город Ростов-на-Дону |
|
08 сентября 2021 г. |
дело N А53-5133/2021 |
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Ефимова О.Ю.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу
Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 28.05.2021 (резолютивная часть от 26.04.2021) по делу N А53-5133/2021
по иску акционерного общества "Федеральная грузовая компания"
(ИНН 6659209750, ОГРН 1106659010600)
к Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа"
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Федеральная грузовая компания" (далее - общество, АО "ФГК") обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ростовской области к Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" (далее - учреждение, ФКУ "ОСК Южного военного округа") о взыскании убытков, связанных с ремонтом поврежденного вагона в размере 10 162,05 руб.
Принятым в порядке упрощенного производства решением от 28.05.2021 с ФКУ "ОСК Южного военного округа" взысканы в пользу АО "ФГК" убытки, связанные с ремонтом поврежденного вагона, в размере 10 162,05 руб., судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФКУ "ОСК Южного военного округа" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы учреждение ссылается на то, что претензии от АО "ФГК" в адрес ФКУ "ОСК Южного военного округа" не поступали. Проверить фактическое направление вышеуказанной претензии не представляется возможным, поскольку на конверте отсутствует отметка Почты России о принятии конверта, отсутствует трек-номер для отслеживания отправления. Кроме того, на уведомлении о вручении (с обратной стороны) должна быть отметка о вручении конверта представителю ФКУ "ОСК Южного военного округа", копия обратной стороны уведомления о вручении в материалы дела не представлена. В расчете указано, что стоимость работ составляет 3 993,22 руб., а стоимость дополнительных услуг (оформление поврежденного грузового вагона, сбор за подачу и уборку вагона) составляет 4 475,16 руб. Таким образом, стоимость дополнительных услуг завышена по отношению к стоимости работ. Истец не обосновал, каким документом регламентируется "сбор за подачу и уборку вагона", каким документом утверждены тарифы за "контрольные и регламентные операции" по ремонту поврежденного вагона, состав данных работ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, при погрузке вагона на путях общего пользования станции Эркен-Шахар Северо-Кавказской железной дороги воинской частью N 01485 (далее - В/Ч N 01485) в объеме текущего отцепочного ремонта был поврежден вагон N 44169001, находящийся в собственности АО "ФГК".
Причиной повреждения данного вагона послужило нарушение требований ГОСТ 22235-2010 по сохранности вагонов при производстве погрузочных работ.
Факт и причина повреждения данного вагона, объем работ, вид ремонта, виновник повреждения и стоимость услуг по ремонту зафиксированы протоколом разбора случая повреждения вагона, составленным на станции погрузки вагона (т. 1 л.д. 10), актом общей формы (т. 1 л.д. 9), актом о повреждении вагона формы (т. 1 л.д. 7).
Акт о повреждении вагона от 02.10.2020 N 77 подписан в двустороннем порядке командиром батальона В/Ч N 01485 и со стороны перевозчика - и.о. ВЧДЭ-9 и осм. вагонов СВП.
Повреждение вагона N N 44169001 устранено Центральной дирекцией инфраструктуры - филиалом ОАО "РЖД", стоимость ремонта составила 10 162,05 руб.
Деятельность воинской части N 01485, как юридического лица, была прекращена. Оно реорганизовано в форме присоединения. Правопреемниками являются Федеральное казенное учреждение "Отдел финансового обеспечения министерства обороны Российской Федерации по Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской Республикам" (прекратило свою деятельность) и ФКУ "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа".
АО "ФГК" обратилось к ФКУ "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" с претензией от 27.11.2020 о возмещении убытков.
Требования, изложенные в претензии, оставлены без удовлетворения, на основании чего АО "ФГК" обратилось в суд с заявленными требованиями.
Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1 статьи 1064 ГК РФ).
Статьей 1082 ГК РФ предусмотрено, что, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
Под убытками в силу пункта 2 статьи 15 ГК РФ следует понимать расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный вред), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что при погрузке вагона на путях общего пользования станции Эркен-Шахар Северо-Кавказской железной дороги В/Ч N 01485 в объеме текущего отцепочного ремонта был поврежден вагон N 44169001, находящийся в собственности АО "ФГК". Указанное подтверждается протоколом разбора случая повреждения вагона, составленным на станции погрузки вагона, актом общей формы, актом о повреждении вагона формы, иными материалами дела.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой; факт повреждения ФКУ "ОСК Южного военного округа" в апелляционной жалобе не оспаривает.
Причинно-следственная связь повреждения вагона N N 44169001, а также размер убытков подтверждается вышеназванными материалами, а также расчетно-дефектной ведомостью (т. 1 л.д. 12), актом выполненных работ (т. 1 л.д. 15), счетами-фактурами, по которым стоимость ремонта составила 10 162, 05 руб.
Представленный АО "ФГК" расчет ущерба включает определенный набор затрат заказчика, включающий как работы, непосредственно направленные на устранение повреждения, так и контрольно-регламентные операции.
В соответствии с пунктом 21 приказа Минтранса России от 21.12.2010 N 286 (в редакции от 25.12.2015) "Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации" не допускается выпускать в эксплуатацию и к следованию в поездах железнодорожный подвижной состав, имеющий неисправности, угрожающие безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Абзац 2 пункта 22 устанавливает, что организация системы технического обслуживания и текущего ремонта железнодорожного подвижного состава, обращающегося на инфраструктуре и его составных частей, а также контроль за соблюдением норм межремонтных пробегов обеспечивается владельцем инфраструктуры.
Контрольно-регламентные (обязательные) работы с оформлением соответствующих документов являются неотъемлемой частью отцепочного ремонта в силу руководящей документации по такому ремонту РД 32 ЦВ-056-97, утвержденной ОАО "РЖД", но оплачиваются за счет собственника имущества. К обязательным работам относятся операции контроля: осмотры колесных пар и буксовых узлов, ходовой части, автосцепного устройства, автотормозного оборудования, а также замена и регулировка выявленных неисправностей перечисленных узлов.
В актах о повреждении вагонов указаны характер повреждений, явившихся следствием действий ответчика. Выполнение иных работ, не поименованных в актах, не относится к повреждению, которое явилось основанием для составления данного акта. Расходы по оформлению поврежденного грузового вагона не связаны с устранением повреждений, причиненных действиями ФКУ "ОСК Южного военного округа"; оформление документов, являющихся основанием для возмещения ущерба, является обязанностью железной дороги.
Таким образом, требования об оплате контрольных и регламентных работ в размере 3 569 и требования об оплате услуги "оформление поврежденного грузового вагона" в размере 1 256 не подлежат удовлетворению.
Дополнительные работы (контрольно-регламентные (обязательные) работы, оформление поврежденного грузового вагона) не находятся в причинно-следственной связи с действиями учреждения и возникшими убытками.
Исковые требования о взыскании убытков в виде реального ущерба подлежат удовлетворению на сумму 5 337,05 руб. (10 162,05 руб. - 3 569 руб. - 1 256 руб.).
Довод ФКУ "ОСК Южного военного округа" о том, что в его адрес претензия не поступала отклоняется апелляционной коллегией на основании следующего.
В Согласно пункту 1 части 1 статьи 126 АПК РФ, пункту 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" к исковому заявлению должны быть приложены уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие такое направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют.
Это может быть почтовая квитанция, свидетельствующая о направлении копии искового заявления с уведомлением о вручении, а если копии искового заявления и приложенных к нему документов доставлены или вручены ответчику и другим лицам, участвующим в деле, непосредственно истцом или нарочным, - расписка соответствующего лица в получении направленных (врученных) ему документов, а также иные документы, подтверждающие направление искового заявления и приложенных к нему документов.
В силу пункта 12 Правил оказания почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221, регистрируемые почтовые отправления могут пересылаться с описью вложения, с уведомлением о вручении и с наложенным платежом. Перечень видов и категорий почтовых отправлений, пересылаемых с описью вложения, с уведомлением о вручении и с наложенным платежом, определяется операторами почтовой связи.
В материалы дела представлена копия претензии АО "ФГК" к которой приложена копия почтового письма без отметок о принятии Почтой России и без идентификационного номера отслеживания (т. 1 л.д. 23-25).
В суде первой инстанции о несоблюдении досудебного претензионного порядка ФКУ "ОСК Южного военного округа" не заявлял.
В соответствии с пунктом 18 Обзора практики применения арбитражными судами положений процессуального законодательства об обязательном досудебном порядке урегулирования спора, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.07.2020, если в арбитражном суде первой инстанции ответчик не заявлял довод о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора, то данный довод не может быть рассмотрен в качестве основания для отмены судебных актов в арбитражном суде апелляционной или кассационной инстанции.
При цене иска в размере 10 162,05 руб. размер подлежащей уплате в федеральный бюджет госпошлины составляет 2 000 руб.
При подаче искового заявления истцом госпошлина уплачена на сумму 2 000 руб. (платежное поручение от 04.02.2021 N 2763).
Поскольку иск удовлетворен в части, составляющей 52,52% от размера заявленных по нему требований, постольку в соответствии с правовой позицией, выраженной в пункте 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", части 3 статьи 110 АПК РФ, с ответчика подлежит взысканию в пользу истца государственная пошлина по иску в размере 1050,40 руб. (2 000 руб. х 52,52%).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-5133/2021 от 28.05.2021 (резолютивная часть от 26.04.2021) изменить.
Изложить абзац второй резолютивной части решения в следующей редакции:
"Взыскать с федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" (ОГРН: 1116164001546, ИНН: 6164302805) в пользу акционерного общества "Федеральная грузовая компания" (ОГРН: 1106659010600, ИНН: 6659209750) убытки, связанные с ремонтом поврежденного вагона, в размере 5 337,05 руб., судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 050,40 руб."
В остальной части решение суда оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Судья |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-5133/2021
Истец: АО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ОБЪЕДИНЕННОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ КОМАНДОВАНИЕ ЮЖНОГО ВОЕННОГО ОКРУГА"