город Омск |
|
09 сентября 2021 г. |
Дело N А70-7675/2021 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ивановой Н.Е.,
рассмотрев без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9281/2021) общества с ограниченной ответственностью "Форвард-Фортуна" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 13.07.2021 по делу N А70-7675/2021 (судья Безиков О.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области (ОГРН 1047200654995, ИНН 7202130510, адрес: 625048, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Максима Горького, 72, 303,) к обществу с ограниченной ответственностью "Форвард-Фортуна" (ОГРН 1027200818017, ИНН 7203120313, адрес: 625035, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Республики, д. 192, кв. 51) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области (далее - Главное управление МЧС России по Тюменской области, Управление, административный орган, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Форвард-Фортуна" (далее - ООО "Форвард-Фортуна", общество, заинтересованное лицо) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 13.07.2021 по делу N А70-7675/2021 Арбитражный суд Тюменской области привлек ООО "Форвард-Фортуна" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, назначив административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что по состоянию на 23.04.2021 пожарная сигнализация, системы оповещения людей при пожаре, приточная вентиляция (подпор воздуха), системы дымоудаления и насосные станции в многоквартирных домах находились в исправном состоянии; на этажах подъездов многоквартирных домов, на которых не произошло включение звукового оповещения в автоматическом режиме, был уровень звука постоянного шума, соответствующий установленным правилам и нормам; в период с 23.04.2021 по 27.04.2021 спорные звуковые оповещатели были злонамеренно выведены из строя неустановленными лицами; имеются основания для назначения административного наказания в виде предупреждения; общество заменило неисправные звуковые оповещатели, что является обстоятельством, смягчающим административную ответственность. Кроме того, апеллянт обращает внимание на то, что судом первой инстанции в решении не указаны нарушенные обществом требования; лицензию на осуществление частной охранной деятельности ООО "Форвард-Фортуна" не имеет.
От Главного управления МЧС России по Тюменской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, который судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие направление копии отзыва обществу. К отзыву приложена почтовая квитанция, свидетельствующая о направлении отзыва ПАО "ТЮМЕННЕФТЕКОМПЛЕКТСЕРВИС", то есть лицу, не участвующему в деле, что не соответствует части 1 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ, размещена на сайте суда в сети Интернет.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением от 25.03.2021 N 15 в отношении ООО "Форвард-Фортуна" проведена плановая выездная проверка по деятельности лицензиата по исполнению требований законодательства Российской Федерации в лицензируемом виде деятельности.
Административным органом установлено, что обществу выдана лицензия МЧС России от 24.09.2012 N 4-Б/00475 на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с видами работ, выполняемыми в составе лицензируемого вида деятельности:
1) монтаж, техническое обслуживание и ремонт системы пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
2) монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
3) монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымовой вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
4) монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
5) выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.
В ходе проверки установлено, что 27.04.2021 в 11 час. 25 мин. в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Тюмень, ул. Прокопия Артамонова, д. 8, при выполнении работ по техническому обслуживанию (договор от 01.04.2016 N 179 на оказание услуг) не обеспечена работоспособность системы звукового оповещения людей при пожаре в автоматическом режиме, а именно: на 12 этаже 2-го подъезда справа от лифтового холла; на 6 этаже 3-го подъезда слева от лифтового холла, чем нарушены положения части 2 статьи 1, частей 1 и 3 статьи 6, статьи 84 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент), пункт 3.3 СП 3.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 173 (далее - СП 3.13130.2009).
27.04.2021 в 12 час. 10 мин. в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Тюмень, ул. Прокопия Артамонова, д. 9 не обеспечена работоспособность системы звукового оповещения людей при пожаре в автоматическом режиме, а именно: на 4 и 10 этажах, чем нарушены положения части 2 статьи 1, частей 1 и 3 статьи 6, статьи 84 Технического регламента, пункт 3.3 СП 3.13130.2009.
27.04.2021 в 12 час. 50 мин. в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Тюмень, ул. Прокопия Артамонова, д. 15 не обеспечена работоспособность системы звукового оповещения людей при пожаре в автоматическом режиме, чем нарушены положения части 2 статьи 1, частей 1 и 3 статьи 6, статьи 84 Технического регламента, пункт 3.3 СП 3.13130.2009.
По фактам выявленных нарушений составлен акт проверки от 28.04.2021 N 15, в котором отражены выявленные нарушения.
Установив достаточные данные, указывающие на наличие в действиях (бездействии) ООО "Форвард-Фортуна" административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, Главное управление МЧС России по Тюменской области в отношении ООО "Форвард-Фортуна" составлен протокол от 28.04.2021 N 5 об административном правонарушении.
На основании данного протокола Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении заинтересованного лица к административной ответственности, предусмотренной названной нормой КоАП РФ.
13.07.2021 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объективную сторону данного правонарушения образуют действия (бездействие), нарушающие требования Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) в части выполнения условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно статье 3 Закона N 99-ФЗ лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений является лицензируемой.
В данном случае обществу выдана лицензия МЧС России от 24.09.2012 N 4-Б/00475 на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1128 утверждено Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Положение N 1128).
Проверкой установлено, что ООО "Форвард-Фортуна" нарушен подпункт "д" пункта 4 Положения N 1128.
Согласно подпункту "д" пункта 4 Положения N 1128 одним из лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности является выполнение лицензиатом требований к работам (услугам), составляющим лицензируемую деятельность, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Технического регламента положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения, в том числе, при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.
Согласно части 1 статьи 6 Технического регламента пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и требований нормативных документов по пожарной безопасности, а также для объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию или проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, расчет пожарного риска не требуется (часть 3 статьи 6 Технического регламента).
В силу статьи 84 Технического регламента оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов:
1) подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей;
2) трансляция специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре;
3) размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени;
4) включение эвакуационного (аварийного) освещения;
5) дистанционное открывание запоров дверей эвакуационных выходов;
6) обеспечение связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре;
7) иные способы, обеспечивающие эвакуацию.
Информация, передаваемая системами оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, должна соответствовать информации, содержащейся в разработанных и размещенных на каждом этаже зданий и сооружений планах эвакуации людей.
Пожарные оповещатели, устанавливаемые на объекте, должны обеспечивать однозначное информирование людей о пожаре в течение времени эвакуации, а также выдачу дополнительной информации, отсутствие которой может привести к снижению уровня безопасности людей.
В любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации. Световые оповещатели должны обеспечивать контрастное восприятие информации в диапазоне, характерном для защищаемого объекта.
При разделении здания и сооружения на зоны оповещения людей о пожаре должна быть разработана специальная очередность оповещения о пожаре людей, находящихся в различных помещениях здания и сооружения.
Размеры зон оповещения, специальная очередность оповещения людей о пожаре и время начала оповещения людей о пожаре в отдельных зонах должны быть определены исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре.
Системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей должны функционировать в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания, сооружения.
Технические средства, используемые для оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей из здания, сооружения при пожаре, должны быть разработаны с учетом состояния здоровья и возраста эвакуируемых людей.
Звуковые сигналы оповещения людей о пожаре должны отличаться по тональности от звуковых сигналов другого назначения.
Звуковые и речевые устройства оповещения людей о пожаре не должны иметь разъемных устройств, возможности регулировки уровня громкости и должны быть подключены к электрической сети, а также к другим средствам связи. Коммуникации систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей допускается совмещать с радиотрансляционной сетью здания и сооружения.
Системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей должны быть оборудованы источниками бесперебойного электропитания.
Пунктом 3.3 СП 3.13130.20093 предусмотрено, что система оповещения и управления эвакуацией людей должна включаться автоматически от командного сигнала, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения, за исключением определенных случаев.
Материалами дела подтверждается и обществом по существу не оспаривается, что 27.04.2021 на 12 этаже 2-го подъезда справа от лифтового холла, на 6 этаже 3-го подъезда слева от лифтового холла многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Прокопия Артамонова, д. 8, на 4 и 10 этажах многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Прокопия Артамонова, д. 9, в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Тюмень, ул. Прокопия Артамонова, д. 15, не обеспечена работоспособность системы звукового оповещения людей при пожаре в автоматическом режиме, что является нарушением части 2 статьи 1, частей 1 и 3 статьи 6, статьи 84 Технического регламента, пункта 3.3 СП 3.13130.20093.
Довод подателя жалобы о том, что по состоянию на 23.04.2021 пожарная сигнализация, системы оповещения людей при пожаре, приточная вентиляция (подпор воздуха), системы дымоудаления и насосные станции в многоквартирных домах находились в исправном состоянии, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку не опровергает обстоятельство ненадлежащей работы противопожарной системы 27.04.2021.
Утверждение общества о том, что на этажах подъездов многоквартирных домов, на которых не произошло включение звукового оповещения в автоматическом режиме, был уровень звука постоянного шума, соответствующий СП 133.13330.2012, отклоняется судом апелляционной инстанции как документально не подтвержденный.
Кроме того, система оповещения и управления эвакуации людей была установлена в спорных многоквартирных домах, соответственно, ООО "Форвард-Фортуна" в силу осуществления им лицензируемой деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений обязано было обеспечить работоспособность системы звукового оповещения людей при пожаре в автоматическом режиме, чего сделано не было, в связи с чем апелляционный суд приходит к выводу о доказанности в действиях (бездействии) общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Довод подателя жалобы о том, что в период с 23.04.2021 по 27.04.2021 спорные звуковые оповещатели были злонамеренно выведены из строя неустановленными лицами, признан судом апелляционной инстанции несостоятельным, поскольку не подтвержден какими-либо доказательствами, кроме того, не освобождает общество от обязанности надлежащим образом исполнять лицензионные требования и не свидетельствует об отсутствии события и состава вменяемого административного правонарушения.
Таким образом, обществом не представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер по недопущению нарушений требований лицензионного законодательства в сфере технического обслуживания и ремонта средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также наличия обстоятельств, объективно препятствующих своевременному и полному принятию мер по надлежащему исполнению лицензионных требований, в связи с чем вина ООО "Форвард-Фортуна" в совершении вменяемого административного правонарушения подтверждена материалами дела.
На основании изложенного материалами дела подтверждено, что в действиях (бездействии) общества содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Соблюдение процедуры и срока привлечения к административной ответственности, а также наличие полномочий у административного органа на составление протокола об административном правонарушении установлено судом первой инстанции и обществом в апелляционной жалобе не оспаривается.
Исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать совершенное заявителем правонарушение как малозначительное, апелляционным судом не усмотрено.
Административное наказание назначено Управлением в виде штрафа в минимальном размере санкции части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В силу статьи 3.1. КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Назначенное обществу административное наказание согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), отвечает положениям статей 3.5, 4.1, 4.5 КоАП РФ, а также соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для назначения обществу административного наказания в виде предупреждения, поскольку в данном деле отсутствуют основания для применения положений статьи 3.4 КоАП РФ.
Довод подателя жалобы о наличии обстоятельства, смягчающего административную ответственность (замена неисправных звуковых оповещателей), отклоняется, поскольку административное наказание назначено Управлением в виде штрафа в минимальном размере санкции части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Ошибочная ссылка суда первой инстанции на положения законодательства о частной охранной деятельности свидетельствует об описке, не повлекшей принятия неправильного по существу решения.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 13.07.2021 по делу N А70-7675/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судья |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-7675/2021
Истец: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области
Ответчик: ООО "Форвард-Фортуна"