город Воронеж |
|
3 сентября 2021 г. |
Дело N А64-3411/2021 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Протасова А.И.,
без вызова сторон, в порядке ст. 272.1 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 02.03.2016 N 45-ФЗ), п.п. 47, 49 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N10 от 18.04.2017 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве",
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 04.07.2021 по делу N А64-3411/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению Управления Судебного департамента в Тамбовской области (ОГРН 1026801157690, ИНН 6831017766) к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (ОГРН 1126829004554, ИНН 6829083507) об отмене решения N 079S19210001534 от 06.04.2021,
УСТАНОВИЛ:
Управление Судебного департамента в Тамбовской области (далее - заявитель, Управление, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (далее - УПФР в г. Тамбове, Пенсионный фонд) об отмене решения N 079S19210001534 от 06.04.2021.
Заявление было рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 04.07.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, УПФР в г. Тамбове обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель считает, что дополнительно представленные страхователем сведения на застрахованных лиц, в отношении которых сведения индивидуального (персонифицированного) учета не были представлены в установленный срок, не является исправлением ранее допущенных ошибок, а дополнительным представлением сведений с нарушением установленного срока, за что статьей 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда ( 19aas.info@ARBITR.RU) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, УПФР в г. Тамбове в отношении Управления проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
В ходе проверки установлено, что представленные заявителем 18.02.2021 сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М (дополняющая) за отчетный период июль 2020 года, не соответствовали сведениям, представленным страхователем 10.08.2020 по форме СЗВ-М (исходная) за аналогичный период, а именно: дополнительные сведения были представлены в отношении 1 застрахованного лица, не указанного в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за соответствующий период, то есть сведения на указанное лицо представлены впервые, а значит с нарушением установленного срока на 185 календарных дней.
По итогам проверки составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 12.03.2021 N 079S18210001540.
По результатам проведенной проверки ГУ-УПФР в г.Тамбове принято решение от 06.04.2021 N 079S19210001534 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 500 руб.
О фактах уведомления Управления о составлении акта и решения, а также о фактах их направления в адрес заявителя свидетельствуют представленные Пенсионным фондом списки внутренних почтовых отправлений с отметками органа связи.
Не согласившись с указанным решением, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Апелляционный суд полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Пунктом 2.2. статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя по представлению ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующих сведений: страхового номера индивидуального лицевого счета; фамилии, имени и отчества; идентификационного номера налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, для привлечения страхователя к ответственности на основании части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ необходимо доказать, что страхователь, имея обязанность по представлению органам Пенсионного фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не исполнил данную обязанность либо исполнил ее ненадлежащим образом, представив в фонд сведения с нарушением установленного срока либо неполные (недостоверные) сведения, не позволяющие вести индивидуальный (персонифицированный) учет.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации иностранных гражданах и лицах без гражданства в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций установлены Законом N 27-ФЗ.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ установлено, что страхователь имеет право, помимо прочего, дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах, в том числе информацию о страховом номере индивидуального лицевого счета, по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
В обязанности страхователя входит в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом; получать в органах Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, и выдавать их под роспись застрахованным лицам; передавать бесплатно каждому застрахованному лицу, работающему у него по трудовому договору или заключившему договор гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, копию сведений, представленных в орган Пенсионного фонда Российской Федерации для индивидуального (персонифицированного) учета для включения их в индивидуальный лицевой счет данного застрахованного лица; контролировать соответствие реквизитов документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в форме электронного документа, выданного зарегистрированному лицу, реквизитам документов, удостоверяющих личность указанного лица, работающего у него по трудовому договору или заключившему договор гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
В соответствии со статьей 16 Закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право: требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом; в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
В определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 и от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702 указано на недопустимость формального подхода к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
То обстоятельство, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованного лица, не указанного в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорный период, не может лишать страхователя возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить дополнительные сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались. Исправляя ошибку в первоначально представленные сведения о застрахованных лицах, страхователь реализовывает свое право на исправление представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в Пенсионный фонд дополнительных сведений за этот же период, которые ранее не представлялись.
Анализ приведенных положений законодательства в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что привлечению к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок (недочетов, несоответствий и т.п.).
Помимо этого, Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.11.2016 N 1058п утверждены требования к составлению форм документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которым акт не составляется в случае если страхователем самостоятельно выявлены ошибки в ранее представленных сведениях в отношении застрахованного лица, и уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице представлены в территориальный орган ПФР до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР.
Как верно указал суд области, в рассматриваемом случае отсутствует вина Управления в совершении нарушения требований Закона N 27-ФЗ, так как оно самостоятельно выявило ошибку в неверно представленных сведениях за отчетный период - июль 2020 года и предприняло меры к ее устранению, путем направления дополняющей формы в Пенсионный фонд, который, в свою очередь, только при получении такой дополняющей формы сведений (а не исходной), провел проверку представленных сведений, и выявил указанное выше нарушение Закона N 27-ФЗ.
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом, Учреждение реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что позволяет не применять к ответчику финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Из материалов дела следует, что "дополняющая" форма СЗВ-М за июль 2020 года представлена Обществом 18.02.2021.
При этом материалы дела не содержат сведений о направлении в адрес страхователя уведомлений об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, а также того, что Управление представило "дополняющую" форму СЗВ-М за июль 2020 года на основании данного уведомления.
При этом ни Законом N 27-ФЗ, ни иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в области обязательного пенсионного страхования, не установлен срок представления дополняющих сведений.
Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Ссылку Пенсионного фонда на положения пункта 40 Инструкции N 211н верно признана судом области несостоятельной, поскольку положения названной Инструкции не соответствуют положениям статьи 15 Закона N 27-ФЗ, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 N 12-П, правовой позиции, выраженной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702 и от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975, Требования к составлению форм документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, утвержденных Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.11.2016 N1058п, и в силу иерархии нормативных правовых актов РФ и практики применения постановлений Пленума Верховного Суда РФ, применению не подлежит.
На основании вышеизложенного, решение ГУ-УПФР в г. Тамбове от 06.04.2021 N 079S19210001534 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования следует признать недействительным как не соответствующее Федеральному закону от 01.04.1996 N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
С учетом вышеизложенного, суда первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Довод заявителя жалобы о том, что суд не рассмотрел ходатайство о переходе к рассмотрению данного дела по общим правилам искового производства, отклоняется апелляционным судом, поскольку данная категория дела относится к перечню, указанному в частях 1 и 2 статьи 227 АПК РФ, и подлежит рассмотрению в порядке упрощенного производства. Оснований, позволяющих перейти в общий порядок, не приведено.
Апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в полном соответствии с заявленными требованиями.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ органы пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 04.07.2021 по делу N А64-3411/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия в соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 названного Кодекса.
Судья |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-3411/2021
Истец: Управление Судебного департамента в Тамбовской области
Ответчик: Управление Пенсионного фонда РФ в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области
Третье лицо: 19 Арбитражный апелляционный суд