г. Москва |
|
09 сентября 2021 г. |
Дело N А40-66895/21 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда
В.Р. Валиев (единолично)
рассмотрев апелляционную жалобу
ОАО "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09 июня 2021 года
по делу N А40-66895/21, принятое судьей Лежневой О.Ю.
в порядке упрощенного производства
по исковому заявлению ПАО "Первая Грузовая Компания"
к ОАО "Российские железные дороги"
о взыскании
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ
ПАО "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ" (ОГРН: 1137746982856, Дата присвоения ОГРН: 22.10.2013, ИНН: 7725806898) (далее - Истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (ОГРН: 1037739877295, Дата присвоения ОГРН: 23.09.2003, ИНН: 7708503727) (далее - Ответчик) о взыскании денежных средств в размере 175 623,30 руб., а также госпошлины в размере 6 269 руб.
Решением суда от 09 июня 2021 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
При этом суд исходил из доказанности юридического состава для взыскания убытков.
Довод о применении специального годичного срока исковой давности суд отклонил, посчитав подлежащим применению общий трехлетний срок исковой давности.
С решением не согласился ответчик, подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшееся по делу решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске.
Истец просит решение суда оставить в силе, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Исследовав письменные доказательства, имеющиеся в деле, суд апелляционной инстанции находит решение суда от 09 июня 2021 года подлежащим отмене.
Как усматривается из материалов судебного дела, ответчиком приняты к перевозке под погрузку порожние грузовые вагоны собственности ПАО "ПГК" N N 56895873, 52360542, 53140521, 55137590, 56700453, 56037146, 54168042, 52021656, 55146831, 56289135, 59465997, 56227242., 55436281, 52323342, 56467384, 55254338, 54134606, 53772042, 61725248, 54163100, 62455647, 56161797, 52251220, 54136304, 63676118, 52282084, 62450531, 52296720,53446597, 52359049, 56859432. 57437667, 53049813, 52005865, 56184708, 56176795, 53447587, 59768069, 53046470, 58599168, 56711138, 56707284, что подтверждается транспортными накладными ЭТ353120, ЭС650688, ЭС743721, ЭТ332563, ЭТ404406, ЭТ404295, ЭТ404646, ЭТ373423, ЭТ435357, ЭТ433619, ЭТ438829, ЭТ436580, ЭТ332671, ЭЧ780075, ЭТ272409, ЭТ434488, ЭТ439664, ЭТ329536, ЭТ432185, ЭТ481797, ЭТ465738, ЭТ287726, ЭТ356522, ЭТ481172, ЭТ472856, ЭТ481043, ЭТ469598, ЭТ472981.
По прибытии вагонов на станцию назначения Костомукша, спорные вагоны были отцеплены Ответчиком от поезда по причине технической неисправности, о чем Ответчик уведомил грузополучателя (грузоотправителя) и истца.
Истец обратился в ВЧДЭ-27 с просьбой направить представителя для осмотра вагонов, что подтверждается соответствующим письмами N П-ИД/Ф СПб/ФВ-07/10-19 от 25.10.2019 г. (входящий номер 600 от 25.10.2019 г.), N П-ИД/Ф СГ16/ФВ-06/10-19 от 24.10.2019 г. (входящий номер 597 от 24.10.2019 г.).
В результате осмотра вагонов было установлено, что вагоны имеют повреждения верхнего/вертикального листа поперечной балки рамы вагона, повреждение пола вагона, отсутствие крышки технологического люка, повреждение крышки технологического люка, что подтверждается актом осмотра и фотографиями вагонов/повреждений.
Факт технической неисправности каждого вагона подтверждается уведомлением, которое ответчик направлял грузополучателю (грузоотправителю) и истцу.
При этом, вагоны принимались истцом на станции отправления к перевозке по накладным в технически исправном состоянии, а прибыли на станцию назначения - неисправными и не были поданы на подъездные пути грузополучателю.
В соответствии с п.1 ст. 20 и п.1 ст. 105 Устава железнодорожного транспорта РФ, Перевозчик обязан подавать под погрузку исправные, внутри и снаружи очищенные от остатков ранее перевозимых грузов вагоны. При повреждении или утрате перевозчиком принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим или физическим лицам вагонов или их узлов и деталей, перевозчик такие вагоны обязан отремонтировать или возместить владельцу вагонов, контейнеров стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, или их узлов и деталей.
Для устранения повреждений вагоны были направлены истцом по ж.д. накладным ЭТ535875, ЭТ531490, ЭТ531613, ЭТ552644, ЭТ553839, ЭТ561320, ЭШ199731, ЭТ624296, ЭТ624928, ЭТ632011 в текущий ремонт.
После ремонта вагоны возвращены на станцию первоначальной погрузки (повторно под погрузку), что подтверждается ж.д. накладными ЭТ574443, ЭТ603338, ЭТ645358, ЭТ635481, ЭТ657782, ЭТ657331, ЭТ657578.
Затраты на перевозку вагонов в ремонт/из ремонта составили 3 060 руб.
Стоимость устранения неисправностей поврежденных вагонов составила 172 563,30 руб., что подтверждается актом о выполненных работах N 10/3/11 от 31.10.2019, платежным поручением N 37659 от 09.10.2019.
Общий размер убытков истца, связанный с устранением повреждения вагонов составил 175 623,30 руб.
Установив данные фактические обстоятельства, суд первой инстанции признал исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, так как на отношения сторон распространяется общий трехлетний срок исковой давности (ст.ст. 15, 393, 196 ГК РФ).
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
По всем заявленным в иске железнодорожным накладным истец является грузоотправителем, повреждения всех спорных вагонов выявлены 24 октября 2019 года, до окончания дат перевозок и раскредитации вагонов, указанных в железнодорожных накладных.
То есть, в период времени, когда истец являлся участником перевозочного процесса, в связи с чем к отношениям сторон подлежит применению специальный годичный срок исковой давности (ст.125 УЖТ РФ, ст.797 ГК РФ), который истек 30 ноября 2020 года (акт выполненных работ от 31.10.2019 г. N 10/3/11 + 1 год + 30 дней на претензионный порядок).
Настоящий иск предъявлен только 31 марта 2021 года, по истечении срока исковой давности, о чем ответчик заявил в суде первой инстанции.
Соответственно, в иске следует отказать.
Госпошлина, излишне уплаченная истцом при обращении с иском, подлежит возврату истцу из бюджета в сумме 900 руб. (ст. 333.40 НК РФ).
Расходы ответчика по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на истца в сумме 3 000 руб. (ст.110 АПК РФ)
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, ч. 2 ст. 269, п.4 ч.1 ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 09 июня 2021 года по делу N А40-66895/21 отменить. В иске отказать.
Взыскать с ПАО "Первая Грузовая Компания" в пользу ОАО "Российские железные дороги" 3 000 руб. - в возмещение расходов по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Возвратить ПАО "Первая Грузовая Компания" 900 руб. - госпошлины излишне уплаченной по платежному поручению N 49800 от 23.09.2020 из федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-66895/2021
Истец: ПАО "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"