г. Самара |
|
03 сентября 2021 г. |
Дело N А65-214/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 сентября 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г.,
судей Корастелева В.А., Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Правильный дом" - до и после перерыва представителя Публикова Ю.А. (доверенность от 25.02.2021 N 1),
от Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан - до перерыва представителя Сабировой А.М. (доверенность от 11.01.2021 N 57), после перерыва представитель не явился, извещена,
от третьего лица - до перерыва представителей Шарафиева И.И. (доверенность от 29.06.2021), Барановой Н.С. (доверенность от 21.07.2021), после перерыва представителя Шарафиева И.И. (доверенность от 29.06.2021), Халитова М.И. (доверенность от 08.07.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Поволжского округа апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Правильный дом"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 апреля 2021 года по делу N А65-214/2021 (судья Мазитов А.Н.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Правильный дом", г.Казань (ОГРН 1181690050332, ИНН 1660314260)
к Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, г.Казань (ОГРН 1021602858243, ИНН 1653015798),
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:
- ТСЖ "Фучика 72",
о признании незаконным действия по отказу во включении в реестр лицензий на осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами сведений многоквартирном доме N 72 по улице Ю.Фучика г. Казани и об отмене решения N 06-10/11193 на N 101 от 14.12.2020 на N 101 от 03.12.2020,
об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Правильный дом" (далее по тексту - заявитель, Управляющая компания) обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан (далее по тексту - ответчик, инспекция), выраженных в отказе Управляющей компании включения в реестр лицензий на осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами сведений многоквартирном доме N 72 по улице Ю.Фучика г. Казани и об отмене решения N 06-10/11193 от 14.12.2020 на N 101 от 03.12.2020; об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов путем внесения изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Республики Татарстан, включив в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Республики Татарстан сведения о многоквартирном доме N 72 по ул. Ю.Фучика в г. Казани, деятельность по управлению которым осуществляет Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Правильный дом".
В порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено - ТСЖ "Фучика 72" (далее по тексту - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 апреля 2021 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 апреля 2021 года по делу N А65-214/2021 и принять по делу по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме, указывая на необоснованность и незаконность оснований для отказа во внесении изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Республики Татарстан, указанных в оспариваемом решении Инспекции N 06-10/11193 от 14.12.2020.
Определением суда апелляционной инстанции от 25.05.2021 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы на 30.06.2021.
В материалы дела поступили отзыв ответчика на апелляционную жалобу, в которых Инспекция просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 апреля 2021 года по делу N А65-214/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
От подателя жалобы поступили возражения на отзыв и дополнения к возражениям на отзыв.
Определением суда апелляционной инстанции от 30.06.2021 судебное разбирательство по делу было отложено до 16.08.2021.
В суд от ООО "Управляющая компания "Правильный дом" поступило заявление в дополнение к ранее направленной апелляционной жалобе.
Определением ВрИО Председателя судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений от 16.08.2021 в судебном составе, рассматривающем настоящую апелляционную жалобу, произведена замена судьи Драгоценновой И.С. на судью Николаеву С.Ю.
В судебном заседании апелляционного суда представитель заявителя апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Представители ответчика и третьего лица в судебном заседании апелляционного суда возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Судом приобщены к материалам дела представленные ООО "Управляющая компания "Правильный дом" копии Устава ТСЖ "Фучика 72", протокола N 2 от 28.08.2017.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 16 августа 2021 года до 23 августа 2021 года. Информация о перерыве и продолжении судебного заседания была объявлена публично (на официальном сайте суда в сети Интернет и на доске объявлений в здании суда).
В суд от Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан поступили письменные пояснения.
В суд от ТСЖ "Фучика 72" поступили письменные пояснения с приложенными документами, представитель просит суд приобщить данные документы к материалам дела.
Судом поступившие документы приобщены к материалам дела.
Представитель ООО "Управляющая компания "Правильный дом" представил на обозрение суда оригиналы документов: письмо от 21.06.2019 года (обращение о представлении в ГЖИ заявления о смене способа управления жилым домом по ул. Ю. Фучика, 72 и передаче новой УК технической документации; протокол N 1 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Казань, ул. Ю. Фучика, д. 72 (форма очно-заочная) 29.04.2019 по 15.05.2019 от "16" мая 2019 года; Приложение 1 N к Протоколу "Проект договора управления многоквартирным домом" с собственником помещения, утвержденная протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Казань, ул. Ю. Фучика, д. 72 (форма очно-заочная) 29.04.2019 по 15.05.2019 от "16" мая 2019 года; Приложение N 2 к Протоколу "Текст сообщения о проведении общего собрания"; Приложение N 3 к Протоколу "Документ, подтверждающий размещения сообщения в помещении помещения, определенного общим собранием"; Приложение N 4 к - Протоколу "Реестр собственников помещения"; Приложение N 5 к Протоколу "Список присутствующих и приглашенных лиц"; Приложение N 6 к Протоколу Письменные решения собственников", доказательство отправки данных документов в адрес Макаровой Ф.М.
Судом представленные документы обозревались, копии имеются в материалах дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 23 августа 2021 года до 30 августа 2021 года. Информация о перерыве и продолжении судебного заседания была объявлена публично (на официальном сайте суда в сети Интернет и на доске объявлений в здании суда).
После перерыва ходатайств и заявлений не поступило.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает судебный акт арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных ООО "Управляющая компания "Правильный дом" требований.
Как следует из материалов дела, ООО "УК "Правильный дом" является лицензированной управляющей организацией, ей выдана лицензия N 351 от 23.11.2018 г. на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно Реестра лицензий, размещенного на официальном сайте ГЖИ Республики Татарстан: gji.tatarstan.ru., деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: РТ, г.Казань, ул.Юлиуса Фучика, д.72 осуществляет Товарищество собственников жилья "Фучика 72".
Общим собранием в форме очно-заочного голосования собственников многоквартирного жилого дома N 72 по ул.Ю.Фучика г.Казани принято решение об изменении способа управления многоквартирным домом N 72 по ул.Ю.Фучика г.Казани путем отказа от управления домом ТСЖ, выбора в качестве управляющей компанией по дому ООО "Управляющая компания "Правильный дом" и заключения с ней договора управления.
Решение общего собрания собственников многоквартирного жилого дома N 72 по ул.Ю.Фучика г.Казани оформлено Протоколом N 1 общего собрания собственников от 16 мая 2019 года (т.1 л.д.21-24).
21.06.2019 года ООО "УК "Правильный дом" письмом исх.87 от 21.06.2019 года (т.1 л.д.25-27) обратилось к председателю ТСЖ Фучика,72, в котором указало на изменение способа управления многоквартирным домом N 72 по ул.Ю.Фучика г. Казани путем отказа от управления домом ТСЖ, выбора в качестве управляющей компанией по дому ООО "Управляющая компания "Правильный дом" согласно протокола общего собрания от 16 мая 2019 года, а также на основании положений ч. 8 ст.135 Жилищного кодекса РФ просило ТСЖ представить в Государственную жилищную инспекцию РТ соответствующие сведения о прекращении управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья заявление, а кроме того, просило передать техническую документацию на вышеуказанный многоквартирный дом.
Данное письмо направлено председателю ТСЖ "Фучика,72" Макаровой Ф.М. ценным письмом (с описью вложения) по юридическому адресу ТСЖ, согласно сведениям из ЕГРЮЛ - Республика Татарстан, улица Юлия Фучика, дом 72, квартира 10 ( т.1 л.д. 27, т.3 л.д.50-52).
К данному письму N 87 от 21.06.2019 года управляющей компанией были приложены: Протокол от 16 мая 2019 года общего собрания собственников многоквартирного жилого дома N 72 по ул.Ю.Фучика г.Казани и Приложения N 1, N 2, N 3, N 4, N 5, N 6 к Протоколу общего собрания от 16.05.2019 года.
Товариществом собственников жилья "Фучика 72" требования ч.8 ст.135 Жилищного кодекса РФ не выполнены, сведения о прекращении управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в орган государственного жилищного надзора не представлены.
ООО "УК "Правильный дом" обратилось с заявлением исх.101 от 03.12.2020 года в Государственную жилищную инспекцию РТ о внесении изменений в реестр по многоквартирному дому N 72 по ул.Ю.Фучика г.Казань, приложив к заявлению: Протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 72 по ул.Ю.Фучика г.Казани о выборе управляющей организации ООО "УК "Правильный дом" от 16.05.2019 года с Приложениями N 1-N 6 к Протоколу, копию Решения Приволжского районного суда г.Казани по делу N 2-523/20 от 26.06.2020 года, копию апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РТ от 09.11.2020 года ( т.1 л.д.28-29, 30-65).
Жилищной инспекцией проведена проверка заявления и документов, представленных ООО "УК "Правильный дом", на предмет соблюдения условий, установленных Порядком и сроками внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок).
14.12.2020 г. Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан принято решение N 06-10/11193 об отказе во внесении изменений вышеуказанного дома в Реестр лицензий, деятельность по управлению которым осуществляет ООО "УК "Правильный дом" ( т.1 л.д.16-19).
В качестве основания отказа инспекция указала следующее.
Согласно сведениям Реестра лицензий, спорный многоквартирный дом управляется товариществом собственников жилья "Фучика 72". Однако, заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от ТСЖ "Фучика 72" в адрес ГЖИ РТ не поступало.
В соответствии с пунктом 18 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее - орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля)), уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
В представленных лицензиатом документах сведений об уведомлении не имеется.
Таким образом, инспекцией установлено нарушение порядка надлежащего извещения ООО "УК "Правильный дом" о смене способа управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: РТ, г.Казань, ул.Ю.Фучика, д.72.
Также Инспекцией указано, что оформление протокола общего собрания собственников помещений не соответствует Требованиям N 44/пр.
Также Инспекция указала, что ЖК не предусматривает возможность обращения с заявлением об изменении способа управления многоквартирным домом управляющей компанией - ООО "УК "Правильный дом". ТСЖ процедуру ликвидации согласно ст.63 ГК РФ не осуществляет.
Заявитель, посчитав данное решение Инспекции незаконным, нарушающим его права и законные интересы, обратился в суд с заявленными требованиями.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции исходил из подтверждения Инспекцией оснований для отказа во несении изменений в Реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами сведений о многоквартирном доме N 72 по улице Ю.Фучика г. Казани. Суд первой инстанции указал, что заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом, о прекращении способа управления многоквартирного дома товариществом собственников жилья от ТСЖ "Фучика 72" в адрес ГЖИ РТ не поступало, договор управления многоквартирным домом с управляющей организацией товариществом собственников жилья не заключен. При этом судом первой инстанции отклонены ссылки заявителя на положения ч.3 ст.198 Жилищного кодекса РФ.
Указанные выводы суда первой инстанции апелляционный суд находит ошибочными, исходя из следующих обстоятельств.
В силу части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации, деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
Частью 1 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (часть 2 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Часть 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно ч.8 ст.135 Жилищного кодекса Российской Федерации "Товарищество собственников жилья" в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в течение пяти рабочих дней со дня принятия этого решения товариществом собственников жилья представляются в орган государственного жилищного надзора сведения о прекращении управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр "Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации" (далее - Порядок N 938/пр) в соответствии с частью 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок N 938/пр).
Порядок N 938/пр определяет условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации ( пункт 1 Порядка N 938/пр).
В соответствии с п.2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) в соответствии с частью 17 статьи 161, частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2020, N 31, ст. 5046) или при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - заявитель), заявления о внесении изменений в реестр, а в случаях, предусмотренных частями 6 и 7 статьи 110, частями 7 и 8 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации, - уведомления о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом или сведений о прекращении управления многоквартирным домом.
Пунктами 2 и 3 Порядка N 938/пр также определены требования к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, уведомлению о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом или сведениям о прекращении управления многоквартирным домом и прилагаемым документам, необходимым для внесения изменений в реестр лицензий по заявлению управляющей организации.
В соответствии с пунктом 4 Порядка N 938/пр, рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 Порядка N 938/пр, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 Порядка N 938/пр, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления.
Согласно пункту 5 Порядка N 938/пр, в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 Порядка N 938/пр;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 Порядка N 938/пр;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 Порядка N 938/пр, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 Порядка N 938/пр (пункт 6 Порядка N 938/пр).
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
В случае принятия решения о внесении изменений в реестр, соответствующие изменения перечня и сведений о многоквартирных домах, содержащихся в реестре, вносятся органом государственного жилищного надзора не позднее даты, указанной в соответствующем решении.
Согласно п.9 Порядка N 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются:
а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка;
б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
Решение об отказе во внесении изменений в реестр должно содержать мотивированное обоснование принятия такого решения.
Как следует из материалов дела, Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 72 по ул.Ю.Фучика г.Казани, оформленного протоколом N 1 от 16.05.2019 г. было принято решение об изменении способа управления многоквартирным домом N 72 по ул.Ю.Фучика г.Казани путем отказа от управления домом ТСЖ "Фучика 72", выбора в качестве управляющей компанией по дому ООО "Управляющая компания "Правильный дом" и заключение с ней договора управления.
Исходя из представленных в дело доказательств и пояснений лиц, участвующих в деле, ТСЖ "Фучика 72" не были внесены сведения, предусмотренные с.2 ст.198 ЖК РФ и в адрес ГЖИ не было направлено уведомление, предусмотренное ч.8 ст.135 ЖК РФ о прекращении управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Правильный дом" неоднократно ( и в июне 2019 года, и в августе 2020 года ) обращалось в ГЖИ РТ с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Республики Татарстан в отношении спорного дома, однако получены отказы, также как по спорному обращению ООО УК "Правильный дом в декабре 2020 года, получен оспариваемый в рамках настоящего дела отказ, выраженный в решении ГЖИ от 14.12.2020 год N 06-10/11193.
Оспариваемый отказ содержит ссылку на п.п. "а" п.9 Порядка N 938/пр.
Согласно пункту 20 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр (далее - Требования), обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются:
а) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения о собственниках всех помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и основного государственного регистрационного номера собственников - юридических лиц, номера принадлежащих им на праве собственности помещений в многоквартирном доме (при наличии), реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведения о площади каждого помещения в многоквартирном доме и о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из их собственников;
б) копия текста сообщения о проведении общего собрания;
в) документы (копии документов), подтверждающие направление, вручение сообщения о проведении общего собрания собственникам помещений в многоквартирном доме либо его размещение в помещении данного дома, определенном решением общего собрания и доступном для всех собственников помещений в данном доме, или в системе в соответствии с частью 4 статьи 45, частью 2 и 3 статьи 47.1 Жилищного кодекса Российской Федерации;
г) списки присутствующих и приглашенных лиц;
д) документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителей присутствующих и приглашенных лиц;
е) документы, рассмотренные общим собранием в соответствии с повесткой дня общего собрания;
ж) письменные решения (бюллетени) собственников помещений и их представителей, принявших участие в проведенном общем собрании, которые должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать лиц, заполнивших их (для физических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом "а" пункта 13 Требований, для юридических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом "б" пункта 13 Требований), дату их заполнения, а также сведения о волеизъявлении собственников помещений и их представителей.
Инспекция в решении указывает, что в нарушение пп. "ж" п.20 Требований N 44/пр письменные решения (бюллетени) собственников помещений, принявших участие в проведенном общем собрании, не содержат сведения о реквизитах документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения; количество голосов, которыми обладает данное лицо.
Согласно п.22 Требований N 44/пр реквизиты подписи протокола общего собрания включают в себя сведения о фамилии и инициалах лица, проставившего подпись, подпись и дату ее проставления.
Также Инспекция указывает, что в нарушение п.22 Требований N 44/пр в представленном протоколе отсутствует дата подписи протокола председателем, секретарем и членами счетной комиссии.
В этой связи, Инспекция делает вывод о том, что оформление протокола общего собрания собственников помещения не соответствует Требованиям N 44/пр.
Однако, законность решения общего собрания собственников, оформленного Протоколом N 1 общего собрания собственников от 16.05.2019 года подтверждена вступившим в законную силу решением Приволжского районного суда г.Казани от 26.06.2020 г. по делу N 2-523/2020, согласно которого исковое заявление Макаровой Фариды Шамильевны о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 72 по улице Юлиуса Фучика города Казани Республики Татарстан, оформленного протоколом N 1 от 16 мая 2019 года, оставлены без удовлетворения ( т.1 л.д. 30-39).
Решение Приволжского районного суда г.Казани от 26.06.2020 г. по делу N 2-523/2020 было оставлено без изменения Апелляционным определением судебной коллегии Верховного Суда РТ от 09.11.2020 года ( т.1 л.д.40-51), Определением судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 01.04.2021 года ( т.2 л.д. 109-112).
Указанные Инспекцией в оспариваемом решении замечания к оформлению Протокола N 1 общего собрания собственников от 16.05.2019 года не свидетельствуют о его порочности и недействительности решения общего собрания собственников, оформленного данным протоколом.
Ссылки Инспекции в оспариваемом решении на пункт 18 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416) и указание на нарушение порядка надлежащего извещения ООО "УК "Правильный дом" о смене способа управления многоквартирным домом, признаются апелляционным судом несостоятельными.
Во-первых, Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 не регулируют вопросы порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий, которые регулируются иным правовым актом - Порядок N 938/пр., а во вторых положения пункта 18 Правил N 416 Управляющей компанией "Правильный дом" были соблюдены.
21.06.2019 года ООО "УК "Правильный дом" письмом исх.87 от 21.06.2019 года (т.1 л.д.25-27 т.3 л.д.48-49) обратилось к председателю ТСЖ Фучика,72, в котором указало на изменение способа управления многоквартирным домом N 72 по ул.Ю.Фучика г. Казани путем отказа от управления домом ТСЖ, выбора в качестве управляющей компанией по дому ООО "Управляющая компания "Правильный дом" согласно протокола общего собрания от 16 мая 2019 года, а также на основании положений ч. 8 ст.135 Жилищного кодекса РФ просило ТСЖ представить в Государственную жилищную инспекцию РТ соответствующие сведения о прекращении управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья заявление, а также передать техническую документацию на вышеуказанный многоквартирный дом.
Данное письмо направлено председателю ТСЖ "Фучика,72" Макаровой Ф.М. ценным письмом (с описью вложения) по юридическому адресу ТСЖ, согласно сведениям из ЕГРЮЛ - Республика Татарстан, улица Юлия Фучика, дом 72, квартира 10 ( т.1 л.д. 27, т.3 л.д. 50-52).
Таким образом, заявителем представлены доказательства о направлении в адрес ТСЖ уведомления от 21.06.2019 года о смене способа управления домом.
Данное отправление (номер почтового отправления 42014236000464) было принято на почтовом отделении отправителя 21.06.2019 года, прибыло в место вручения 23.06.2019 года и находилось там до 30.12.2019 года, и в связи с истечением срока хранения было выслано обратно отправителю. То есть, в течении продолжительного времени (полугода) ТСЖ не предпринимало мер к получению данной корреспонденции.
В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в пункте 1 постановления от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица", юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя.
Также апелляционный суд отмечает, что сам факт того, что председатель ТСЖ "Фучика, 72" Макарова Ф. М. оспаривала решение общего собрания собственников, оформленного Протоколом N 1 от 16.05.2019 года свидетельствует о том, что ТСЖ извещено о смене способа управления домом.
В решении Приволжского районного суда г. Казани по делу N 2-523/20 от 26 июня 2020 года также отражено, что изначально иск о признании решений общего собрания недействительным был подан от имени Макаровой Ф.Ш. 15 октября 2019 года.
Позиция Инспекции о совмещении двух способов управления прежней управляющей компанией (ТСЖ "Фучика 72" которое процедуру ликвидации в настоящее время не осуществляет), и новой управляющей компанией (ООО УК "Правильный дом") представляется ошибочной исходя из следующего.
В силу части 2 статьи 161 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
В соответствии с ч. 8.2 ст. 162 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 Жилищного кодекса).
Исходя из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 22.11.2011 N 7677/11, собственники помещений в многоквартирном доме вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.
Таким образом, выбрав способ управления домом и конкретную управляющую организацию, собственники помещений дома не лишаются возможности изменить способ управления домом и/или управляющую организацию с соблюдением установленного законом порядка, а именно расторгнуть договор с прежней управляющей компанией, приняв об этом решение на общем собрании, уведомить прежнюю и новую управляющую компании о принятом решении, заключить с новой управляющей организацией договор управления.
Таким образом, изменение способа управления многоквартирным домом является основанием для прекращения ранее заключенного договора управления таким домом с прежней управляющей организацией (в рассматриваемом случае - ТСЖ "Фучика 72").
Согласно части 8 статьи 135 Жилищного кодекса в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в течение пяти рабочих дней со дня принятия этого решения товариществом собственников жилья представляются в орган государственного жилищного надзора сведения о прекращении управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Материалы настоящего дела свидетельствуют как о невыполнении ТСЖ "Фучика 72" в установленный частью 8 статьи 135 Жилищного кодекса РФ пятидневный срок со дня принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом обязанности по представлению в Жилищную инспекцию РТ сведений о прекращении управления многоквартирным домом, так и об уклонении ТСЖ от выполнения указанной обязанности до настоящего времени.
На момент обращения заявителя в Инспекцию в декабре 2020 года и вынесения Инспекцией оспариваемого решения от 14.12.2020 данные сведения Товариществом собственников жилья "Фучика 72", несмотря на принятие решения об изменении способа управления в 2019 году ( Протокол N 1 общего собрания собственников от 16.05.2019 года ), не представлены.
В соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Частью 3 статьи 198 Жилищного кодекса предусмотрено, что в случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 названной статьи сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом.
Положения части 3 статьи 198 Жилищного кодекса распространяются также на случаи изменения способа управления многоквартирным домом и представления в связи с этим в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в частях 6 и 7 статьи 110, частях 7 и 8 статьи 135 Жилищного кодекса.
Таким образом, в случае непредставления лицензиатом ( в рассматриваемом случае ТСЖ "Фучика 72") указанных в части 8 статьи 135 сведений о прекращении управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата (в рассматриваемом случае УК "Правильный дом").
Иное приводило бы к невозможности реализации принятых собственниками помещений решений об изменении способа управления многоквартирным домом в случае уклонения Товариществом собственников жилья от представления в ГЖИ сведений о прекращении управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья.
Положения части 8 статьи 135, части 2 и 3 статьи 198 Жилищного кодекса применительно к рассматриваемому случаю истолкованы Инспекцией и судом первой инстанции неверно.
В связи с длительным невыполнением ТСЖ "Фучика 72" возложенных на него ч.8 ст.135 ЖК РФ обязанности по представлению в Жилищную инспекцию РТ сведений о прекращении управления многоквартирным домом, ООО "УК "Правильный дом в ГЖИ подано заявление о внесении изменений в Реестр лицензий и предоставлены необходимые сведения о спорном доме, что не противоречит п.3 ст.198 ЖК РФ и п.2 Порядка N 938/пр.
Также, как указывает заявитель, заявка на включение сведений о доме в реестр лицензий субъекта РФ (номер 116013384 от 03 декабря 2020 года), размещена на портале ГИС ЖКХ:dom.gosuslugi.ru в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
В этой связи, учитывая непредставление ТСЖ "Фучика 72" в ГЖИ РТ сведений, предусмотренных ч.8 ст. 135 ЖК РФ, указание Инспекции и вывод суда о том, что заявитель не может обращаться с заявлением об изменении способа управления многоквартирного дома, не основано на нормах закона. При этом, Инспекция провела проверку, заявление и документы УК "Правильный дом" проверены, как указано в самом решении, на соответствие Жилищному кодексу РФ, Гражданскому кодексу РФ Приказу Минстроя России от 25.12.2015 года N 938/пр "Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации", Приказу Минстроя России от 28.01.2019 года N 44/пр.
Также, заявитель обратил внимание и апелляционный суд отмечает, что по аналогичным заявлениям самих управляющих компаний о внесении изменений в реестр лицензий, направленным в ГЖИ в подобных случаях изменения способа управления многоквартирного дома с ТСЖ на управляющую компанию, ответчиком принимаются положительные решения в ситуациях, когда ТСЖ являются действующими.
Так, по результатам рассмотрения заявления ООО "УК "Лагуна" от 23.04.2021 года о включении в реестр лицензий Республики Татарстан сведений об управлении многоквартирным домом, расположенным по адресу: РТ, г.Казань, ул.Амирхана Еники, д.5, Государственной жилищной инспекцией по РТ принято решение от 11.06.2021 года N 06-10/5013 об исключении указанного многоквартирного жилого дома из управления ТСЖ "А.Еники,5" с 30.06.2021 года, включении в Реестр лицензий ООО "УКК"Лагуна" с 01 июля 2021 года ( т.2 л.д.108). При этом, ТСЖ "А.Еники,5" на момент принятия указанного решения Инспекцией и на настоящий момент является действующим и не находится в стадии ликвидации ( сведения из ЕГРЮЛ).
Доводы отзыва ТСЖ "Фучика 72" об осуществлении ТСЖ деятельности по управлению спорным домом, об отсутствии намерений ликвидироваться, о заключении договоров с ресурсоснабжающими организациями, о том, что самостоятельное обращение управляющей компании с заявлением в ГЖИ на внесение изменений в реестр лицензий противоречит воле ТСЖ, в силу вышеприведенных норм и мотивов не имеют правового значения для рассмотрения настоящего дела, предметом которого является проверка законности решения ответчика об отказе во внесении изменений в реестр лицензий и при рассмотрении которого установлены обстоятельства изменения решением общего собрания собственников помещений в спорном доме способа управления спорным многоквартирным домом - с управления товариществом собственников жилья на управление управляющей компанией - ООО "УК "Правильный дом".
Оценивая обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции с позиции вышеизложенных обстоятельств полагает обоснованными и подтвержденными материалами настоящего дела доводы ООО "УК "Правильный дом" о незаконности оспариваемого отказа Инспекции от 14.12.2020 года N 06-10/11193 и нарушении им прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В этой связи, учитывая, что выводы судом первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, обжалуемое решение суда первой инстанции на основании п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ подлежит отмене, а требование заявителя о признании незаконным отказа Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан во включении в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Республики Татарстан сведений о многоквартирном доме N 72 по улице Ю.Фучика г. Казани, выраженного в решении N 06-10/11193 от 14.12.2020, в силу положений ч.2 ст.201 АПК РФ подлежит удовлетворению.
В силу норм пункта 3 части 4, пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, при удовлетворении требований заявителя в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения, действия (бездействия) незаконными и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции отменяет решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 апреля 2021 года по делу N А65-214/2021 и принимает по делу новый судебный акт, которым удовлетворяет заявленные требования с обязанием ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Судебные расходы заявителя по делу подлежат отнесению на ответчика в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 апреля 2021 года по делу N А65-214/2021 отменить, принять новый судебный акт.
Заявление удовлетворить.
Признать незаконным отказ Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан во включении в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Республики Татарстан сведений о многоквартирном доме N 72 по улице Ю.Фучика г. Казани, выраженный в решении N 06-10/11193 от 14.12.2020.
Обязать Государственную жилищную инспекцию Республики Татарстан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Республики Татарстан, включив в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Республики Татарстан сведения о многоквартирном доме N 72 по ул. Ю.Фучика в г. Казани, деятельность по управлению которым осуществляет Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Правильный дом" (ОГРН 1181690050332, ИНН 1660314260).
Взыскать с Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Правильный дом" расходы по государственной пошлине в размере 4 500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
В.А. Корастелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-214/2021
Истец: ООО "Управляющая компания "Правильный дом", г.Казань
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан, Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан, г.Казань
Третье лицо: ТСЖ Фучика 72