город Воронеж |
|
01 сентября 2021 г. |
Дело N А64-5415/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 сентября 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Ушаковой И.В.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ухиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тамбовская управляющая компания" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.03.2021 по делу N А64-5415/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тамбовская управляющая компания" (ОГРН 1106829008065, ИНН 6829071004) о признании незаконным решения Управления государственного жилищного надзора по Тамбовской области (ОГРН 1086829001621, ИНН 6829041585) от 29.07.2020 N 345/20 "Об отказе во внесении изменений в Реестр лицензий Тамбовской области на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами",
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "ЖилТехСервис" (ОГРН 1066829053752, ИНН 6829027164); общество с ограниченной ответственностью "Триумф" (ОГРН 1176820007374, ИНН 6829133525),
в отсутствие представителей надлежащим образом извещенных общества с ограниченной ответственностью "Тамбовская управляющая компания", Управления государственного жилищного надзора по Тамбовской области, общества с ограниченной ответственностью "ЖилТехСервис" и общества с ограниченной ответственностью "Триумф",
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Тамбовская управляющая компания" (далее - ООО "Тамбовская управляющая компания", управляющая компания, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании незаконным решения Управления государственного жилищного надзора по Тамбовской области (далее - УГЖН по Тамбовской области, Управление, уполномоченный орган) от 29.07.2020 N 345/20 (с учетом уточнений).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "ЖилТехСервис" (далее - ООО "ЖилТехСервис") и общество с ограниченной ответственностью "Триумф" (далее - ООО "Триумф").
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 25.03.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Тамбовская управляющая компания" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Указывает, что оценке подлежит решение Управления на момент его принятия. В данном решении не указаны конкретные обстоятельства, послужившие основанием для отказа во внесении изменений.
Ссылается на то, что Управление вышло за пределы предоставленных ему полномочий, поскольку не имеется доказательств признания общего собрания собственников помещений многоквартирного дома ничтожным.
Считает, что собственники из совета многоквартирного дома наделены полномочиями на подписание договора управления от имени всех собственников помещений МКД, что в отсутствие зарегистрированного права собственности на помещение в спорном МКД информация об указанном помещении не включается в реестр собственников помещений и в расчет общей площади в целях определения количества собственников.
От УГЖН по Тамбовской области поступил отзыв с возражениями на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Дело рассматривалось в отсутствие не явившихся участников процесса в порядке ст. ст. 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Собственники помещения МКД N 11 по ул. Магистральная г. Тамбова в качестве способа управления МКД выбрали управление МКД управляющей компанией. Управление многоквартирным домом осуществляло ООО "ЖилТехСервис".
25.05.2020 на общем собрании собственников помещений многоквартирного жилого дома были поставлены вопросы об избрании совета МКД (пункт 1); о расторжении договора управления с ООО "ЖилТехСервис" (пункт 4); избрании с 01.07.2020 управляющей организацией ООО "Тамбовская управляющая компания" и заключении с ней договора управления (пункт 5). Пунктом 8 повестки общего собрания было поручение совету МКД подписать договор управления согласно утвержденным условиям.
Результаты общего собрания оформлены протоколом N 1 от 25.05.2020.
Совет МКД избран в составе 4 человек: Глинина К.П. (кв.67), Максимова Н.Н. (кв.104), Пришвина А.Е. (кв.59) и Мордасова Н.Н. (кв.51).
Совет наделен полномочиями, установленными Жилищным кодексом Российской Федерации, а также полномочиями по подписанию дополнительных соглашений к договору управления и другими.
Собственниками МКД также принято решение о расторжении договора управления с ООО "ЖилТехСервис", избрании с 01.07.2020 управляющего организацией ООО "Тамбовская управляющая компания" и заключении с него договора управления сроком на 1 год. Подписание договора управления с вновь избранной управляющего компанией поручено совету МКД.
По указанным вопросам "за" проголосовали 158 собственников (5 413,34 кв.м.), что составило 69,83% голосов.
Голосование проведено в очно-заочной форме.
Сообщение о проведении внеочередного собрания размещено в соответствии с актом о размещении такого сообщения 30.01.2020.
К протоколу приложен Реестр собственников помещений МКД N 11 по ул. Магистральная города Тамбова с указанием собственника, номера помещений, площади, количества голосов и ссылками на документ, подтверждающий право собственности на соответствующее помещение.
01.06.2020 соответствующий договор управления N 101/20 был заключен между ООО "Тамбовская управляющая компания" и собственниками МКД по указанному адресу в лице совета многоквартирного дома.
В адрес УГЖН по Тамбовской области 03.06.2020 поступило заявление ООО "Тамбовская управляющая компания" о внесении изменений в Реестр лицензий в части включения МКД, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Магистральная, д.11, в перечень МКД, находящихся в управлении данной организации.
В ходе рассмотрения заявления и документов уполномоченным органом установлено, что заявление о внесении изменений в Реестр содержит адрес многоквартирного дома и данные о лицензиате.
К заявлению о внесении изменений в реестр лицензий представлен оригинал протокола общего собрания собственников помещений от 25.05.2020 N 1 на 193 листах.
По результатам проверки представленных документов уполномоченным органом было выявлено, что Управление не может дать правовую оценку протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 25.05.2020 на соответствие требованиям к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, установленных приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр (далее - Требования N 44/пр), ввиду отсутствия обязательных приложений к протоколу, предусмотренных п.п. "а", "в", "г", "д" п. 20 Требований N 44/пр, а именно:
- реестра собственников помещений в многоквартирном доме, содержащего сведения о собственниках всех помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН собственников - юридических лиц, номера принадлежащих им на праве собственности помещений в многоквартирном доме (при наличии), реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведения о площади каждого помещения в многоквартирном доме и о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из их собственников (представленный реестр собственников помещений содержит не полные сведения о собственниках помещений);
- документов (копий документов), подтверждающих направление, вручение сообщения о проведении общего собрания собственникам помещений в многоквартирном доме либо его размещение в помещении данного дома, определенном решением общего собрания и доступном для всех собственников помещений в данном доме, или в системе в соответствии с частью 4 статьи 45, частью 2 и 3 статьи 47.1 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- списка присутствующих лиц (при наличии);
- документов (их копий), удостоверяющих полномочия представителей присутствующих лиц (при наличии).
Управлением отмечено, что представленные в протоколе общего собрания собственников от 25.05.2020 N 1 сведения об общей площади помещений не соответствуют сведениям, указанным в приложенной копии протокола от 14.03.2020, в связи с чем необходимо предоставить сведения об общей площади жилых и нежилых помещений данного дома в соответствии с техническим паспортом.
В процессе исследования реестра управлением также установлено, что вышеуказанный многоквартирный дом числится в перечне многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "ЖилТехСервис".
Заявление о внесении изменений в реестр с целью исключения указанного многоквартирного дома в Управление не поступало.
Указанные сведения отражены в письме Управления от 18.06.2020 N 01.1-18/1886, в котором также имелась просьба предоставить соответствующие документы в адрес уполномоченного органа.
Решением от 18.06.2020 N 309/20 рассмотрение заявления ООО "Тамбовская управляющая компания" было приостановлено на основании пп. "в" п.7 Порядка N 398/пр.
В письме от 22.06.2020 N 1082 ООО "Тамбовская управляющая компания" сообщило, что реестр собственников помещений вышеуказанного дома формировался инициатором общего собрания собственников с использованием данных Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, и в нем, действительно, не содержатся данные о собственниках некоторых помещений, что свидетельствует об отсутствии факта государственной регистрации прав на эти помещения, в соответствии с установленным законом порядком.
Обществом отмечено, что в соответствии с письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28.02.2020 N 5997-ОГ706 в случае отсутствия зарегистрированного права собственности на помещение, информация об указанном помещении не включается в реестр собственников помещений многоквартирного дома, за исключением случаев оформления застройщиком права собственности на нереализованные помещения.
Как указано заявителем, в целях устранения отдельных выявленных недостатков предоставленного собственниками в составе протокола общего собрания реестра собственников, проведена работа по актуализации его сведений, в соответствии с вышеуказанной позицией Минстроя России как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного давать разъяснения законодательства в сфере жилищных правоотношений. Уточненный реестр направлен в адрес Управления.
Заявителем указано, что документом, подтверждающим размещение сообщения о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в месте, доступном для всех собственников помещений, является приложение N 3 к протоколу общего собрания собственников - акт о размещении сообщения о проведении общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 11 по ул. Магистральной г. Тамбова от 30.01.2020, направленный ранее в составе протокола общего собрания собственников.
Также заявителем в адрес уполномоченного органа направлена копия протокола общего собрания от 15.12.2014, в котором собственниками помещений определен порядок уведомления собственников о проведении общих собраний, о решениях, принятых на общем собрании, определено место размещения решений собственников и итогов голосования.
ООО "Тамбовская управляющая компания" в адрес Управления направлен список присутствующих лиц на очной части общего собрания собственников помещений данного дома.
Заявитель пояснил, что копией документа, удостоверяющего полномочия представителей присутствующих лиц, является приложение N 8 к протоколу - копия доверенности от 07.02.2020 N 1, выданная генеральным директором ООО "Тамбовская управляющая компания" Липунову А.С., направлена ранее в составе протокола общего собрания собственников.
Общество проинформировало Управление о том, что копия протокола от 14.03.2020 в его адрес не направлялась, в связи с чем, в случае наличия в составе документов копии такого протокола, просит считать его ошибочно направленным. Сведения о площадях жилых и нежилых помещений, содержащиеся в приложенном реестре собственников, считает достоверными, поскольку они в полной мере соответствуют данным регистрационного учета Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
При этом техническим паспортом данного дома заявитель не располагает, так как данный документ, по его мнению, должен находиться в распоряжении организации, осуществляющей функции управления данным многоквартирным домом в настоящий момент. Необходимо учитывать, что дом N 11 по ул. Магистральная г. Тамбова является домом 1988 года постройки, соответственно в это же время был составлен и технический паспорт дома.
Однако, в силу Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", данные Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии имеют приоритет перед иными источниками информации об объектах недвижимости.
Рассмотрев заявление и документы ООО "Тамбовская управляющая компания" и осуществив проверку на предмет соблюдения условий, установленных п.5 Правил N 938/пр, Управление государственного жилищного надзора Тамбовской области установило следующее:
1. В процессе исследования сайта dom.gosuslugi.ru Управлением установлено, что информация о заключении договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Магистральная, д. 11, предусмотренная ч. 2 ст. 198 ЖК РФ, ООО "Тамбовская управляющая компания" размещена.
2. Заявление о внесении изменений в реестр лицензий от ООО "Тамбовская управляющая компания" подано уполномоченным лицом.
3. Рассмотрев протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Магистральная, д. 11, на предмет соответствия Требованиям к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядку передачи копий решений и протоколов общих собраний в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор, утвержденным Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28.01.2019 N 44/пр, административный орган пришел к выводу о том, что данный протокол не соответствует указанным Требованиям N 44/пр по следующим основаниям.
Так, согласно п. 7 Раздела VI приложения к приказу Минстроя N 411/ПР от 31.07.2014 "Об утверждении примерных условий договора управления многоквартирным домом и методических рекомендаций по порядку организации и проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме" решения общего собрания по вопросам, поставленным на голосование в соответствии с повесткой дня данного общего собрания принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном общем собрании, за исключением предусмотренных пунктами 1-3.1 части 2 статьи 44 ЖК РФ решений, большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном общем собрании - по остальным вопросам.
В ходе анализа протокола общего собрания собственников помещений МКД было установлено, что при подсчете голосов собственников не было учтено 30,17 % голосов собственников по всем вопросам повестки дня.
В представленном протоколе общего собрания при суммировании значений процентов голосующих "за", "против", "воздержался" значение 100 % не получается ни по одному из вопросов повестки дня, более 30 % не учтены ни по одному из поставленных на голосовании вопросов.
Таким образом, по мнению Управления, оценить реальный кворум по вопросам о заключении договора управления многоквартирным домом, о наделении полномочиями Совета многоквартирного дома не предоставляется возможным, так как предоставленный протокол общего собрания собственников помещений МКД не содержит достоверные сведения.
По подсчету кворума не понятно как проголосовали неучтенные 30,17 % голосов собственников.
4. Представленное ООО "Тамбовская управляющая компания" сообщение о проведении собрания оформлено в соответствии с требованиями п. 5 ст.45 ЖК РФ, дата размещения в 10-дневный срок до начала проведения общего собрания подтверждена актом о размещении сообщения о проведении общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 30.01.2020.
5. В ходе рассмотрения решения общего собрания о выборе ООО "Тамбовская управляющая компания", оформленного протоколом от 25.05.2020 N 1, на предмет наличия признаков ничтожности решения общего собрания по основаниям, установленным гражданским законодательством (ст. 181.5 Гражданского кодекса РФ), Управлением установлено следующее.
В ходе анализа представленных письменных решений собственников, владеющих 5413,34 голосами, установлено, что 525,37 голоса не могут быть учтены при подсчете голосов по следующим квартирам:
по квартирам 25, 39, 55, 58 - нет сведений, подтверждающих право собственности 6 А64-5415/2020 (минус 307,9 м.кв.);
по квартире 53 - собственник Четырин Александр Максимович, в решении собственника стоит подпись - Арестова Т.С. Доверенность, либо иной правоустанавливающий документ на голосование за собственника не представлен (минус 56,2 м.кв.);
по квартире 64 - в реестре собственников помещений по данной квартире числится собственник Дядчева Ольга Сергеевна, в решении собственника числится - Кузьмина О.С. Доверенность, либо иной правоустанавливающий документ на голосование за собственника не представлен (минус 12,6 м.кв.);
по квартирам 66, 67 - в решениях собственников помещений допущено исправление даты подписания решения. Сведения о том, что голосующий указал дату ошибочно, отсутствуют (минус 93,7 м.кв.);
по квартире 69 - в решении собственника помещений отсутствует дата голосования. Данное решение не может быть учтено, так как невозможно установить голосовал ли собственник в период приема решений собственников (минус 17,67 м.кв.);
по квартире 107 - (собственник Балахонова Т.А.) в решении собственника стоит подпись - Балахова. Доверенность, либо иной правоустанавливающий документ на голосование за собственника не представлен (минус 37,3 м.кв.).
Итого кворум: (5413,34 - 525,37)/7752,3*100 = 63,05 %.
Исходя из указанного выше расчета кворума следует:
1) по вопросам повестки дня N 1, N 3, N 4, N 5, N 6, N 7, N 9 - кворум имелся - 63,05 %;
2) по вопросу N 2 повестки дня "Избрать совет многоквартирного дома. Из состава совета многоквартирного дома избрать председателя. Наделить избранный совет многоквартирного дома полномочиями: установленными Жилищным кодексом РФ, а также полномочиями по принятию решений о текущем ремонте общего имущества, определению состава и вида работ по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, определению порядка финансирования и сроков выполнения текущего ремонта, по подписанию дополнительных соглашений к договору управления, актов выполненных работ и иных документов, связанных с выполнением текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома; определить порядок использования общего имущества, определять организации, которым разрешается размещать рекламную продукцию и телекоммуникационное оборудование в помещениях общего пользования дома и других конструктивных элементах, входящих в состав общего имущества, а также определять порядок заключения договоров аренды; заключать договоры на использование общего имущества, поручать заключение с ними договоров управляющей организации, контролировать поступление оплаты по договорам и расходовать их согласно решениям совета многоквартирного дома; по контролю за снятием показаний индивидуальных приборов учета по контролю за своевременным и правильным внесением собственниками (пользователями) помещений многоквартирного дома платы за жилищные и коммунальные услуги. Установить срок полномочий совета многоквартирного дома до момента его переизбрания" - кворум отсутствует, так как согласно ч. 2 статьи 44 ЖК РФ решение по указанному вопросу повестки дня должно приниматься не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, должно быть - не менее 66,7 %; (63,05 % - кворума не было).
3) по вопросу N 8 повестки дня - 63,05 % - кворум имелся.
Однако, в связи с отсутствием кворума по указанному выше вопросу N 2 повестки дня, совет многоквартирного дома избран не был, следовательно, не договор управления многоквартирным домом подписан неуполномоченными лицами.
6. ООО "Тамбовская управляющая компания" представлен экземпляр договора управления многоквартирным домом от 01.06.2020 N 101/20, который от собственников помещений многоквартирного дома подписан не уполномоченными лицами, поскольку голосование по вопросу N 2 повестки дня об избрании совета многоквартирного дома и наделением его полномочиями нельзя считать состоявшимся в виду отсутствия кворума.
Кроме того, в разделе 10 договора управления многоквартирного дома "Реквизиты сторон" данный договор согласно протоколу общего собрания собственников помещений МКД должны были подписать следующие лица:
- Глинина К.П. (кв. N 67);
- Максимова Н.Н. (кв. N 104);
- Пришвина А.Е. (кв. N 59);
- Мордасова Н.Н. (кв. N 51).
При этом Мордасова Н.Н. не числится в реестре собственников, решение отсутствует. Договор управления многоквартирным домом Мордасова Н.Н. и не подписывала. Указанный выше договор управления подписан следующими лицами: Глининой К.П., Пришвиной А.Е., Максимовой Н.Н. и Костиковой Т.Н.
Костикова Т.И. согласно протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 25.05.2020 N 1 не избиралась в совет многоквартирного дома и соответственно не уполномочена подписывать договор управления многоквартирным домом.
При указанных обстоятельствах, по мнению Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области, решение общего собрания собственников помещений МКД по выбору управляющей компании ООО "Тамбовская управляющая компания" в качестве управляющей организации не реализовано, поскольку договор от лица собственников помещений МКД подписан не уполномоченными лицами.
Таким образом, в результате рассмотрения заявления ООО "Тамбовская управляющая компания" УГЖН по Тамбовской области выявлено нарушение требований п.п. "а", "б", "е" п. 5 Порядка:
- несоответствие заявления и документов положениям п.2 и п.3 Порядка;
- недостоверность сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 Порядка;
- наличие признака ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, выразившегося в отсутствии кворума (п.2 ст. 181.5 Гражданского кодекса РФ).
Вышеуказанные обстоятельства отражены в заключении Управления о внесении изменений в реестр лицензий Тамбовской области на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 29.07.2020 N 345/20, составленном по результатам проверки.
На основании данного заключения по результатам рассмотрения заявления ООО "Тамбовская управляющая компания" Управлением вынесено решение от 29.07.2020 N 345/20 об отказе во внесении изменений в Реестр лицензий Тамбовской области на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в части включения многоквартирного дома N 11 по ул. Магистральной г. Тамбова, в перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Тамбовская управляющая компания".
Полагая указанное решение незаконным, нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, управляющая компания обратилась в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ, Кодекс) сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестрах, в том числе в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
В части 1 статьи 198 Кодекса предусмотрено, что сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления лицензиат в течение трех рабочих дней с заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан направить эти сведения в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 Кодекса).
Согласно части 3 статьи 198 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 25.12.2015 N 938/пр.
В силу пункта 2 названного Порядка изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: а) адрес многоквартирного дома; б) основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом; в) копию договора управления многоквартирным домом; г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о внесении изменений в реестр, содержится в пункте 3 Порядка N 938/пр.
Пунктом 5 Порядка внесения изменений предусмотрено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов, в том числе, на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении;
д) выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ;
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 6 Порядка N 938/пр определено, что по итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 7 Порядка внесения изменений по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: о внесении изменений в реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; о приостановлении рассмотрения заявления.
Пунктом 8 Порядка N 938/пр предусмотрено, что решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.
В пункте 9 Порядка N 938/пр предусмотрены основания отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления, к которым относятся: несоответствие заявления и документов требованиям, установленным пунктами 2 и 3, подпунктами "г" и "д" пункта 5 Порядка, а также несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 Порядка.
Из анализа положений подпунктов "а", "б" и "в" пунктов 10 и 15 Порядка внесения изменений следует, что в случае приостановления рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий административным органом осуществляются конкретные действия по проверки заявления соответствующие конкретному основанию приостановления рассмотрения заявления, а именно:
1) в случае несоответствие заявления и документов условиям, установленным подпунктами "б", "в" пункта 5 настоящего Порядка (подпункт "а" пункта 10 Порядка) орган государственного жилищного надзора запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов (подпункт "а" пункта 15 Порядка);
2) в случае поступления в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома (подпункт "б" пункта 10 Порядка) орган государственного жилищного надзора запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов (подпункт "б" пункта 15 Порядка);
3) в случае поступление в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя (подпункт "в" пункта 10 Порядка) орган государственного жилищного надзора проводит проверку полученного заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка.
В соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ, Кодекс) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в том числе управление управляющей организацией. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Пунктом 1 статьи 162 ЖК РФ установлено, что договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями этого Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами.
При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
В соответствии с частью 1 статьи 161.1 ЖК РФ в случае, если в многоквартирном доме не создано товарищество собственников жилья либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и при этом в данном доме более чем четыре квартиры, собственники помещений в данном доме на своем общем собрании обязаны избрать совет многоквартирного дома из числа собственников помещений в данном доме. Регистрация совета многоквартирного дома в органах местного самоуправления или иных органах не осуществляется.
В силу части 9 статьи 161.1 ЖК РФ совет многоквартирного дома действует до переизбрания на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме или в случае принятия решения о создании товарищества собственников жилья до избрания правления товарищества собственников жилья.
Совет многоквартирного дома подлежит переизбранию на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме каждые два года, если иной срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в данном доме. В случае непринятия в установленный срок на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о переизбрании совета многоквартирного дома полномочия совета многоквартирного дома продлеваются на тот же срок. При ненадлежащем исполнении своих обязанностей совет многоквартирного дома может быть досрочно переизбран общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме (часть 10 статьи 161.1 ЖК РФ).
Общее собрание собственников помещений вправе уполномочить представителей из числа собственников помещений многоквартирного дома на подписание соответствующих договоров с управляющей организацией, как следует из положений части 2 статьи 44 ЖК РФ.
Как обосновано указал суд области, указанная в протоколе общего собрания собственников общая площадь спорного МКД в размере 7752,3 кв.м. какими-либо доказательствами не подтверждается, с данными реестра собственников помещений МКД (являющегося приложением к протоколу общего собрания от 25.05.2020) не совпадает.
Из представленного реестра собственников МКД N 11 по ул. Магистральной г. Тамбова следует, что суммарная площадь помещений данного дома (рассчитанная путем арифметического сложения указанных значений площадей всех квартир и помещений) составляет 7679,6 кв.м.
Согласно информации, размещенной на сайте общедоступного информационного ресурса Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (https://dom.gosuslugi.ru) общая площадь здания МКД N 11 по ул. Магистральной г. Тамбова составляет 7697,1 кв.м., при этом общая площадь жилых помещений составляет 7568,1 кв.м., общая площадь нежилых помещений (за исключением помещений общего пользования) составляет 72,3 кв.м.
При таких обстоятельствах, с учетом выявленных противоречий, указание в протоколе общего собрания собственников общей площади дома в размере 7752,3 кв.м. и расчет кворума собрания исходя из данного значения нельзя признать верным
В отсутствие иных достоверных доказательств, судом сделан правильны вывод о том, что для целей расчета кворума общего собрания собственников МКД N 11 по ул. Магистральной г. Тамбова следует руководствоваться размером общей площади жилых и нежилых помещений данного дома, который, согласно сведениям Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, составляет 7640,4 кв.м. (7568,1 кв.м. + 72,3 кв.м.).
В соответствии с п. 17 Требований N 44/пр формулировки вопросов повестки дня общего собрания должны отражать суть обсуждаемых на общем собрании вопросов и исключать возможность их неоднозначного толкования. Не допускается включение в повестку дня общего собрания вопросов с формулировками "Разное", "Другие вопросы" или иными аналогичными по смысловому содержанию формулировками, а также объединение в одной формулировке разных по смысловому содержанию вопросов.
В данном случае формулировка предложенного для голосования второго вопроса повестки дня объединяет решение одновременно нескольких вопросов (а именно: об избрании совета МКД; об избрании из состава совета МКД председателя; о наделении избранного совета МКД полномочиями), для принятия решений по которым требуется наличие различного кворума: 50% голосов от общего количества голосов, более 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений, большинство не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений.
Между тем имеющиеся бюллетени не предусматривали возможность голосования по каждому из указанных вопросов в отдельности, что не позволило собственникам выразить свое мнение по каждому из них и привело к необходимости принятия единого решения.
При указанных обстоятельствах, с учетом объединения вопросов требующих наличие различного кворума и необходимости принятия единого решения, суд приходит к выводу, что для принятия такого решения необходимо исходить из максимального значения кворума, в связи с чем, по второму вопросу повести дня общего собрания требовалось наличие кворума не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что фактически в собрании приняло участие и проголосовало, в том числе и по второму вопросу повестки дня, менее 2/3 от общего числа собственников - 66,09% (5049,24 кв.м.), тогда как требовалось 66,67% (5093,6 кв.м. - 2/3), в связи с чем выводы о об отсутствии кворума собрания собственников по вопросу повестки дня N 2 "Избрать совет многоквартирного дома. Из состава совета многоквартирного дома избрать председателя. Наделить избранный совет многоквартирного дома соответствующими полномочиями" (в рассматриваемом случае - 66,09% при необходимых - 66,67%) суд считает обоснованными.
В силу статьи 181.5 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно принято, в том числе, при отсутствии необходимого кворума.
С учетом выявленных обстоятельств суд считает, что решение по второму вопросу "Избрать совет многоквартирного дома. Из состава совета многоквартирного дома избрать председателя. Наделить избранный совет многоквартирного дома соответствующими полномочиями", зафиксированное в протоколе от 25.05.2020, следует охарактеризовать как ничтожное, поскольку данное решение принято при отсутствии необходимого кворума.
Следовательно, совет многоквартирного дома, как и его председатель, в рассматриваемом случае на общем собрании собственников избраны не были.
Довод о том, что УГЖН по Тамбовской области было не вправе оценивать законность протокола общего собрания собственников помещений отклоняется в силу подпункта "е" п. 5 Порядка N 938/пр, в соответствии с которым уполномоченному органу предоставлено право проверять решение общего собрания собственников на предмет ничтожности в силу закона.
Также правомерно судом области учтено, что представленный к протоколу N 1 реестр собственников помещений не содержит полных сведений обо всех собственниках помещений спорного МКД и документах, подтверждающих их права собственности на помещения, количестве голосов собственников (в частности отсутствует информация в отношении квартир N N 13, 25, 39, 40, 51, 52, 55, 56, 58, 137); сведения о площадях квартир NN 25, 39, 51, 58 противоречат сведениям, содержащимся в реестре муниципального имущества (письмо МКУ "Долговой центр" от 25.12.2020 N5047-01- 12/20).
Согласно правовой позиции Верховного суда РФ, изложенной в определении от 29.01.2020 N 305-ЭС19-24327, отсутствие в числе прочего сведений о собственниках помещений свидетельствует о несоответствии поданного обществом заявления о включении спорного многоквартирного дома в реестр лицензий управляющей компании.
Довод ООО "Тамбовская управляющая компания" о не включении в реестр собственников помещений МКД сведений о помещениях, право собственности на которые не зарегистрировано в установленном порядке, а следовательно и о наличии возможности определения кворума общего собрания без учета данных сведений, судом обосновано отклонен со ссылкой на пункту 20 Требований N 44/пр, абз. 3 п. 3 ст. 8.1 Гражданского кодекса РФ и ч. 1 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Отсутствие регистрации права собственности на объект недвижимости не свидетельствует о безусловном отсутствии самого такого права, в связи с чем информация о помещении, право собственности на которое не зарегистрировано, как и лице, являющемся собственником такого помещения, подлежит включению в реестр собственников помещений МКД и учитывается при определении кворума на общем собрании собственников такого МКД.
Как обоснованно указал суд области, согласно представленному в материалы дела письму МКУ "Долговой центр" от 25.12.2020 N 5047-01-12/20 квартиры N N 13, 18, 22, 40, 52, 56, 95, 133, 137 приватизированы: кв. N13 - договор приватизации от 26.05.1993 (Мукина В.И.), кв. 18 - договор приватизации от 25.08.1993 (Каверина Т.И.), кв. 22 - договор приватизации от 19.09.1996 (Чеботарев С.А.), кв. 40 - договор приватизации от 17.03.1993 (Денисова Г.Б., Денисов С.А.), кв. 52 - договор приватизации от 12.01.1995 (Лутовина Т.П.), кв. 56 - договор приватизации от 05.02.1993 (Мурашев А.А., Мурашева А.Г.), кв. 95 - договор приватизации от 30.06.1993 (Белоусова Л.Н., Белоусов М.Н.), кв. 133 - договор приватизации от 17.04.1997 (Лаврова А.А., Лавров А.Н., Лавров В.Н.), кв. 137 - договор приватизации от 09.06.1993 (Курдюмов Н.И., Курдюмова Л.А.); квартиры NN 25, 39, 55, 58 числятся в реестре муниципального имущества г. Тамбова.
Данные сведения в реестр собственников помещений спорного МКД не включены.
Дополнительно в указанном письме МКУ "Долговой центр" сообщило, что сведениями о зарегистрированных правах собственности на недвижимое имущество с 01.04.1998 располагает Управление Росреестра по Тамбовской области, а за период с 01.04.1998 - ТОГУП "Тамбов-недвижимость".
Доводы управляющей компании о том, что при рассмотрении заявления лица в порядке главы 24 АПК РФ законность ненормативного акта, действия или бездействия уполномоченного органа подлежит оценке судом с учетом норм и фактических обстоятельств, имеющих место на момент вынесения акта (совершения действий, бездействия), в рассматриваемом случае не являются основанием для отмены судебного акта.
Из фактических обстоятельств дела усматривается, что законность решения N 345/20 проверялась на момент его принятия, то есть на 29.07.2020. Ссылка на вышеуказанное письмо от 25.12.2020 не свидетельствует о том, что указанная в нем информация не была известна Управлению на момент принятия решения с учетом приватизации имущества в 1993 году.
При таких обстоятельствах решение Управления от 29.07.2020 N 345/20 не противоречит Закону.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на ее заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.03.2021 по делу N А64-5415/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
И.В. Ушакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-5219/2018
Истец: ООО "Курская Управляющая домовая компания"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Курской области "
Третье лицо: ООО "СОЗВЕЗДИЕ", ТСЖ "ПРОЕЗД СЕРГЕЕВА ДОМ"
Хронология рассмотрения дела:
09.02.2022 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2814/2021
01.09.2021 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5695/19
20.07.2020 Решение Арбитражного суда Курской области N А35-5219/18
13.01.2020 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5695/19
02.07.2019 Определение Арбитражного суда Курской области N А35-5219/18