г. Киров |
|
02 сентября 2021 г. |
Дело N А29-2448/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 сентября 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой С.С.,
судей Кононова П.И., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Подлевских А.Г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Расчетный Долговой Центр"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 18.05.2021 по делу N А29-2448/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Расчетный Долговой Центр" (ОГРН 1141101003328; ИНН 1101150445)
к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ОГРН 1171101008297; ИНН 1101160027)
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Расчетный Долговой Центр" (далее - заявитель, Общество, ООО "Расчетный Долговой Центр") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным отказа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - ответчик, Министерство) в выдаче разрешения на включение участка "Язель 3" в Перечень участков местного значения, выраженного в письме от 07.12.2020 N 01-06/17764 Т.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 18.05.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя, включение участка "Язель 3" в Перечень участков недр местного значения не должно ставиться в зависимость от получения согласования от органов местного самоуправления, поскольку запрашиваемый участок находился исключительно на территории лесного фонда, согласование по которому должно осуществятся самим Министерством.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу опровергло доводы жалобы, считает решение суда законным и обоснованным и не усматривает оснований для его отмены.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 07.07.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 08.07.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о принятии апелляционной жалобы.
Стороны явку представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "Расчетный Долговой Центр" обратилось в Министерство с заявлением от 20.02.2020 N 28 о включении участка недр "Язель 3" вПеречень участков недр местного значения с целью поиска и оценки месторождений строительного песка и песчано-гравийной смеси, указав, что разведанные запасы на данном участке отсутствуют (л. д. 16).
Согласно справке Коми республиканского фонда геологической информации от 16.06.2020 N 389/20, представленной в Министерство, на участке недр "Язель-3" находится месторождение строительного песка "Язель-1" с общими запасами 258,5 тыс. куб. м (л. д. 62-63).
В письме от 08.09.2020 N 01-06/14056 Министерство предложило Обществу рассмотреть два варианта:
- участок "Язель 3" включить в Перечень участков недр местного значения в заявленных границах, однако предоставить его в пользование по результатам аукциона;
- либо исключить из участка "Язель 3" площадь месторождения строительного песка "Язель-1" и предоставить участок без проведения аукциона (л. д. 56).
В письме от 14.09.2020 N 107 Общество просило организовать аукцион по месторождению "Язель-1", а также предоставить оставшуюся площадь участка "Язель 3" за исключением площади месторождения строительного песка "Язель-1" в пользование для геологического изучения без проведения аукциона (л. д. 60).
В письмом от 29.09.2020 N 01-06/14056 Т Министерство указало на необходимость предоставления карты-схемы и результатов согласований с органами местного самоуправления в Республике Коми и правообладателями земельных участков в соответствии с пунктом 20.1 Положения о пользовании участками недр местного значения на территории Республики Коми, утвержденного приказом Минприроды Республики Коми от 17.06.2020 N 1045 (далее - Положение N 1045) (л. д. 17).
ООО "Расчетный Долговой Центр" обратилось в Министерство с заявлением от 17.11.2020 N 125 о включении участка "Язель 3" в Перечень участков недр местного значения для геологического изучения с целью поиска и оценки месторождений строительного песка и песчано-гравийной смеси с приложением схемы расположения участка, письма администрации муниципального района "Сыктывдинский" (л. д. 64).
В письме от 11.11.2020 N 01-18/4615, направленном администрацией муниципального района "Сыктывдинский" Обществу, указано, что рассматриваемый участок находится в непосредственной близости к п. Язель (сельское поселение "Часово"). В результате проведенного опроса большая часть местного населения (сельских поселений "Зеленец" и "Часово") высказалась против включения в Перечень участков недр местного значения участка "Язель-3", ввиду чего администрация не согласовывает включение данного участка в проект Перечня участков недр местного значения (л. д. 18).
Письмом от 07.12.2020 N 01-06/17764 Т Министерство отказало ООО "Расчетный Долговой Центр" во включении обозначенного участка в Перечень участков недр местного значения на основании пункта 20.1 Положения N 1045 (л. д. 14).
Не согласившись с названным отказом Министерства, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Отношения, возникающие в области использования и охраны недр, урегулированы положениями Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
Согласно пункту 9 части 1 статьи 4 Закона о недрах установление порядка пользования участками недр местного значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях.
В пункте 7.1 статьи 4 Закона о недрах определено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относится подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.
В соответствии с пунктом 6 статьи 10.1 Закона о недрах основанием возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении такого права.
В силу статьи 23 Закона о недрах основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, в том числе соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами (пункт 1).
Порядок предоставления участков недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, для разведки и добычи полезных ископаемых, для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, порядок пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 18 Закона о недрах).
Приказом Минприроды Республики Коми от 17.06.2020 N 1045 утверждено Положение о пользовании участками недр местного значения на территории Республики Коми, которым, среди прочего, регламентирован порядок предоставления в пользование участков недр местного значения.
Согласно подпункту 1 пункта 17 Положения N 1045 предоставление в пользование участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, осуществляется в отношении включенных в Перечень участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые (далее - Перечень), утверждаемый уполномоченным органом, для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых за счет собственных (или привлеченных) средств заявителя.
Перечень формируется уполномоченным органом на основании поступивших письменных заявлений о включении участка недр местного значения в Перечень в целях, указанных в пункте 17 настоящего Положения (пункт 19 Положения N 1045).
В пункте 20 Положения N 1045 приведен список сведений, которые должно содержать заявление о включении в Перечень предлагаемого участка недр местного значения.
В соответствии с абзацем 2 пункта 20.1 Положения N 1045 к заявлениям о включении участков недр местного значения в Перечень, предлагаемым для целей, указанных в подпунктах 1 - 3 пункта 17 настоящего Положения, прилагаются результаты согласований использования земельных участков с заинтересованными лицами, в том числе органами местного самоуправления в Республике Коми (в том числе в части соблюдения социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование).
Пунктом 24 Положения N 1045 предусмотрены основания для отказа во включении предлагаемого участка недр местного значения в Перечень, к числу которых подпунктом 1 отнесено представление документов, не соответствующих по содержанию требованиям пунктам 20 и 20.1 настоящего Положения, подпунктом 3 отнесен отказ заинтересованного лица, указанного в пункте 20.1 настоящего Положения, в согласовании использования земельных участков в заявленных целях.
Как следует из материалов дела, ООО "Расчетный Долговой Центр" обратилось в Министерство с заявлением от 17.11.2020 N 125 о включении участка "Язель 3" в Перечень участков недр местного значения для геологического изучения с целью поиска и оценки месторождений строительного песка и песчано-гравийной смеси, приложив к заявлению письмо администрации муниципального района "Сыктывдинский".
Согласно письму администрации муниципального района "Сыктывдинский" от 11.11.2020 N 01-18/4615 она не согласовывает включение данного участка в проект Перечня участков недр местного значения, так как рассматриваемый участок находится в непосредственной близости к п. Язель (сельское поселение "Часово"), и в результате проведенного опроса большая часть местного населения (сельских поселений "Зеленец" и "Часово") высказалась против включения в Перечень участков недр местного значения участка "Язель-3".
На основании изложенного Министерство, руководствуясь пунктом 20.1 Положения N 1045, правомерно отказало ООО "Расчетный Долговой Центр" во включении участка "Язель 3" в Перечень участков недр местного значения.
Оснований для иных выводов при имеющем место правовом регулировании и обстоятельствах настоящего дела апелляционный суд не имеет.
Довод заявителя о том, что включение участка "Язель 3" в Перечень участков недр местного значения не должно ставиться в зависимость от получения согласования от органов местного самоуправления, поскольку запрашиваемый участок находился исключительно на территории лесного фонда, согласование по которому должно осуществятся самим Министерством, обоснованно отклонен судом первой инстанции как противоречащий положениям законодательства Республики Коми, действовавшего на момент обращения Общества с заявлением о включении участка "Язель 3" в Перечень участков недр местного значения (17.11.2020) и на момент вынесения Министерством оспариваемого отказа (07.12.2020).
В силу изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о правомерности позиции заявителя, в этой связи отклоняются как не влияющие на правильность принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Республики Коми от 18.05.2021 по делу N А29-2448/2021 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы составляет 1500 рублей и в соответствии со статьей 110 АПК РФ относится на заявителя.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы уплачена Обществом на общую сумму 3000 рублей, в этой связи на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации заявителю следует возвратить из федерального бюджета 1500 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 18.05.2021 по делу N А29-2448/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Расчетный Долговой Центр" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Расчетный Долговой Центр" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 09.06.2021 N 174.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
С.С. Волкова |
Судьи |
П.И. Кононов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-2448/2021
Истец: ООО "Расчетный Долговой Центр"
Ответчик: Министерство Природных Ресурсов и Охраны Окружающей Среды Республики Коми
Третье лицо: Арбитражный суд Республики Коми, Павлов Роберт Андреевич, Павлов Роберт Андреевич (представитель истца)