г. Владимир |
|
02 сентября 2021 г. |
Дело N А43-3145/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 сентября 2021 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04 июня 2021 года по делу N А43-3145/2021, принятое по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия о взыскании с акционерного общества "Нижегородский водоканал" (ОГРН 1065257065268, ИНН 5257086827) задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в период с 2016 года по 2018 год в размере 4 632 677,63 руб.
при участии:
от истца - Белоусова И.А. по доверенности от 11.05.2021 N 128 сроком действия до 30.04.2022 (представлен диплом о высшем юридическом образовании), Могутина О.А. по доверенности от 28.06.2021 N 142 сроком действия до 31.12.2021 (специалист);
от ответчика - Дементьева Е.М. по доверенности от 01.01.2021 N 7 сроком действия до 31.12.2021 (представлено удостоверение адвоката)
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия (далее - истец, МРУ Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия) с исковым заявлением о взыскании с акционерного общества "Нижегородский водоканал" (далее - ответчик, АО "Нижегородский Водоканал") задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в период с 2016 года по 2018 год в размере 4 632 677,63 руб.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 04 июня 2021 года требования, заявленные МРУ Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия отклонены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, МРУ Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.05.2021 по делу N А43-3145/2021 отменить и взыскать с АО "Нижегородский водоканал" задолженность в размере по плате платы за негативное воздействие на окружающую среду4 632 677, 63 рублей.
МРУ Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия с решением суда не согласно, считает, что арбитражным судом Нижегородской области при вынесении решения не были в полной мере исследованы все материалы дела, а также не учтена позиция Управления при вынесении решения, что является нарушением норм АПК РФ, которое влечет за собой отмену решения..
От ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором АО "Нижегородский Водоканал" просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение оставить без изменения.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, АО "Нижегородский Водоканал" осуществляет хозяйственную деятельность, которая оказывает негативное воздействие на окружающую среду, а именно: сбросы загрязняющих веществ в водный объект.
В период с 2016 года по 2018 год АО "Нижегородский Водоканал" в МРУ Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия представлялись Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, а также Отчеты о ходе выполнения плана снижения сбросов.
Проведя в 2019 году анализ представленных АО "Нижегородский Водоканал" документов МРУ Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия пришло к выводу о наличии у АО "Нижегородский Водоканал" задолженности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в указанный период в общей сумме 4 632 677,63 руб., образовавшейся в результате применения в качестве платежной базы данных об объеме загрязняющих веществ (аммоний-ион, нитрит-анион, фосфаты), отраженных в декларациях о плате за негативное воздействие на окружающую среду, опровергающихся данными, приведенными в Отчетах о ходе выполнения плана снижения сбросов.
25 октября 2019 МРУ Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия составлен акт проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду N 1, которым в целях исчисления платы по указанным выше загрязняющим веществам подлежат применению сведения о Фактических данных о сбросах, приведенные в Отчетах о ходе выполнения плана снижения сбросов за 2016, 2017, 2018 гг.
01 ноября 2019 МРУ Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия направило АО "Нижегородский Водоканал" требование (исх.N 01-15/0401) об оплате имеющейся задолженности в размере 4 632 677,63 руб. в тридцатидневный срок со дня получения данного требования.
Поскольку АО "Нижегородский Водоканал" требование не исполнило, МРУ Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о взыскании задолженности.
Требование заявлено МРУ Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7- ФЗ), Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N255 (далее - Правила N 255), Правилами проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.07.2019 N 891. Как отмечает истец, причиной обращения в арбитражный суд послужила недоплата ответчиком платы за негативное воздействие на окружающую среду, выявленная по результатам анализа данных Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и Отчета о ходе выполнения плана снижения сбросов за 2016, 2017 и 2018 гг., а также неисполнение требования об уплате задолженности в добровольном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из недоказанности МРУ Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия наличия за АО "Нижегородский Водоканал" задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за период 2016- 2018 гг. на сумму 4 632 677,63 рублей, а также пропуска заявителем срока исковой давности по требованию в части взыскания задолженности за 2016 год.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии со статьей 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 3 Закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В соответствии с пунктами 1 - 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным; к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.
Исходя из положений действующего природоохранного законодательства негативным воздействием на окружающую среду в общем виде является воздействие хозяйственной и иной деятельности человека на совокупность компонентов природной среды, последствия которого приводят к негативным изменениям состояния окружающей среды во взаимосвязи ее физических, химических, биологических и иных показателей.
Пунктом 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
В силу пункта 1 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления.
Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля (пункт 2 статьи 16.2 Закона N 7- ФЗ).
Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (пункт 5 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 16.3 Федерального закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 13 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ).
Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления (пункт 1 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ).
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год (пункт 2 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом (пункт 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила N 255), устанавливающие порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения.
Согласно пункту 4 Правил контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.
В соответствии с пунктами 37, 38, 39, 40 Правил N 255 контроль за исчислением платы осуществляется администратором платы в течение 9 месяцев со дня приема декларации о плате или при проведении государственного экологического надзора в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Предметом контроля за исчислением платы являются правильность исчисления, полнота и своевременность внесения платы, обязанность по внесению которой в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и настоящими Правилами возложена на лицо, обязанное вносить плату. Контроль за исчислением платы осуществляется посредством осуществления мероприятий по проверке полноты и правильности заполнения декларации о плате и соблюдения сроков ее представления, своевременности внесения платы. При проверке декларации о плате устанавливается соответствие сведений и расчетов, представленных лицом, обязанным вносить плату, в составе декларации о плате и прилагаемых к ней документах положениям настоящих Правил. В случае если при проведении проверки декларации о плате выявлены ошибки в этой декларации и (или) противоречия между сведениями в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных лицом, обязанным вносить плату, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у администратора платы, и (или) полученным им в ходе проведения контроля за исчислением платы, об этом сообщается лицу, обязанному вносить плату, с требованием представить в течение 7 рабочих дней необходимые обоснованные пояснения (с приложением при необходимости дополнительных документов) и (или) внести соответствующие исправления в установленный срок.
В случае несогласия с фактами, изложенными в требовании, указанном в пункте 40 настоящих Правил, лицо, обязанное вносить плату, вправе представить администратору платы письменные возражения по указанному требованию в целом или по его отдельным положениям. При этом лицо, обязанное вносить плату, вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать администратору платы документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (пункт 41 Правил N 255).
В силу пункта 44 Правил N 255 при проведении проверки декларации о плате в обязательном порядке рассматриваются представленные лицом, обязанным вносить плату, пояснения и дополнительные документы. Если после рассмотрения пояснений лица, обязанного вносить плату, и представления дополнительных документов либо при неисполнении лицом, обязанным вносить плату, требования о представлении пояснений или невнесения соответствующих исправлений в установленный срок, администратор платы установит факт наличия ошибок в декларации о плате и (или) противоречий между сведениями в представленных документах, его уполномоченные должностные лица составляют акт проведения контроля за исчислением платы в порядке и по форме, которые устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. Акт проведения контроля за исчислением платы составляется в течение 20 рабочих дней со дня представления лицом, обязанным вносить плату, пояснений и дополнительных документов, в случае неисполнения требований о представлении пояснений и дополнительных документов - в течение 20 рабочих дней со дня истечения сроков, установленных такими требованиями.
Согласно пункту 8 Правил N 255 плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы для исчисления платы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 N1316-р, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах" и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2018 N 758 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, установленных постановлением N 913 и постановлением N 1148, и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).
Согласно пункту 9 Правил N 255 платежной базой является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ.
Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору платы в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (пункт 11 Правил N 255).
В силу пункта 15 Правил N 255 при сбросе загрязняющих веществ в водные объекты платежная база определяется их объемом или массой, который(ая) поступил(а) в водный объект в результате использования воды, и рассчитывается как разница между объемом или массой содержащихся в сточной воде загрязняющих веществ и объемом или массой этих веществ, содержащихся в воде, забранной для использования из того же водного объекта.
Таким образом, из приведенных положений следует, что объектом платы негативного воздействия на водные объекты являются загрязняющие вещества, поступающие в такой объект в результате использования воды.
Следовательно, для правильного расчета НВОС необходимо установить объем (массу) таких веществ.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, АО "Нижегородский Водоканал" осуществляет хозяйственную деятельность, которая оказывает негативное воздействие на окружающую среду, а именно: сбросы загрязняющих веществ в водный объект (р.Волга).
В Декларациях о плате за негативное воздействие на окружающую среду АО "Нижегородский Водоканал" задекларированы следующие данные о фактических сбросах загрязняющих веществ в результате деятельности Нижегородской станции аэрации: 2016 г.: - аммоний-ион - 3132,167 (тонн), - нитрит-анион - 95,664 (тонн), - фосфаты - 156,071 (тонн); 2017 г.: - аммоний-ион - 2873,936 (тонн), - нитрит-анион - 93,316 (тонн), - фосфаты - 146,676 (тонн); 2018 г.: - аммоний-ион - 2400,115 (тонн), - нитрит-анион - 93,721 (тонн), - фосфаты - 146,613 (тонн).
На основании указанных данных АО "Нижегородский Водоканал" осуществлен расчета платы НВОС, который составил: 2016 г. - аммоний-ион - 17862748,40 руб., - нитрит-анион - 3409991,11 руб., - фосфаты - 2752858,33 руб. 2017 г.: - аммоний-ион - 17102793, 14 руб., - нитрит-анион - 3470888,62 руб., - фосфаты - 2698325, 03 руб., 2018 г.: - аммоний-ион - 14283084,37 руб., - нитрит-анион - 3485952,60 руб., - фосфаты - 2641976,55 руб.
Согласно данным Декларациям общий размер платы по вышеуказанному объекту (Нижегородская станция аэрации) за 2016 год составила 60880799 руб., за 2017 год - 65353361, 16 руб., за 2018 год - 65525736,72 руб.
Из акта проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду N 1 от 25.10.2019 следует, что основанием для вывода о наличии у АО "Нижегородский Водоканал" дебиторской задолженности по плате за НВОС за период 2016-2018 г., а также оснований для актуализации учетных сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в ПТО УОНВОС, послужили выявленные в ходе проверочного мероприятия несоответствия (расхождения) сведений по массам трех загрязняющих веществ (аммоний-ион, нитрит-анион, фосфаты) в Декларации о плате за НВОС и Отчете о ходе выполнения плана снижения сбросов за 2016, 2017, 2018 годы.
Плата за сброс загрязняющих веществ пересчитана МРУ Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия исходя из данных о массе (объеме) загрязняющих веществ, указанных в Отчетах о ходе выполнения плана снижения сбросов за 2016, 2017, 2018 годы: 2016 г. - аммоний-ион - 3285,44 (тонн), - нитрит-анион - 112,48 (тонн), - фосфаты - 244,95 (тонн); 2017 г.: - аммоний-ион - 2917,81 (тонн), - нитрит-анион - 97,43 (тонн), - фосфаты - 159,02 (тонн); 2018 г.: - аммоний-ион - 2434,079 (тонн), - нитрит-анион - 98,204 (тонн), - фосфаты - 155,84 (тонн).
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, какого либо нормативного и документального обоснования неверности расчетов массы спорных загрязняющих веществ, поступивших в рассматриваемые периоды в водный объект (в частности несоответствия порядка определения платежной базы по данным веществам требованиям пункта 15 Правил) акт контроля не содержит.
В материалах дела отсутствуют и МРУ Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены доказательства истребования у АО "Нижегородский Водоканал" в порядке пункта 40 Правил N 55 обоснованных пояснений относительно имеющихся, по мнению МРУ Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия, несоответствий сведений о массе (объеме) загрязняющих веществ, а также применения при проведении проверки в соответствии с пунктом 44 Правил N 255 представленных обществом пояснений и дополнительных документов.
В рассматриваемом случае, не предъявляя АО "Нижегородский Водоканал" требований о предоставлении пояснений относительно указанных в Декларациях о плате за негативное воздействие на окружающую среду и Отчетах о ходе выполнения плана снижения сбросов сведений о массе загрязняющих веществ, МРУ Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия составило Акт проведения контроля за исчислением платы.
Вместе с тем, предусмотренные Законом N 7-ФЗ, Правилами N 255 основания для применения при расчете платы НВОС данных Отчетов о ходе выполнения плана снижения сбросов у МРУ Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия отсутствовали и не приведены истцом при рассмотрении настоящего дела.
В силу положений пункта 5 статьи 16.2 Закона N 7- ФЗ, пункта 11 Правил N 255, информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору платы в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчет о выполнении ранее согласованного плана снижения сбросов, план снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных НДС по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы, в силу Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденного приказом Минприроды России от 09.01.2013 N 2, подлежали представлению в целях разрешения вопросов о получении разрешения на сбросы, о продлении разрешения на сбросы.
При этом, как следует из представленных отчетов о выполнении ранее согласованного плана снижения сбросов за 2016 - 2018 гг. в них приведены фактические данные о сбросах до и после выполнения проектно-изыскательских работ по проекту "модернизация аэротенков очистных сооружений с заменой подачи активного ила на Нижегородской станции аэрации".
В соответствии с формой отчета о ходе выполнения плана снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных нормативов допустимых сбросов по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы, утвержденной Приказом Минприроды России от 09.01.2013 N 2, в данном отчете отражаются фактические данные о сбросах загрязняющих веществ.
Таким образом, приведенные в указанных отчетах данные в отношении загрязняющих веществ (аммоний-ион, фосфаты, нитрит-анион) характеризуют общий объем загрязняющих веществ, содержащихся в поступающих в водный объект сточных водах (объем загрязняющих веществ, содержащихся в воде, забранной для использования из водного объекта, и объем загрязняющих веществ, содержащихся в сточной воде, по результатам использования забранной воды).
Отчет о ходе выполнения плана снижения сбросов содержит сведения о фактическом объеме (массе) загрязняющих веществ, сброс которых осуществляется хозяйствующим субъектом в водный объект, а платежная база для расчета платы за негативное воздействие на водный объект определяется исходя из объема (массы) загрязняющих веществ поступающих в водный объект после использования воды за вычетом объема или массы таких загрязняющих веществ, который(ая) изначально содержался(ась) в том же водном объекте до забора воды для использования.
Следовательно, как верно отметил суд первой инстанции, правовые основания для использования приведенных в указанных Отчетах данных в качестве платежной базы при определены платы НВОС отсутствуют, применение указанных в Отчетах данных при расчете платы НВОС противоречит положениям статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ, пунктов 11, 15 Правил N 255.
Само по себе расхождение между сведениями об объемах трех загрязняющих веществ (аммоний-ион, нитрит-анион, фосфаты), содержащихся в Декларации о плате за НВОС и Отчете о ходе выполнения плана снижения сбросов за 2016, 2017, 2018 годы, не свидетельствует о неправомерности примененной АО "Нижегородский Водоканал" при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016-2018 гг. платежной базы по вышеназванным загрязняющим веществам.
Представленные МРУ Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия средние данные качественного состава сточных вод очистных сооружений за 2016, 2017, 2018 г., а также Лимиты сброса правомерность произведенного АО "Нижегородский Водоканал" расчета не опровергают, поскольку приведенные в них сведения, равно как и сведения, указанные в выше приведенных Отчетах, характеризуют общий объем загрязняющих веществ в сточных водах.
Ссылки истца на Правила проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13.07.2019 N 891 судом первой инстанции правомерно отклонены, поскольку не отменяют установленного пунктом 15 Правил N 255 порядка определения платежной базы платы НВОС.
Доказательств неверного определения АО "Нижегородский Водоканал" платежной базы как разницы между объемом или массой содержащихся в сточной воде загрязняющих веществ и объемом или массой этих веществ, содержащихся в воде, забранной для использования из того же водного объекта, МРУ Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Таким образом, МРУ Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия не представлены доказательства неверного определения обществом платы НВОС, приведенной в Декларациях за 2016, 2017, 2018 гг.
Кроме того, вопреки доводам МРУ Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия об обратном, суд первой инстанции, рассмотрев доводы АО "Нижегородский Водоканал" о пропуске истцом срока исковой давности по требованию о взыскании задолженности за 2016 года в размере 3 397 677, 89 руб., правомерно признал их обоснованными, поскольку Конституционный Суд Российской Федерации, давая конституционно-правовое толкование правовой природы указанного платежа, в Постановлении от 05.03.2013 N 5-П указал, что эти платежи являются обязательными публично-правовыми платежами за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное влияние на нее в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия; они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе фискальным сбором.
Ввиду неналоговой природы данного платежа, при его взыскании применяется предусмотренный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности в три года (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 N 16772/09).
Исковой давностью, в соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации, признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Пунктом 2 указанной статьи установлено, что по обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
В силу части 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В силу положений статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ и Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255, обязанность по уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год подлежала полному исполнению до 01.03.2017, за 2017 год - до 01.03.2018, за 2018 год - до 01.03.2019, за 2019 год - до 01.03.2020.
Следовательно, как верно указал суд первой инстанции, срок исковой давности по требованию о взыскании задолженности за 2016 год истек 01.03.2020.
МРУ Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия обратилось в суд с заявлением о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год, только 05.02.2021, то есть с пропуском срока исковой давности, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования в части задолженности за 2016 год.
Довод МРУ Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия о необходимости исчисления срока исковой давности с момента обнаружения наличия задолженности (акт от 25.10.2019 N 1) судом первой инстанции рассмотрен и правомерно отклонен, поскольку права истца на получение вышеназванных платежей нарушены в момент невнесения платы ответчиком в сроки, установленные Приказом N 557 (за 2016 год).
Соответственно, течение срока исковой давности по требованию за каждый из отчетных периодов начинается с момента окончания предельного срока внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за соответствующий отчетный период.
Ходатайство истца о восстановлении срока исковой давности ввиду оспаривания АО "Нижегородский Водоканал" в судебном порядке акта N 1 от 25.10.2019 удовлетворению не подлежит, поскольку МРУ Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия, как администратор доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в части платы за негативное воздействие на окружающую среду (постановление Правительства РФ от 29.12.2007 N 995) в силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации выполняет функции по осуществлению контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты платежей, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год АО "Нижегородский Водоканал" предоставлялись своевременно, следовательно, МРУ Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия знало (должно было знать) о размере подлежащей АО "Нижегородский Водоканал" перечислению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду, о наличии задолженности и имело реальную возможность своевременно, в пределах срока исковой давности, обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением.
При изложенных обстоятельствах оснований полагать, что у МРУ Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия отсутствовала возможность выявить наличие у АО "Нижегородский Водоканал" задолженностей по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за спорный период 2016 года, у суда не имеется.
Пропуск срока исковой давности в силу части 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в части взыскания задолженности за 2016 год.
В силу вышеизложенного, ввиду недоказанности Управлением наличия за Обществом задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за период 2016- 2018 гг. на сумму 4 632 677,63 рублей, а также пропуска заявителем срока исковой давности по требованию в части взыскания задолженности за 2016 год исковое требование Управления не подлежит удовлетворению
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что МРУ Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия не представлены доказательства наличия у АО "Нижегородский Водоканал" задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за период 2016- 2018 гг. на сумму 4 632 677,63 рублей, а также пропущен срок исковой давности по требованию в части взыскания задолженности за 2016 год.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному итоговому заключению о том, что требование МРУ Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия удовлетворению не подлежит.
Доводы МРУ Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие истца с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04 июня 2021 года по делу N А43-3145/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-3145/2021
Истец: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ
Ответчик: АО "Нижегородский Водоканал"