г. Москва |
|
07 сентября 2021 г. |
Дело N А40-90820/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 сентября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Михеевой З.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИП Абдрахманова Рустяма Рафиковича
на решение Арбитражного суда города Москвы от 15.07.2021 по делу N А40-90820/2021
по заявлению: индивидуального предпринимателя Абдрахманова Рустяма Рафиковича
к Департаменту экономической политики и развития города Москвы
о признании недействительным акта,
в присутствии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Макеева И.А. по доверенности от 16.04.2021; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда горда Москвы от 15.07.2021, принятым по настоящему делу, в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Абдрахманова Рустяма Рафиковича (заявитель, Предприниматель) к Департаменту экономической политики и развития города Москвы (заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 09.04.2021 N ДПР-3-4263/21-1, обязании восстановлении нарушенные права и охраняемые законом интересы, восстановлении пропущенного срока, отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым судом решением, Предприниматель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований и отмене акта; рассмотреть дело по существу по правилам первой инстанции.
В судебное заседание представитель заявителя не явился, в связи с чем, при отсутствии возражений представителя ответчика дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ, в его отсутствие.
Представитель Департамента в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы по доводам отзыва, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Обжалуемое решение суда проверено судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 - 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исходя из доводов, заявленных в апелляционной жалобе.
Как следует из фактических материалов дела, 10.02.2017 Департамент, выявив объекты обложения торговым сбором, в отношении которых в налоговый орган не представлены уведомления, составил Акт N 8486 о выявлении новых объектов обложения торговым сбором.
20.03.2021 предприниматель обратился с заявлением в Департамент с просьбой отозвать из ИФНС России N 16 по Москве сведения об осуществлении им деятельности с 01.04.2017 на объекте обложения торговым сбором по адресу: 129337, Москва, Ярославское шоссе, д. 19, стр. 1.
Сообщением от 09.04.2021 за N ДПР-3-4263/21-1 Департамент отказал в отмене акта от 10.02.2017 N 8486 в соответствии с пунктом 8.1 приложения к Постановлению правительства Москвы от 30.06.2015 N 401-ПП "О порядке сбора, обработки и передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором в городе Москве".
Полагая, что отказ департамента нарушает права и законные интересы заявителя, ИП Абдрахманов Р.Р. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением и ходатайством о восстановлении пропущенного срока для обжалования данного отказа в Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов налогообложения в городе Москве.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с учетом положений ст. ст. 4, 198, 200 АПК РФ, а также с учетом совместного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8, правомерно исходил из нижеследующего.
Согласно пункту 1 статьи 410 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) торговый сбор устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В городе федерального значения Москве сбор устанавливается настоящим Кодексом и законом субъекта Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законом субъекта Российской Федерации и обязателен к уплате на территории этого субъекта Российской Федерации.
Закон города Москвы от 17.12.2014 N 62 "О торговом сборе" (далее - Закон о торговом сборе), в соответствии с главой 33 НК РФ, устанавливает торговый сбор, ставки торгового сбора, льготы по торговому сбору и определяет орган, осуществляющий полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором на территории города Москвы.
Согласно пункту 1 статьи 418 Кодекса орган государственной власти города федерального значения Москвы осуществляет полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения сбором в пределах, установленных настоящей статьей.
Законом города федерального значения Москвы определяется орган, осуществляющий полномочия, указанные в пункте 1 настоящей статьи (п. 2 ст. 418 НК РФ).
Пунктом 3 статьи 418 НК РФ определено, что уполномоченный орган в соответствии с законодательством осуществляет контроль за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения сбором на территории города федерального значения Москвы.
Согласно статье 4 Закона о торговом сборе полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляются органом исполнительной власти города Москвы, выполняющим функции по разработке и реализации экономической и налоговой политики.
Пунктом 4.20 Положения о Департаменте экономической политики и развития города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 17.05.2011 N 210-1И1, определено, что Департамент осуществляет полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2015 N 401-ПП (в редакции, действующей на момент проведения сбора сведений об объектах обложения торговым сбором) утвержден Порядок сбора, обработки и передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором в городе Москве (далее также - Порядок).
В соответствии с положениями пункта 1.1 Порядка он устанавливает порядок сбора и обработки сведений об объектах обложения торговым сбором, порядок выявления объектов осуществления торговли, используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор и в отношении которых в налоговый орган не представлены уведомления или в отношении которых в уведомлениях указаны недостоверные сведения, а также порядок передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором.
Пунктом 1.2. Порядка также определено, что полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляет Департамент экономической политики и развития города Москвы (далее также - Уполномоченный орган).
Согласно пункту 2.1. Порядка (в редакции, действующей на момент составления Актов) под сбором сведений об объектах обложения торговым сбором понимается одно или несколько действий:
- Получение сведений об объектах осуществления торговли от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти города Москвы, государственных предприятий и учреждений.
В целях сбора Уполномоченным органом сведений об объектах осуществления торговли, в том числе, Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Центр налоговых доходов" (далее также - ГБУ "Центр налоговых доходов") осуществляет межведомственное взаимодействие, связанное с направлением информации об объектах осуществления торговли, размещенных на территории города Москвы, в Уполномоченный орган в соответствии с регламентом, утвержденным Уполномоченным органом (п. 2.1.1. Порядка);
- Получение сведений об объектах осуществления торговли у собственников и иных правообладателей объектов осуществления торговли (в том числе зданий, строений, сооружений и их частей, включая такие объекты, расположенные в жилых домах) (п. 2.1.2. Порядка).
- Получение сведений в результате использования информации, размещенной физическими и юридическими лицами в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также в средствах массовой информации (п. 2.1.3. Порядка).
Приказом Департамента от 03.12.2015 N 138-ПР утвержден Порядок выявления объектов обложения сбором, в отношении которых в налоговый орган не представлено уведомление или в отношении которых в уведомлении указаны недостоверные сведения (далее также - Порядок выявления объектов обложения сбором).
Пунктом 2.1.6. Порядка выявления объектов обложения сбором также установлено, что при сборе сведений об объектах обложения сбором может использоваться информация от ГБУ "Центр налоговых доходов".
Согласно пункту 3.1. Порядка по результатам обработки информации Департамент составляет список объектов осуществления торговли, предположительно используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор и в налоговый орган не представлены уведомления или в уведомлениях указаны недостоверные сведения (далее также - Список объектов).
Список объектов подлежит опубликованию на официальном сайте Уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в порядке, установленном ДЭПиР (п. 3.3. Порядка).
Пунктом 3.4 Порядка выявления объектов обложения сбором установлено, что Список объектов публикуется на официальном сайте Департамента не позднее трех рабочих дней с момента его утверждения.
Во исполнение вышеназванных положений ДЭПиР, получив от ГБУ "Центр налоговых доходов" информацию об объекте осуществления торговли, в котором ИП Абдрахманов P.P. осуществляет торговую деятельность (далее также - Объект), а именно Информационную карту от 11.11.2016 с приложением фотографий объекта, находящегося по адресу: г. Москва, Ярославское ш-се, д. 19, стр. 1 и включил его в Список объектов, опубликованый на официальном сайте Департамента (http://depr.mos.ru/) 12.01.2017
В соответствии с положениями пункта 4.1. Порядка юридическое лицо, являющееся правообладателем объекта, включенного в Список объектов, вправе в течение 20 дней со дня внесения такого объекта в Список объектов, опубликованный на официальном сайте Уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, подать в Уполномоченный орган обращение об исключении такого объекта из Списка объектов (далее также - Обращение).
В случае если в отношении соответствующего объекта не поступило Обращение в срок, указанный в настоящем пункте, Уполномоченный орган составляет соответствующий акт в порядке, установленном разделом 5 настоящего Порядка.
Заявитель не воспользовался указанным правом и не обратился в адрес Департамента в установленный двадцатидневный срок с заявлением об исключении Объекта из Списка объектов.
По истечении установленного пунктом 4.1. Порядка срока ДЭПиР был составлен Акт N 8486 от 10.02.2017 о выявлении нового объекта обложения торговым сбором.
Сопроводительным письмом от 16.02.2017 N ДПР-30-999/17, т.е. в установленные нормативными правовыми актами города Москвы сроки Ответчик направил указанный Акт по адресу Заявителя, указанному при государственной регистрации индивидуального.
Таким образом, несостоятельным является довод подателя апелляционной жалобы о том, что Заявитель несвоевременно узнал о составлении Акта N 8486.
Факт направления составленного Акта подтверждается Реестром почтовых отправлений N 28 от 28.02.2017, представленным Департаментом в материалы дела в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции.
Кроме того, судебная коллегия считает, что довод Заявителя о том, что Приказ Департамента от 03.12.2015 N 138-ПР, которым утвержден Порядок выявления объектов обложения сбором, противоречит главе 33 и ст. 44 НК РФ, поскольку возлагает на налогоплательщика обязанность, не предусмотренную Налоговым кодексом РФ, также является несостоятельным, так как данный приказ является действующим ненормативным правовым актом и в случае несогласия Заявителя с процедурой, установленной данным Порядком, он в праве обжаловать его в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 8.1. Порядка организация или индивидуальный предприниматель, указанный в составленном Уполномоченным органом акте о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, акте о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором, вправе подать в Уполномоченный орган жалобу об отмене соответствующего акта в срок не позднее 180 календарных дней со дня направления ему Уполномоченным органом информации.
Обращений в Межведомственную комиссию по рассмотрению вопросов налогообложения в городе Москве от заявителя не поступало.
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что Акт N 8486 составлен правомерно, с соблюдением всех процедур и сроков, установленных НК РФ и нормативными правовыми актами города Москвы.
Заявитель был проинформирован о составлении указанного Акта в установленном порядке, при этом он самостоятельно несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по указанному в ЕГРИП адресу места жительства, а также риск отсутствия по указанному адресу своего представителя.
Письмом от 09.04.2021 N ДПР-3-4263/21-1 Заявитель был проинформирован о пропуске законодательно установленного срока внесудебного обжалования Акта.
Восстановление пропущенного срока по подаче жалобы об отмене соответствующих актов действующим законодательством не предусмотрено, отмена актов относится к исключительной компетенции Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов налогообложения в города Москве.
Соответственно, Департамент экономической политики и развития города Москвы, выявив объект обложения торговым сбором, в отношении которого в налоговый орган не представлено уведомление, правомерно включил его в Список и составил Акт N 8486 от 10.02.2017.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции пришел к аналогичному выводу о том, что оспариваемый акт принят уполномоченным органом и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере осуществления предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15.07.2021 по делу N А40-90820/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-90820/2021
Истец: Абдрахманов Рустям Рафикович
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ