г. Самара |
|
06 сентября 2021 г. |
Дело N А65-5962/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Дегтярева Д.А.,
судей Ануфриевой А.Э., Коршиковой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Герасимовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 сентября 2021 года в зале N 6 помещения суда апелляционную жалобу Волжско-Камского межрегионального Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 июня 2021 года по делу N А65-5962/2021 (судья Шайдуллин Ф.С.),
по заявлению Волжско-Камского межрегионального Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования, г. Казань (ОГРН 1041628218763, ИНН 1659053849)
к Обществу с ограниченной ответственностью "Техноактив", г.Казань (ОГРН 1181690005727, ИНН 1655397486)
о взыскании 125 806 руб. 39 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год, 4 679 руб. 99 коп. пеней,
при участии в судебном заседании:
от истца - не явились, извещены надлежащим образом;
от ответчика - генеральный директор Васильев О.Н. (паспорт),
УСТАНОВИЛ:
Волжско-Камское межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее по тексту - истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Техноактив" (далее по тексту - ответчик, общество) о взыскании 125 806 руб. 39 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год, 4 679 руб. 99 коп. пеней.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.06.21г., принятым по настоящему делу, в иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в арбитражный суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой. В апелляционной жалобе истец выражает не согласие с выводами арбитражного суда первой инстанции относительно фактической массы отходов, просит признать вес, указанный ООО "Современный дом" недействительным. Истец просил отменить решение арбитражного суда, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.21г. апелляционная жалоба истца принята к производству, судебное заседание по рассмотрению жалобы назначено на 02.09.21г.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
В судебное заседание заявитель апелляционной жалобы (истец) не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Ответчик представил отзыв, в котором просил апелляционную жалобу истца оставить без удовлетворения, решение арбитражного суда первой инстанции - без изменения.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не явка лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав в судебном заседании представителя ответчика, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены/изменения судебного акта арбитражного суда первой инстанции, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом первой инстанции, в основание исковых требований истец сослался на выявленный факт размещения отходов ответчиком на полигон, эксплуатируемый ООО УК "ПЖКХ" в количестве 152 м. куб., объем и вид отхода установлен в соответствии со справкой о заказчиках ООО "Современный дом" за 2019 год: "отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ", о чем составлен акт контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от 09.10.2020.
Рассчитав причиненный Обществом вред в размере 125 806 руб. 39 коп. Управление в целях досудебного урегулирования спора обратилось к ответчику с требованием N 09-12001 от 09.10.2020, которое оставлено ответчиком без рассмотрения, что послужило основанием для обращения в суд с иском.
Отказывая в удовлетворении иска, арбитражный суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным. Плата за негативное воздействие на окружающую среду является обязательным федеральным платежом, предназначенным для возмещения расходов и затрат публичной власти на охрану и восстановление окружающей среды.
Как разъяснено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-O, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.
Данным определением Конституционного Суда Российской Федерации подтверждено, что полномочия по установлению порядка определения платы и ее предельных размеров предоставлены Правительству Российской Федерации.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен Постановлением Правительства Российской Федерации N 913 от 13.09.2016 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах", Приказом Минприроды России от 09.01.2017 "Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы".
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 23.06.2010 N 780 "Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 N 717 внесены изменения в раздел I приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 995 "О порядке осуществления федеральными организациями государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным Банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", полномочия главного администратора по взиманию платы за негативное воздействие на окружающую среду переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.
На территории Республики Татарстан территориальным органом Росприроднадзора в настоящее время является Волжско-Камское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, г. Казань, (до реорганизации 10.10.2019 - Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан), которое приказом Росприроднадзора от 20.05.2013 N 259 (ред. от 17.02.2014) наделено полномочиями, в том числе, по начислению, учету и контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в федеральный бюджет, по взысканию задолженности по платежам в федеральный бюджет.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации регулируются Законом N 7-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 16 данного Закона плата взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
В силу пункта 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ данную плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории (абзац 1).
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы (абзац 2).
Пунктом 2 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с этим Законом.
Статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) определяет отходы производства и потребления (далее - отходы) как вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным законом.
Под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов; под хранением отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду (статья 1 Закона N 89- ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона N 89-ФЗ при размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом об охране окружающей среды и данным Законом.
В пунктах 4 и 5 статьи 23 Закона N 89-ФЗ воспроизведены положения абзаца 2 пункта 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ о плательщиках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов.
Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе N 7-ФЗ.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Ответчик в обоснование своих возражений сослался на то, что истцом неверно определен вес вывезенных отходов.
Как установлено арбитражным судом первой инстанции, между ответчиком и обществом с ограниченной ответственностью "Современный дом" заключен договор оказания услуг N 010818 от 01.08.2018 транспортировка отходов IV - V класса опасности, согласно которому ООО "Современный дом" по заданию ответчика принял на себя обязательство оказать услуги по транспортировке отходов IV - V класса опасности с объекта заказчика по адресу г. Казань на полигоны утилизации.
Управление при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду, руководствуясь представленным обществом с ограниченной ответственностью "Современный дом" реестром договоров и принятых отходов для транспортировки, исходил из объема размещенных отходов в количестве 152 м.куб. с применением переводного коээфициента плотности, равного 1,2, ставки платы 663,2 в соответствии с IV классом опасности "мусор от сноса и разборки зданий несортированный", вид отхода установлен в соответствии со справкой о заказчиках ООО "Современный дом" за 2019 год: "отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ" (л.д. 11- 13). Истец самостоятельно самовольно на основании ГЭСН 81-02-46-2017, согласно пункту 2.46.9 которого объемная масса строительного мусора при выполнении прочих работ по разборке металлоконструкций определена 1200 кг/м.куб., определил, что от ответчика вывезено 182,4 тонны отходов.
Между тем, из подписанных ответчиком и обществом "Современный дом" актов о приеме отходов судом верно установлено, что объем вывезенного в 2019 году отхода составил 152 куб. м. общим фактическим весом 13, 493 тонн.
Справкой от 01.04.2021 ООО "Современный дом" подтвердил, что с объектов ответчика в период с 01.01.2019 по 31.12.2019 вывезены на полигон "Восточный" отходы в объеме 152 куб.м. и общим весом 13, 493 тонн (л.д. 41 на оборотной стороне). Указанное обстоятельство подтверждается: актами на перевозку отходов за 2019 год в объеме 152 куб.м. (18 шт), составленных между ООО "Современный дом" и ООО "Техно Актив"; актами приема отходов за 2019 год (21 шт.), составленных между ООО "Современный дом" и владельцем полигона ООО "УК ПЖКХ" в объеме 152 куб.м. общим весом 13,493 тонны.
Доказательств обратного истцом в нарушение ст.ст.9,65,66 АПК РФ не представлено.
Таким образом, вывод арбитражного суда о том, что плату ответчика за негативное воздействие на окружающую среду в 2019 году следует исчислять из объема 13,493 тонн, что составит 9 306 руб. 50 коп. = 13,493 х 663,2 х 1,04 является обоснованным.
Следовательно, заявленные требования в части платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат признанию правомерными частично в размере 9 306 руб. 50 коп.
Кроме того, заявителем в связи с несвоевременным внесением платы за негативное воздействие на окружающую среду заявлено требование о взыскании 4 679 руб. 99 коп. пени.
Расчет суммы пени произведен в соответствии с пунктом 33 Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" - несвоевременное или неполное внесение лицом, обязанным вносить плату, платы, в том числе квартальных авансовых платежей, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой действующей на день уплаты пеней ключевой ставки Банка России, но не более чем в размере 0,2 процента за каждый день просрочки.
В силу пункта 7 статьи 16.4 Закона об охране окружающей среды несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, в том числе квартальных авансовых платежей, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе квартальных авансовых платежей, начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
Таким образом, в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду пени начисляются, начиная с 2 марта года, следующего за отчетным годом (Письмо Минприроды России от 25.03.2016 N 06-09-44/5872 "О разъяснениях по плате"), и начисляются за каждый календарный день просрочки платежа, в том числе за выходные и нерабочие праздничные дни.
В процессе рассмотрения дела ответчик произвел оплату за размещения отходов производства за 2019 год и оплатил пени за несвоевременное и неполное внесение платы за размещение отходов производства за 2019 год платежными поручениями N 132 от 15.06.2021 и N 133 от 15.06.2021, тем самым исковые требования были удовлетворены добровольно.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточную и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Арбитражный суд пришел к верному выводу о том, что представленные ответчиком платежные поручения подтвержден факт полного погашения ответчиком подлежащей оплате суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду и пени за ее несвоевременную оплату. Истцом как доказательств обратного, так и возражений не представлено, контррасчет не оспорен.
В связи с тем, что задолженность перед истцом полностью погашена, заявленные требования оставлены судом без удовлетворения. Государственная пошлина по иску отнесена на ответчика, поскольку удовлетворение требований имело место после обращения Управления в суд.
Доводы апеллянта относительно фактической массы отходов, требование о признании веса, указанного ООО "Современный дом", недействительным, являются несостоятельными и не принимаются во внимание.
В соответствии с расчетом платы ответчиком предоставлена уточненная декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год. Ответчиком представлены документы, подтверждающие перевозку отходов, представлены копии актов приема от ООО "Современный дом" на полигон отходов с указанием в них объема и веса размещенных отходов, сведенных в реестр, декларацию о плате за негативное воздействие за окружающую среду с отметкой Управления о ее принятии 15.06.21г. При этом форма акта взвешивания императивно не установлена, она устанавливается организацией, подписание акта производится лицом, ответственным в области охраны окружающей среды.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции применительно к обстоятельствам рассматриваемого спора приходит к выводу, что апелляционная жалоба содержит доводы, не опровергающие выводы суда первой инстанции, доводы жалобы опровергаются материалами дела.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 16549/12 сформулирована правовая позиция, согласно которой из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции. Следовательно, несогласие заявителя жалобы с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и иное толкование положений закона не являются основанием для отмены судебного акта суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался.
руководствуясь статьями 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 июня 2021 года по делу N А65-5962/2021, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Д.А. Дегтярев |
Судьи |
А.Э. Ануфриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-5962/2021
Истец: Волжско-Камское межрегиональное Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования, г. Казань
Ответчик: ООО "Техноактив", г.Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд