г. Москва |
|
09 сентября 2021 г. |
Дело N А40-52533/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Р. Валиева,
судей О.Н. Лаптевой, Е.А. Птанской
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.О. Портновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ПАО "РОССЕТИ МОСКОВСКИЙ РЕГИОН" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28 июня 2021 года по делу N А40-52533/21, принятое судьей Куклиной С.М., по иску ООО "БМ КАПИТАЛ"
к ПАО "РОССЕТИ МОСКОВСКИЙ РЕГИОН" о возложении обязанности,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Рыбенцов А.А. по доверенности от 10.03.2021
от ответчика: Богадеев А.В. по доверенности от 18.12.2020
УСТАНОВИЛ:
ООО "БМ КАПИТАЛ" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ПУБЛИЧНОМУ АО "РОССЕТИ МОСКОВСКИЙ РЕГИОН" о признании незаконными бездействия Филиала ПАО "Россети Московский регион" - Московские высоковольтные сети по согласованию работ по подключению объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: город Москва, ул. Говорова, вл. 66, корп. 5 (кадастровый номер 77:07:0008001:5009) к инженерным коммуникациям, а именно: проведение работ в соответствии с проектом "Наружные сети дождевой канализации"; проведение работ в соответствии с проектом "Наружные инженерные сети водоснабжения"; проведение работ в соответствии с проектом "Наружные инженерные сети водоотведения", а также ряд внутренних отделочных работ (частичная замена электрических кабелей, замена поврежденных оконных рам и внутренние отделочные работы (покраска стен, покраска потолков, работы по устройству пола в некоторых помещениях), обязании Филиал ПАО "Россети Московский регион" - Московские высоковольтные сети согласовать работы по подключению объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: город Москва, ул. Говорова, вл. 66, корп. 5 (кадастровый номер 77:07:0008001:5009) к инженерным коммуникациям, а именно: проведение работ в соответствии с проектом Наружные сети дождевой канализации"; проведение работ в соответствии с проектом "Наружные инженерные сети водоснабжения"; проведение работ в соответствии с проектом "Наружные инженерные сети водоотведения", а также ряд внутренних отделочных работ (частичная замена электрических кабелей, замена поврежденных оконных рам и внутренние отделочные работы (покраска стен, покраска потолков, работы по устройству пола в некоторых помещениях).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 28 июня 2021 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявитель доводы апелляционной жалобы поддержал, считает, что решение суда первой инстанции необоснованно.
Истец возражал против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным, представил отзыв.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Согласно пункту 6 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки; порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее - Правила N 160), согласно пункту 2 которых в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.
В пункте 5 Правил N 160 определено, что охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон согласно Приложению, в том числе вдоль подземных кабельных линий электропередачи.
Установленные Правилами N 106 ограничения в использовании земельного участка в границах охранной зоны объекта не исключают возможность использования такого участка его владельцем.
В охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров (пункта 8 Правил N 160).
В пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещается строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений (подпункта "а" пункта 10 Правил N 160).
Пунктом 11 Правил N 160 предусмотрен запрет без письменного решения о согласовании сетевых организаций осуществлять ряд действий в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением до 1000 вольт.
Процедура получения согласия сетевой организации осуществления действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 Правил N 160 установлена в пункте 12 данных Правил, предполагает письменное обращение с заявлением к сетевой организации, рассмотрение заявления сетевой организацией и принятие решения о согласовании (отказе в согласовании) осуществления соответствующих действий.
Отказ в согласовании действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 Правил N 160, допускается, если осуществление соответствующих действий нарушает требования, установленные нормативными правовыми актами, и может повлечь нарушение функционирования соответствующих объектов электросетевого хозяйства. Отказ должен быть мотивированным и содержать ссылки на положения нормативных правовых актов, которые будут нарушены вследствие производства заявителем соответствующих работ (осуществления соответствующих действий).
При получении письменного решения о согласовании строительства, капитального ремонта и реконструкции зданий и сооружений одновременно с указанным заявлением сетевой организации направляется проектная документация, разработанная применительно к соответствующим объектам.
Как следует из материалов дела, ООО "БМ Капитал" (Заявитель) на основании договора купли-продажи от 10.12.2010 года, является собственником объекта незавершенного строительства площадью 394,1 кв.м. (готовность: 97%), расположенного по адресу: город Москва, ул. Говорова, вл. 66, корп. 5 (кадастровый номер 77:07:0008001:5009), 2008 года постройки (далее по тесту Здание), запись в Едином государственном реестре недвижимости от 05.09.2014 года.
Здание полностью построено в 2007 году, его готовность составляет 97%, в том числе были выполнены все внутренние отделочные работы здания, за исключением работ по подключению к инженерным сетям, которые обязательны для ввода любого объекта в эксплуатацию. Данные работы и составляют 3% незавершенности.
Здание располагается на земельном участке площадью 917 кв.м. кадастровый номер 77:07:008001:11302, разрешенное использование: земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.
С целью завершения строительства и ввода объекта в эксплуатацию, заявителем был заключен Договор аренды земельного участка для целей капитального строительства с Департаментом городского имущества города Москвы N И-07-001527 от 17.10.2017 г., земельный участок предоставлен для целей завершения строительства объекта со следующими технико-экономическими показателями: основные виды разрешенного использования земельного участка: деловое управление, соблюдение градостроительных и строительных норм и правил.
16.09.2020 года Заявителем было получено Разрешение на строительство N 77-162000-019127-2020 наименование объекта: Реконструкция объекта незавершенного строительства "Административно-офисное здание" по адресу: г. Москва, ул. Говорова, вл. 66, корп.5.
В соответствии с ГПЗУ N RU77162000-036293 часть земельного участка расположена в границах охранной зоны на ЛЭП 110 Очаково-Немчиновка 1 и 2, площадь земельного участка покрываемая зоной с особыми условиями использования территории составляет 250 кв.м., также земельный участок полностью попадает в границы охранной зоны ЛЭП 110 Сетунь-Н.Кунцево 1 и 2.
Учитывая изложенное и с целью завершения производства работ 27.11.2020 года в соответствии с пунктом 10 и 11 Постановления Правительства РФ N 160 от 24.02.2009 года "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" Заявитель письменно обратился в Филиал ПАО "Россети Московский регион" - Московские высоковольтные сети, с просьбой согласовать работы по подключению здания к инженерным коммуникациям, а именно:
проведение работ в соответствии с проектом "Наружные сети дождевой канализации";
проведение работ в соответствии с проектом "Наружные инженерные сети водоснабжения";
проведение работ в соответствии с проектом "Наружные инженерные сети водоотведения, а также ряд внутренних отделочных работ, а именно: частичная замена электрических кабелей, замена поврежденных оконных рам и внутренние отделочные работы (покраска стен, покраска потолков, работы по устройству пола в некоторых помещениях).
В соответствии с пунктом 10 Постановления Правительства РФ N 160 от 24.02.2009 года "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются:
строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений;
горные, взрывные, мелиоративные работы, в том числе связанные с временным затоплением земель;
посадка и вырубка деревьев и кустарников;
дноуглубительные, землечерпальные и погрузочно-разгрузочные работы, добыча рыбы, других водных животных и растений придонными орудиями лова, устройство водопоев, колка и заготовка льда (в охранных зонах подводных кабельных линий электропередачи);
проход судов, у которых расстояние по вертикали от верхнего крайнего габарита с грузом или без груза до нижней точки провеса проводов переходов воздушных линий электропередачи через водоемы менее минимально допустимого расстояния, в том числе с учетом максимального уровня подъема воды при паводке;
проезд машин и механизмов, имеющих общую высоту с грузом или без груза от поверхности дороги более 4,5 метра (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);
земляные работы на глубине более 0,3 метра (на вспахиваемых землях на глубине более 0,45 метра), а также планировка грунта (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи);
полив сельскохозяйственных культур в случае, если высота струи воды может составить свыше 3 метров (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);
полевые сельскохозяйственные работы с применением сельскохозяйственных машин и оборудования высотой более 4 метров (в охранных зонах воздушных линий электропередачи) или полевые сельскохозяйственные работы, связанные с вспашкой земли (в охранных зонах кабельных линий электропередачи).
В соответствии с пунктом 11 Постановления Правительства РФ N 160 от 24.02.2009 года "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением до 1000 вольт, помимо действий, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил, без письменного решения о согласовании сетевых организаций запрещается:
размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов садовые, огородные земельные участки и иные объекты недвижимости, расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, объекты жилищного строительства, в том числе индивидуального (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);
складировать или размещать хранилища любых, в том числе горюче-смазочных, материалов;
устраивать причалы для стоянки судов, барж и плавучих кранов, бросать якоря с судов и осуществлять их проход с отданными якорями, цепями, лотами, волокушами и тралами (в охранных зонах подводных кабельных линий электропередачи).
Все вышеуказанные работы необходимы исключительно для подключения здания к инженерным сетям и последующего ввода объекта в эксплуатацию.
При этом Заявитель неоднократно обращал внимание Ответчика, что земельный участок с кадастровым номером 77:07:008001:11302 и здание, размещенное на нем, находится в удалении от проходящей ЛЭП, ЛЭП не пересекает земельный участок, не проходит над зданием, то есть ни само здание, ни рабочие, не смогут создавать препятствия в обслуживании и эксплуатации ЛЭП, здание не мешает проезду любой техники, которая будет необходима для обслуживания и технического осмотра ЛЭП.
18.12.2020 года Истец направил Ответчику повторное письмо с просьбой согласовать проведение работ, так как ответ в установленный законном срок так и не последовал.
Ответчик письмом от 22.12.2020 года сообщил, что здание размещено в охранной зоне и для ввода здания в эксплуатацию необходимо произвести вынос КВЛ-110 кВ за пределы охранной зоны.
В соответствии с пунктом 12 Постановления Правительства РФ N 160 от 24.02.2009 года "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" для получения письменного решения о согласовании осуществления действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил, заинтересованные лица обращаются с письменным заявлением к сетевой организации (ее филиалу, представительству или структурному подразделению), ответственной за эксплуатацию соответствующих объектов электросетевого хозяйства, не позднее чем за 15 рабочих дней до осуществления необходимых действий.
Сетевая организация в течение 2 дней с даты поступления заявления рассматривает его и принимает решение о согласовании (отказе в согласовании) осуществления соответствующих действий.
Письменное решение о согласовании (отказе в согласовании) осуществления действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил, вручается заявителю, либо направляется ему почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Заявитель также информируется сетевой организацией о принятом решении с использованием факсимильных или электронных средств связи в случае, если в заявлении указано на необходимость такого информирования.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению по следующим основаниям.
Довод Ответчика о том, что судом неверно истолкованы пункты 9-12 Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 N 160, поскольку выдача разрешений не входит в компетенцию электросетевой организации, является ошибочным, поскольку в соответствии с подпунктом "а" пункта 10 Постановления Правительства РФ N 160 от 24.02.2009 года "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.
Истцом в материалы дела было представлено Разрешение на строительство N 77-162000-019127-2020 от 16.09.2020 года, наименование объекта: Реконструкция объекта незавершенного строительства "Административно-офисное здание" по адресу: г. Москва, ул. Говорова, вл. 66, корп.5. Указанное разрешение было получено Истцом, исключительно с целью завершения работ и ввода объекта недвижимости в эксплуатацию, а именно: работ по подключению объекта незавершенного строительства к инженерным коммуникациям (наружные сети дождевой канализации, наружные инженерные сети водоснабжения, наружные инженерные сети водоотведения), а также проведение внутренних отделочных работ.
Таким образом, именно в обязанности Ответчика (сетевой организации) входит согласование работ выполняемых при реконструкции объекта незавершенного строительства, принадлежащего Истцу.
Довод о том, что Истцом не представлено заключение и экспертиза с выводами о том, что нахождение здания в охранной зоне, как и само здание не угрожает жизни и здоровью граждан и не нарушает безопасную работу объекта электросетевого хозяйства, не обоснован и не соответствует нормам права, поскольку, истцом в материалы дела было представлено экспертное заключение ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" от 25.01.2021 года, согласно которого измеренные уровни индукции магнитного поля и напряжения электрического поля промышленной частоты 50 Гц на территории по ул. Говорова, вл. 66, корп. 5 и в торцевом помещении по вышеуказанному адресу, на момент проведения измерений, соответствуют допустимым уровням согласно п. 6.4.6 (приложения 7), п. 6.4.3 СанПиН 2.1.2.2801-10 изменения и дополнения N 1 к СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", п. 2.2. (таб. 1) ГН 2.1.8./2.2.4.2262-07 "Предельно допустимые уровни магнитных полей частотой 50 Гц в помещениях жилых, общественных зданий и на селитебных территориях", т.е. жизни и здоровью граждан ни земельный участок, ни здание не угрожают.
Более того, Истцом в материалы дела также было представлено Решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.08.2011 по делу N А40-105849/09-6-792, N А40-108000/09-113-849 (вступившим в законную силу 21.02.2011 года), которым установлено, что указанное здание не является самовольной постройкой, а также что по результатам проведенной строительно-техническая экспертизы были сделаны следующие выводы: Офисное здание, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Говорова, вл. 66, корп. 5, р-н Можайский, представляет собой незавершенное строительство и является объектом недвижимого имущества. При возведении офисного здания, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Говорова, вл. 66, корп. 5, р-н Можайский не допущены существенные нарушения градостроительных норм и правил. На объекте имеются не завершенные работы без которых не возможно сдать объект в эксплуатацию. Объект незавершенного строительства офисное здание, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Говорова, вл. 66, корп. 5, р-н Можайский не представляет угрозу для жизни граждан. Учитывая заключения эксперта, суд пришел к выводу, что при возведении офисного здания, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Говорова, вл. 66, корп. 5, р-н Можайский не допущены существенные нарушения градостроительных норм и правил.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 АПК РФ, лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действии.
Таким образом, Ответчик, в рамках своих процессуальных прав не был лишен возможности ходатайствовать перед судом о назначении строительно-технической или иной экспертизы, однако не реализовал свое процессуальное право и не представил суду каких-либо доказательств, что предлагаемые к согласованию работы нарушат требования, установленные нормативными правовыми актами и могут повлечь нарушение функционирования соответствующих объектов электросетевого хозяйства.
Довод заявителя, о том, что экспертное заключение ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" не может быть положено в обоснование законности требований Истца, так как СанПиН 2.1.2.2801-10 и СанПиН 2.1.2.2645-10 являются недействующими, поскольку в "новом" СанПиН 2.1.3684-21, утвержденный Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека N 3 от 28.01.2021 года установлены иные требования к уровню излучения магнитных полей, не соответствует фактическим обстоятельствам.
Так как, представленное Истцом в материалы дело экспертное заключение ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" датировано 25.01.2021 года, когда действовали СанПиН 2.1.2.2801-10 и СанПиН 2.1.2.2645-10, а новый СанПиН 2.1.3684-21 утвержден 28.01.2021 года.
Согласно пункту 1 статьи 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Более того, согласно пункту 2 Постановления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека N 3 от 28.01.2021 года, СанПиН 2.1.3684-21 вводится в действия с 01.03.2021 года, а в пункте 4 указанного Постановления отсутствует СанПиН 2.1.2.2801-10 и СанПиН 2.1.2.2645-10, который утрачивает силу с 01.03.2021 года.
Таким образом, экспертное заключение ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" от 25.01.2021 года составлено на основании действующих санитарных прав и норм.
Необходимо отметить, что согласно пункта 12 Постановления Правительства РФ N 160 от 24.02.2009 года "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", отказ в согласовании действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил, допускается, если осуществление соответствующих действий нарушает требования, установленные нормативными правовыми актами, и может повлечь нарушение функционирования соответствующих объектов электросетевого хозяйства. Отказ должен быть мотивированным и содержать ссылки на положения нормативных правовых актов, которые будут нарушены вследствие производства заявителем соответствующих работ (осуществления соответствующих действий).
Таким образом, в нарушения предусмотренного законом положения, именно Ответчик должен был составить мотивированный отказ, со ссылками на нормативно правовые акты которые могли быть нарушены вследствие производства истцом работ или осуществления истцом соответствующих действий.
Однако, Ответчик никаких обоснований не указал, мотивированный отзыв не представил, а в своем отзыве и пояснений ссылался лишь на незаконность размещения здания.
При этом, законодатель предусматривает запрет на производство работ, исключительно при отсутствии согласования, но не запрещает нахождение объектов в охранной зоне.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности, апелляционным судом признается законным и обоснованным решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 28 июня 2021 года по делу N А40-52533/21 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Р. Валиев |
Судьи |
О.Н. Лаптева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-52533/2021
Истец: ООО "БМ КАПИТАЛ"
Ответчик: ПАО Филиал "Россети Московский регион" - Московские высоковольтные сети