г. Москва |
|
08 сентября 2021 г. |
Дело N А40-45904/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 сентября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Мухина С.М., Никифоровой Г.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.07.2021 по делу N А40-45904/21
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
третье лицо: ЗАО "Киевское"
о признании незаконными решения.
в присутствии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Клименко Н.А. по дов. от 11.01.2021; |
от третьего лица: |
Переверзева Н.А. по дов. от 26.02.2020; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества г. Москвы (заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ответчик, Управление), изложенные в письмах от 08.12.2020 N КУВД-001/2020-13295405, N PKPVDMFC-2020-08-31-188584, от 09.12.2020 N КУВД-001//2020-13312282/3 об отказе в снятии с государственного кадастрового учета объектов недвижимости: нежилое здание общей площадью 591,4 кв.м. с кадастровым номером 77:07:0012004:1037, расположенное по адресу: г.Москва, ул.Рябиновая, д.38, строен.21; нежилое здание общей площадью 11,7 кв.м. с кадастровым номером 77:07:0012004:1064, расположенное по адресу: г.Москва, ул.Рябиновая, д.38, строен.22, и об обязании Управление устранить допущенные нарушения.
Решением от 01.07.2021 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель ЗАО "Киевское" (третье лицо) возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель Департамента в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Согласно материалам дела, Департамент обратился в Управление с заявлениями о снятии с государственного кадастрового учета объектов недвижимости:
- нежилое здание общей площадью 591,4 кв.м. с кадастровым номером 77:07:0012004:1037, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Рябиновая, д. 38, строен. 21;
- нежилое здание общей площадью 11,7 кв.м. с кадастровым номером 77:07:0012004:1064, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Рябиновая, д. 38, строен. 20.
Письмами Управления от 08.12.2020 N КУВД-001/2020-13295405, N PKPVDMFC-2020-08-31-188584, от 09.12.2020 N КУВД-001//2020-13312282/3 Департаменту сообщено об отказе в снятии с государственного кадастрового учета указанных объектов недвижимости на основании ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Закон N 218-ФЗ), ссылаясь на отсутствие в составе приложения акта обследования документов, подтверждающих законность сноса, гибели или уничтожения объекта недвижимости, а также в связи с тем, что заявление о внесении в ЕГРН сведений о погашении записи об учете объекта в качестве бесхозяйного не поступало в регистрирующий орган.
Не согласившись с оспариваемыми решениями Управления, Департамент обратился в арбитражный суд г. Москвы с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований, ввиду следующего.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав предусматривает проведение правовой экспертизы документов, представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на предмет наличия или отсутствия установленных Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
На основании ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Согласно пункту 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом или иными федеральными законами.
Как верно установлено судом первой инстанции, согласно сведениям ЕГРН нежилое здание общей площадью 11,7 кв.м. с кадастровым номером 77:07:0012004:1064, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Рябиновая, д. 38, строен. 20 и нежилое здание общей площадью 591,4 кв.м. с кадастровым номером 77:07:0012004:1037, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Рябиновая, д. 38, строен. 21, приняты на учет в качестве бесхозяйных, о чем в сведения ЕГРН внесены записи от 05.08.2019 N 77:07:0012004:1064-77/007/2019-1 и от 08.08.2019 N 77:07:0012004:1037-77/007/2019-1.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" Департамент уполномочен на проведение мероприятий в отношении бесхозяйного недвижимого имущества.
Согласно разъяснениям Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии (письмо от 17.05.2019 N 14-06327/19) с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета обладавшего (до гибели/уничтожения) признаками бесхозяйной недвижимой вещи вправе обратиться орган, уполномоченный на обращение с заявлением о постановке такого объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества.
В соответствии с п. 14 приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" погашение записи об учете бесхозяйного объекта вносится в ЕГРН одновременно с записью о государственной регистрации права собственности.
Погашение записи об учете бесхозяйного объекта в заявительном порядке действующим законодательством не предусмотрено.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отклонил довод Управления о необходимости предоставления заявления о внесении в ЕГРН сведений о погашении записи об учете объекта в качестве бесхозяйного.
Снятие с кадастрового учета объектов недвижимости осуществляется путем проведения кадастровых работ и подготовки актов обследования кадастровым инженером в соответствии с приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20.11.2015 N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке" (далее - Требованиями N 861).
В силу пп. 7 п. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Требованиями N 861 установлено, что акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений ЕГРН, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости; указанные документы, за исключением документов, содержащих сведения ЕГРН, включаются в состав приложения к акту обследования.
При этом, Требованиями N 861 не определены конкретные документы, подтверждающие прекращение существования объекта недвижимости.
Кроме того, абз. 2 п. 3 Требований N 861 прямо предусмотрена возможность отсутствия таких документов о сносе в составе акта обследования.
Кадастровым инженером в Заключении акта обследования указывается причина неиспользования документов, подтверждающих прекращение существования вышеуказанного объекта.
Согласно абз. 2 п. 3 Требований N 861, в случае отсутствия в составе Приложения соответствующих документов в строке "Заключение кадастрового инженера" должна быть приведена причина их неиспользования.
При этом, глава 6.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, введенная Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", определяющая особенности сноса объекта капитального строительства, также не содержит норм, регулирующих процедуры в учетно-регистрационной сфере, также наличие проектной документации на снос не подтверждает сам факт сноса объекта недвижимости.
Кроме того, позиция Центрального аппарата Росреестра по вопросу необходимости включения в состав приложения акта обследования документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости, выражена в письме от 07.12.2018 N 14-13485/18. Данными разъяснениями подтверждено, что при подготовке акта обследования используются имеющиеся документы, подтверждающие прекращение существование объекта, в случае их отсутствия кадастровый инженер указывает причину их неиспользования в заключении.
При таких обстоятельствах, документы о сносе (демонтаже) объекта недвижимости не являются обязательными Приложениями к акту обследования.
Согласно п. 1 ст. 7 Закона N 218-ФЗ ведение ЕГРН осуществляется, в частности, на основании принципов достоверности и доступности сведений, содержащихся в ЕГРН.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 7 Закона N 218-ФЗ ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости).
В силу ч. 1 ст. 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машиномест, перепланировки помещений (ч. 2 ст.8 Закона N 218-ФЗ).
Сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета на основании пункта 7 части 4 статьи 8 указанного Закона отнесены к основным сведениям об объекте недвижимого имущества, подлежащим внесению в кадастр недвижимости.
Таким образом, продолжение существования в ЕГРН записей об указанных объектах недвижимости способствует нахождению в публичном реестре недостоверных сведений относительно существования объектов недвижимости, что противоречит п. 2 ст. 1 Закона N 218-ФЗ.
Департаментом в Управление Росреестра по Москве были предоставлены все необходимые документы для осуществления действий по снятию с государственного кадастрового учета указанных объектов недвижимости.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии у Управления Росреестра по Москве правовых оснований для отказа в снятии с государственного кадастрового учета объектов недвижимости: нежилое здание общей площадью 591,4 кв.м. с кадастровым номером 77:07:0012004:1037, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Рябиновая, д. 38, строен. 21; нежилое здание общей площадью 11,7 кв.м. с кадастровым номером 77:07:0012004:1064, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Рябиновая, д. 38, строен. 20.
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что оспариваемые решения Управления являются незаконными и необоснованными, нарушают права и законные интересы общества, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
На основании пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных обществом требований суд первой инстанции правомерно обязал Управление в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке путем снятия с государственного кадастрового учета объектов недвижимости:
- нежилое здание общей площадью 591,4 кв.м. с кадастровым номером 77:07:0012004:1037, расположенное по адресу: г.Москва, ул.Рябиновая, д.38, строен.21;
- нежилое здание общей площадью 11,7 кв.м. с кадастровым номером 77:07:0012004:1064, расположенное по адресу: г.Москва, ул.Рябиновая, д.38, строен.22.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 01.07.2021 по делу N А40-45904/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-45904/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ЗАО "КИЕВСКОЕ"