г. Саратов |
|
08 сентября 2021 г. |
Дело N А06-9008/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 06.09.2021 года.
Полный текст постановления изготовлен - 08.09.2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алижановой С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Астраханские тепловые сети"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 04 июня 2021 года по делу N А06-9008/2020 (судья Ковальчук Т.А.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Астраханские тепловые сети" (ОГРН 1163443069130, ИНН 3019019321, 414041, г. Астрахань, ул. Августовская, д. 11 В)
к Отделу государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления министерства внутренних дел по г. Астрахани (414024, г. Астрахань, ул. Дубровинского, д. 52, корп. 1)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "АстДомСтрой-Инвест" (ОГРН 1053001670534, ИНН 3006007350, 368001, Республика Дагестан, г. Хасавюрт, ул. Экскаваторная, 2 В, пом. 5; 416476, Астраханская область, Приволжский район, с. Растопуловка, ул. 50-летия Победы, д.3, ком. 10,13; 414032, г. Астрахань, а/я 31),
Общество с ограниченной ответственностью "НИК" (ОГРН 1133025001460, ИНН 3025007490, 414024, г. Астрахань, ул. Игарская 2-я, 6, кв. 36; 414018, г. Астрахань, ул. Адмирала Нахимова,д.60),
о признании недействительным предписания от 04.09.2020 N 384,
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Астраханские тепловые сети" (далее - ООО "Астраханские тепловые сети", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании недействительным предписания Отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления министерства внутренних дел по г. Астрахани (далее - ОГИБДД УМВД России по г. Астрахани") N 384 от 04.09.2020.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 04 июня 2021 года ООО "Астраханские тепловые сети" отказано в удовлетворении заявленных требований.
ООО "Астраханские тепловые сети" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, признать незаконным предписание ОГИБДД УМВД России по г. Астрахань N 384 от 04.09.2020.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 07.08.2021, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 20.07.2020 государственным инспектором ДН ОГИБДД УМВД России по г. Астрахани Хаиповым Д.А. проведена проверка и составлен акт о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда, согласно которому установлено, что ООО "Астраханские тепловые сети" не выполнило соблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при проведении работ по восстановлению дорожного покрытия, а именно надлежащим образом не организовало проведение работ по устранению выявленных нарушений по адресу: ул. Дачная (от дома N 73, к. 4 по ул. Куликова дома N 8 по ул. Дачная) имеются многочисленные просадки более 5 см, отсутствуют дорожные знаки 3.24 "Ограничение максимальной скорости", 1.16 "Неровная дорога", чем создается угроза безопасности дорожного движения (т. 2 л.д. 49).
04.09.2020 инспектором БДД ОГИБДД УМВД России по Астраханской области в отношении ООО "Астраханские тепловые сети" возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что подтверждается протоколом N 30ДН N 008432 об административном правонарушении (т. 1 л.д. 16).
В целях устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, в отношении ООО "Астраханские тепловые сети" вынесено предписание N 384 от 04.09.2020 об устранении выявленных нарушений (т. 1 л.д. 15).
Согласно предписанию ОГИБДД УМВД России по г. Астрахани N 384 от 04.09.2020, ООО "Астраханские тепловые сети" предложено в срок до 14.09.2020 организовать выполнение следующих мероприятий: по адресу: ул. Дачная (от дома N 73, к. 4 по ул. Куликова дома N 8 по ул. Дачная) необходимо произвести мероприятия по устранению многочисленных просадок путем восстановления асфальтового покрытия проезжей части дороги; при получении предписания до восстановления асфальтобетонного покрытия установить технические средства организации дорожного движения, дорожные знаки 3.24 "Ограничение максимальной скорости", 1.16 "Неровная дорога".
Считая, вынесенное предписание незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд Астраханской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание законно и обосновано, не нарушает права и законные интересы заявителя с сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Положениями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрена обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711 (далее - Положение), Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Госавтоинспекция) осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения.
Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение, в том числе юридическими лицами независимо от формы собственности законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства (пункт 2 Положения).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 11 Положения на Госавтоинспекцию возлагаются обязанности по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования к эксплуатационному состоянию и ремонту дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения.
В силу подпункта "б" пункта 12 Положения Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Предписания выдаются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах.
Приказом МВД России от 30.03.2015 N 380 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог (далее Административный регламент).
Согласно пункту 91 Административного регламента при выявлении нарушений обязательных требований безопасности принимаются решения, предусмотренные пунктом 17 настоящего Административного регламента.
Пунктом 17 Административного регламента предусмотрено, что по результатам исполнения государственной функции, в том числе принимается решение о выдаче обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог.
Статьей 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", установлено, что предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Согласно статье 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом в рамках предоставленных полномочий, в соответствии с процедурой, установленной Административным регламентом.
В апелляционной жалобе ООО "Астраханские тепловые сети" указывает на то, что ремонтных работ ООО "Астраханские тепловые сети" по ул. Дачная, 4, не производило. Указанные работы проводились ООО "НИК" в рамках заключенного с ООО "АстДомСтрой-Инвест" договора подряда N АДСИ-06/03 от 05.06.2019. ООО "АстДомСтрой-Инвест" представило ООО "Астраханские тепловые сети" гарантийной письмо от 21.0.2019 N 10-21-03У (т. 1 л.д. 23).
Указанные выше доводы ООО "Астраханские тепловые сети", был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и правомерно судом отклонены.
Из материалов дела видно, что 16.08.2019 ООО "Астраханские тепловые сети" обратилось в Управление по коммунальному хозяйству и благоустройства Администрации МО "Город Астрахань" о выдаче разрешения для проведения неотложных, аварийно-восстановительных работ на участке подземной тепловой сети к зданию по ул. Дачная, 4. Срок работ с 26.08.2019 по 09.09.2019 (т. 2 л.д. 59).
28.08.2019 Управлением по коммунальному хозяйству и благоустройству Администрации МО "Город Астрахань" Обществу с ограниченной ответственностью "Астраханские тепловые сети" выдано разрешение на производство работ, связанных со вскрытием асфальтобетонного покрытия и проведением земляных работ на территории муниципального образования "Город Астрахань" N 520 (т. 2 л.д. 54).
23.09.2019 ООО "Астраханские тепловые сети" обратилось в Управление по коммунальному хозяйству и благоустройству Администрации МО "Город Астрахань" за продлением срока действия разрешения N 520 от 28.08.2019 до 07.10.2019 (т. 2 л.д. 56).
Действие разрешения N 520 от 28.08.2019 было продлено Управлением по коммунальному хозяйству и благоустройству Администрации МО "Город Астрахань" до 07.10.2019, что подтверждается отметкой в разрешении (т. 2 л.д. 55).
03.10.2019 ООО "Астраханские тепловые сети" направило в Управление по коммунальному хозяйству и благоустройству Администрации МО "Город Астрахань" гарантийное обязательство по восстановлению асфальтобетонного дорожного покрытия по ул. Дачная, 4 (т. 2 л.д. 57).
При этом, судом первой инстанции правомерно отмечено, что разрешение на производство работ, связанных со вскрытием асфальтобетонного покрытия и проведением земляных работ на территории муниципального образования "Город Астрахань" N 520 по адресу: ул. Дачная, 4 выдавалось ООО "Астраханские тепловые сети", а не ООО "АстДомСтрой-Инвест".
Из указанного разрешения N 520 от 28.08.2019 следует, что оно было выдано ООО "Астраханские тепловые сети" для проведения ремонтных работ на подземной части тепловой сети, а не для тех видов работ, которые указаны в договоре подряда NАДСИ-06/03 от 05.06.2019 (т. 1 л.д. 24-49).
Кроме того, как правомерно указано судом первой инстанции, факт нарушения ООО "Астраханские тепловые сети" требований по обеспечению безопасности дорожного движения при проведении работ по восстановлению дорожного покрытия установлен решением Советского районного суда г. Астрахани от 13.10.2020 по делу N 5-3317/2020 о привлечении ООО "Астраханские тепловые сети" к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ (т. 2 л.д. 121-124).
Советским районным судом г. Астрахани установлено, что 20.07.2020 года в 10 часов 00 минут юридическое лицо ООО "Астраханские тепловые сети" не выполнило соблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при проведении работ по восстановлению дорожного покрытия, а именно надлежащим образом не организовало проведение работ по устранению выявленных нарушений по адресу: г. Астрахань, ул. Дачная, имеются многочисленные просадки более 5 см, отсутствуют дорожные знаки 3.24 "Ограничение максимальной скорости", 1.16 "Неровная дорога", чем создается угроза безопасности дорожного движения.
В соответствии с частью 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба ООО "Астраханские тепловые сети" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 04 июня 2021 года по делу N А06-9008/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-9008/2020
Истец: ООО "Астраханские тепловые сети"
Ответчик: Отдел государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по г. Астрахани
Третье лицо: ООО "АстДомСтрой-Инвест", ООО "НИК"
Хронология рассмотрения дела:
17.12.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-12440/2021
08.09.2021 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6539/2021
04.06.2021 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-9008/20
18.11.2020 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8473/20