г. Самара |
|
06 сентября 2021 г. |
Дело N А55-6601/2021 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Сергеевой Н.В., рассмотрев единолично без проведения судебного заседания и без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "426 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Самарской области от 03 июня 2021 года по делу N А55-6601/2021 (судья Рысаева С.Г.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по иску общества с ограниченной ответственностью "Сызраньводоканал"
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "426 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании 138 949 руб. 48 коп. задолженности за сброс загрязняющих веществ, размещение массы осадка сточных вод и негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с января 2018 года по март 2020 года
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сызраньводоканал" обратилось в арбитражный суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "426 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании 138 949 руб. 48 коп. задолженности за сброс загрязняющих веществ, размещение массы осадка сточных вод и негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с января 2018 года по март 2020 года.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 АПК РФ.
17.05.2021 принято решение в виде резолютивной части.
В Арбитражный суд Самарской области 24.05.2021 от Федерального государственного бюджетного учреждения "426 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации поступило заявление о составлении мотивированного решения, в связи с чем, на основании части 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд Самарской области изготовил мотивированное решение.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03 июня 2021 года взыскана с Федерального государственного бюджетного учреждения "426 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Сызраньводоканал" 136 157 руб. 71 коп. задолженность за сброс загрязняющих веществ, размещение массы осадка сточных вод и негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с 15.02.2018 года по 31.03.2020 года, а также расходы по госпошлине в сумме 5 064 руб.
В остальной части в иске отказано (с учетом срока исковой давности).
В апелляционной жалобе Федеральное государственное бюджетное учреждение "426 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворения исковых требований о взыскании 136 157 руб. 71 коп., в удовлетворении исковых требований отказать. В апелляционной жалобе ссылается на то, что забор проб производился с нарушением установленных требований, в связи с чем результаты измерений, выполненные в лаборатории ООО "Сызраньводоканал", не могут быть использованы для определения содержания веществ (показателей), и требования истца не могут быть правомерными.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ООО "Сызраньводоканал" и ФГБУ "426 ВГ" Минобороны России в период с 01.01.2018 года по 31.07.2018 года фактически сложились взаимоотношения по водоснабжению и водоотведению. Ответчик потреблял питьевую воду и сбрасывал сточные воды на своем объекте по адресу: г. Сызрань, ул. Володарского, 79.
На момент подачи данного искового заявления договор водоснабжения и водоотведения с ответчиком не заключен. Между тем, решением Арбитражного суда Самарской области от 08.11.2018 года по делу N А55-15807/2018 установлен факт поставки холодной воды и отведение сточных вод на объект г. Сызрань, ул. Володарского, д.79.
Отношения абонентов (заказчиков) и организаций водопроводно-канализационного хозяйства в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения, регулируются, в том числе Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральным закон N 416-ФЗ, Закон о водоснабжении), Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 N 525 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод".
Согласно пункту 10 статьи 7 Закона о водоснабжении в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Статьей 29 Закона о водоснабжении установлено, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, их абоненты, причинившие вред окружающей среде, возмещают его в полном объеме. Если принятые в централизованную систему водоотведения от абонента сточные воды не соответствуют нормативам допустимых сбросов абонентов или лимитам на сбросы, такой абонент обязан возместить вред, причиненный окружающей среде.
Таким образом, законодатель установил два вида негативного воздействия загрязняющих веществ в сточных водах абонентов: негативное воздействие загрязняющих веществ в сточных водах абонента на работу централизованной системы водоотведения (сети); негативное воздействие загрязняющих веществ в сточных водах абонента на окружающую среду (водный объект).
Согласно пункту 111 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные этими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения. Пунктом 114 Правил установлено, что состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 5 к Правилам.
Контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, согласно статье 30 Федерального закона от 07.12.11 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", осуществляется организацией, оказывающей услуги по водоотведению.
Контроль состава и свойств сточных вод ответчика осуществляется в соответствии с требованиями Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 путем отбора проб сточных вод и их исследования в лаборатории, имеющей государственную аккредитацию.
В период с 01 января 2018 года по 31 мая 2018 года лабораторией ООО "Сызраньводоканал" были зафиксированы превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в пробах, отобранных на объекте ответчика по адресу г. Сызрань, ул. Володарского, д.79. На основании Федерального Закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Постановления Правительства от 13.09.2016 года N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах", Постановления Правительства Самарской области от 22.07.2009 года N 340 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Самарской области с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов Самарской области, и условиях корректировки размеров платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Самарской области" была рассчитана плата за сброс загрязняющих веществ и массу осадка сточных вод.
Расчет платы за сброс загрязняющих веществ (таблица) формируется следующим образом:
Концентрация загрязняющих веществ, полученная в результате анализа проб сточных вод объекта ответчика (в мг/литр) (графа 3) умножается на объем сброса сточных вод с предприятия и делится на 10 в 6 степени (формируется графа 5).
Допустимая концентрация загрязняющих веществ, указанная в договоре (в мг/литр) (графа 4) умножается на объем сброса сточных вод с предприятия и делится на 10 в 6 степени (формируется графа 6).
Графа 7 = графа 5 - графа 6.
Графа 8 - норматив платы за превышение допустимого сброса (определяется как увеличенная в 25 раз ставка платы за сброс 1 тонны загрязняющих веществ). Ставка платы берется из Постановления Правительства от 13.09.2016 года N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах". Указанный порядок 25-кратного увеличения установлен п.5 ст. 16.3 Федерального Закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Графа 11 = графа 7 х графа 8 х графа 9 х графа 10.
Расчет платы за массу осадка сточных вод, размещаемую истцом при сбросе абонентами загрязняющих веществ в размерах, превышающих нормативы предельно-допустимых концентраций, проводится по формуле, установленной Постановлением Правительства Самарской области от 22.07.2009 года N 340.
Плата за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения является независимой от сброса загрязняющих веществ и распространяется на всех абонентов с 01 января 2014 года. Рассчитывается данная плата в соответствии с разделом VII Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 года N 644.
Нормативы данной платы установлены Приложением N 5 Правил холодного водоснабжения и водоотведения. В соответствии с п. 123 Правил плата взимается с абонентов при нарушении требований п. 114 Правил и превышении в сбросах сточных вод допустимых концентраций загрязняющих веществ, установленных Приложением N 5 Правил.
В соответствии с расчетами платы за сброс загрязняющих веществ (сверх нормы) в водные объекты за январь 2018 года сумма задолженности составляет 1 533,02 руб.
В соответствии с расчетами платы за массу осадка сточных вод, размещаемую в ООО "Сызраньводоканал" при сбросе абонентом загрязняющих веществ в размерах, превышающих пределы допустимой концентрации за январь 2018 года, сумма задолженности составляет 327,97 руб.
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за февраль 2017 года не производился.
Общая сумма задолженности за январь 2018 года составляет 1 860,99 руб.
В соответствии с расчетами платы за сброс загрязняющих веществ (сверх нормы) в водные объекты за февраль 2018 года сумма задолженности составляет 1 560,92 руб.
В соответствии с расчетами платы за массу осадка сточных вод, размещаемую в ООО "Сызраньводоканал" при сбросе абонентом загрязняющих веществ в размерах, превышающих пределы допустимой концентрации за февраль 2018 года, сумма задолженности составляет 300,66 руб.
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за февраль 2018 года не производился.
Общая сумма задолженности за февраль 2018 года составляет 1 861,58 руб.
В соответствии с расчетами платы за сброс загрязняющих веществ (сверх нормы) в водные объекты за март 2018 года сумма задолженности составляет 4 091,27 руб.
В соответствии с расчетами платы за массу осадка сточных вод, размещаемую в ООО "Сызраньводоканал" при сбросе абонентом загрязняющих веществ в размерах, превышающих пределы допустимой концентрации за март 2018 года, сумма задолженности составляет 826,66 руб.
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за март 2018 года не производился.
Общая сумма задолженности за март 2018 года составляет 4 917,93 руб.
В соответствии с расчетами платы за сброс загрязняющих веществ (сверх нормы) в водные объекты за апрель 2018 года сумма задолженности составляет 44 618,33 руб.
В соответствии с расчетами платы за массу осадка сточных вод, размещаемую в ООО "Сызраньводоканал" при сбросе абонентом загрязняющих веществ в размерах, превышающих пределы допустимой концентрации за апрель 2018 года, сумма задолженности составляет 6 933,23 руб.
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за апрель 2018 года не производился.
Общая сумма задолженности за апрель 2018 года составляет 51 551,56 руб.
В соответствии с расчетами платы за сброс загрязняющих веществ (сверх нормы) в водные объекты за май 2018 года сумма задолженности составляет 25 534,09 руб.
В соответствии с расчетами платы за массу осадка сточных вод, размещаемую в ООО "Сызраньводоканал" при сбросе абонентом загрязняющих веществ в размерах, превышающих пределы допустимой концентрации за май 2018 года сумма задолженности составляет 4 783,17 руб.
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за май 2018 года не производился.
Общая сумма задолженности за май 2018 года составляет 30 317,26 руб.
Общая сумма задолженности за сброс загрязняющих веществ, размещение массы осадка сточных вод и негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с января по май 2018 года составляет 90 509,32 руб.
Между ООО "Сызраньводоканал" и Федеральным государственным бюджетном учреждением "426 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации был заключен Договор на отпуск воды и прием сточных вод N 745/168-18 от 29.06.2018. Договор распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.07.2018 по 31.12.2018. В соответствии с Договором истец отпускает питьевую воду и принимает сточные воды в централизованную систему канализации, а ответчик обязан оплачивать предоставленные услуги в полном объеме, ежемесячно, согласно п.п. 4.19, 6.9.
В соответствии с п. 6.9 договора оплата производится ежемесячно, на основании платежных документов, до 10-го числа месяца, следующего за расчетным. За период с 01 июля 2018 года по 31 декабря 2018 года претензий по проведению отбора проб сточных вод, а также по расчетам за сброс загрязняющих веществ, размещенной массы осадка сточных вод, а также по расчетам платы за негативное воздействие на систему водоотведения ответчиком не предъявлялось.
Согласно п. 3.4 договора истец обязуется систематически контролировать качество сточных вод, отводимых Абонентом в канализацию Общества путем отбора проб.
В соответствии с п. 4.6 договора ответчик обязан соблюдать установленные договором концентрации и объемы загрязняющих веществ при сбросе сточных вод в канализацию.
В период с 01 июля 2018 года по 31 декабря 2018 года лабораторией ООО "Сызраньводоканал" были зафиксированы превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в пробах, отобранных на объекте ответчика по адресу г. Сызрань, ул. Володарского, д.79. На основании Федерального Закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Постановления Правительства от 13.09.2016 года N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах", Постановления Правительства Самарской области от 22.07.2009 года N 340 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Самарской области с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов Самарской области, и условиях корректировки размеров платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Самарской области" была рассчитана плата за сброс загрязняющих веществ и массу осадка сточных вод.
В соответствии с расчетами платы за сброс загрязняющих веществ (сверх нормы) в водные объекты за июль 2018 года сумма задолженности составляет 18 184,51 руб.
В соответствии с расчетами платы за массу осадка сточных вод, размещаемую в ООО "Сызраньводоканал" при сбросе абонентом загрязняющих веществ в размерах, превышающих пределы допустимой концентрации за июль 2018 года, сумма задолженности составляет 3 669,91 руб.
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за июль 2018 года не производился.
Общая сумма задолженности за июль 2018 года составляет 21 854,42 руб.
В соответствии с расчетами платы за сброс загрязняющих веществ (сверх нормы) в водные объекты за август 2018 года сумма задолженности составляет 1 351,19 руб.
В соответствии с расчетами платы за массу осадка сточных вод, размещаемую в ООО "Сызраньводоканал" при сбросе абонентом загрязняющих веществ в размерах, превышающих пределы допустимой концентрации за август 2018 года, сумма задолженности составляет 238,43 руб.
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за август 2018 года не производился.
Общая сумма задолженности за август 2018 года составляет 1 589,62 руб.
В соответствии с расчетами платы за сброс загрязняющих веществ (сверх нормы) в водные объекты за сентябрь 2018 года сумма задолженности составляет 1 037,66 руб.
В соответствии с расчетами платы за массу осадка сточных вод, размещаемую в ООО "Сызраньводоканал" при сбросе абонентом загрязняющих веществ в размерах, превышающих пределы допустимой концентрации за июль 2018 года, сумма задолженности составляет 217,54 руб.
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за сентябрь 2018 года не производился.
Общая сумма задолженности за сентябрь 2018 года составляет 1 255,20 руб.
В соответствии с расчетами платы за сброс загрязняющих веществ (сверх нормы) в водные объекты за октябрь 2018 года сумма задолженности составляет 1 249,01 руб.
В соответствии с расчетами платы за массу осадка сточных вод, размещаемую в ООО "Сызраньводоканал" при сбросе абонентом загрязняющих веществ в размерах, превышающих пределы допустимой концентрации за октябрь 2018 года, сумма задолженности составляет 249,20 руб.
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за октябрь 2018 года не производился.
Общая сумма задолженности за октябрь 2018 года составляет 1 498,21 руб.
В соответствии с расчетами платы за сброс загрязняющих веществ (сверх нормы) в водные объекты за ноябрь 2018 года сумма задолженности составляет 510,20 руб.
В соответствии с расчетами платы за массу осадка сточных вод, размещаемую в ООО "Сызраньводоканал" при сбросе абонентом загрязняющих веществ в размерах, превышающих пределы допустимой концентрации за ноябрь 2018 года, сумма задолженности составляет 111,22 руб.
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за ноябрь 2018 года не производился.
Общая сумма задолженности за ноябрь 2018 года составляет 621,42 руб.
В соответствии с расчетами платы за сброс загрязняющих веществ (сверх нормы) в водные объекты за декабрь 2018 года сумма задолженности составляет 1 655,62 руб.
В соответствии с расчетами платы за массу осадка сточных вод, размещаемую в ООО "Сызраньводоканал" при сбросе абонентом загрязняющих веществ в размерах, превышающих пределы допустимой концентрации за декабрь 2018 года, сумма задолженности составляет 265,68 руб.
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за декабрь 2018 года не производился.
Общая сумма задолженности за декабрь 2018 года составляет 1 921,30 руб.
Общая сумма задолженности за сброс загрязняющих веществ, размещение массы осадка сточных вод и негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с июля по декабрь 2018 года составляет 6 885,75 руб.
Между ООО "Сызраньводоканал" и Федеральным государственным бюджетном учреждением "426 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации был заключен Договор на отпуск воды и прием сточных вод N 745/33-19 от 28.02.2019. Договор распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.01.2019 по 31.12.2019. В соответствии с Договором истец отпускает питьевую воду и принимает сточные воды в централизованную систему канализации, а ответчик обязан оплачивать предоставленные услуги в полном объеме, ежемесячно, согласно п.п. 4.19, 6.9.
В соответствии с п. 6.9 договора оплата производится ежемесячно, на основании платежных документов, до 10-го числа месяца, следующего за расчетным. За период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2019 года претензий по проведению отбора проб сточных вод, а также по расчетам за сброс загрязняющих веществ, размещенной массы осадка сточных вод, а также по расчетам платы за негативное воздействие на систему водоотведения ответчиком не предъявлялось.
Согласно п. 3.4 договора истец обязуется систематически контролировать качество сточных вод, отводимых Абонентом в канализацию Общества путем отбора проб.
В соответствии с п. 4.6 договора ответчик обязан соблюдать установленные договором концентрации и объемы загрязняющих веществ при сбросе сточных вод в канализацию.
В период с 01 января 2019 года по 31 марта 2020 года лабораторией ООО "Сызраньводоканал" были зафиксированы превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в пробах, отобранных на объекте ответчика по адресу г. Сызрань, ул. Володарского, д.79. На основании Федерального Закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Постановления Правительства от 13.09.2016 года N913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах", Постановления Правительства Самарской области от 22.07.2009 года N 340 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Самарской области с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов Самарской области, и условиях корректировки размеров платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Самарской области" была рассчитана плата за сброс загрязняющих веществ и массу осадка сточных вод.
В соответствии с расчетами платы за сброс загрязняющих веществ (сверх нормы) в водные объекты за январь 2019 года сумма задолженности составляет 646,84 руб.
В соответствии с расчетами платы за массу осадка сточных вод, размещаемую в ООО "Сызраньводоканал" при сбросе абонентом загрязняющих веществ в размерах, превышающих пределы допустимой концентрации за январь 2019 года сумма задолженности составляет 125,58 руб.
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за январь 2019 года не производился.
Общая сумма задолженности за январь 2019 года составляет 772,42 руб.
В соответствии с расчетами платы за сброс загрязняющих веществ (сверх нормы) в водные объекты за февраль 2019 года сумма задолженности составляет 948,30 руб.
В соответствии с расчетами платы за массу осадка сточных вод, размещаемую в ООО "Сызраньводоканал" при сбросе абонентом загрязняющих веществ в размерах, превышающих пределы допустимой концентрации за февраль 2019 года, сумма задолженности составляет 175,64 руб.
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за февраль 2019 года не производился.
Общая сумма задолженности за февраль 2019 года составляет 1 123,94 руб. В соответствии с расчетами платы за сброс загрязняющих веществ (сверх нормы) в водные объекты за март 2019 года сумма задолженности составляет 1 184,52 руб.
В соответствии с расчетами платы за массу осадка сточных вод, размещаемую в ООО "Сызраньводоканал" при сбросе абонентом загрязняющих веществ в размерах, превышающих пределы допустимой концентрации за март 2019 года, сумма задолженности составляет 230,81 руб.
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за март 2019 года не производился.
Общая сумма задолженности за март 2019 года составляет 1 415,33 руб. В соответствии с расчетами платы за сброс загрязняющих веществ (сверх нормы) в водные объекты за апрель 2019 года сумма задолженности составляет 425,96 руб.
В соответствии с расчетами платы за массу осадка сточных вод, размещаемую в ООО "Сызраньводоканал" при сбросе абонентом загрязняющих веществ в размерах, превышающих пределы допустимой концентрации за апрель 2019 года, сумма задолженности составляет 100,24 руб.
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за апрель 2019 года не производился.
Общая сумма задолженности за апрель 2019 года составляет 526,20 руб. В соответствии с расчетами платы за сброс загрязняющих веществ (сверх нормы) в водные объекты за май 2019 года сумма задолженности составляет 587,57 руб.
В соответствии с расчетами платы за массу осадка сточных вод, размещаемую в ООО "Сызраньводоканал" при сбросе абонентом загрязняющих веществ в размерах, превышающих пределы допустимой концентрации за май 2019 года сумма задолженности составляет 128,03 руб.
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за май 2019 года не производился.
Общая сумма задолженности за май 2019 года составляет 715,60 руб. В соответствии с расчетами платы за сброс загрязняющих веществ (сверх нормы) в водные объекты за июнь 2019 года сумма задолженности составляет 1 189,22 руб.
В соответствии с расчетами платы за массу осадка сточных вод, размещаемую в ООО "Сызраньводоканал" при сбросе абонентом загрязняющих веществ в размерах, превышающих пределы допустимой концентрации за июнь 2019 года, сумма задолженности составляет 226,79 руб.
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за июнь 2019 года не производился.
Общая сумма задолженности за июнь 2019 года составляет 1 416,01 руб. В соответствии с расчетами платы за сброс загрязняющих веществ (сверх нормы) в водные объекты за июль 2019 года сумма задолженности составляет 1 212,52 руб.
В соответствии с расчетами платы за массу осадка сточных вод, размещаемую в ООО "Сызраньводоканал" при сбросе абонентом загрязняющих веществ в размерах, превышающих пределы допустимой концентрации за июль 2019 года, сумма задолженности составляет 261,84 руб.
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за июль 2019 года не производился.
Общая сумма задолженности за июль 2019 года составляет 1 474,36 руб. В соответствии с расчетами платы за сброс загрязняющих веществ (сверх нормы) в водные объекты за август 2019 года сумма задолженности составляет 1 261,96 руб.
В соответствии с расчетами платы за массу осадка сточных вод, размещаемую в ООО "Сызраньводоканал" при сбросе абонентом загрязняющих веществ в размерах, превышающих пределы допустимой концентрации за август 2019 года, сумма задолженности составляет 267,40 руб.
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за август 2019 года не производился.
Общая сумма задолженности за август 2019 года составляет 1 529,36 руб.
В соответствии с расчетами платы за сброс загрязняющих веществ (сверх нормы) в водные объекты за сентябрь 2019 года сумма задолженности составляет 1 520,02 руб.
В соответствии с расчетами платы за массу осадка сточных вод, размещаемую в ООО "Сызраньводоканал" при сбросе абонентом загрязняющих веществ в размерах, превышающих пределы допустимой концентрации за сентябрь 2019 года, сумма задолженности составляет 301,38 руб.
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за сентябрь 2019 года не производился.
Общая сумма задолженности за сентябрь 2019 года составляет 1 821,40 руб.
В соответствии с расчетами платы за сброс загрязняющих веществ (сверх нормы) в водные объекты за октябрь 2019 года сумма задолженности составляет 1 415,32 руб.
В соответствии с расчетами платы за массу осадка сточных вод, размещаемую в ООО "Сызраньводоканал" при сбросе абонентом загрязняющих веществ в размерах, превышающих пределы допустимой концентрации за октябрь 2019 года, сумма задолженности составляет 275,93 руб.
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за октябрь 2019 года не производился.
Общая сумма задолженности за октябрь 2019 года составляет 1 691,25 руб.
В соответствии с расчетами платы за сброс загрязняющих веществ (сверх нормы) в водные объекты за ноябрь 2019 года сумма задолженности составляет 1 512,55 руб.
В соответствии с расчетами платы за массу осадка сточных вод, размещаемую в ООО "Сызраньводоканал" при сбросе абонентом загрязняющих веществ в размерах, превышающих пределы допустимой концентрации за ноябрь 2019 года, сумма задолженности составляет 273,05 руб.
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за ноябрь 2019 года не производился.
Общая сумма задолженности за ноябрь 2019 года составляет 1 785,60 руб.
В соответствии с расчетами платы за сброс загрязняющих веществ (сверх нормы) в водные объекты за декабрь 2019 года сумма задолженности составляет 1 586,63 руб.
В соответствии с расчетами платы за массу осадка сточных вод, размещаемую в ООО "Сызраньводоканал" при сбросе абонентом загрязняющих веществ в размерах, превышающих пределы допустимой концентрации за декабрь 2019 года, сумма задолженности составляет 293,22 руб.
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за декабрь 2019 года не производился.
Общая сумма задолженности за декабрь 2019 года составляет 1 879,85 руб.
В соответствии с расчетами платы за сброс загрязняющих веществ (сверх нормы) в водные объекты за январь 2020 года сумма задолженности составляет 1 555,24 руб.
В соответствии с расчетами платы за массу осадка сточных вод, размещаемую в ООО "Сызраньводоканал" при сбросе абонентом загрязняющих веществ в размерах, превышающих пределы допустимой концентрации за январь 2020 года, сумма задолженности составляет 340,16 руб.
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за январь 2020 года не производился.
Общая сумма задолженности за январь 2020 года составляет 1 895,40 руб.
В соответствии с расчетами платы за сброс загрязняющих веществ (сверх нормы) в водные объекты за февраль 2020 года сумма задолженности составляет 693,47 руб.
В соответствии с расчетами платы за массу осадка сточных вод, размещаемую в ООО "Сызраньводоканал" при сбросе абонентом загрязняющих веществ в размерах, превышающих пределы допустимой концентрации за февраль 2020 года, сумма задолженности составляет 152,83 руб.
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за февраль 2020 года не производился.
Общая сумма задолженности за февраль 2020 года составляет 846,30 руб.
В соответствии с расчетами платы за сброс загрязняющих веществ (сверх нормы) в водные объекты за март 2020 года сумма задолженности составляет 659,86 руб.
В соответствии с расчетами платы за массу осадка сточных вод, размещаемую в ООО "Сызраньводоканал" при сбросе абонентом загрязняющих веществ в размерах, превышающих пределы допустимой концентрации за март 2020 года, сумма задолженности составляет 147,11 руб.
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за март 2020 года не производился.
Общая сумма задолженности за март 2020 года составляет 806,97 руб.
Общая сумма задолженности за сброс загрязняющих веществ, размещение массы осадка сточных вод и негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с января 2019 года по 31 марта 2020 года составляет 19 699,99 руб.
Протоколы отбора проб, счета на оплату, расчеты стоимости направлялись ответчику ежемесячно. Также ежемесячно ответчику предоставлялись акты выполненных работ (оказанных услуг). Ответчик возражений по процедуре отбора проб, результатам отбора и расчетам платы за сброс не предоставлял.
Акты выполненных работ (оказанных услуг) по сбросу загрязняющих веществ, массе осадка сточных вод и негативному воздействию на централизованную канализационную систему ответчиком не подписаны и не возвращены. Акт сверки ответчиком не подписан. Указанную сумму до настоящего времени ответчик не оплатил.
Истцом 11.12.2020 в адрес ответчика была направлена претензия N 1085/06 от 21.04.2020 с предложением погасить имеющуюся задолженность добровольно, однако указанная претензия осталась без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В ходе рассмотрения дела ответчик представил отзыв, в котором указал на то, что требования истца неправомерны, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Как указывает ответчик, предметом спора стала задолженность ФГБУ "426 ВГ" Минобороны России, образовавшаяся, по мнению истца, по плате за сброс загрязняющих веществ, размещение массы осадка сточных вод и за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения г.о. Сызрань за период с 01 января 2018 года по 31 марта 2020 года в общей сумме 138 949 рублей 48 коп.
Пунктом 10 ст. 7 Закона о водоснабжении установлено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения в размере и порядке, которые установлены Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ" (Правила N 644).
Указанные правила регулируют отношения между абонентом и организацией ВКХ. Согласно данным правилам, в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктам 114 и 113 Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведения, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены Правилами.
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение ежемесячно на основании декларации, предоставляемой абонентом или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктами 120, 123(1) и 130 Правил на основании результатов контрольных проб сточных вод.
Как указывает ответчик, ФГБУ "426 ВГ" Минобороны России в период с марта 2018 года по март 2020 год декларацию в ООО "Сызраньводоканал" не направляло, в связи с тем, что, учитывая деятельность учреждения, полагает, что в отводимых сточных водах отсутствуют загрязняющие вещества, негативно влияющие на работу централизованной системы водоотведения. Кроме того, объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов учреждения составляет менее 30 куб. метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам. Правила 644 не устанавливают за учреждением обязанности предоставления протоколов количественного химического анализа сточных вод.
Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июня 2013 г. N 525 (далее Правила N 525) устанавливает порядок осуществления организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентом.
Процедура отбора проб регламентируется государственным стандартом РФ от 01.01.2014 ГОСТ 31861-2012 "Вода. Общие требования к отбору проб", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012.
По мнению ответчика, забор проб производился с нарушением установленных требований, а значит результаты измерений, выполненные в лаборатории ООО "Сызраньводоканал", не являются достоверными.
Таким образом, данные, указанные в протоколах ООО "Сызраньводоканал", по мнению ответчика, не могут быть использованы для определения содержания веществ (показателей).
Указанные доводы ответчика суд первой инстанции верно счел необоснованными, поскольку ответчиком доказательств нарушения истцом отбора проб не представлено, акты отбора проб, протоколы исследования проб не оспорены.
В соответствии с пунктом 118 Правил N 644 (в редакции, действовавшей на спорный период 2018 года, и далее по тексту), в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
В соответствии с пунктом 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктами 120, 123(1) и 130 настоящих Правил, на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод. Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 10 дней со дня выставления счета.
Согласно пункту 120 Правил N 644, в случае если по результатам контроля, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение, зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных пунктом 113 настоящих Правил, размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по формуле: П = Кк x T x Q.
Доказательств подачи абонентом декларации не представлено.
По смыслу указанной нормы для осуществления расчетов по приведенной формуле абонент должен одновременно соответствовать нескольким критериям, а именно: осуществлять хотя бы один из перечисленных в этом пункте видов производственной деятельности, а объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов такого абонента должен составлять менее 30 куб. м в сутки суммарно по всем канализационным выпускам, или в случае отсутствия технической возможности осуществить отбор проб сточных вод абонента (осуществляющего указанное производство) без учета сточных вод иных абонентов.
Доказательств соответствия ответчика всем критериям и отнесения его к категории специальных абонентов, к которым применяются положения пункта 123(4) Правил N 644, в материалы дела не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции верно отметил, что материалами дела подтверждено, что истец осуществлял отбор проб сточных вод, а также их анализ при соблюдении норм действующего законодательства и условий заключенного сторонами договора.
Кроме того, ответчик заявлял о применении срока исковой давности.
Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно статье 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Согласно статье 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Согласно статье 203 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действия, свидетельствующего о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново, время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.
Согласно статье 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии с пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", течение срока исковой давности приостанавливается, если стороны прибегли к несудебной процедуре разрешения спора, обращение к которой предусмотрено законом, в том числе к обязательному претензионному порядку. В этих случаях течение исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения этой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры.
Пунктом 4 статьи 5 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок для досудебного урегулирования спора установлен в тридцать дней.
С настоящим иском истец обратился в суд первой инстанции 15 марта 2021 года (нарочно).
Истцом в адрес ответчика направлялась претензия от 21.04.2020 N 1085/06.
Следовательно, с учетом перерыва срока для досудебного урегулирования спора (30 дней), исковые требования о взыскании задолженность за сброс загрязняющих веществ, размещение массы осадка сточных вод и негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по 14.02.2018, заявлены за пределом срока исковой давности.
Таким образом, суд первой инстанции верно указал, что обоснованным периодом для предъявления требований о взыскании задолженности за сброс загрязняющих веществ, размещение массы осадка сточных вод и негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с 15.02.2018 года по 31.03.2020 года, что составит 136 157 руб. 71 коп.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства недопустим.
Ответчик не оспорил факт сброса загрязняющих веществ, не опроверг правомерность расчета платы, предъявленной к взысканию истцом.
Материалами дела подтверждается, что истец исполнил принятые на себя обязательства согласно условиям договора, при этом ответчик каких-либо возражений относительно объема поставленного ресурса не заявил, однако оплату в соответствии с условиями договора не произвел.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в соответствии со ст.ст. 196, 199, 307, 309, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию 136 157 руб. 71 коп. задолженности за сброс загрязняющих веществ, размещение массы осадка сточных вод и негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с 15.02.2018 года по 31.03.2020 года. В остальной части судом первой инстанции в иске обоснованно отказано.
Довод заявителя апелляционной жалобы о необоснованном рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, отклоняется на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 227 АПК РФ в порядке упрощенного производства подлежат рассмотрению дела по исковым заявлениям о взыскании денежных средств, если цена иска не превышает для юридических лиц восемьсот тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей четыреста тысяч рублей.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" если по формальным признакам дело относится к категориям дел, названным в частях 1, 2 статьи 227 АПК РФ, то оно должно быть рассмотрено в порядке упрощенного производства. Согласие сторон на рассмотрение этого дела в порядке упрощенного производства не требуется.
В части 5 статьи 227 АПК РФ перечислены обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела в порядке упрощенного производства. Поскольку такие обстоятельства в данном случае отсутствовали, оснований для перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства у суда первой инстанции не имелось, арбитражный суд правомерно рассмотрел настоящее дело в порядке упрощенного производства.
Само по себе наличие у ответчика возражений относительно рассмотрения дела в порядке упрощенного производства не является основанием для перехода к рассмотрению настоящего дела по общим правилам искового производства. Рассмотрение дела в порядке упрощенного производства не препятствовало представлению сторонами всеми доступными средствами доказательств в обоснование своих доводов и возражений относительно обстоятельств дела.
Правовых и фактических оснований для удовлетворения ходатайства ответчика о переходе к рассмотрению дела по общим правилам искового производства на стадии апелляционного обжалования, апелляционный суд не имеет.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 03 июня 2021 года по делу N А55-6601/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Судья |
Н.В.Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-6601/2021
Истец: ООО "Сызраньводоканал"
Ответчик: ФГБУ "426 военный госпиталь" Министерства обороны РФ