г. Ессентуки |
|
7 сентября 2021 г. |
Дело N А25-2210/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.09.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.09.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Белова Д.А., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пучиновой Т.В., при участии Прокурора Адыге-Хабльской межрайонной прокуратуры - Тлисова Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Черкесск" и акционерного общества "Газпром газораспределение Черкесск" на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 07.06.2021 по делу N А25-2210/2020 (в составе судьи Байчоровой Ф.Б.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Черкесск" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Черкесск") обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением к Прокурору Адыге-Хабльской межрайонной прокуратуры (далее - Прокурор) о признании недействительным представления от 01.09.2020 N 7-2-2020 в части обязания произвести перерасчет излишне оплаченных сумм и возместить их третьим лицам (с учетом уточнений).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: акционерное общество "Газпром газораспределение Черкесск"; Ионова Аминат Асланбековна; Хамдохов Мурат Титович; Нартокова Динара Хазраиловна; Тлябичева Фатима Шамсудиновна; Тлисов Назир Кахунович; Керейтов Муслим Асланбиевич.
Решением суда от 07.06.2021 в удовлетворении заявленных требований ООО "Газпром межрегионгаз Черкесск" отказано. Судебный акт мотивирован отсутствием оснований для признания оспариваемого представления недействительным.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Газпром межрегионгаз Черкесск" и АО "Газпром газораспределение Черкесск" обжаловали его в апелляционном порядке. В апелляционных жалобах указывают на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Информация о принятии апелляционных жалоб вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В отзыве на апелляционные жалобы Прокурор возражает по существу доводов обществ, считает решение суда законным и обоснованным.
Прокурор в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционные жалобы.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ООО "Газпром межрегионгаз Черкесск" и третьих лиц (их представителей).
Из материалов дела следует, что на основании обращения депутата Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации в интересах жителей Адыге-Хабльского и Ногайского муниципальных районов Прокурором проведена проверка ООО "Газпром межрегионгаз Черкесск" и АО "Газпром Газораспределение Черкесск" в части порядка проведения расчетов при приостановлении и возобновлении подачи газа. По результатам проведенной проверки выявлены нарушения постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2021 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме" (далее - Правила N 354). По мнению Прокурора, расходы исполнителя, связанные с приостановлением и возобновлением предоставления коммунальной услуги, подлежащие возмещению за счет потребителя, в отношении которого осуществлялись указанные действия, определены свыше 3000р в совокупности. Данные действия обществ противоречат пункту 121 Правил N 354. По итогам проведенной выездной проверки Прокурором в адрес ООО "Газпром межрегионгаз Черкесск" и АО "Газпром газораспределение Черкесск" вынесено представление от 01.09.2020 N7-2-2020.
Считая, что представление от 01.09.2020 N 7-2-2020 не соответствует закону в части требований, изложенных в пункте 2 (обязании произвести перерасчет излишне оплаченных сумм и возместить их третьим лицам) не соответствует закону, нарушает права и законные интересы, ООО "Газпром межрегионгаз Черкесск" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований ООО "Газпром межрегионгаз Черкесск", исходил из следующего.
Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг. Правила также определяют порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении (пункт 1).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 Правила N 354 не применяются к отношениям, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами N 549.
Таким образом, к отношениям, возникающим при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами N 549, в неурегулированной этими правилами части подлежат применению Правила N 354 (решение Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2014 по делу N АКПИ14-470).
Раздел III Правил N 549 устанавливает порядок и условия исполнения договора, обязанности сторон при его исполнении.
В соответствии с пунктом 48 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549, в случае устранения абонентом причин, послуживших основанием для приостановления подачи газа, поставка газа возобновляется при условии оплаты абонентом расходов, понесенных в связи с проведением работ по отключению и подключению газоиспользующего оборудования этого абонента. Расходы, понесенные в связи с проведением работ по отключению и последующему подключению внутридомового или внутриквартирного газового оборудования, оплачиваются поставщику газа, если иное не предусмотрено договором о техническом обслуживании внутридомового или внутриквартирного газового оборудования, заключенным абонентом со специализированной организацией.
Пунктом 48 Правил N 549 не урегулирован вопрос о размере расходов, подлежащих возмещению поставщику газа (коммунальной услуги). Не регламентировано указанным пунктом возмещение понесенных расходов в полном объеме либо в определенной части с установлением максимального размера денежной суммы, подлежащей возмещению газоснабжающей организации.
При таких обстоятельствах, учитывая, что размер расходов, подлежащих возмещению поставщику газа (коммунальной услуги), не урегулирован Правилами N 549, подлежат применению положения правил N 354.
Положениями п. 121 (1) Правил N 354 прямо предусмотрено возмещение расходов исполнителя, связанных с введением ограничения, приостановлением и возобновлением предоставления коммунальной услуги потребителю-должнику, за счет потребителя, в отношении которого осуществлялись указанные действия, в размере, не превышающем 3000р в совокупности.
У ООО "Газпром межрегионгаз Черкесск" и АО "Газпром газораспределение Черкесск" не имелось оснований для установления размера платы за приостановление и возобновление подачи газа свыше 3000р в совокупности.
Вопреки доводам жалоб, в рассматриваемом случае расходы, понесенные в связи с проведением работ по отключению и последующему подключению внутридомового газового оборудования, оплачиваются поставщику газа в размере, не превышающем 3000р в совокупности.
Доводы жалоб о том, что верхний предел возмещения стоимости расходов (3000р), связанных с введением ограничения, приостановлением и возобновлением коммунальной услуги установлен лишь для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, подлежит отклонению. Как указано в абзаце 2 пункта 114 Правил N 354, при приостановлении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно прекращает подачу потребителю коммунального ресурса соответствующего вида. Согласно подпункту "а" пункта 117 Правил N 354, исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены данными Правилами. Пунктом 118 Правил N 354 установлено, что под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения. Согласно абзацу 15 пункта 2 Правил N 354 потребителем признается собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Таким образом, указанные Правила распространяются как на многоквартирные дома, так и на жилые дома, домовладения. Потребителем-должником признается собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги, имеющий задолженность по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа (цены) на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.
Подлежит отклонению довод обществ о том, что представление неисполнимо. Представление от 01.09.2020 N 7-2-2020 выдано как ООО "Газпром межрегионгаз Черкесск", так и АО "Газпром газораспределение Черкесск". ООО "Газпром межрегионгаз Черкесск" и АО "Газпром газораспределение Черкесск" заключили договор возмездного оказания услуг по регулированию режимов газопотребления покупателей газа от 09.01.2019 N 08 сроком действия с 09.01.2019 по 31.12.2019 (пролонгирован). Предметом договора является оказание АО "Газпром газораспределение Черкесск" в качестве исполнителя по указанию ООО "Газпром межрегионгаз Черкесск", являющегося по договору заказчиком, услуг по регулированию режимов газопотребления (ограничение и приостановление подачи газа), при нарушении покупателями сроков оплаты поданных им топливно-энергетических ресурсов. Взаимоотношения между ООО "Газпром межрегионгаз Черкесск" и АО "Газпром газораспределение Черкесск" по договору от 09.01.2019 N 08 носят возмездный характер, в котором условия определяются по согласованию сторон и в соответствии с нормами действующего законодательства. В период времени с августа 2019 года по октябрь 2019 года производились ограничения (отключения) газопотребляющего оборудования потребителями - физическими лицами (третьими лицами по делу). Причиной изменения режима газопотребления являлось, как указано в актах - наличие дебиторской задолженности. Изменение режима газопотребления (отключение) оформлялось актами, в которых также отражались и стоимость работ (расходов). Данные суммы впоследствии включены в сводные акты об оказании услуг, выставленные АО "Газпром газораспределение Черкесск" в адрес ООО "Газпром межрегионгаз Черкесск" для оплаты. Заказчиком в лице ООО "Газпром межрегионгаз Черкесск" выставленные за август-октябрь 2019 года указанные акты оплачены путем перечисления денежных средств на расчетный счет АО "Газпром газораспределение Черкесск". Предъявленные АО "Газпром газораспределение Черкесск" суммы по расходам, связанным с отключением потребителей, впоследствии ООО "Газпром межрегионгаз Черкесск" выставлены счета для оплаты потребителям путем начисления указанных сумм в лицевых счетах. По лицевому счету каждого потребителя начислено к уплате сумма за ограничение (отключение) газопотребляющего оборудования в размере 4972,80р, которая оплачена потребителями. Кроме того, для подключения газифицированного объекта, потребителями осуществлена оплата непосредственно исполнителю услуг - АО "Газпром газораспределение Черкесск" в размере 3804,45р. Таким образом, требование Прокурора об обязании произвести перерасчет излишне оплаченных сумм и возместить их третьим лицам является исполнимым, так как направлено ООО "Газпром межрегионгаз Черкесск" и АО "Газпром газораспределение Черкесск", правоотношения которых урегулированы договором.
Представление Прокурора от 01.09.2020 N 7-2-2020 является законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон N2202-1) прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
Исходя из целей, задач и предмета прокурорского надзора, реализация указанной функции прокуратуры обеспечивается, в том числе нормами статьи 22, 24 Закона N 2202-1, которые позволяют прокурору устанавливать обстоятельства, свидетельствующие о фактах нарушения законов, и при наличии достаточных данных, указывающих на нарушение закона органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 Закона, вносить соответствующее представление.
Представление прокурора в соответствии со статьей 22 Закона N 2202-1 является формой реагирования прокурора на нарушения органами и должностными лицами требований закона.
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона N 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Представление является мерой прокурорского реагирования, имеющей целью устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий. Решение о проведении проверки в отношении обществ, а также истребование документов вынесены на законных основаниях, в рамках предоставленных полномочий по осуществлению прокурорского надзора, нарушений процедуры проведения проверки, установленной статьей 21 Закона N 2202-1, как и нарушений прав общества в сфере предпринимательской деятельности не имеется.
При этом действия Прокурора по проведению проверки в соответствии с Законом N 2202-1 сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие права и законные интересы лица, в отношении которого она проводится.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 07.06.2021 по делу N А25-2210/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Белов Д.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-2210/2020
Истец: АО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕРКЕССК"
Ответчик: Адыге-Хабльская межрайонная прокуратура
Третье лицо: Ионова Аминат Асланбековна, Керейтов Муслим Асланбиевич, Нартокова Динара Хазраиловна, Тлисов Назир Кахунович, Тлябичева Фатима Шамсудиновна, Хамдохов Мурат Титович, ООО "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ ЧЕРКЕССК"