г. Киров |
|
07 сентября 2021 г. |
Дело N А28-155/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 сентября 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щелокаевой Т.А.,
судей Караваева И.В., Кормщиковой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Половниковой Е.А.
при участии в судебном заседании: представителя общества с ограниченной ответственностью "Евразия" - Чистова А.А., действующего на основании доверенности от 29.12.2020; представителя ПАО "Сбербанк" - Карепанова Е.Л., действующая на основании доверенности от 03.07.2019; представителя УФНС по Кировской области - Феофилактова В.А., действующего на основании доверенности от 30.12.2020;
представителя ГУ Отделения пенсионного фонда РФ по Кировской области - Медведевой О.В., действующей на основании доверенности от 11.01.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Евразия"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 05.05.2021 по делу N А28-155/2021,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Евразия" (ОГРН 1114345036255; ИНН 4345312640)
к публичному акционерному обществу "Сбербанк России" Кировское отделение N 8612 ПАО Сбербанк (ОГРН 1027700132195; ИНН 7707179242), Управлению Федеральной налоговой службы по Кировской области (ОГРН 1044316878715; ИНН 4347013155), Федеральной налоговой службе Российской Федерации (ОГРН 1047707030513; ИНН 7707329152)
с участием в деле третьих лиц: Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировской области (ОГРН 1024301326280; ИНН 4346002922), Министерство экономического развития Российской Федерации (ОГРН 1027700575385; ИНН 7710349494), Государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ" (ОГРН 1077711000102; ИНН 7750004150)
о признании права,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Евразия" (далее - истец, Общество, заявитель жалобы) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Сбербанк России" Кировское отделение N 8612 ПАО Сбербанк (далее - Банк, ПАО "Сбербанк"), Управлению Федеральной налоговой службы по Кировской области (далее - УФНС России по Кировской области, налоговый орган) о признании с 01.12.2020 права на переход Общества в период наблюдения по кредитному договору от 08.06.2020.
Исковые требования основаны на нормах статей 12, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), положениях постановления Правительства РФ от 16.05.2020 N 696 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности" (далее - Правила N 696) и мотивированы невыполнением Банком обязательств, предусмотренных кредитным договором, и предоставлением налоговым органом Банку недостоверных сведений относительно численности работников Общества по состоянию на 01.06.2020.
Определением от 05.04.2021 Арбитражный суд Кировской области привлек участию в деле в качестве соответчика Федеральную налоговую службу Российской Федерации (далее - ФНС России).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировской области (далее - Фонд), Министерство экономического развития Российской Федерации, Государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ".
Решением Арбитражного суда Кировской области в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, истец обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Как указано в апелляционной жалобе, из представленных Банком документов следует, что кредитный лимит для Общества определен исходя из 40 человек и составляет 4 352 244 руб. Между тем до получения кредита фактическая численность работников составляла 26 человек, в связи с чем сумма предоставляемых денежных средств составила 2 720 150 руб. Кроме того, истец не согласен с выводом суда первой инстанции о приоритете условий Правил N 696. Как полагает истец, в соответствии с пунктом 24 Правил N 696 если численность работников заемщика по итогам мая 2020 года составила менее 80% численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения). Указанный пункт, по мнению заявителя жалобы, применяется в том числе при переходе в период наблюдения.
В отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган мотивированно отклоняет доводы апелляционной жалобы, в своих доводах поддерживает выводы обжалуемого судебного акта.
Банк в отзыве на апелляционную жалобу также мотивированно отклоняет доводы апелляционной жалобы. Полагает, что довод истца о том, что сумма полученного кредита была рассчитана исходя из численности в 26 человек, не обоснован и не соответствует действительности. Обращает внимание, что Банк получил сведения о численности работников из налогового органа в соответствии с действующим законодательством. Иных способов получения Банком информации о численности работников заемщика не имеется. Полагает, что довод истца о том, что расчет суммы кредита был произведен им исходя из фактической численности сотрудников и именно эта сумма была одобрена Банком, не имеют правового значения, поскольку независимо от суммы полученного по договору кредита, численность работников заемщика определяется на основании платформы налогового органа и определена в количестве 40 человек. Указывает, что действия Банка о переводе кредитного договора в период погашения обоснован, соответствует фактически установленным обстоятельствам, поскольку численность работников заемщика не была сохранена. Более подробно доводы Банка отражены в отзыве на апелляционную жалобу.
ФНС России и Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировской области в своих отзывах мотивированно отклоняют доводы апелляционной жалобы, указанные доводы согласуется с отзывами Банка и УФНС России по Кировской области.
Представители сторон и третье лицо - Фонд в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что между Обществом (Заемщик) и Банком подписан кредитный договор от 08.06.2020 (далее - кредитный договор) в форме представления Обществом Заявления о присоединении к Общим условиям кредитования (открытию кредитной линии) юридического лица и индивидуального предпринимателя N 1 N 8612BHY44T25RGQ0AQ0QZ3F (далее - Заявление).
В соответствии с пунктом 2.2 Общих условий кредитования (открытие кредитной линии) юридического лица и индивидуального предпринимателя N 1 (далее - Общие условия кредитования) предусмотрено, что заключение договора между Банком и Обществом осуществляется путем присоединения Общества к Общим условиям кредитования (открытие кредитной линии) юридического лица и индивидуального предпринимателя N 1 в соответствии со статьей 428 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Присоединение производится путем подписания Заявления лично подписью Общества или уполномоченным лицом Заемщика в структурном подразделении Банка, либо путем подписания Заявления УНЭП (усиленная неквалифицированнаяэлектронная подпись) Заемщика в системе СББОЛ (система Сбербанк Бизнес Онлайн).
В силу пункта 2.3 Общих условий кредитования договор заключается на основании указанных в заявлении индивидуальных условий кредитования с учетом положений Условий кредитования, опубликованных на официальном сайте Банка в сети Интернет по адресу: http://www.sberbank.ru в разделе "Малому бизнесу и ИП", действующих на дату подписания Банком и Заемщиком Заявления. Условия кредитования, опубликованные на официальном интернет-сайте Банка, являются неизменными в течение всего срока действия договора.
Согласно пункту 9.5 Общих условий кредитования предусмотрено, что Заемщик ознакомился с действующими на момент заключения настоящего договора тарифами Банка и согласен с тем, что изменение тарифов осуществляется Банком в одностороннем порядке, при этом Общество обязуется принимать все разумные и достаточные меры для получения информации о новых тарифах Банка в том числе, но не исключительно: посещать офисы Банка с целью ознакомления с публикуемой Банком информацией, с достаточной регулярностью посещать сайт Банка в сети Интернет, а также принимать иные меры для предотвращения негативных последствий, связанных с отсутствием у Заемщика информации о реализации Банком своих прав по договору.
Фактом заключения договора в электронной форме через СББОЛ (сервис СБОФ) является: со стороны Общества - после осуществления процедуры подписания заявления УНЭП Общества и получения системой СББОЛ Заявления в формате файла PDF; со стороны Банка - совершения акцепта, выраженного зачислением Банком суммы кредита или 1-го транша на счет на условиях, указанных в первом абзаце я, используемого для зачисления кредитных средств, определяющего дату заключения кредитного договора с Заемщиком.
В преамбуле Заявления даны следующие понятия: Базовый период договора - период с даты заключения договора до 1 декабря 2020 года; Период наблюдения по договору - период с 1 декабря 2020 года по 1 апреля 2021 года. При этом стороны установили, что Период наблюдения по договору начинается по окончании Базового периода договора при соблюдении следующих условий: численность работников Общества в течение Базового периода договора на конец одного или нескольких отчетных месяцев составляет не менее 80 (восьмидесяти) процентов численности работников заемщика по состоянию на 01.06.2020 г.; в отношении Заемщика по состоянию на 25.11.2020 г. не введена процедура банкротства, либо деятельность Заемщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, либо Заемщик - индивидуальный предприниматель не прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. Период погашения по Договору -период продолжительностью 3 (три) месяца но окончании Базового периода договора, либо по окончании Периода наблюдения по договору, в случае, если Кредитором не принято решение о списании задолженности Заемщика, в который Заемщиком осуществляется возврат Кредитору основного долга, уплата процентов и других платежей в размере, в сроки и на условиях договора. Стандартная процентная ставка - процентная ставка, устанавливаемая по договору, выдаваемому в соответствии с настоящими Правилами, на Период погашения по договору.
Исходя из положений пункта 1 Заявления лимит кредитной линии составляет 2720150 рублей. Цель кредита: на возобновление деятельности, за исключением выплаты дивидендов, выкупа собственных акций или долей в уставном капитале, благотворительности (пункт 2 Заявления).
В силу пункта 5 Заявления выдача кредита (кредитных траншей) производится в течение периода доступности кредитования, который определяется датой открытия лимита кредитной линии, соответствующей дате акцепта Кредитора и истекает 30 ноября 2020 года (включительно).
В соответствии с пунктом 6 Заявления датой полного погашения выданного кредита является: в случае наступления Периода погашения по договору с даты, следующей за датой окончания Базового периода договора при не переходе договора в соответствии с условиями договора на Период наблюдения по договору - 01.03.2021; в случае наступления Периода погашения по договору с даты, следующей за датой окончания Периода наблюдения по договору при переходе в соответствии с условиями договора Периода наблюдения -30.06.2021.
Общество уведомлено и согласно об освобождении от обязанностей по договору по возврату Кредитору полученного кредита и уплате процентов за пользование им и других платежей, при соблюдении одновременно следующих условий: а) в отношении Заемщика на дату завершения Периода наблюдения по договору не введена процедура банкротства, деятельность Заемщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а Заемщик - индивидуальный предприниматель не должен прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя; б) Численность работников Заемщика в течение периода наблюдения по договору на конец каждого отчетного месяца составляет не менее 80 процентов численности работников Заемщика по состоянию на 1 июня 2020 года. в) Средняя заработная плата, выплачиваемая одному работнику Общества в течение Периода наблюдения по договору, определяемая с использованием информационного сервиса Федеральной налоговой службы, не может быть менее минимального размера оплаты труда; г) Решение Кредитора о списании задолженности Заемщика перед Кредитором по договору в порядке, установленном Правилами.
В соответствии с пунктом 7 Заявления предусмотрены условия перехода из одного периода по договору в другой, соблюдение которых сторонами в конечном итоге влияет на размер процентной ставки по кредиту, полученному Обществом от Банка.
Указанным пунктом Заявления также установлено, что по окончании Базового периода договора договор переводится на Период наблюдения по договору при соблюдении следующих случаев: численность работников Заемщика в течение Базового периода договора на конец одного или нескольких отчетных месяцев составляет не менее 80 (восьмидесяти) процентов численности работников заемщика по состоянию на 1 июня 2020 года; в отношении Общества по состоянию на 25 ноября 2020 года не введена процедура банкротства, либо деятельность заемщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством РФ, либо Общество -индивидуальный предприниматель не прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
В случае его наступления такой период начинается с даты, следующей за датой окончания Базового периода (включительно) и заканчивается 01 апреля 2021 года (включительно).
При невыполнении любого из вышеуказанных условий договор переходит на Период погашения по договору. Банк направляет Обществу в срок до 30.11.2020 уведомление о наступлении Периода погашения договора с даты, следующей за датой окончания Базового периода договора.
Согласно пункту 3 Заявления переход договора из Базового периода в период наблюдения имеет существенное значение для истца, поскольку на Базовый период договора и Период наблюдения по договору процентная ставка по договору за пользование выданным траншем установлена в размере 2 % годовых; на период Погашения по договору 15 % годовых.
В силу пункта 9 Заявления в качестве обеспечения своевременного и полного возврата основного долга по кредиту, предусмотренного договором, предоставляется поручительство Государственной Корпорации развития "ВЭБ.РФ" в соответствии с договором поручительства N 07/1357 от 01.06.2020. Поручительством обеспечивается возврат до 85 % суммы основного долга по кредиту; иные платежи Общества, предусмотренные условиями настоящего договора, поручитель не обеспечивает.
В соответствии с пунктами 1,2 Заявления сторонами кредитного договора подписано дополнительное соглашение от 19.08.2020 к договору, которым установлено, что Кредитор использует информацию, предоставленную с помощью электронных сервисов Федеральной налоговой службой (ФНС России) непосредственно Кредитору, в том числе, но не исключительно, для проверки соответствия Заемщика условиям и требованиям Правил.
В силу пунктов 3, 4 дополнительного соглашения абзац преамбулы изложен в следующей редакции: "В соответствии со статьей 428 Гражданского кодекса Российской Федерации заемщик присоединяется к действующей на дату подписания дополнительного соглашения редакции Общих условий кредитования N 1 (далее - Условия кредитования), условия которых распространяют свое действие с даты заключения Договора и опубликованных на официальном сайте ПАО Сбербанк в сети Интернет по адресу http://www.sberbank.ru в разделе "Малому бизнесу и ИП".
Условия согласно настоящему Дополнительному соглашению распространяют свое действие с даты заключения Договора.
В силу пунктов 3.8 и 3.9 общих Условий кредитования в редакции от 05.08.2021 при кредитовании Заемщика в рамках государственных программ, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее программы), Условия кредитования/Договора могут быть изменены/дополнены Банком в одностороннем порядке, с целью их соответствия программам, а также в случае внесения изменений в течение срока кредитования в соответствующие постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты исполнительной власти субъектов Российской Федерации или получения официальных разъяснений от соответствующих министерств и ведомств. Уведомление Заемщика об указанных изменениях Договора производится в порядке, предусмотренном пунктом 9.1. Условий кредитования.
При кредитовании Заемщика в рамках программ Заемщик обязуется самостоятельно ознакомиться с условиями и требованиями программ и выполнять все требования и условия программ в полном объеме. При этом, условия программ имеют приоритетное значение над условиями заключенного Договора/Условиями кредитования.
В связи с внесением постановлением Правительства РФ от 30.11.2020 N 1976 изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 N 696 (далее - Правила N 696), Банк направил Обществу уведомление об изменениях условий заключенного между сторонами кредитного договора, в соответствии с которыми условия действия Периода наблюдения по договору для заемщиков, обратившихся к кредитору в рамках Правил N 696 до 25.06.2020 были уточнены, а именно: период наблюдения по договору начинается по окончании Базового периода договора при соблюдении одновременно следующих условий:-численность работников заемщика в течение базового периода кредитного договора на конец одного или нескольких отчетных месяцев по состоянию на 25.11.2020 составила менее 80 процентов численности работников заемщика, определенной исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по итогам мая 2020 года, если численность работников заемщика по итогам мая 2020 года составила менее 80 процентов численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора в соответствии с пунктом 24 Правил N 696, либо исходя из сведений о численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора в соответствии с пунктом 24 Правил N 696, если численность работников заемщика по итогам мая 2020 года составила 80 или более процентов численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора в соответствии с пунктом 24 Правил N 696; в отношении Заемщика по состоянию на 25.11.2020 не введена процедура банкротства, либо деятельность Заемщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством РФ, либо Заемщик - индивидуальный предприниматель не прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
Истец, заявляя о необоснованности действий Банка по переводу Заемщика на период погашения договора, в обоснование выполнения Обществом условий договора представил в материалы дела: сведения о застрахованных лицах (по форме СЗВ-М) за отчетный период: май 2020 года, тип формы: ИСХД, на 36 лиц; сведения о застрахованных лицах (по форме СЗВ-М) за отчетный период: июнь 2020 года, тип формы: ИСХД, на 36 лиц; сведения о застрахованных лицах (по форме СЗВ-М) за отчетный период: июнь 2020 года, тип формы: ОТМН, на 10 лиц; сведения о застрахованных лицах (по форме СЗВ-М) за отчетный период: июль 2020 года, тип формы: ИСХД, на 30 лиц; сведения о застрахованных лицах (по форме СЗВ-М) за отчетный период: август 2020 года, тип формы: ИСХД, на 36 лиц; сведения о застрахованных лицах (по форме СЗВ-М) за отчетный период: сентябрь 2020 года, тип формы: ИСХД, на 38 лиц; сведения о застрахованных лицах (по форме СЗВ-М) за отчетный период: октябрь 2020 года, тип формы: ИСХД, на 41 лицо; сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица (по форме СЗВ-ТД) за отчетный период: май 2020 года - на Зубарева Е.Н. (приказ об увольнении от 06.05.2020); на Манылову О.В. (приказ об увольнении от 06.05.2020); на Жолобову Ю.А. (приказ об увольнении от 06.05.2020); на Семакова А.В.(приказ об увольнении от 06.05.2020); на Марушкину Е.А. (приказ об увольнении от 06.05.2020); на Конышева А.А. (приказ об увольнении от 06.05.2020); на Доника С.М.(приказ об увольнении от 06.05.2020); на Кудрявцева А.П. (приказ об увольнении от 12.05.2020); на Виноградову В.П. (приказ об увольнении от 12.05.2020); на Томилова Д.И. (приказ об увольнении от 12.05.2020); на Меланину Т.Т. (приказ об увольнении от 12.05.2020); на Доника С.М. (приказ о приеме на работу от 28.05.2020).
Сторонами не оспаривается, что 01.12.2020 через систему "Сбербанк Бизнес Онлайн" истцом получено электронное уведомление Банка о том, что с 01.12.2020 для Общества начался период погашения кредита по договору со ставкой 15%.
Как сообщалось Банком по данным из сервиса ФНС России Общество не выполнила условие по сохранению штатной численности в одном из месяцев Базового периода по договору, которое было необходимо для перевода кредита на Период наблюдения, в связи с чем Банк предложил истцу оплатить задолженность тремя равными долями по следующему графику: 28.12.2020, 28.01.2021, 01.03.2021 по ставке 15%.
Истец, полагая, что действия Банка необоснованны, направил в его адрес претензию от 15.12.2020 N 38, в которой просило Банк отозвать уведомление от 01.12.2020. Указанная претензия оставлена Банком без удовлетворения.
Отказ Банка исполнять требование общества послужило основанием для обращения последнего в суд с настоящим исковым требованием.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что действия Банка по переводу договора на Период погашения признаются судом правомерными, в связи с чем, заявленные к Банку исковые требования удовлетворению не подлежат. Кроме того, поскольку истцом не представлено доказательств в обоснование заявленных к налоговой службе требований, свидетельствующих о недостоверности полученных Платформой сведений либо их некорректном внесении в информационный сервис, исковые требования к УФНС России по Кировской области и к ФНС России также не удовлетворил.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, оценивая представленные доказательства в их совокупности, анализируя позиции сторон настоящего спора, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 846 ГК РФ, при заключении договора банковского счета клиенту или указанному им лицу открывается счет в банке на условиях, согласованных сторонами.
Банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, обратившимся с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что между Обществом (Заемщик) и Банком заключен кредитный договор в форме представления Обществом Заявления.
В соответствии с пунктом 6 Заявления общество уведомлено и согласно об освобождении от обязанностей по договору по возврату Кредитору полученного кредита и уплате процентов за пользование им и других платежей, при соблюдении условий предусмотренных Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности, утвержденных Постановлением от 16.05.2020 N 696 "Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности" (далее - Правила N 696)
Правила N 696 устанавливают цель, условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности (пункт 1 Правил N 696).
Так, в соответствии с пунктом 11 Правил N 696 кредитный договор (соглашение) должен быть переведен получателем субсидии на период погашения по кредитному договору (соглашению) по окончании базового периода кредитного договора (соглашения) в то числе в случае, если численность работников заемщика, за исключением заемщиков, обратившихся к получателю субсидии до 25 июня 2020 года, в течение базового периода кредитного договора (соглашения) на конец одного или нескольких отчетных месяцев по состоянию на 25 ноября 2020 года составила менее 80 процентов численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил.
Пунктом 24 правил N 696 предусмотрено, что численность работников заемщика, а также размеры районных коэффициентов и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в иных местностях с особыми климатическими условиями определяются получателем субсидии на основании сведений по состоянию на 1 июня 2020 г., размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы.
В информационном сервисе Федеральной налоговой службы размещаются сведения о застрахованных лицах, подаваемые заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации и передаваемые Пенсионным фондом Российской Федерации в Федеральную налоговую службу для целей реализации настоящих Правил не реже одного раза в месяц.
Для заемщиков, обратившихся к получателю субсидии до 25 июня 2020 г. для определения максимальной суммы кредитного договора (соглашения), допустимо определение численности работников исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по итогам апреля 2020 года.
Доступ получателей субсидии к информационному сервису Федеральной налоговой службы осуществляется в порядке, размещаемом на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Подтверждение выполнения условий, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 11 и подпунктами "а", "б" и "б(1)" пункта 12, а также определение размера субсидии по списанию в соответствии с пунктом 28 настоящих Правил осуществляются получателем субсидии на основании сведений на соответствующую отчетную дату, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы.
В соответствии с пунктом 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 настоящего Федерального закона) о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Исходя из положений пункта 2.2 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе).
Абзацами 4, 5 письма Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.07.2020 N Д13и-22 первоисточником информации о численности сотрудников является отчетность по форме СЗВ-М, передаваемая заемщиком ежемесячно в Пенсионный фонд Российской Федерации в порядке и сроки, установленные постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 1 февраля 2016 г. N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
С учетом сроков предоставления указанной отчетности по состоянию на 1 июня 2020 г. в информационном сервисе ФНС России доступны сведения о численности работников по итогам апреля 2020 года, при этом сведения о численности работников по итогам мая 2020 года страхователи вправе предоставить в Пенсионный фонд Российской Федерации до 15 июня 2020 г.
Заявка Общества о предоставлении кредита направлена истцом в Банк 28.05.2020, кредитный договор заключен 08.06.2020, сведения о численности работников за май 2020 года были предоставлены истцом в Пенсионный Фонд РФ только 10.06.2020, то есть после заключения кредитного договора и согласно данным, размещенным в информационном сервис ФНС России, по состоянию за апрель 2020 года составляла 40 человек.
Сведений о недостоверности представленных налоговыми органами данных, в материалах дела не имеется.
В мае 2020 года численность работников истца согласно вышеуказанному информационному сервису составила 36 человек (90% от численности за апрель 2020 года), в июне 2020 года - 26 человек (65% численности за апрель 2020 года), в июле 2020 года - 30 человек (75% от численности за апрель 2020 года), в августе - 36 человек (90% от численности за апрель 2020 года), в сентябре - 38 человек (95% от численности за апрель 2020 года), в октябре - 41 человек ( 102% от численности за апрель 2020 года).
Таким образом, численность за июнь и июль 2020 года составила менее 80% от численности работников заемщика определенной при выдаче кредита, в связи с чем в соответствии с пунктом 11 Правил N 696 кредитный договор был переведен получателем субсидии на период погашения по кредитному договору. При этом следует отметить, что основанием для такого перевода в соответствии с вышеуказанным положением статьи является снижение численности работников менее 80% в том числе на конец одного отчетного месяца, в то время как в рассматриваемом случае условия в указанной части не соблюдались истцом два месяца к ряду.
В этой связи вопреки доводу апелляционной жалобы оснований для перехода в период наблюдения не имелось.
Кроме того, как указано в апелляционной жалобе, кредитный лимит для Общества определен исходя из 40 человек и составляет 4 352 244 руб. Между тем до получения кредита фактическая численность работников составляла 26 человек, в связи с чем сумма предоставляемых денежных средств составила 2 720 150 руб.
Указанный довод апелляционной инстанции отклонен коллегией судей, поскольку факт оформления кредита Обществом на сумму 2 720 150 руб. не находится в причинно-следственной связи с фактической численностью работников. Сумма 4 352 244 руб. является кредитным лимитом, то есть истец вправе независимо от количества работников осуществить оформление меньшей суммы, указав эту сумму в заявке.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу, что действия Банка по переводу договора на Период погашения правомерны; достаточных доказательств, подтверждающих неправомерные действия со стороны УФНС России по Кировской области и ФНС России в материалы дела также не представлено.
Таким образом, в ходе повторной оценки имеющихся доказательств с учетом доводов заявителя жалобы и установления всех юридически значимых обстоятельств, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 АПК РФ, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 05.05.2021 по делу N А28-155/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Евразия" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.А. Щелокаева |
Судьи |
И.В. Караваев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-155/2021
Истец: ООО "Евразия"
Ответчик: ПАО "Сбербанк России", ПАО "Сбербанк России" Кировское отделение N8612, Управление Федеральной налоговой службы по Кировской области, Федеральная налоговая служба Российской Федерации
Третье лицо: ГК развития "ВЭБ.РФ", ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировской области, Министерство экономического развития РФ, Представитель истца Чистов Александр Анатольевич