г. Санкт-Петербург |
|
08 сентября 2021 г. |
Дело N А56-20955/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 сентября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Снукишкис И.В.
при участии:
от истца (заявителя): Бойко Д.А., доверенность от 21.11.2019
от ответчика (должника): Бойко Д.А., доверенность от 21.11.2019
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23611/2021) ПАО "Россетти Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.06.2021 по делу N А56-20955/2021 (судья Соколова Н.Г.), принятое
по заявлению ПАО "Россетти Ленэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
3-е лицо: ОАО "ОЭК"
Об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Управление) от 25.02.2021 по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-104/2021.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Объединенная Энергетическая Компания".
Решением суда от 11.06.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, в действиях Общества отсутствует состав правонарушения.
В судебном заседании представитель Общество просил жалобу удовлетворить, представитель Управления просил в удовлетворении жалобы отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ОАО "Объединенная Энергетическая Компания" извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в адрес Управления поступило заявление открытого акционерного общество "Объединенная Энергетическая Компания" (вх. N 13646 от 30.10.2020) с информацией о нарушении Обществом Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Управлением установлено, что 17.07.2020 ОАО "ОЭК" направило заявку в адрес Общества N 20-516451 на технологическое присоединение Садоводческого некоммерческого товарищества "Бернгардовка" (далее - СНТ "Бернгардовка"), расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, СНТ "Бернгардовка".
К заявке были приложены следующие документы:
1. Акт об осуществлении технологического присоединения N 193475 от
18.08.2016 на 250,6 кВт по 3 к.н., оформленный между ПАО "Россети Ленэнерго" и ОАО "ОЭК".
2. АРБП N 556-6 от 14.04.2016, оформленный между ПАО "Россети Ленэнерго" и ОАО "ОЭК" на 250,6 кВт.
3. Технические условия, выданные ОАО "ОЭК" в адрес СНТ "Бернгардовка".
4. Технические условия, выданные ОАО "ОЭК" в адрес СНТ "Тюльпан".
5. Технические условия, выданные ОАО "ОЭК" в адрес СНТ "Турблит".
6. Технические условия, выданные ОАО "ОЭК" в адрес СНТ "Приютино".
7. Технические условия, выданные ОАО "ОЭК" в адрес СНТ "Гранит".
8. Технические условия, выданные ОАО "ОЭК" в адрес СНТ "Дизель".
9. Инвентарная карточка учета объекта основных средств N 000003427 от
14.01.2020 на объект: ВЛ-6 кВ 0,7 км, расположенный по адресу: Ленинградская
область, Всеволожский район, массив Бернгардовка.
26.03.2020 в соответствии с поступившей заявкой, сопроводительным письмом N ЛЭ/16-50/461 заявителю был направлен проект договора N ОД-6542-20/4752-Э-20. Проект договора был получен ОАО "ОЭК" 10.04.2020, что подтверждается информацией об отслеживании почтовых отправлений, размещенной на сайте Почты России.
15.09.2020 Общество направило в адрес ОАО "ОЭК" письмо N ЛЭ/16-50/1619 о предоставлении недостающей информации, предусмотренной Правилами N 861.
Управление усмотрело в действиях Общества признаки нарушения пункта 15 Правил N 861, а именно, ненаправление в установленный законодательством срок уведомления, содержащего указания на сведения (документы), которые должны быть представлены Заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам).
В отношении Общества в присутствии его представителя Бойко Д.А. составлен протокол об административном правонарушении от 03.02.2021 N Пр/05/04.
Постановлением заместителя руководителя Ленинградского УФАС РФ от 25.02.2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-104/2021 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее - КоАП РФ). Обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Общество оспорило постановление Управления в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, не усматривает оснований для отмены решения.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Правила N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор).
Согласно пункту 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно пункту 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Правила присоединения в пункте 7 устанавливают следующую процедуру технологического присоединения:
а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение по основаниям, предусмотренным пунктом 2 настоящих Правил;
б) заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;
г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя.
д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя (за исключением заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, в случае, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже) к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности.
е) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению N 1, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).
В соответствии с пунктом 8 Правил N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил.
Согласно пункту 15 Правил N 861 в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.
Сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие сведения и (или) документы и приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов.
Как следует из материалов дела, 17.07.2020 ОАО "ОЭК" направило заявку в адрес ПАО "Россети Ленэнерго" заявку N 20-516151 на технологическое присоединение Садоводческого некоммерческого товарищества "Бернгардовка" (далее -СНТ "Бернгардовка"), расположенного по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, СНТ "Бернгардовка".
Совместно с заявкой ОАО "ОЭК" в качестве правоустанавливающего документа предоставлена инвентарная карточка учета объектов основных средств N 000003427 от 14.01.2020 на объект ВЛ-6 кВ 0,7 км, расположенный по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, массив Бернгардовка.
В соответствии с пунктом 41 Правил присоединения сегевая организация обязана подать заявку на технологическое присоединение к сетям смежной сетевой организации в случае, когда сумма максимальных мощностей энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к ее объектам электросетевого хозяйства, указанный в заключенных договорах на технологическое присоединение к ее объектам электросетевого хозяйства, превышает объем максимальной мощности, согласованный сетевой организацией и смежной сетевой организацией в акте об осуществлении технологического присоединения данных сетевых организаций, при условии, что полное использование потребляемой мощности всех ранее присоединенных, вновь присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя (с учетом ранее выданных технических условий, срок действия которых не истек) может привести к загрузке объектов электросетевого хозяйства с превышением значений.
15.09.2020 ПАО "Россети Ленэнерго" направило в адрес ОАО "ОЭК" письмо N ЛЭ/16-50/1619 о предоставлении недостающей информации, предусмотренной Правилами присоединения.
Согласно пункту 15 Правил присоединения, Сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления.
21.09.2020 в адрес ОАО "ОЭК" поступило письмо ПАО "Россети Ленэнерго" за N°ЛЭ/16-02/1619 от 15.09.2020 о приостановлении рассмотрения заявки на ТП в связи с отсутствием в заявке на технологическое присоединение сведений предусмотренных подпунктами "г" и "д" пункта 9 Правил, при этом фактический срок направления ответа по заявке составил 60 дней
Таким образом, в установленные законодательством сроки ПАО "Россети Ленэнерго" не направило уведомление, содержащее указания на сведения (документы), которые должны быть представлены Заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам).
Таким образом, в действиях ПАО "Россети Ленэнерго" усматриваются признаки нарушения пункта 15 Правил присоединения.
При этом, при вынесении оспариваемого постановления Ленинградским УФАС было принято во внимание, что заявка ОАО "ОЭК" 20-516151 не соответствует подпункту "г" пункта 10 Правил присоединения, однако предметом рассмотрения является пункт 15 Правил присоединения.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом вышеуказанных требований Правил N 861, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, равно как и доказательств принятия всех зависящих мер по соблюдению таких требований и недопущению правонарушения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном правонарушении.
При таких обстоятельствах, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно посчитал доказанным наличие в действиях ПАО "Россети Ленэнерго" состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, апелляционным судом не установлено.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушений, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное судом первой инстанции наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного Обществом правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.06.2021 по делу N А56-20955/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-20955/2021
Истец: ПАО "Россети Ленэнерго"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
Третье лицо: ОАО "ОЭК"