г. Санкт-Петербург |
|
08 сентября 2021 г. |
Дело N А26-2626/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 сентября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Изотовой,
судей Г.В. Лебедева, М.А. Ракчеевой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.М. Куренковой,
рассмотрев в судебном заседании при участии:
от Инспекции представителя Лазаревой Н.П. (доверенность от 11.01.2021),
от АО "ТНС Энерго Карелия" представителя Везико И.А. (доверенность от 01.03.2021),
от Общества представитель не явился,
от Ликвидатора представитель не явился,
апелляционные жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску и общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.05.2021 по делу N А26-2626/2021 (судья А.С. Свидская), принятое заявлению:
акционерного общества "ТНС Энерго Карелия" (185016, Республика Карелия, г. Петрозаводск, бульвар Интернационалистов, д. 17, лит. А; ОГРН 1051000000050, ИНН 1001012875);
заинтересованное лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску (185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Московская, д. 12, лит. А; ОГРН 1041000270024, ИНН 1001040537);
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Водоканал" (186870, Республика Карелия, г. Суоярви, Суоярвское шоссе, д. 148; ОГРН 1141040000595, ИНН 1016043682),
ликвидатор общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" Корчагин Сергей Александрович (Республика Карелия),
о признании незаконным бездействия регистрирующего органа,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "ТНС Энерго Карелия" (далее - АО "ТНС Энерго Карелия", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия (далее - суд первой инстанции) с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску (далее - Инспекция, регистрирующий орган), выразившегося в невнесении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи об истечении срока ликвидации общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" (далее - Общество), обязании Инспекции устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем внесения в ЕГРЮЛ записи об истечении срока ликвидации Общества в течение 5 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением суда первой инстанции от 07.04.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Общество и ликвидатор Общества Корчагин Сергей Александрович (далее - Ликвидатор).
Решением от 19.05.2021 заявленные требования удовлетворены, бездействие Инспекции признано незаконным, Инспекция обязана устранить допущенные нарушения в течение 5 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с указанным решением, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что обязанность регистрирующего органа по внесению в ЕГРЮЛ записи об истечении срока ликвидации юридического лица не предусмотрена действующим законодательством, в связи с чем бездействие в указанной части Инспекцией не допущено; ссылается на отсутствие у Инспекции технической возможности осуществления такой записи.
Общество также обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на пропуск заявителем срока для обращения в арбитражный суд и отсутствие нарушения его прав и законных интересов, просит отменить решение, отказать в удовлетворении заявленных требований.
В возражениях на апелляционную жалобу АО "ТНС энерго Карелия" просит решение оставить без изменения, указывает, что законодательно установленные сроки ликвидации имеют пресекательный характер, Общество какие-либо ликвидационные процедуры не проводит, доводы Инспекции об отсутствии у регистрирующего органа обязанности по внесению записи в ЕГРЮЛ об истечении срока ликвидации не основаны на законе и противоречат официальной позиции федерального контролирующего органа, сведения, внесенные в ЕГРЮЛ, должны отражать корректную информацию, в случае нахождения юридического лица в процедуре ликвидации судебный пристав-исполнитель не вправе продолжать совершать исполнительные действия и принимать меры принудительного исполнения, кредиторская задолженность заявителя подтверждена материалами дела.
В судебном заседании представитель Инспекции доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель АО "ТНС Энерго Карелия" против удовлетворения апелляционных жалоб возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела и установлено Арбитражным судом Республики Карелия в рамках дел N А26-17898/2018, N А26-3144/2018, N А26-12874/2018, N А26-14247/2018, N А26-809/2019, N А26-3416/2020, N А26-2595/2020, N А26-9727/2019, с Общества в пользу заявителя взыскана задолженность по договору энергоснабжения от 01.01.2017 N 90053.
На основании решений по указанным делам на взыскание указанной задолженности выданы исполнительные листы серии ФС N 028464484, ФС N 028462819, ФС N 028463401, ФС N 031710745, ФС N 028464921, ФС N 036922529, ФС N 035294152, ФС N 035295325 соответственно.
В связи с принятием Обществом решения от 02.07.2019 о добровольной ликвидации Общество 08.07.2019 представило в регистрирующий орган уведомление о ликвидации юридического лица по форме Р15001.
Решением Инспекции от 15.07.2019 N 4781А в ЕГРЮЛ внесена запись за государственным регистрационным номером 2191001163131 о принятии Обществом решения о ликвидации и назначении ликвидатора.
В связи с этим судебным приставом-исполнителем в соответствии с положениями пункта 6 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" вынесены постановления об окончании соответствующих исполнительных производств.
В связи с истечением предельного срока ликвидации АО "ТНС Энерго Карелия" 06.08.2020 и 29.12.2020 обратилось в регистрирующий орган с заявлениями от 05.08.2020 N 141-03-09/37580, 25.12.2020 N 141-03-09/62280 о внесении в ЕГРЮЛ записи об истечении срока ликвидации Общества.
Письмом от 12.01.2021 N 6.1-15/00060 Инспекция сообщила заявителю об отсутствии правового регулирования порядка внесения регистрирующим органом в ЕГРЮЛ записи об истечении срока ликвидации юридического лица.
Полагая бездействие Инспекции не соответствующим закону и нарушающим его права и законные интересы, АО "ТНС Энерго Карелия" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что невнесение в ЕГРЮЛ записи об истечении срока ликвидации Общества противоречит действующему законодательству и влечет нарушение прав и законных интересов заявителя как кредитора ликвидируемого юридического лица.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с положениями статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом, отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
В силу положений пункта 1 статьи 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.
Сообщение учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, осуществляется в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица путем направления уполномоченным ими или им лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица с приложением такого решения в письменной форме (часть 1 статьи 30 Закона о регистрации).
Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или внесение в ЕГРЮЛ записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которой является юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации (часть 2 статьи 30 Закона о регистрации).
Нормой пункта 6 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено направление исполнительного документа в ликвидационную комиссию; исполнительное производство подлежит окончанию в случае ликвидации организации-должника.
В соответствии с положениями пункта 6 статьи 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об обществах) срок ликвидации общества, установленный его участниками или органом, принявшим решение о ликвидации общества, не может превышать один год, а в случае, если ликвидация общества не может быть завершена в указанный срок, этот срок может быть продлен в судебном порядке, но не более чем на шесть месяцев.
В случае отмены участниками общества или органом, принявшим решение о ликвидации общества, ранее принятого решения о ликвидации общества либо истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 57 Закона об обществах, повторное принятие решения о добровольной ликвидации данного общества возможно не ранее чем по истечении шести месяцев со дня внесения сведений об этом в ЕГРЮЛ (пункт 7 статьи 57 Закона об обществах).
При толковании и применении норм права принципиально важным является соблюдение требования определенности правового регулирования, заключающейся в конкретности, ясности и недвусмысленности нормативных установлений, что призвано обеспечить лицу, на которое законом возлагается та или иная обязанность, реальную возможность предвидеть в разумных пределах последствия своего поведения в конкретных обстоятельствах.
Регистрирующий орган в силу положений пункта 4 статьи 7.1 Закона о регистрации несет ответственность за достоверность и корректность сведений, внесенных в ЕГРЮЛ.
Из системного толкования положений статьи 57 Закона об обществах, Закона о регистрации следует, что ликвидация общества может длиться один год, при продлении в судебном порядке - полтора года, после чего ликвидация считается прекращенной в связи с истечением ее срока, о чем регистрирующий орган вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ.
Решение о продлении срока ликвидации Общества в материалы дела не представлено; на момент обращения АО "ТНС Энерго Карелия" в регистрирующий орган с заявлением о внесении в ЕГРЮЛ соответствующей записи, указанный срок истек, в связи с чем суд первой инстанции сделал правильный вывод о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о нахождении Общества в процессе ликвидации, об отсутствии у Инспекции оснований для невнесения в ЕГРЮЛ записи об истечении срока ликвидации Общества, нарушении регистрирующим органом требований статьи 57 Закона об обществах, что повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя как кредитора Общества, в том числе права на отражение в ЕГРЮЛ в отношении должника достоверной информации, необходимой для удовлетворения заявителем своих имущественных прав.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции не находит правовых и фактических оснований для переоценки названного вывода суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что в нарушение требований статьи 63 ГК РФ Ликвидатором не предприняты действия, свидетельствующие об осуществлении процедуры ликвидации; доказательства уведомления кредиторов Общества о его ликвидации в материалы дела не представлены; сведения о размещении публикации о ликвидации Общества в журнале "Вестник государственной регистрации" исходя из данных, имеющихся в открытом доступе, отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции полагает, что действия Ликвидатора по затягиванию процедуры ликвидации при отсутствии для этого объективных причин фактически направлены на уклонение от расчетов с кредиторами Общества, что свидетельствует о злоупотребление правом, и являются недопустимыми в силу положений статьи 10 ГК РФ.
При таких обстоятельствах регистрирующий орган, вопреки доводам Инспекции и Общества, обязан выполнить требования статьи 57 Закона об обществах, Закона о регистрации и внести в ЕГРЮЛ запись об истечении срока ликвидации Общества в целях восстановления прав его кредиторов.
Доводы Инспекции о необоснованности ссылки суда первой инстанции на письмо Федеральной налоговой службы от 21.06.2018 N ГД-3-14/4105@, а также довод об отсутствии технической возможности осуществления записи об истечении срока ликвидации Общества не влияют на обоснованность выводов суда первой инстанции о наличии у регистрирующего органа полномочий по внесению записей, связанных с регистрацией юридических лиц, и о его обязанности по обеспечению достоверности сведений ЕГРЮЛ в силу положений Закона о регистрации и Закона об обществах.
Вопреки доводам апелляционной жалобы Общества, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания полагать предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок обращения в арбитражный суд пропущенным в связи с тем, что заявитель не мог узнать об отказе регистрирующего органа внести в ЕГРЮЛ запись об истечении срока ликвидации Общества раньше 15.01.2021. Кроме того, суд апелляционной инстанции в соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.18.2013 N 1908-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Строй-Инвест" на нарушение конституционных прав и свобод положением части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", учитывает необходимость восстановления нарушенных прав заявителя и недопустимость отказа в этом исключительно по формальным основаниям.
Обращение заявителя в рамках дел N А26-9915/2020, А26-3416/2020, А26-2595/2020 с требованием о включении в промежуточный ликвидационный баланс задолженности Общества за потребленную электроэнергию не препятствует ему воспользоваться иными способами защиты своих прав.
Иные доводы апелляционных жалоб также не опровергают правомерности выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены вынесенного судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции также не допущено, а потому у суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения принятого по делу решения.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционных жалоб и в соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относятся на подателей жалоб, в связи с чем с Общества, которому предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы до рассмотрения апелляционной жалобы по существу, но не более чем на 3 месяца, в доход федерального бюджета подлежит взысканию 3 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.05.2021 по делу N А26-2626/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Изотова |
Судьи |
Г.В. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-2626/2021
Истец: АО "ТНС Энерго Карелия"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску
Третье лицо: ООО "Водоканал", ООО ликвидатор "Водоканал" Корчагин Сергей Александрович