г. Москва |
|
08 сентября 2021 г. |
Дело N А41-10964/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 сентября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семушкиной В.Н.,
судей Виткаловой Е.Н., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Исаченковой А.А.,
при участии в заседании:
от ООО "Управляющая компания Дирекция эксплуатации зданий "Брусчатый": Кузьмин Д.Н., представитель по доверенности от 26.09.2020;
от ООО "Рузский региональный оператор": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ООО "Московский областной единый информационно-расчетный центр": представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Управляющая компания Дирекция эксплуатации зданий "Брусчатый" на решение Арбитражного суда Московской области от 22.04.2021 года по делу N А41-10964/21, принятое по исковому заявлению ООО "Управляющая компания Дирекция эксплуатации зданий "Брусчатый" к ООО "Рузский региональный оператор", третье лицо: ООО "Московский областной единый информационно-расчетный центр" о расторжении,,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Дирекция эксплуатации зданий "Брусчатый" обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Рузский региональный оператор" с требованием о расторжении договора, заключенного между ООО "УК ДЭЗ "Брусчатый" и ООО "Рузский региональный оператор" N РРО-2019-0000058 от 28 декабря 2018 года "На оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами" в связи с решением собственников помещений многоквартирного дома по адресу: Московская область, Красногорский р-н, г. Красногорск, ул. Народного Ополчения, дом 2Б о заключении с поставщиком коммунального ресурса по вывозу твердых коммунальных отходов прямых договоров.
К участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Общество с ограниченной ответственностью "Московский областной единый информационно-расчетный центр".
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.04.2021 года по делу N А41-10964/21 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.
Истец направил в судебное заседание своего представителя, который поддержал доводы апелляционной жалобы.
Ответчик и третье лицо своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, что ООО "УК ДЭЗ "Брусчатый" является управляющей организацией многоквартирного дома по адресу: Московская область, Красногорский р-н, г. Красногорск, ул. Народного Ополчения, дом 2Б на основании решения общего собрания собственников.
Сведения об управлении указанным домом внесены в реестр лицензий Государственной жилищной инспекции по Московской области.
Между истцом (потребитель) и ответчиком (региональный оператор) 15.10.2018 заключен Договор на оказание услуг по обращения с твердыми коммунальными отходами N РРО-2018-0000058 (далее - договор), по условиям которого региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы (далее - ТКО), в том числе крупногабаритные отходы (далее - КГО), в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора (п. 1.1 договора).
Договор распространяется на отношения, фактически существующие между сторонами с 01.01.2019 и действует в течение периода наделения ООО "Рузский региональный оператор" статусом регионального оператора (п. 9.2 договора).
Согласно п. 9.3 договора, договор может быть расторгнут до окончания срока его действия по соглашению сторон, а также в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством РФ.
Однако, 09.03.2020 собственниками помещений многоквартирного дома по адресу: Московская область, Красногорский р-н, г. Красногорск, ул. Народного Ополчения, дом 2Б принято решения о заключении прямых договоров содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором.
В адрес ООО "Рузский региональный оператор" 13.03.2020 было направлено уведомление о необходимости расторгнуть договор и перейти на прямые договоры непосредственно с собственниками помещений, а также направлен протокол общего собрания от 09.03.2020, на основании которого осуществляется указанный переход.
Факт направления уведомления повреждается материалами дела, в том числе ответом ООО "Рузский региональный оператор" по вопросу заключения прямых договоров с собственниками помещений многоквартирного, оформленного в виде письма от 22.04.2020 Исх. N 3094/20.
Отсутствие достигнутого соглашения о расторжении договора явилось основанием для обращения ООО "УК ДЭЗ "Брусчатый" в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с п. 1 ст. 310, п. 1 ст. 450.1 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами. Предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В силу п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков (ст. 782 ГК РФ).
В силу ч. 1 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (ч. 2 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (ч. 5 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Частью 4 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно п. 1 ст. 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Федеральным законом от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" введена в действие статья 157.2 "Предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами".
Пунктом 1 ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется (ч. 6 ст. 157.2 ЖК РФ).
В абзаце 2 пункта 2 Письма Минстроя России N 20073-АЧ/04 от 04.05.2018 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с принятием Федерального закона от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" указано на то, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о заключении прямого договора с ресурсоснабжающей организацией. В этом случае прямой договор считается заключенным с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ. Однако по решению ресурсоснабжающей организации указанный срок может быть перенесен, но не более чем на три календарных месяца. О таком решении ресурсоснабжающая организация уведомляет лицо, по инициативе которого было созвано данное собрание, не позднее пяти рабочих дней со дня получения копий решения и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 46 ЖК РФ (пункт 1 части 7 статьи 157.2 ЖК РФ).
В абзаце 3 пункта 2 Письма Минстроя России N 20073-АЧ/04 от 04.05.2018 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с принятием Федерального закона от 03.04.2018. N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" разъяснено, что согласно части 8 статьи 162 ЖК РФ изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Частью 1 статьи 450 ГК РФ предусмотрено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором. По смыслу приведенных законоположений, рассматриваемых в системной взаимосвязи, пункт 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ предусматривает дополнительное основание для изменения договора управления многоквартирным домом. В этой связи принятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ, влечет изменение договора управления многоквартирным домом в силу закона.
ООО "Рузский региональный оператор" является региональным оператором на территории Московской области в Рузской зоне, то есть лицом, уполномоченным на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО, в том числе выставление счета на оплату за оказанные услуги за обращение с ТКО на указанной территории.
09.03.2020 на общем собрании собственников помещений МКД принято решения о переходе на прямые договоры содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, о чем истцом направлены ответчику сообщения (копия протокола общего собрания собственников помещений, требование о расторжении договора).
Принятое собственниками МКД решение в установленном порядке не отменено, не изменено, недействительным не признано.
В апелляционной жалобе истец просит изменить мотивировочную часть обжалуемого решения суда и указать на расторжение договора с 13.03.2021.
По указанному доводу апелляционный суд отмечает следующее.
Истец указывает на получение ответчиком 12.03.2020 указанного уведомления с приложением протокола от 09.03.2020.
Однако, надлежащих доказательств получения ответчиком 12.03.2020 уведомления о переходе на прямые договоры в материалы дела не представлено.
Письмом от 22.04.2020 исх. N 3094/20 ООО "Рузский региональный оператор" сообщил истцу о необходимости представления заверенной копии протокола с отметкой ГЖИ "о принятии протоколов общего собрания о переходе на прямые договоры", после чего ООО "Рузский региональный оператор" воспользуется своим правом и примет к расчетам жилые помещения через три месяца.
Истец 29.04.2020 вручил ответчику письмо от 29.04.2020 исх. N 027 с приложением протокола общего собрания собственников помещений МКД от 09.03.2020 и диск со всеми приложениями необходимыми для заключения прямых договоров (л.д. 27).
Письмом от 30.04.2020 Исх. N 3480/20 ответчик сообщил истцу об отсутствии отметки ГЖИ "о принятии протоколов общего собрания о переходе на прямые договоры", о необходимости представления заверенной копии протокола с отметкой ГЖИ, после чего ООО "Рузский региональный оператор" воспользуется своим правом и примет к расчетам жилые помещения через три месяца.
Государственной жилищной инспекцией Московской области протокол общего собрании собственников помещений МКД от 09.03.2020 поступил 25.03.2020, зарегистрирован под номером N 08Вх/04-5965.
В силу пункту 148 (1) Постановления Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, приступающему к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в случаях, предусмотренных подпунктами "д" и "е" пункта 148 (11) настоящих Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в указанных случаях. Такие сведения должны включать в себя: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо; адреса жилых помещений в многоквартирном доме, собственникам или пользователям которых предоставляется коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с настоящими Правилами; сведения о применении в отношении собственника или пользователя жилых помещений в многоквартирном доме мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации; сведения о случаях, периодах и основаниях перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю, копии документов, подтверждающих право потребителя на перерасчет размера платы в соответствии с настоящими Правилами, за предыдущие 12 месяцев; реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в многоквартирном доме и (или) их копии (при их наличии).
В случае непредоставления указанных сведений и (или) предоставления управляющей организацией, товариществом или кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом, недостоверных сведений, убытки регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, понесенные в связи с уплатой региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами штрафа за необоснованное увеличение размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предусмотренного пунктом 155 (1) настоящих Правил, рассчитанного при отсутствии указанных сведений или на основании недостоверных сведений, подлежат возмещению управляющей организацией, товариществом или кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом и не предоставившими сведения и (или) предоставившими недостоверные сведения.
Предоставление указанных сведений осуществляется одновременно на бумажном носителе за подписью единоличного исполнительного органа управляющей организации, товарищества или кооператива и на электронном носителе.
Предоставление указанных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в силу пункта 5 части 1 статьи 6 Федерального закона "О персональных данных".
При данных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в соответствии со ст. 157.2 ЖК РФ с 22.04.2020 (письмо ООО "Рузский региональный оператор" о необходимости представления заверенной копии протокола с отметкой ГЖИ) фактическими заказчиками и пользователями услуг, оказываемых ООО "Рузский региональный оператор" являются собственники помещений МКД.
Таким образом, с учетом принятия собственниками МКД решений о переходе на прямые договоры, истец утратил полномочия для заключения с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО и не мог нести обязанности потребителя услуг.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 22.04.2021 по делу N А41-10964/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-10964/2021
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ДИРЕКЦИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЗДАНИЙ "БРУСЧАТЫЙ"
Ответчик: ООО "РУЗСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР"
Третье лицо: МОСОБЛЕИРЦ