город Воронеж |
|
02 сентября 2021 г. |
Дело N А64-2703/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 сентября 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ушаковой И.В.,
судей Донцова П.В.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шиловой А.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Тамбовская управляющая компания": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления государственного жилищного надзора по Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от общества с ограниченной ответственностью "ЖилТехСервис": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от общества с ограниченной ответственностью "ТРИУМФ": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тамбовская управляющая компания" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 18.05.2021 по делу N А64-2703/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тамбовская управляющая компания" (ОГРН 1106829008065, ИНН 6829071004) к Управлению государственного жилищного надзора по Тамбовской области о признании незаконным предписания от 10.03.2020 N204,
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "ЖилТехСервис", общество с ограниченной ответственностью "ТРИУМФ",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тамбовская управляющая компания" (далее - ООО "ТУК", общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании незаконным предписания Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области (далее - Управление) от 10.03.2020 N 204.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "ЖилТехСервис" (далее - ООО "ЖилТехСервис"), общество с ограниченной ответственностью "ТРИУМФ" (далее - ООО "ТРИУМФ").
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 18.05.2021 в удовлетворении требований ООО "ТУК" отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ООО "ТУК" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просило обжалуемое решение отменить.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны и третьи лица явку полномочных представителей не обеспечили.
Через электронный сервис подачи документов "Мой Арбитр" от ООО "ТУК" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения указанных лиц о месте и времени судебного заседания, апелляционная жалоба была рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, считает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела усматривается, что Управлением на основании обращения ООО "Триумф" от 31.01.202 N 01.1-18/380 проведена внеплановая документарная проверка отношении ООО "ТУК" на предмет наличия (отсутствия) грубого нарушения лицензионного требования.
ООО "ТРИУМФ" осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Тамбовская обл., г. Тамбов, ул. Мичуринская, д. 149 А, на основании решения Управления от 26.12.2019 N 1282/19, с началом периода управления 01.01.2020.
В ходе внеплановой документарной проверки Управлением установлено, что ООО "ТУК" не обеспечило передачу в установленный частью 10 статьи 162 ЖК РФ срок, то есть в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом (до 14.01.2020), технической и иной документации на многоквартирный дом 149 А по ул. Мичуринская г. Тамбова в адрес управляющей организации ООО "ТРИУМФ", осуществляющей функции управления указанным многоквартирным домом с 01.01.2020.
10.03.2020 Управлением государственного жилищного надзора по Тамбовской области составлен акт проверки N 186 и ООО "ТУК" выдано предписание N 204, которым предписывалось осуществить восстановление технической документации на многоквартирный дом, расположенный по адресу: Тамбовская обл., г. Тамбов, ул. Мичуринская, д. 149А, и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества в многоквартирная доме, и иные технические средства и оборудования, необходимые для эксплуатации многоквартирного дама и управления им в полном объеме в соответствиями с требованиями пунктов 24, 26, 27 Правил N 491 и пункта 25 Правил N 416 и передать в адрес новоизбранной управляющей организации ООО "ТРИУМФ". Указанные действия надлежало осуществить в срок до 10.06.2020.
Полагая, что общество приняло все возможные меры к недопущению нарушения действующего законодательства, осуществило передачу всей имеющейся в распоряжении технической и иной документации на многоквартирный дом, расположенный по адресу: Тамбовская область, г.Тамбов, ул.Мичуринская, д.149 А в адрес ООО "ТРИУМФ", ссылаясь на пункт 251 Постановления Правительства РФ от 15.05.2013 N 416, ООО "ЖилТехСервис" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконным предписания N 204 от 10.03.2020.
Арбитражным судом первой инстанции в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу либо иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если данный собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 18 Правил N 416, в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля, уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
На основании пункта 19 Правил N 416 организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 настоящих Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, технические средства и оборудование, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 ЖК РФ.
В пункте 20 Правил N 416 предусмотрено, что техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Подлежащие передаче документы должны содержать актуальные на момент передачи сведения о составе и состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен пунктами 24 и 26 Правил N 491.
В пункте 24 Правил N 491 указано, что сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; документы (акты) о приемке результатов работ; акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям; инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.
В силу пункта 26 Правил N 491 в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом; заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка); документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута); проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии); иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
Согласно пункту 27 Правил N 491 ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
Перечень технической документации на многоквартирный дом, установленный в пунктах 24 и 26 Правил N 491, является открытым и предусматривает также передачу иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
Отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности. В этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица (пункты 21, 22 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416).
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена обязанность предыдущей управляющей организации передать техническую документацию и иные связанные с управлением таким домом документы согласно указанному выше перечню управляющей компании, которая в установленном порядке избрана собственниками жилых помещений.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 N 17074/09, отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности. В этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что на основании решения Управления от 26.12.2019 N 1289/19 о внесении изменений в реестр лицензий Тамбовской области на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, МКД N 149 А по ул.Мичуринской г.Тамбова был внесен в перечень домов, находящихся в управлении ООО "ТРИУМФ".
16.01.2020 ООО "ТРИУМФ" было направлено обращение в ООО "ТУК" с просьбой в срок до 17.01.2020 передать документацию на указанный МКД.
30.01.2020 ООО "ТУК" передало в адрес ООО "ТРИУМФ" техническую и иную документацию в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: Тамбовская обл., г. Тамбов, ул. Мичуринская, д. 149 А, но не в полном объеме.
ООО "ТРИУМФ" обратилось в Управление государственного жилищного надзора Тамбовской области по факту не передачи в полном объеме необходимой документации на МКД N 149 А по ул. Мичуринской г.Тамбова.
В силу части 1 статьи 64 и статьи 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется правилами статей 67 и 68 АПК РФ об относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств.
Из представленных в дело доказательств следует, что на момент рассмотрения спора не вся, необходимая для эксплуатации и обслуживания дома, техническая документация была передана ООО "ТРИУМФ".
Презумпция наличия у ООО "ТУК", исполнявшей функции управляющей компании в отношении спорного многоквартирного дома спорных документов, установлена законодательно с учетом приведенных ранее норм права. Бремя доказывания того обстоятельства, что соответствующая документация изначально не передавалась от организации, осуществлявшей управление названным домом до общества, возлагается на него (статьи 65, 9 АПК РФ).
Выводов о том, что спорная документация отсутствует по объективным причинам, обжалуемое решение не содержит.
Ссылки заявителя жалобы о том, что до нахождения многоквартирного дома, расположенного по адресу: Тамбовская обл., г. Тамбов, ул. Мичуринская, д. 149А в управлении ООО "ТУК" данный дом находился в управлении ООО "ЖилТехСервис", где лицом ответственным за хранение документации являлся главный инженер - Карцев И.В., который до 22.11.2019 имел 60% доли уставного капитала ООО "ТРИУМФ", и является главным инженером ООО "ТРИУМФ" и не передал (присвоил) указанную документацию, отклоняются апелляционным судом, как не подтвержденные документально.
Ссылки ООО "ТУК" на то, что обязанность по восстановлению и передаче новой управляющей организации документации на дом возникает только в случае, если такая документация передавалась предыдущей управляющей компанией, подлежит отклонению, поскольку доказательств ненадлежащего исполнения предыдущей управляющей компанией требований об обязательной передаче спорной документации на многоквартирный дом в управляющую компанию общество в материалы дела не представило.
В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
ООО "ТУК", приняв на себя осуществление функций по управлению спорным многоквартирным домом, действуя разумно и добросовестно, должен располагать всей необходимой документацией, предусмотренной действующим законодательством в качестве необходимой для управления многоквартирным домом, истребовав ее от предыдущей управляющей организации.
Доказательств, подтверждающих факт истребования либо приема-передачи необходимой технической документации от ООО "ЖилТехСервис", как и объективной невозможности исполнения обязанности по передаче технической документации ООО "ТУК" не представлено.
Кроме того, апелляционная коллегия отмечает, что согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.03.2010 N 17074/09, отсутствие или утрата документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности. В этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.
Ссылка на то, что оспариваемое предписание не содержит указания на то, какую техническую документацию и какие иные документы, связанные с управлением МКД следовало передать вновь избранной управляющей организации, что свидетельствует, по мнению заявителя апелляционной жалобы, о неисполнимости предписания, отклоняются апелляционным судом, поскольку в представленных в материалы дела дополнениях к отзыву (т.2, л.д. 15-16) Управление указало, что в рамках поступившего от ООО "ТУК" ходатайства об уточнении перечня технической документации, подлежащей передаче в адрес ООО "ТРИУМФ", конкретизирует объем документации, который подлежит передаче вновь избранной собственниками помещений в МКД N 149А по ул. Мичуринская г. Тамбова управляющей компании ООО "ТРИУМФ" в рамках выданного предписания N 204 от 10.03.2020.
Отсутствие в предписании точного указания совершения необходимого действия по устранению выявленных нарушений не свидетельствует о неточности и неисполнимости требований предписания.
Анализ оспариваемого предписания показывает, что данный ненормативный правовой акт по своей форме и содержанию соответствует действующему законодательству, содержит все необходимые реквизиты (в том числе перечень выявленных нарушений и срок их устранения с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены), которые ясны, доступны для понимания и не влекут двоякого толкования.
При этом в случае неясности порядка исполнения предписания общество также вправе обратиться за разъяснениями в орган, выдавший предписание.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции находит, что оспариваемое предписание содержит сведения о выявленных нарушениях и о мерах, которые следует принять заявителю в целях их устранения, в связи с чем не усматривает оснований считать данное предписание неисполнимым, как содержащим неконкретные и неопределенные сведения.
Таким образом, принимая во внимание, что нарушения, послужившие основанием для вынесения оспариваемого предписания, имели место, их наличие обществом не опровергнуто, полномочия по выдаче предписания у органа жилищного надзора имелись, судебная коллегия считает, что оспариваемое предписание не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования в суде первой инстанции, отклоняются судебной коллегией как основанные на неправильном толковании закона применительно к установленным по делу обстоятельствам, не свидетельствуют о нарушении судом норм права и сводятся лишь к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя, возврат государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 1828 от 15.05.2020, произведен.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 18.05.2021 по делу N А64-2703/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тамбовская управляющая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.В. Ушакова |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-2703/2020
Истец: ООО "Тамбовская управляющая компания"
Ответчик: Управление Государственного жилищного надзора по Тамбовской области
Третье лицо: ООО "Жилтехсервис", ООО "ТРИУМФ", 19 Арбитражный апелляционный суд