г. Хабаровск |
|
03 сентября 2021 г. |
А16-176/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 сентября 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Козловой Т.Д.
судей Воронцова А.И., Гричановской Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степаненко Т.В.
при участии в заседании:
лица, участвующие в деле, не явились
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Смидовичского городского поселения Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области
на решение от 03.06.2021
по делу N А16-176/2021
Арбитражного суда Еврейской автономной области
по иску общества с ограниченной ответственностью "Южное жилищно-коммунальное хозяйство"
к муниципальному казенному учреждению "Культурно-досуговый центр "Махаон" муниципального образования "Смидовичское городское поселение "Смидовичского муниципального района", администрации Смидовичского городского поселения Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области
о взыскании 1 632 045, 58 руб.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Южное жилищно-коммунальное хозяйство" (ОГРН 1047900120333, ИНН 7903503784, далее - ООО "Южное ЖКХ") обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с исковым заявлением о взыскании с муниципального казенного учреждению "Культурно-досуговый центр "Махаон" муниципального образования "Смидовичское городское поселение" Смидовичского муниципального района" (ОГРН 1107907000035, ИНН 7903527714, далее - Учреждение), Администрации Смидовичского городского поселения Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области (ОГРН 1057900134489, ИНН 7903526132, далее - Администрация) денежных средств в размере 1 817 195, 63 руб., из которых задолженность за оказанные в период с ноября 2020 года по апрель 2021 года услуги отопления в размере 1 760 159,93 руб., пени за период с 10.12.2020 по 13.05.2021 в размере 57 035,70 руб., а также пени по день фактической оплаты суммы основного долга (с учетом уточненных требований, заявленных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Решением суда от 03.06.2021 исковые требования удовлетворены частично.
В апелляционной жалобе Администрация просит решение суда 03.06.2021 изменить, отказать во взыскании денежных средств с Администрации в полном объеме.
В обоснование жалобы приводит доводы о том, что Администрация не является стороной контрактов, по которым Учреждение имеет задолженность перед ООО "Южное ЖКХ". Обращает внимание на то, что данные контракты Администрация не заключала, следовательно, взыскание с последней задолженности является незаконным. Считает, что ответственность собственника имущества учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, на который общие нормы о субсидиарной ответственности, установленные статьей 399 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), распространяются с особенностями, установленными статья 120 Кодекса.
Учреждение в отзыве на жалобу просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей не обеспечили.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ, с учетом правовой позиции, изложенной в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", поскольку Администрация, согласно доводам жалобы, обжалует часть судебного акта, иные лица не заявили возражений по проверке только части судебного акта, суд апелляционной инстанции осуществляет проверку судебного акта в пределах, определяемых апелляционной жалобой.
Изучив материалы дела, с учетом доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
В силу пункта 1 статьи 123.22 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.
Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества (пункт 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из разъяснений, изложенных в пунктах 13, 19, 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" следует, что органы Федерального казначейства наделены полномочиями по организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих взыскание денежных средств с казенных учреждений, имеющих лицевые счета в органах Федерального казначейства, и с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся указанные юридические лица, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенным учреждениям для исполнения их денежных обязательств (пункт 7 статьи 161 БК РФ), - за счет средств соответствующего бюджета (статьи 242.3 - 242.6 БК РФ).
Имущественные требования подлежат удовлетворению с выступающих самостоятельно в суде в качестве ответчиков казенных учреждений, осуществляющих свою деятельность за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивающих исполнение денежных обязательств (пункты 2, 8, 9 статьи 161 Кодекса), а также с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся эти учреждения, поэтому в резолютивной части судебных актов не содержится указания о взыскании денежных сумм за счет казны публично-правового образования.
Следует иметь в виду, что исходя из определений понятий "денежные обязательства" и "получатель бюджетных средств", приведенных в статье 6 БК РФ, к числу денежных обязательств казенных учреждений, исполнение которых осуществляется в порядке, установленном статьями 242.3 - 242.6 Кодекса, относятся в том числе их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения.
При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (пункт 7 статьи 161, пункт 10 статьи 242.3, пункт 9 статьи 242.4, пункт 9 статьи 242.5 БК РФ).
Разрешая вопрос о привлечении главного распорядителя средств федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета) к ответственности по долгам подведомственного ему казенного учреждения при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, судам необходимо иметь в виду следующее.
Основанием для привлечения главного распорядителя бюджетных средств к предусмотренной бюджетным законодательством ответственности является наличие неисполненного судебного акта по предъявленному кредитором в суд иску к основному должнику - казенному учреждению (пункт 10 статьи 242.3, пункт 9 статьи 242.4, пункт 9 статьи 242.5 БК РФ).
По смыслу указанных норм кредитор также вправе одновременно предъявить иск к основному должнику - казенному учреждению и должнику, несущему ответственность при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - главному распорядителю бюджетных средств, осуществляющему финансовое обеспечение деятельности находящегося в его ведении казенного учреждения за счет средств соответствующего бюджета. В случае удовлетворения такого иска в резолютивной части судебного акта следует указывать на взыскание суммы задолженности с казенного учреждения (основного должника), а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - с главного распорядителя бюджетных средств.
Установлено, что учредителем Учреждения и главным распорядителем бюджетных средств по отношению к нему является Администрация.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленной в материалы дела выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, письмом УФК по Еврейской автономной области от 04.02.2021 N 78-12-14/67-6, а также пояснениями представителя Администрации, данными при рассмотрении дела в суде первой инстанции (судебное заседание 22.04.2021).
Таким образом, суд первой инстанции, принимая во внимание вышеуказанные нормы права и разъяснения, пришел к правомерному выводу об удовлетворении требования ООО "Южное ЖКХ" о взыскании в случае недостаточности у Учреждения лимитов бюджетных обязательств в порядке субсидиарной ответственности с Администрации основного долга в размере 1 760 159, 93 руб., пени в размере 55 976, 49 руб., а также пени по день фактической оплаты долга.
Доводы, изложенные в жалобе, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку исполнение судебного акта в отношении субсидиарного ответчика производится только при недостаточности лимитов бюджетных обязательств у Учреждения, в случае недостаточности которого обращение производится за счет субсидиарного должника.
Следует также отметить, что иное толкование заявителем жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права и допущенной судебной ошибке.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, основания для отмены или изменения решения суда от 03.06.2021 и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 03.06.2021 по делу N А16-176/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.Д. Козлова |
Судьи |
А.И. Воронцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-176/2021
Истец: ООО "Южное жилищно-коммунальное хозяйство"
Ответчик: Администрация Смидовичского городского поселения Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области, Муниципальное казенное учреждение "Культурно-досуговый центр "Махаон" муниципального образования "Смидовичское городское поселение "Смидовичского муниципального района"
Хронология рассмотрения дела:
29.07.2024 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3250/2024
20.06.2022 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1969/2022
03.09.2021 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4185/2021
03.06.2021 Решение Арбитражного суда Еврейской автономной области N А16-176/2021