580 суд отказал.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2020 решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 25.06.2021 решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.12.2019 по делу N А07-8014/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2020 по тому же делу оставлены без изменения.
В рамках настоящего спора ООО "НефтеГазТрейдинг", ссылаясь на то, что являясь собственником объекта недвижимости - железнодорожный путь, литера: 1, адрес объекта: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, ст. Уршак инвентарный N : 004, площадь застройки 2 812,0 кв. м, кадастровый номер 02:55:051004:374, право собственности на который зарегистрировано в установленном законом порядке в Едином государственном реестре недвижимости за N 02-04-01/314/2012-033, что подтверждается свидетельством о праве собственности от 14.09.2012 серии 04 АД N 005013 и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, обратилось в Управление земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:55:051004:443.
Рассмотрев указанное обращение, письмом N В-1626 от 08.02.2019 Управление отказало в предоставлении ООО "НефтеГазТрейдинг" в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:55:051004:443.
Не согласившись с принятым Управлением решением, считая его не соответствующим действующему законодательству Российской Федерации и нарушающим права и законные интересы общества, последнее обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Признавая требования обоснованными, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, для признания незаконным решения государственного органа, органов местного самоуправления необходимо установить наличие в совокупности двух условий: противоречие оспариваемого решения требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его совершения, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей на дату принятия оспариваемого отказа, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом, федеральными законами. Хотя в данной статье не названы объекты незавершенного строительства, применение порядка выкупа земельных участков под названными объектами возможно в случаях, прямо указанных в законе. К таким случаям, в частности, относится приватизация объектов незавершенного строительства в силу положений пункта 3 статьи 28 Закона о приватизации, а также переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в силу положений пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ.
Данная правовая позиция сформулирована в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2008 N 8985/2008.
В силу пункта 3 статьи 28 Закона о приватизации собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной и муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом. Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка. Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Таким образом, в силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 28 Закона о приватизации заявитель, выкупивший объекты незавершенного строительства в процессе приватизации, имеет право выкупить земельный участок, занятый этим имуществом,
Исходя из правовой позиции, сформулированной в определении Верховного суда Российской Федерации от 30.03.2015 по делу N 310-КГ14-5503, из буквального содержания пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ следует, что до 01.07.2012 продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по льготной цене осуществлялась юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении только ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
Пунктом 2.2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ предусмотрено, что с 01.07.2012 собственники зданий, строений, сооружений приобретают в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по цене, установленной по правилам и в порядке, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 2 данного Федерального закона, в том числе в случае, если в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 01.07.2012 в отношении таких земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды.
Исходя из положений пункта 2.2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ такое право предоставлено не только первым собственникам приватизированных зданий, строений, сооружений, но и всем последующим.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено названной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, регламентирован в статье 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно вступившему в законную силу судебному акту по делу N А07-8014/2019 в ходе рассмотрения спора судом исследованы архивные материалы, поступившие в адрес истца (на 43 листах) из Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан исх. N 17905 от 14.06.2019, и иные материалы, представленные истцом в обоснование своих требований.
В материалах дела имеется решение исполкома Уфимского районного Совета народных депутатов Башкирской АССР от 03.06.1980 N 334 о принятии предложения комиссии о размещении базы Главвостоктрубопроводстроя по изготовлению блочно-комплектных металлоконструкций на землях колхоза "Родина" в районе станции Уршак с последующим занятием 26 га пашни (т. 4, л.д. 16). Комиссия для выбора площадки под строительство завода трубных заготовок Главвостоктрубопроводстроя создана распоряжением Совета Министров Башкирской АССР от 20.02.1980 N 246р.
Заключением Главного государственного инспектора по использованию и охране земель БАСС от 21.07.1980 согласован выбор земельного участка для размещения базы по изготовлению блочно-комплексных устройств и металлоконструкций Главвостоктрубопроводстроя с последующим занятием 26 га пашни совхоза Родина Уфимского района в соответствии с актом комиссии от 05.03.1980.
Решением Уфимского районного совета народных депутатов от 18.05.1982 принято предложение комиссии о размещении площадки для приемки и гнутья труб Главвостоктрубопроводстроя на землях совхоза "Родина" в районе станции Уршак с последующим занятием 5 га пашни.
Постановлением от 09.09.1982 N 509 Совет министров Башкирской АССР согласился с предложением комиссии о выборе площадки для производственной базы в Уфимском районе по третьему варианту с последующим занятием 5 га пашни колхоза "Родина".
В материалах дела имеется план производственной базы и план границ землепользований базы "Уралтрубопроводстрой" на ст. Уршак, согласованный директором фирмы "Уралтрубопроводстрой" 11.05.1993 и начальником управления планировки и застройки 21.02.1993.
Постановлением главы администрации города Уфа N 2257 от 05.08.1996 АО Фирма "Уралтрубопроводстрой" в соответствии со статьей 16 Закона Башкирской ССР "О земельной реформе в Башкирской АССР" передан в аренду на 10 лет земельный участок площадью 26 887 кв. м, находящийся по адресу: ст. Уршак Кировского района.
По состоянию на 14.08.2001 Уфимским городским филиалом ГУП "Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости РБ" составлено техническое описание незавершенного строительства - погрузочные прирельсовые площадки Уралтрубопроводстрой (Главвостоктрубопроводстрой) - подъездной железнодорожный путь.
В дальнейшем в 2004 году незавершенную строительством производственную базу на ст. Уршак в Кировском районе г. Уфы приобрело ОАО "Башкирский инвестиционный дом" (свидетельства о государственной регистрации права 02 АА N 428969, 02 АА N 428970), которое 25.02.2005 обратилось к главе администрации г. Уфы с заявлением N 176 об оформлении земельного участка в долгосрочную аренду.
На основании вышеуказанного письма обществу "Башкирский инвестиционный дом" Главным управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Уфы 21.03.2005 выдано градостроительное заключение по условиям закрепления земельного участка N г3-1150/10 под незавершенный строительством объект - производственную базу и железнодорожный путь.
12.04.2005 землепользователями подписан акт согласования границ - производственного корпуса базы и железнодорожного тупика общества "Башкирский инвестиционный дом". В материалах дела также имеются планы земельных участков площадью 2812 кв. м и 25 596 кв. м с указанием координат и дирекционных углов, утвержденный председателем Горкомзема 13.05.2005 (проверены в электронном виде 14.04.2005).
17.05.2005 Уфимским территориальным управлением Министерства природных ресурсов РБ на основании вышеуказанного градостроительного заключения выдано заключение N 04-03/938 по поводу земельного участка, занимаемого незавершенным строительством объектом - производственной базой и железнодорожным путем на станции Уршак в Кировском районе г.Уфы. Использование земельного участка в прошлом - производственный комплекс: железнодорожный путь, производственное помещение. Уфимское территориальное управление МПР согласовало обществу "Башкирский инвестиционный дом" закрепление земельного участка, занимаемого незавершенным строительством объектом на ст. Уршак в Кировском районе г. Уфы.
Постановлением главы администрации г. Уфы от 26.09.2005 N 4657 обществу "Башкирский инвестиционный дом" предоставлен земельный участок площадью 25 596 кв. м с кадастровым номером 02:55:051004:0057 на ст. Уршак в Кировском районе г. Уфы для завершения строительства производственной базы в аренду сроком на 1 год.
Этим же постановлением обществу "Башкирский инвестиционный дом" предоставлен земельный участок площадью 2 812 кв. м с кадастровым номером 02:55:051004:0040 на ст. Уршак в Кировском районе г. Уфы для завершения строительства железнодорожного пути в аренду сроком на 1 год.
Постановлением главы администрации ГО г. Уфа РБ от 31.03.2006 N 1559 обществу "Башкирский инвестиционный дом" разрешена разработка проекта производственной базы на ст. Уршак в Кировском районе на земельном участке, предоставленном Постановлением главы Администрации г. Уфы от 26.09.2005 N 4657.
Постановлением главы администрации ГО г. Уфа от 28.05.2007 N 3051 принято постановление о предоставлении обществу "Башкирский инвестиционный дом" земельных участков, находящихся на ст. Уршак в Кировском районе ГО г. Уфа РБ.
Названным постановлением утвержден проект границ по перераспределению земельных участков 02:55:051004:0057 и 02:55:051004:0058, находящихся в государственной собственности; утвержден проект границ земельного участка 02:55:051004 (:0057: 0058(Б), образованного в результате перераспределения.
Кроме того, в пункте 3.2 постановления главы администрации ГО г. Уфа от 28.05.2007 N 3051 указаны характеристики земельного участка 02:55:051004 (:0057: 0058(Б): местоположение - ст. Уршак в Кировском районе ГО г. Уфа; категория земель - земли населенных пунктов; площадь - 28 694 кв. м; разрешенное использование - для строительства производственной базы.
В пункте 4.1 постановления главы администрации ГО г. Уфа от 28.05.2007 N 3051 обществу "Башкирский инвестиционный дом" предоставлен земельный участок площадью 2 812 кв. м (кадастровый номер 02:55:051004:0040), ст. Уршак в Кировском районе ГО г. Уфа; категория земель - земли населенных пунктов, занимаемый железнодорожными путями в аренду сроком на 3 года.
Постановлением главы администрации г. Уфа от 27.05.2010 N 2777 обществу "Башкирский инвестиционный дом" в аренду на 3 года предоставлены земельные участки на ст. Уршак: площадью 28 694 кв. м с кадастровым номером 02:55:051004:94 для завершения строительства производственной базы; площадью 2 812 кв. м с кадастровым номером 02:55:051004:40 для завершения строительства железнодорожного пути.
В дальнейшем в связи с приобретением объектов недвижимости обществом "НефтеГазТрейдинг" администрацией ГО г. Уфа 15.04.2014 принято постановление N 1566 о предоставлении истцу земельных участков с кадастровым номером 02:55:051004:94 площадью 28 694 кв. м для эксплуатации производственной базы, а также с кадастровым номером 02:55:051004:40 площадью 2 812 кв. м для эксплуатации железнодорожного пути (т. 7, л.д. 23). Договоры купли-продажи названных земельных участков подписаны в 2017 году.
При исследовании и оценки доказательства по делу N А07-8014/2019, суд пришел к выводу о том, что материалами дела подтверждается факт формирования границ земельных участков, входящих в состав производственной базы на ст. Уршак в Кировском районе в период с мая 1993 года, которыми владели АО фирма "Уралтрубопроводстрой" и общество "Башкирский инвестиционный дом", у которых истец приобрел производственную базу и в настоящее время является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:051004:94, 02:55:051004:40 и 02:55:051004:443 и расположенным на них объектом недвижимости (железнодорожный путь).
Кроме того, согласно техническому паспорту на сооружение (железнодорожный путь), выданному по состоянию на 10.06.2013 Территориальным участком г. Уфы ГУП БТИ Республики Башкортостан, и письму Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору от 19.12.2018 N 39276 железнодорожный путь находится в процессе эксплуатации с 1987 года и является объектом завершенного строительства. Это подтверждает давность исторически сложившихся фактических границ землепользования.
В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Следовательно, факты, которые входили в предмет доказывания, были исследованы и затем отражены в судебных актах по ранее рассмотренному делу, приобретают качество достоверности и не подлежат переоценке до тех пор, пока не отменены или не изменены такие судебные акты.
Преюдиция - это установление судом конкретных фактов, которые закрепляются в мотивировочной части судебного акта и не подлежат повторному судебному установлению при последующем разбирательстве иного спора между теми же лицами. Преюдициальность предусматривает не только отсутствие необходимости повторно доказывать установленные в судебном акте факты, но и запрет на их опровержение.
Под обстоятельствами, которые могут быть установленными, следует понимать обстоятельства, имеющие правовое значение. Правовое значение обстоятельств выявляется и устанавливается в результате правовой оценки доказательств их существования и смысла. Обстоятельства, существование и правовое значение которых установлено с соблюдением определённого законодательством порядка, в случаях, предусмотренных законом, не нуждаются в повторном доказывании и должны приниматься как доказанные.
Для признания судом доказанными обстоятельств, установленных вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, должны соблюдаться следующие условия: преюдициальный характер обстоятельств, установленных вступившим в законную силу решением арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, распространяется лишь на лиц, которые участвовали в этом деле, и на обстоятельства, относящиеся к правоотношениям, исследованным судом при рассмотрении предыдущего дела; преюдиция распространяется на констатацию судом тех или иных обстоятельств, содержащуюся в судебном акте, вступившем в законную силу, если последняя имеет правовое значение и сама по себе может рассматриваться как факт, входивший в предмет доказывания по ранее рассмотренному делу.
Учитывая изложенное, у Управления отсутствовали основания для отказа в предоставлении ООО "НефтеГазТрейдинг" в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:55:051004:443.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
С учетом положений части 8 той же статьи, исполнение решения суда при оспаривании ненормативных правовых актов заключается в неприменении такого правового акта, в случае признания его недействительным.
При выборе правовосстановительной меры арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения. При этом применяемые судом меры должны отвечать определенным критериям, в том числе обеспечивать восстановление права, нарушенного оспариваемыми действиями (актами, решениями), и быть обусловленными существом спора.
Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения и связано с оценкой спорных правоотношений, совокупностью установленных по делу обстоятельств.
Поэтому соответствующий выбор конкретного способа восстановления нарушенного права не ограничивается указанной заявителем мерой. Право выбора способа восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя принадлежит суду. Способ защиты определяется на основании оценки спорных правоотношений, с учетом установленных по делу обстоятельств, и должен быть соразмерен нарушению, отвечать целям восстановления нарушенного права лица, и не должен выходить за пределы, необходимые для его применения.
В настоящем случае заявитель в качестве способа восстановления его нарушенного права указал на необходимость обязать заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возложения на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в срок, не превышающий тридцати дней со дня вступления в законную силу настоящего решения, направить в адрес ООО "НефтеГазТрейдинг" проект договора купли продажи земельного участка с кадастровым номером 02:55:051004:443.
Суд апелляционной инстанции полагает избранный заявителем способ устранения нарушений его прав и законных интересов соответствующим предмету заявленных требований и восстановительным целям такой меры, в связи с чем требования заявителя в данной части также правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, не содержат фактов, влекущих отмену судебного акта, и подлежат отклонению апелляционным судом.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы, в связи с чем, вопрос о распределении судебных расходов за рассмотрение апелляционной жалобы судом не рассматривается.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда решение от 22.06.2021 по делу N А07-14622/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А. Аникин |
Судьи |
А.С. Жернаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-14622/2019
Истец: ООО "НЕФТЕГАЗТРЕЙДИНГ"
Ответчик: Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Третье лицо: Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ПАО "Акционерная Нефтяная Компания "Башнефть", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан