г. Москва |
|
02 сентября 2021 г. |
Дело N А40-39161/21 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи В.Р. Валиева,
рассмотрев апелляционную жалобу
ОАО "РЖД" на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 02 июня 2021 года, принятое судьей Козловским В.Э., в порядке упрощенного производства по делу N А40-39161/21, по исковому заявлению ПАО "ПГК" к ОАО "РЖД" о взыскании
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ПАО "ПГК" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к ОАО "РЖД" о взыскании в качестве возмещения убытков в размере 439 958,00 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 02 июня 2021 года исковые требования удовлетворены.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в порядке главы 29 АПК РФ.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что решение суда первой инстанции законно.
Истец возражал против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, представил отзыв.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
На станции Великие Луки Октябрьской железной дороги текущим ремонтом были отремонтированы вагоны N N 52103439, 53291803, 50144435, 54571120, 50928720, 52051059, 50966100.
Вагоны N N 53291803, 50144435, 54571120, 50928720, 52051059, 50966100 отцеплены в ремонт в пути следования по накладным NN 25013976, 24905117, 16089404, Б0267733, 25185778, 25276890.
Вагон N 52103439 прибывал на станцию Торопец под погрузку, не погружен, направлен в ремонт на станцию Великие Луки по накладной N ЭТ088847, стоимость перевозки вагона в ремонт составила 1 999,00 рублей.
Текущий отцепочный ремонт вагонов произведен Ответчиком на основании договора N ТОР-ЦДИЦВ/83/АО-ДД/В-760/17 от 22.11.2017 (приложение N 13). Стоимость текущего отцепочпого ремонта вагонов подтверждается актами выполненных работ, расчетно-дефектными ведомостями (приложения N 6-12). Истец оплатил Ответчику стоимость текущего отцепочпого ремонта вагонов, что подтверждается копиями платежных поручений N 319 от 27.02.2018. N 461 от 23.03.2018. N 669 от 25.04.2018 (приложение N 15).
Перечень вагонов, у которых выявлены повреждения колесных пар, сведения о ремонте и его стоимости, а также ущерб АО "ПГК", возникший по причине обнаружения ползунов/выщербин колесных пар.
В процессе ремонта из-под вагонов были выкачены неисправные колесные пары.
В адрес вагонного депо Новосоколышки была направлена телеграмма N 119/1303 от 10.04.2018, письмо Nб/н от 30.03.2018 на вызов представителя для проведения осмотра колесных пар.
В адрес начальника Октябрьской дирекции инфраструктуры были направлены письма N АО-ИД/ФСПб/ФДВ-26/18, N АО-ИД/ФСПб/ФДВ-34/18 с просьбой направить уполномоченных представителей для осмотра колесных пар. Стоимость направления телеграммы - 392,00 рубля.
Колесные пары вагонов N N 52103439, 54571120 на станции Великие Луки были осмотрены представителем АО "ПГК" и ОАО "РЖД" с оформлением акта осмотра с фотоматериалом. У осмотренных колесных пар выявлены ползуны и ползуны, на месте которых образовались выщербины.
Колесные пары, выкаченные из-под вагонов N N 53291803, 50144435, 54571120, 52051059, 50966100, осмотрены представителем АО "ПГК" в одностороннем порядке, так как представитель ОАО "РЖД" для осмотра не явился.
Для проведения ремонта вагонов за счет АО "ПГК" были поставлены исправные колесные пары. Услуги по перевозке были оказаны по договору N АО-ДД/ФСПб-ИР-70/16 от 14.03.2016 (приложение N 16). Стоимость перевозки колесных пар к месту ремонта подтверждается актами выполненных работ, заявками на перевозку груза, пересылочными ведомостями, транспортными накладными (приложения N 17-21). Истец оплатил стоимость услуги по автоперевозке запасных частей, что подтверждается копией платежного поручения N 967 от 15.06.2018 (приложение N 22). Затраты АО "ПГК" на перевозку колесных пар составили 19 075,00 руб., исходя из расчета:
Выкаченные при ремонте вагонов колесные пары были отправлены в ремонт. Колесные пары были отремонтированы за счет АО "ПГК" по договору N ДД/В-876/14 от 30.12.2014 (приложение N 23), что подтверждается актами выполненных работ, расчетно-дефектными ведомостями, счетами-фактурами, актами приема-передачи материальных ценностей в (из) производство (приложения N 24-32). Истец оплатил стоимость ремонта запасных частей, что подтверждается копиями платежных поручений N 618 от 16.04.2018, N 1001 от 19.06.2018 (приложение N 33). Затраты АО "ПГК" на ремонт колесных пар составили 114 450,00 руб.
Из-за наличия на поверхности катания колесных пар дефектов (ползунов/выщербин) в процессе ремонта была произведена их обточка, в результате которой колесные пары утратили свою первоначальную стоимость и технические характеристики в связи с уменьшением толщины обода. Толщина обода колесных пар после обточки указана в актах приема-передачи материальных ценностей в (из) производство (в приложениях N 24-32). Уменьшение стоимости колесных пар составило 212 050.00 руб.
Согласно Классификатору ИТМ1-В Министерства путей сообщения, введенному в действие с 01 января 1979 года, классификация ползунов, выщербин отнесена к "повреждениям" в результате скольжения (юза) колеса по рельсу.
Под ползуном (дефектом поверхности катания) понимается скольжение (юз) колеса по рельсу, вызывающее местное истирание металла.
Причинами такого повреждения как "ползун" являются неправильное управление тормозами локомотива, ненормальная эксплуатация подвижного состава, что подтверждается также заключениями Уральского и Омского государственных университетов путей сообщения от 05.08.2015, 15.09.2015.
Образование выщербин связано с несвоевременным выявлением образования ползунов на поверхности колесной пары. Выщербины по светлым пятнам, ползунам - местное разрушение в виде выкрашивания металла поверхности катания колеса. Основные причины возникновения: выкрашивание участков поверхности катания, образующихся в результате закалки металла при скольжении заклиненных колесных пар по рельсам. Такое скольжение возможно вследствие неисправности тормозных приборов, нарушения правил регулировки рычажной передачи, неправильное управление тормозами локомотива.
В соответствии со ст. 20 ФЗ от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик, то есть Ответчик.
Согласно п. 2.5.2. Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов)" "ЦВ-ЦЛ-408, утвержденной 22.05.2009 на 50-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ. все вагоны перед подачей под погрузку должны предъявляться работниками железнодорожной станции к техническому обслуживанию. Вагоны, требующие ремонта е отцепкой от состава, после разметки осмотрщиками и выдачи на них уведомления формы ВУ-23-М (ВУ-23) средствами станции подаются на специализированные пути, оснащенные необходимыми технологическими устройствами. Определение технического состояния и пригодности ходовых частей, колесных пар, буксового узла, рамы вагона, тормозного оборудования, автосцепного устройства грузовых вагонов производится работниками железнодорожной станции.
В силу п. 2.5.3. Инструкции запрещается подавать вагоны под погрузку без предъявления к техническому обслуживанию и записи в книге формы ВУ-14 о признании их технически исправными.
Согласно пункту 1 приложения N 5 к "Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации", утвержденным Приказом Министерства транспорта РФ от 21 декабря 2010 г. N 286, ответственными за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава, являются владельцы железнодорожного подвижного состава, работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие.
Истец, как владелец железнодорожного подвижного состава, обеспечивает содержание подвижного состава в исправном техническом состоянии путем заключения с вагонными ремонтными предприятиями договоров на текущий отцепочиый и плановый (деповской или капитальный) ремонт вагонов.
Перевозку вагонов и обслуживание при перевозке вагонов тормозного оборудования локомотивов и вагонов осуществляет перевозчик (ОАО "РЖД").
Ответчик принял вагоны Истца к перевозке, что подтверждается транспортными железнодорожными накладными. Следовательно, в момент принятия вагонов к перевозке указанные вагоны были исправны.
В процессе перевозки на изначально исправных колесных парах возникли повреждения -ползуны на поверхности катания, в связи с чем вагоны были отцеплены в текущий отцепочный ремонт.
Следовательно, ОАО "РЖД" повредило вагоны собственности АО "ПГК" посредством неправильной эксплуатации.
В соответствии с распоряжением ОАО "РЖД" N 562р от 30.03.2007 "Об утверждении Положения о порядке технической передачи (приема) вагонов на железнодорожные пути необщего пользования и контроля за сохранностью вагонного парка" предписано исключить прием с путей необщего пользования поврежденных вагонов без оформления акта о повреждении вагона формы ВУ-25.
Кроме того, этим распоряжением возложена персональная ответственность на начальников железнодорожных станций и ВЧДЭ, при которой поврежденные сторонней организацией вагоны должны оставаться на ее ответственности до момента подписания актов формы ГУ-23 и ВУ-25.
Для устранения повреждений, связанных с причинением вреда имуществу, истец понес убытки, которые складываются из следующих затрат: 1 999,00 руб. - затраты на перевозку в ремонт вагона N 52103439: 91 992,50 руб. - затраты на текущий ремонт вагонов; 19 075, 00 руб. - затраты на поставку исправных колесных пар в вагоноремонтное предприятие; 114 450.00 руб. - затраты на ремонт колесных пар: 212 050.00 руб. - уменьшение стоимости колесных пар в результате обточки: 392, 00 руб. -стоимость направления телеграммы. Общая сумма убытков истца составила 439 958,50 руб.
В рамках досудебного порядка урегулирования спора Истец направил Ответчику претензии о возмещении убытков: N АО-ИД/Пр/ФСПб-102/18 от 01.08.2018 (квитанция об отправке N 1322299221).
Однако, действий по оплате указанных претензий от Ответчика не последовало.
Установив данные фактические обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении иска о возмещении убытков.
В соответствии со ст.ст. 309,310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
В отзыве, представленном в суд первой инстанции ответчиком было заявлено о применении специального годичного срока исковой давности предусмотренного ст.125 УЖТ РФ и 797 ГК РФ, так как по ж.д. накладным истец выступал грузоотправителем, то есть стороной договора перевозки (ст.785 ГК РФ).
С учетом того, что суд квалифицировал отношения сторон в порядке ст.1064 ГК РФ и удовлетворил требования в полном объеме по настоящему делу судом первой инстанции применен общий 3-ех летний срок исковой давности (ст.196 ГК РФ).
Суд апелляционной инстанции, соглашается с судом первой инстанции о возможности квалификации отношений сторон как деликтных обязательств в порядке ст. 1064 ГК РФ, поскольку по всем 4 вагонам, по которым истец выступал грузоотправителем, акт осмотра оформлен после завершения договора перевозки, то есть когда истец на момент фиксации допущенных в процессе перевозки повреждений уже утратил статус участника перевозки груза.
Соответственно в связи с завершением перевозки на дату выявления повреждений специальный годичный срок исковой давности предусмотренный ст.125 УЖТ РФ и 797 ГК РФ не применим, поскольку в данном случае истец выступает не как грузоотправитель, а как собственник вагона (ст.209 ГК РФ).
В каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам, с учетом представленных доказательств.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности, апелляционным судом признается законным и обоснованным решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 02 июня 2021 года по делу N А40-39161/21 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-39161/2021
Истец: ПАО "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"