г. Москва |
|
02 сентября 2021 г. |
Дело N А40-244609/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 сентября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В.Бекетовой,
судей: |
Ж.В.Поташовой, В.А.Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.04.2021 по делу N А40-244609/20
по заявлению АО "Мосстроймеханизация N 4" (ОГРН 1037739276167)
к 1) Управлению Росреестра по Москве (ОГРН 10977466808222), ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" (ОГРН 1027739767483)
о признании незаконными действия, об обязании,
при участии:
от заявителя: |
Ульянова К.С. по дов. от 25.11.2020; |
от заинтересованных лиц: |
1) Скиперский А.С. по дов. от 11.01.2021; 2) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
АО "Мосстроймеханизация N 4" (далее также - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными действия Управления Росреестра по г. Москве (далее также - Управление) по внесению в ЕГРН 16.01.2020 кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:03:0002007:16 в размере 3 198 119 552,40 руб. по состоянию на 24.12.2019; об обязании Управление Росреестра по г. Москве исключить из ЕГРН сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:03:0002007:16 в размере 3 198 119 552,40 руб. по состоянию на 24.12.2019, внесенные в ЕГРН 16.01.2020; о признании незаконными действия ГБУ города Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" по пересчету кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:03:0002007:16 по состоянию на 24.12.2019 г. и принятию Акта об определении кадастровой стоимости N 15199/19-1 от 31.12.2019.
Решением суда от 28.04.2021 заявление общество оставлено без удовлетворения.
С таким решением суда не согласилось Управление и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В отзыве на апелляционную жалобу общество с доводами апелляционной жалобы не согласилось, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления поддержал доводы жалобы, представитель общества поддержал обжалуемое решение суда.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 121 - 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети интернет в картотеке арбитражных дел по веб-адресу http://kad.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 19.04.2019 в результате рассмотрения обращения АО "Мосстроймеханизация N 4" (вх. 32409 от 18.12.2019) отделом обработки документов и обеспечения учетных действий филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве выявлена техническая ошибка в сведениях об экономических характеристиках объекта недвижимости с кадастровым номером 77:03:0002007:16.
Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве было предложено исправить техническую ошибку путем внесения в ЕГРН сведения о применения кадастровой стоимости земельного участка, а именно, дату определения - 20.10.2016.
24.12.2019 указанная техническая ошибка была исправлена Управлением решением N 77/19-179821.
Сведения об исправлении указанной ошибки были направлены в ГБУ г. Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" (далее по тексту - ГБУ г. Москвы) для пересчета кадастровой стоимости в порядке ст. 16 ФЗ N 237-ФЗ (Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки).
12.11.2020 заявителем получен ответ Управления Росреестра по г. Москве N 51-6831/2020 из содержания которого следует, что 24.12.2019 в дополнительных характеристиках земельного участка была исправлена техническая ошибка в дате определения для стоимости, внесенной в ЕГРН 07.12.2016 в размере 1 707 630 000,00 руб.
Посчитав действия Управления по внесению в ЕГРН 16.01.2020 кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:03:0002007:16, действия ГБУ города Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" по пересчету кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:03:0002007:16 по состоянию на 24.12.2019 и принятию акта об определении кадастровой стоимости N 15199/19-1 от 31.12.2019 незаконными, АО "Мосстроймеханизация N4" обратилось в суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Доводы Управления о том, что у него отсутствуют полномочия по внесению в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости, правомерно отклонены судом исходя из следующего.
Согласно пункту 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости вносятся в ЕГРН как дополнительные сведения об объекте недвижимости.
В соответствии с частью 5 статьи 15, частью 7 статьи 16 Федерального закона N 237-ФЗ, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или бюджетное учреждение в сроки, определенные Федеральным законом N 237-ФЗ, направляют соответствующие сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав для внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости и размещения в фонде данных государственной кадастровой оценки.
При этом, исходя из пункта 6 статьи 8 Федерального закона N 237-ФЗ, под органом регистрации прав понимается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ и Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственную регистрацию прав и ведение ЕГРН, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы, в данном случае - Управление.
При этом суд отмечает, что согласно части 4 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ, предусмотренные частью 3 настоящей статьи отдельные полномочия органа регистрации прав, за исключением полномочий, предусмотренных в пунктах 2 - 4 части 3 настоящей статьи, на основании решений федерального органа исполнительной власти, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение.
В силу пунктов 2 - 4 части 3 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ, к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что Управление является надлежащим ответчиком по делу, имеет полномочия по внесению в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Данный правовой подход соответствует сложившейся судебной практике Определение Верховного Суда РФ от 08.04.2021 N 305-ЭС21-3221 отказано в передаче дела N А41-7662/2020.
Довод Управления о том, что общество фактически не согласно с размером кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, что свидетельствует об отсутствии компетенции арбитражного суда на рассмотрение данного спора, также отклонен судом, как противоречащий содержанию спора и рассматриваемых правоотношений.
При этом, удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Статьей 24.15 Федерального от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) предусмотрено, что определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями указанного Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случая, установленного статьей 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ.
В соответствии со статьей 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ, в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган регистрации прав осуществляет их внесение в ЕГРН, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно пункту 12 приказа Минэкономразвития России от 20.02.2017 N 74 "Об утверждении Порядка формирования и предоставления перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в том числе количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, подлежащие указанию в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, требования к содержанию запроса о предоставлении перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке", количественные и качественные характеристики объектов недвижимости включают сведения, предусмотренные частями 4 и 5 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ, за исключением сведений, указанных в пунктах 4, 5, 7, 20, 25 части 4 и в пунктах 19, 20, 22, 23 части 5 указанной статьи.
При этом в законодательстве отсутствует понятие "изменение количественных и (или) качественных характеристик" объектов недвижимости.
Согласно ст. 16 ФЗ N 237-ФЗ Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществляется бюджетными учреждениями.
Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня внесения в ЕГРН сведений об объекте недвижимости, влекущих за собой изменение его кадастровой стоимости, направляет в бюджетное учреждение информацию о таких сведениях.
В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 24.09.2018 N 514 "Об утверждении Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости" (далее по тексту - "Приказ Минэкономразвития N514"), к характеристикам, влекущим пересчет кадастровой стоимости относятся изменения:
-о значении площади (в отношении земельного участка, здания, помещения, машино-места);
-о проектируемом значении основной характеристики (в отношении объекта незавершенного строительства);
-о степени готовности (в отношении объекта незавершенного строительства);
-о категории земель (в отношении земельного участка);
-о виде разрешенного использования (в отношении земельного участка);
-о назначении, проектируемом назначении (в отношении здания, помещения, объекта незавершенного строительства);
-об основной характеристике (в отношении объекта незавершенного строительства);
-о кадастровой стоимости объектов недвижимости, входящих в состав единого недвижимого комплекса (в отношении единого недвижимого комплекса).
Как следует из материалов дела и установлено судом, распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы N 40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в г. Москве по состоянию на 01 января 2018 г." от 29 ноября 2018 г. была утверждена кадастровая стоимость Земельного участка, принадлежащего заявителю на праве аренды в размере 3 198 119 552 рублей 40 копеек.
В соответствии со ст. 22 ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (ред.29.07.2017, действующая в рассматриваемый период (далее по тексту - "ФЗ N 237-ФЗ")), результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде.
Согласно гл. 25 КАС РФ, производство по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рассматриваются судами общей юрисдикции.
"24" июня 2019 г. АО "Мосстроймеханизация N 4" обратилось в Московский городской суд с иском об установлении кадастровой стоимости Земельного участка с кадастровым номером 77:03:0002007:16 по состоянию на 01.01.2018 в размере, равном его рыночной стоимости
"03" декабря 2019 г. Московский городской суд вынес решение по делу N 3а-3930/2019, согласно которому кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:03:0002007:16 в размере 3 198 119 552,40 оспорена, кадастровая стоимость Земельного участка была установлена равной рыночной в размере 2 104 920 000 руб. с периодом применения для целей, предусмотренных законодательством с 01.01.2019 по внесение в ЕГРН результатов очередной государственной кадастровой оценки (далее по тексту - "ГКО").
"21" апреля 2020 г. было вынесено Апелляционное Определение об оставлении указанного Решения без изменения.
В соответствии со ст. 1 ФЗ 221 ФЗ, государственная кадастровая оценка проводится в городах федерального значения не чаще одного раза в два года и не реже одного раза в пять лет.
Таким образом, кадастровая стоимость, по состоянию на 01.01.2018 подлежит применению с 01.01.2019 минимум до 31.12.2020.
Земельный участок образован (поставлен на кадастровый учет) 01.01.2007, тогда же в ЕГРН были внесены сведения о нем.
Таким образом, повторное внесение в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости в размере 3 198 119 552,40, определенной по состоянию на 24.12.2019 нарушает права Заявителя на уплату законно обоснованной суммы арендной платы.
Решением Московского городского суда по делу За-3930/2019 об оспаривании кадастровой стоимости, кадастровая стоимость Земельного участка в размере 3 198 119 552,40 руб. была оспорена, установлена равной рыночной в размере 2 104 920 000,00 руб.
Решение устанавливает период применения пересмотренной стоимости - с 01.01.2019 г.
Таким образом, изменение даты определения кадастровой стоимости и внесение 16.01.2020 в ЕГРН данных об уже оспоренной кадастровой стоимости делят период применения кадастровой стоимости для целей определения арендной платы на 2 части (с 01.01.2019 по 23.12.2019 и с 24.12.2019 - до даты внесения в ЕГРН результатов очередной ГКО).
Учитывая, что Заявителем уже была оспорена кадастровая стоимость в размере 3 198 119 552,40, подобные действия по внесению и формальному пересчету кадастровой стоимости нарушают права заявителя.
По мнению суда, техническая ошибка в дате определения сведения о применения кадастровой стоимости земельного участка, не влекут изменение количественных и (или) качественных характеристик объекта недвижимости и не влияют на кадастровую стоимость объекта недвижимости.
При изложенных обстоятельствах, суд пришел к верному выводу, что правовых оснований для пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, установленной в рамках дела делу N 3а-3930/2019, равно как и для внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости, отличных от установленных Московским городским судом в рамках дела N N 3а-3930/2019, не имеется.
Таким образом, у Росреестра отсутствовали основания для направления в ГБУ г. Москвы сведений об изменении земельного участка для определения кадастровой стоимости в порядке ст. 16 ФЗ N 237-ФЗ, и, соответственно отсутствовали основания для внесения в дальнейшем кадастровой стоимости в размере 3 198 119 552,40 определенной по состоянию на 24.12.2019.
В соответствии с частью 5 статьи 15, частью 7 статьи 16 Федерального закона N 237-ФЗ, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или бюджетное учреждение в сроки, определенные Федеральным законом N 237-ФЗ, направляют соответствующие сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав для внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости и размещения в фонде данных государственной кадастровой оценки.
При этом, исходя из пункта 6 статьи 8 Федерального закона N 237-ФЗ, под органом регистрации прав понимается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ и Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственную регистрацию прав и ведение ЕГРН, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы, в данном случае - Управление.
Согласно части 4 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ, предусмотренные частью 3 настоящей статьи отдельные полномочия органа регистрации прав, за исключением полномочий, предусмотренных в пунктах 2 - 4 части 3 настоящей статьи, на основании решений федерального органа исполнительной власти, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение.
В силу пунктов 2 - 4 части 3 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ, к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что Управление имеет полномочия по внесению в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что у ГБУ города Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования"отсутствовали полномочия и основания по определению кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 24.12.2019 в рамках ст. 16 ФЗ N 237-ФЗ.
Как было указано выше, согласно Приказу Минэкономразвития N 514, основанием для определения кадастровой стоимости Земельного участка по ст. 16 ФЗ N 237-ФЗ является изменение площади, ВРИ или категории земель.
Таким образом, определение кадастровой стоимости в рамках ст. 16 ФЗ N 237-ФЗ в связи с исправлением технической ошибки (опечатки), допущенной Росреестром не предусмотрено действующим законодательством.
Более, того, отсутствие изменений в сведениях, влияющих на размер кадастровой стоимости, подтверждает и само ГБУ города Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" в своем ответе на запрос Заявителя в котором указывает: "В то же время, сведения об изменении характеристик объекта недвижимости в кадастровым номером 77:03:0002007:16 не повлекли за собой изменение кадастровой стоимости и кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 77:03:0002007:16 составила 3 198 119 552,40".
При этом ГБУ города Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" не является уполномоченным органом по принятию решения о проведении государственной кадастровой оценки.
Издание последующего акта определения кадастровой стоимости объектов недвижимости противоречит закону.
В силу ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Следовательно, действия ГБУ по определению кадастровой стоимости земельного участка на новую дату без изменения качественных/количественных характеристик объекта недвижимости по ст. 16 ФЗ N 237-ФЗ (предусматривающую изменение качественных/количественных характеристик) и принятие акта об утверждении кадастровой стоимости N15199/19-1 от 31.12.2019 незаконны и нарушают права Заявителя на уплату экономически обоснованного размера арендной платы.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования общества подлежат удовлетворению ввиду наличия оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм материального права, не опровергают правильные выводы суда.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28.04.2021 по делу N А40-244609/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-244609/2020
Истец: АО "МОССТРОЙМЕХАНИЗАЦИЯ N4"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ И ЖИЛИЩНОГО СТРАХОВАНИЯ", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ