г. Москва |
|
08 сентября 2021 г. |
Дело N А40-33090/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 сентября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В. Бекетовой,
судей: |
В.А. Свиридова, С.Л. Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А.Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 08.06.2021 по делу N А40-33090/21
по заявлению АО "Мослифт" (ОГРН 1147746872701)
к Управлению Росреестра по Москве (ОГРН 1097746680822)
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Виноградов Н.С. по дов. от 28.12.2020; |
от заинтересованного лица: |
Соков И.А. по дов. от 30.08.2021; |
УСТАНОВИЛ:
АО "Мослифт" (далее также - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными решения Управления Росреестра по Москве (далее также - Управление) N 77/009/275/2020-1524, 1525 от 01.09.2020 об отказе в государственной регистрации права собственности на нежилое здание с кадастровым номером 77:05:0005010:8991, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Кошкина, влад.10, копр.2, и земельного участка с кадастровым номером 77:05:0005010:88, расположенного по адресу: г. Москва, ул.Кошкина, вл.10, корп.2.
Решением суда от 08.06.2021 заявление общества удовлетворения.
С таким решением суда не согласилось Управление и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В отзыве на апелляционную жалобу общество с доводами апелляционной жалобы не согласилось, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления поддержал доводы жалобы, представитель общества поддержал обжалуемое решение суда.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный частью 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Апелляционный суд, выслушав представителей сторон, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела,
20.03.2020 АО "Мослифт" направило в адрес Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве заявления о государственной регистрации прав собственности на нежилое здание с кадастровым номером 77:05:0005010:8991, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Кошкина, влад.10, копр.2 и земельный участок с кадастровым номером 77:05:0005010:88, расположенного по адресу: г. Москва, ул.Кошкина, вл.10, корп.2, переданные обществу при приватизации по передаточному акту от 01.08.2014 в соответствии с Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы N 11632 от 02.12.2013 г.
Уведомлениями N 77/009/275/2020-1524, 1525 от 01.09.2020, полученными АО "Мослифт" 18.11.2020, отказано в осуществлении действий по государственной регистрации права собственности в отношении указанногонежилого здания земельного участка.
Основанием для отказа по зданию, по мнению Управления, послужило то обстоятельство, что согласно сведениям ЕГРН, в реестре прав на недвижимость содержатся сведения о зарегистрированном праве в отношении нежилого 2-этажного здания, общей площадью 1573,70 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Кошкина, вл.10, корп.2 с кадастровым номером 77:05:0005010:8991. Сведения о данном объекте недвижимости были внесены Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве 16.02.2017 г. в кадастр недвижимости в составе информационного ресурса в электронном виде.
При этом, как указывает Ответчик, в кадастре недвижимости содержатся актуальные сведения о следующем объекте недвижимости:
нежилое 2-этажное здание, общей площадью 1669,3 кв.м, кадастровый номер 77:05:0005010:8991, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Кошкина, вл.10, корп.2.
Сведения о данном объекте недвижимости были внесены 30.09.2011 в кадастр недвижимости на основании сведений ГУП МосгорБТИ.
Между тем, заявитель уже обращался 27.02.2018 г. в адрес Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве с заявлением о государственной регистрации прав собственности на данный объект недвижимости (на том момент он имел кадастровый номер 77:05:0005010:1075), расположенный по адресу: г. Москва, ул. Кошкина, влад.10, копр.2 и земельный участок с кадастровым номером 77:05:0005010:88, расположенного по адресу: г. Москва, ул.Кошкина, вл.10, корп.2 переданные Обществу при приватизации по передаточному акту от 01.08.2014 г. И тогда Ответчик утверждал, что у него нет сведений о площади объекта недвижимости в размере 1669,3 кв.м.
Уведомлением N 77/009/243/2018-738, 740 от 07.12.2018 г. АО "Мослифт" было отказано в осуществлении действий по государственной регистрации права собственности в отношении нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0005010:1075, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Кошкина, влад.10, копр.2 и земельного участка с кадастровым номером 77:05:0005010:88, расположенного по адресу: г. Москва, ул.Кошкина, вл.10, корп.2.
Основанием для отказа по зданию, по мнению Управления, послужило то обстоятельство, что в ЕГРН отсутствуют записи о государственной регистрации каких-либо прав г. Москвы, а равно МГУП "Мослифт" в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:05:0005010:1075.
По сведениям ЕГРН право собственности г. Москвы и право хозяйственного ведения МГУП "Мослифт" зарегистрированы в отношении иного объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:05:0005010:8991 площадью 1573,7 кв.м.
Между тем, согласно Выписке из ЕГРП от 12.11.2020 N 99/2020/359800100 на объект недвижимости с кадастровым номером 77:05:0005010:8991, сведения о площади "1669.3 кв. м" данного объекта имеют статус "Актуальные незасвидетельствованные".
Значение площади объекта недвижимости с кадастровым номером 77:05:0005010:8991, содержащееся в реестре прав на недвижимость, составляет 1573.7 кв.м.
В кадастре недвижимости была обнаружена и исправлена техническая ошибка в части наличия ошибочно внесенных сведений. ОКС с кадастровым номером 77:05:0005010:8991 был отдан приоритет перед ОКС с кадастровым номером 77:05:0005010:1075.
ОКС с кадастровым номером 77:05:0005010:1075 был присвоен статус "Архивный".
То есть по причине технической ошибки, совершенной Ответчиком, вследствие которой одному и тому объекту недвижимости было присвоено два кадастровых номера, в Передаточном акте от 01.08.2014 г. (пункт 1.1.15.) Департамента городского имущества города Москвы по зданию, расположенному по адресу: г. Москва, ул.Кошкина, вл.10, корп.2 был указан, ныне исключенный, кадастровый номер 77:05:0005010:1075.
При этом все остальные квалифицирующие сведения: запись регистрации в ЕГРП от 24.04.2009 г. за N 77-77-05/039/2009-832, свидетельство о государственной регистрации права от 10.02.2010 г. серия 77АМ N 047327, условный номер 77-77-05/046/2007-678, год ввода в эксплуатацию 1989, полностью совпадают с указанным объектом.
Основанием для отказа в регистрации по земельному участку с кадастровым номером 77:05:0005010:88, расположенного по адресу: г. Москва, ул.Кошкина, вл.10, корп.2. послужило утверждение Росреестра, что в границах данного земельного участка расположены помимо здания с кадастровым номером 77:05:0005010:8991, еще и здания с кадастровым номером 77:05:0005010:1075 и кадастровым номером 77:05:0005010:1046.
Таким образом, данный земельный участок не может быть передан в исключительную собственность АО "Мослифт" в связи с наличием на нем зданий, в отношении которых отсутствуют права АО "Мослифт" в силу положения п.5 ст.1 ЗК РФ.
Как указывает заявитель, Управление признало допущенную им техническую ошибку и исключило кадастровый номер 77:05:0005010:1075 из реестра.
Кадастровый номер 77:05:0005010:1046 в 2018 году также был признан технической ошибкой, и информация о его местонахождении на земельном участке с кадастровым номером 77:05:0005010:88, с 2019 года отсутствует.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
В силу п. 3 ст. 1 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее-Закон о недвижимости), государственная регистрация прав на недвижимое имущество -юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно п.1 ч.4 ст. 18 Закона о недвижимости, к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, необходимые для осуществления государственной регистрации.
В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона о регистрации "Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав)".
В соответствии с пп. 3) п. 1 ст. 29 Закона о регистрации "Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с п.1 ст. 14 Закона о регистрации "Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке".
В соответствии с п.4 ст. 18 Закона о регистрации "К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами".
В соответствии с п.5 ст. 18 Закона о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии с п.1 ст. 21 Закона о регистрации "Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости".
Так на основании Распоряжения Департамента городского имущества города Москвы N 11632 от 02.12.2013 г. было приватизировано Московское государственное унитарное предприятие "Мослифт" (МГУП "Мослифт") путем преобразования в Открытое акционерное общество "Мослифт" (ОАО "Мослифт".
01.08.2014 года, согласно свидетельства о государственной регистрации юридического лица серия 77 N 017396418, МГУП "Мослифт" было реорганизовано в форме преобразования и зарегистрировано ОАО "Мослифт" (ОГРН 1147746872701, ИНН 7714941510, КПП 771401001).
Единственным акционером ОАО "Мослифт" является город Москва. Права единственного акционера ОАО "Мослифт" от имени города Москвы осуществляет Департамент городского имущества города Москвы.
ОАО "Мослифт" является правопреемником прав и обязанностей МГУП "Мослифт" с 01.08.2014 г.
Согласно п.3 Распоряжения Департамента N 11632 от 02.12.2013 г. был утвержден уставной капитал ОАО "Мослифт" в размере 1 732 771 500 рублей, состоящий из обыкновенных именных бездокументарных акций в количестве 17 327 715 штук номинальной стоимостью 100 рублей каждая.
В качестве оплаты размещенных акций, согласно Приложения N 1 к Распоряжению Департамента городского имущества города Москвы N 11632 от 02.12.2013 г., в уставной капитал ОАО "Мослифт" было передано приватизированное имущество в соответствии с Передаточным актом от 01.08.2014 г.
На регистрируемом земельном участке расположено только одно здание, и оно перешло в собственность АО "Мослифт" при приватизации.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ иное Управлением не доказано.
В соответствии со ст. 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В здании с кадастровым номером 77:05:0005010:8991, расположенным на земельном участке с кадастровым номером 77:05:0005010:88 отсутствует право частной собственности граждан и других юридических лиц, кроме АО "Мослифт". Сведений подтверждающих обратное Управление Росреестра не предоставило.
При этом, применение ст.39.20 Земельного кодекса РФ допускается, если иное не установлено другим федеральным законом.
Так в силу ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Согласно ст. 13 ФЗ от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества является преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество.
Особенности создания акционерных обществ, при приватизации государственных предприятий, определяются федеральным законом и иными правовыми актами Российской Федерации о приватизации государственных предприятий. Особенности правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации государственных предприятий, более 25% акций которых закреплено в государственной собственности определяются федеральным законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий (п. 5 ст. 1 ФЗ "Об акционерных обществах").
В соответствии со ст.25 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", внесение государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в уставные капиталы акционерных обществ осуществляется при учреждении акционерных обществ.
В силу п. 1 ст. 37 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" открытое акционерное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, становится правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом, составленным в порядке, предусмотренном ст. 11 настоящего Федерального закона, со всеми изменениями в составе и стоимости имущественного комплекса унитарного предприятия, произошедшими после принятия решения об условиях приватизации имущественного комплекса этого унитарного предприятия.
В соответствии статьи 11 ФЗ-37, состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте. Передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке унитарному предприятию, и о правах на них.
В силу ст.34 Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", акции общества, распределенные при его учреждении, должны быть полностью оплачены в течение года с момента государственной регистрации общества.
Согласно ст.2 Федерального закона N 208-ФЗ, Акционерное общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе.
На основании ст. 213 ГК РФ коммерческие организации, к которым относятся акционерные общества, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.
Как разъяснил в пункте 12 постановления от 25.02.1998 N 8 Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента государственной регистрации становится собственником государственного (муниципального) имущества, включенного в уставный капитал акционерного общества в соответствии с планом приватизации.
Постановлением Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", абзац 5 пункта 11, акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в ЕГРЮЛ становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования общества подлежат удовлетворению ввиду наличия оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм материального права, не опровергают правильные выводы суда.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08.06.2021 по делу N А40-33090/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-33090/2021
Истец: АО "МОСЛИФТ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ