г. Самара |
|
03 сентября 2021 г. |
Дело N А72-9409/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 сентября 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Е.Н., судей Поповой Е.Г., Корастелева В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Курочкиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 30.08.2021 в помещении суда апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Каймакова Ювеналия Александровича на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 01.06.2021, принятое по делу N А72-9409/2020 (судья Семенова М.А.), по заявлению индивидуального предпринимателя Каймакова Ювеналия Александровича (ИНН 580308520166, ОГРНИП 304580306200051), к Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области (ИНН 7325161645, ОГРН 1187325014326), третьи лица: Муниципальное учреждение оздоровительный детский лагерь "Жемчужина" (ИНН, ОГРН 1027300826750), Администрация муниципального образования "Николаевский район" Ульяновской области (ИНН 7311001056, ОГРН 1027300826728), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (ИНН 7710723134, ОГРН 1087746829994), межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области (ИНН 1655183653, ОГРН 1091690054763), Федеральное агентство лесного хозяйства (ИНН: 7705598840, ОГРН 1047796366298),
об оспаривании решения,
в судебном заседании приняли участие:
от Минприроды Ульяновской области - Анисимова Л.И. (доверенность от 18.01.2021),
от иных лиц - не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Каймаков Ювеналий Александрович (далее - ИП Каймаков Ю.А., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области (далее - Министерство) об отказе в представлении в аренду земельного участка площадью 6831 кв.м, кадастровый номер 73:09:033001:2154, расположенного по адресу: Ульяновская область, Николаевский район, Николаевское лесничество, Белозерское участковое лесничество, квартал 76, выдел 13, изложенного в письме от 25.06.2020 N 73-ИОГВ-10031/3883; об обязании Министерства предоставить ИП Каймакову Ю.А. в аренду сроком на 3 года для целей завершения строительства здания спального корпуса земельный участок площадью 6831 кв.м, кадастровый номер 73:09:033001:2154, категория земель: земли лесного фонда, разрешенный вид использования: для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей, размещение муниципального учреждения "Оздоровительный детский лагерь "Жемчужина", расположенный по адресу: Ульяновская область, Николаевский район, Николаевское лесничество, Белозерское участковое лесничество, квартал 76, выдел 13; об обязании Министерства в течение 30 дней с даты вынесения решения суда подготовить и направить заявителю проект договора аренды спорного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное учреждение оздоровительный детский лагерь "Жемчужина", Администрация муниципального образования "Николаевский район" Ульяновской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, Федеральное агентство лесного хозяйства.
Решением от 01.06.2021 по делу N А72-9409/2020 Арбитражный суд Ульяновской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
ИП Каймаков Ю.А. в апелляционной жалобе просил отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.
Министерство апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в возражениях на нее; просило оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Иные участвующие в деле лица отзывы на апелляционную жалобу не представили, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.
На основании ст.158 АПК РФ судебное разбирательство откладывалось с 28.07.2021 на 30.08.2021.
В связи с нахождением судей Корнилова А.Б. и Бажана П.В. в очередном отпуске, определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2021 по делу N А72-9409/2020 произведена замена судьи Корнилова А.Б. на судью Корастелева В.А., судьи Бажана П.В. на судью Попову Е.Г. Судебное разбирательство произведено с самого начала (ч.5 ст.18 АПК РФ).
Представитель Министерства в судебном заседании апелляционную жалобу отклонила, просила оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
В соответствии со ст.156 и 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и возражениях, заслушав представителя Министерства в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения главы администрации Ульяновской области от 01.04.1999 N 379-р и акта приема-передачи незавершенного строительства санатория "Прибрежный" с.Белое озеро Николаевского района от 20.08.1999 незавершенное строительством здание спального корпуса, назначение: объект незавершенного строительства, 2-х этажный, общая площадь застройки 789,7 кв.м, инв.N 27006, лит.А, степень готовности 53%, расположенное по адресу: Ульяновская область, Николаевский район, пос.Белое озеро, ОДЛ "Жемчужина", было передано в собственность муниципального образования "Николаевский район" Ульяновской области, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10.09.2008.
По результатам открытого аукциона указанный объект был продан гражданину Дорофееву П.П. на основании договора купли-продажи незавершенного строительством здания от 26.12.2008, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16.03.2009 была сделана запись регистрации N 73-73-08/007/2009-183.
По договору купли-продажи объекта недвижимости от 10.08.2018 и соглашению о внесении изменений в договор купли-продажи объектов недвижимости от 10.08.2018 Дорофеев П.П. продал Каймакову Ю.А. объект недвижимости - незавершенное строительством здание спального корпуса, кадастровый номер 73:09:033001:1674, 2-х этажный, общая площадь застройки 789,7 кв.м, инв.N 27006, лит.А, степень готовности 53%, расположенное по адресу: Ульяновская область, Николаевский район, пос.Белое озеро, ОДЛ "Жемчужина", о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 29.08.2018 сделана запись регистрации N 73:09:033001:1674-73/027/2018-1.
Объект (незавершенное строительством здание спального корпуса) на дату покупки его ИП Каймаковым Ю.А. находился на земельном участке с кадастровым номером 73:09:033001:28.
Земельный участок с кадастровым номером 73:09:033001:28, площадью 4,9 га, расположенный по адресу: Ульяновская область, МО "Николаевский район", Николаевское лесничество, Белоозерское участковое лесничество, квартал 76, выделы 11, 12, 13, 23, 26, 27, был предоставлен МУОДЛ "Жемчужина" на праве постоянного бессрочного пользования на основании распоряжения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области от 31.12.2008 N 432 (свидетельство о государственной регистрации права от 13.02.2009 серии 73-АТ N 817221).
Впоследствии был произведен раздел указанного участка (распоряжение Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области от 01.07.2019 N 393), в результате чего площадь участка уменьшилась на 6831 кв.м.
14.08.2019 земельный участок площадью 6831 кв.м поставлен на кадастровый учет: кадастровый номер 73:09:033001:2154, категория земель - земли лесного фонда; вид разрешенного использования - для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей, размещения МУОДЛ "Жемчужина".
В связи с принятием новых материалов лесоустройства Николаевского лесничества Ульяновской области и приказа Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области от 11.12.2018 N 38 "Об утверждении лесохозяйственного регламента Николаевского лесничества Ульяновской области" квартал 76 выдел 13 был переименован в выдел 21, что отражено в выписке из ГЛР по лесному участку с кадастровым номером 73:09:033001:2154 с приложением карты-схемы, в сравнении с планом лесного участка, изготовленным по старым материалам лесоустройства.
Испрашиваемый лесной участок входит в состав участка, который ранее был предоставлен в постоянное бессрочное пользование МУОДЛ "Жемчужина" для использования в целях осуществления рекреационной деятельности.
Земельный участок площадью 6831 кв.м с кадастровым номером 73:09:033001:2154 является участком лесного фонда и находится в собственности Российской Федерации.
Каймаков Ю.А. обратился в Министерство с заявлением от 19.05.2020 о предоставлении в аренду земельного участка площадью 6831 кв.м с кадастровым номером 73:09:033001:2154, категория: земли лесного фонда, разрешенный вид использования: для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей, размещение МУОДЛ "Жемчужина", расположенного по адресу: Ульяновская область, Николаевский район, Николаевское лесничество, Белозерское участковое лесничество, квартал 76, выдел 13.
В письме от 25.06.2020 N 73-ИОГВ-10031/3883 Министерство отказало предпринимателю в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, сославшись на то, что согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования "Дубровское сельское поселение" минимальная площадь земельного участка, необходимая для эксплуатации 2-этажного многоквартирного дома составляет 600 кв.м; не обоснована необходимость предоставления земельного участка площадью 6831 кв.м. Кроме того, Министерство указало на то, что Каймаков Ю.А. имеет право повторно обратиться с заявлением с обоснованием испрашиваемой площади.
Изложенное послужило основанием для обращения ИП Каймакова Ю.А. с заявлением в арбитражный суд.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Ч.1 ст.198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из ст.200 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ч.1 ст.65 АПК РФ).
По ходатайству ИП Каймакова Ю.А. суд первой инстанции по настоящему делу назначил судебную экспертизу по вопросу, какая площадь земельного участка необходима для целей завершения строительства принадлежащего Каймакову Ю.А. здания спального корпуса, в каких границах может быть сформирован земельный участок для целей завершения строительства здания.
Согласно заключению эксперта от 16.02.2021 N 168 площадь земельного участка, необходимая для завершения строительства, составляет от 6720 до 7200 кв.м.
Из экспертного заключения следует, в том числе, что завершить строительство принадлежащего предпринимателю незавершенного строительством здания возможно только как нежилое здание спального корпуса дома отдыха-санатория.
Между тем на вопрос суда первой инстанции ИП Каймаков Ю.А. пояснил, что целью строительства является, в том числе и гостиница. Предприниматель имеет намерение достроить здание и изменить вид разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 03.02.2010 N 238-О-О, от 24.10.2019 N 2843-О и от 24.10.2019 N 2843-О, лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство.
Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст.9 Конституции Российской Федерации).
Согласно ч.5 ст.73.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.81-84 ЛК РФ.
В соответствии с ч.1 ст.83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в частности: предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование (п.1); подготовка, организация и проведение торгов на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, аукционов на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений (п.3).
На территории Ульяновской области таким уполномоченным органом государственной власти является Министерство в силу п.1.1 и 2.1 Положения о Министерстве природы и цикличной экономики Ульяновской области (утв.Постановлением Правительства Ульяновской области от 06.07.2018 N 16/299-П).
Согласно п.1 и 4 ст.421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения (п.1 ст.422 ГК РФ).
В соответствии с ч.1 ст.9 ЛК РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено ЛК РФ, другими федеральными законами.
Согласно ч.2 и 4 ст.71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ и ЗК РФ, если иное не установлено ЛК РФ.
Исходя из ст.72 ЛК РФ, по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных ст.25 ЛК РФ.
Одним из видов использования лесов является осуществление рекреационной деятельности (ст.25 ЛК РФ).
В силу ч.1 и 2 ст.12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
В соответствии со ст.41 ЛК РФ леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение некапитальных строений, сооружений на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений. Рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.
На лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты.
Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду.
Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.21 ЛК РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для осуществления рекреационной деятельности.
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных ч.3 ст.73.1, ч.1 ст.74 ЛК РФ (ч.1 ст.73.1 ЛК РФ).
В соответствии с лесохозяйственным регламентом Николаевского лесничества, утвержденным приказом Министерства от 11.12.2018 (в ред. от 29.05.2020 N 12), квартал 76 Белозерского участкового лесничества относится к защитным лесам категории лесопарковая зона.
Согласно п.4 ч.1 ст.114 ЛК РФ леса, расположенные в лесопарковых зонах (леса, расположенные на землях лесного фонда и землях иных категорий, используемые в целях организации отдыха населения, сохранения санитарно-гигиенической, оздоровительной функций и эстетической ценности природных ландшафтов), относятся к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов.
В силу п.5 ч.2 ст.114 ЛК РФ в лесах, расположенных в лесопарковых зонах, запрещается строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений.
Между тем, как уже указано, ИП Каймаков Ю.А. просит предоставить указанный земельный участок в аренду для завершения строительства объекта капитального строительства.
Из материалов дела следует, что объект ИП Каймакова Ю.А. не является гидротехническим сооружением (предусмотренным п.5 ч.2 ст.114 ЛК РФ), не имеет отношения к муниципальному учреждению оздоровительному детскому лагерю "Жемчужина"; пакет проектно-сметной документации в отношении указанного объекта предприниматель ни Министерству, ни суду не представил; в суде первой инстанции предприниматель пояснил, что целью строительства является гостиница.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый отказ Министерства права и законные интересы ИП Каймакова Ю.А. не нарушает.
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ требование о признании недействительным ненормативного акта, незаконным решения и действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые ненормативный акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из условий является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Поскольку по настоящему делу совокупность указанных обстоятельств не установлена, суд первой инстанции правомерно отказал ИП Каймакову Ю.А. в удовлетворении заявленных требований.
Ссылка ИП Каймакова Ю.А. на судебные акты по другим делам не может быть принята во внимание, поскольку эти акты были приняты в отношении иной совокупности фактических обстоятельств, с участием других лиц. В частности, в этих судебных актах речь идет об объектах, завершенных строительством и введенных в эксплуатацию до установления запрета на размещение объектов капитального строительства в отдельных категориях защитных лесов (в том числе в лесах, расположенных в лесопарковых зонах), тогда как объект предпринимателя строительством не завершен и в эксплуатацию не введен.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст.110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 150 руб. относятся на предпринимателя.
На основании ст.104 АПК РФ, ст.333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает Каймакову Ю.А. из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 850 руб., излишне уплаченную по чеку-ордеру от 07.06.2021 при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 104, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 01 июня 2021 года по делу N А72-9409/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Каймакову Ювеналию Александровичу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 850 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Некрасова |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-9409/2020
Истец: Каймаков Ювеналий Александрович
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДЫ И ЦИКЛИЧНОЙ ЭКОНОМИКИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Администрация МО "Николаевский район" Ульяновской области, АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "НИКОЛАЕВСКИЙ РАЙОН" УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН И УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МО оздоровительный детский лагерь "Жемчужина", ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ ЛАГЕРЬ "ЖЕМЧУЖИНА", Федеральное агентство лесного хозяйства, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ