город Омск |
|
09 сентября 2021 г. |
Дело N А46-846/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Воронова Т.А.,
судей Грязниковой А.С., Сидоренко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу поступившей в электронном виде, (регистрационный номер 08АП-9514/2021) общества с ограниченной ответственностью "Управление производственно-технологической комплектации "Компания "Агростройкомплект" на решение Арбитражного суда Омской области от 01.07.2021 по делу N А46-846/2021 (судья Ярковой С.В.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Магнит" (ИНН 5401381810, ОГРН 1145476106654) к обществу с ограниченной ответственностью "Управление производственно-технологической комплектации "Компания "Агростройкомплект" (ИНН 5507200630, ОГРН 1075543007660) о взыскании задолженности в размере 75 425 руб. 10 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от ООО "УПТК "Компания АСК" - Маренко Л.Н. (предъявлены паспорт, диплом специалиста ИВС 0201535 регистрационный номер 6107.0094 дата выдачи 27.06.2007, доверенность от 05.02.2021 сроком действия 5 лет);
от ООО "Магнит" - Чернова Д.Э. (предъявлены паспорт, диплом магистра 105524 3064182 регистрационный номер 6118.0474 дата выдачи 18.12.2018, доверенность от 01.01.2021 N 05-21 сроком действия по 31.12.2021);
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Магнит" (далее - ООО "Магнит", региональный оператор, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управление производственно-технологической комплектации "Компания "Агростройкомплект" (далее - ООО "УПТК "Компания АСК", ответчик) о взыскании 68 130 руб. 27 коп. основного долга по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и 7 294 руб. 83 коп. пени (с учетом принятых судом первой инстанции уточнений, поступивших 18.03.2021).
Решением Арбитражного суда Омской области от 01.07.2021 исковые требования удовлетворены; с ООО "УПТК "Компания АСК" в пользу ООО "Магнит" взысканы задолженность по услугам по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 68 130 руб. 27 коп., неустойка в размере 7 294 руб. 83 коп., а также 3 017 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "УПТК "Компания АСК" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что часть принадлежащих истцу помещений сданы в аренду, оплачивать вывоз твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) должны арендаторы, у которых имеются самостоятельные договоры с региональным оператором; представленные истцом документы подтверждают вывоз ТКО с закрытой территории жилого дома, невозможно разграничить происхождение вывозимых ТКО относительно потребителей; отчет по маршрутным листам представлен истцом лишь с августа 2019 г., а требование о взыскании задолженности заявлено за период с апреля 2019 г.; представленные счета-фактуры составлены 07.05.2020 и не подтверждают оказание услуг за исковой, предшествующий период.
ООО "Магнит" в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемое решение без изменения.
В заседании суда апелляционной инстанции представители сторон поддержали письменно изложенные позиции, ответили на вопросы суда.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ООО "Магнит" является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Омской области, осуществляющим свои обязательства в порядке положений Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156), на основании соглашения с Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 17.08.2018.
Услуги оказываются региональным оператором в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО Омской области, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 23.09.2016 N 74.
Для осуществления транспортирования отходов региональным оператором на основании конкурсных процедур привлечен подрядчик - ООО "ЭКОС", с которым заключены договоры на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Омской области в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
ООО "УПТК "Компания АСК" с 21.01.2019 является собственником помещения N 2П общей площадью 1805, 7 кв.м., расположенного по адресу: г.Омск, ул. Лермонтова, д.24.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО между ООО "УПТК "Компания АСК" и региональным оператором не заключался.
В период с апреля 2019 г. по октябрь 2020 г. ООО "Магнит" оказало ответчику услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, однако, ООО "УПТК "Компания АСК" оказанные услуги не оплатило, требования, изложенные в претензии от 17.09.2020, не исполнило, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с иском.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные документы и доводы сторон, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит его не подлежащим отмене или изменению.
В соответствии со статьями 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства возникают из договоров и иных оснований, предусмотренных законом, и должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Согласно части 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N89-ФЗ) собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
К твердым коммунальным отходам (ТКО) в соответствии с Законом N 89-ФЗ относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (статья 1 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Последний не вправе отказать собственнику ТКО в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Согласно пункту 4 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами и типовая форма договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156).
В соответствии с пунктом 5 Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил. На основании пункта 8(4) Правил N 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 8 (17) региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Адресованное потребителям (физическим и юридическим лицам) предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО размещено на официальном сайте регионального оператора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Потребитель в течение 15 рабочих дней, со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами должен направить региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
При этом, в соответствии с абзацем 4 пункта 8(17) Правила N 1156 в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 8(18) Правил N 1156, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Поскольку договор непосредственно между региональным оператором и ООО "УПТК "Компания АСК" заключен не был, услуги оказаны истцом на условиях типового договора.
Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа, не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ. Соответственно, отсутствие подписанного договора не освобождает ответчика от обязательств по оплате оказанных ему услуг по обращению с ТКО.
В апелляционной жалобе ООО "УПТК "Компания АСК" указывает, что части помещений площадью 530 кв.м. и 270 кв.м. сданы в аренду АО "Тандер" и ООО "Х.О.", у которых имеются заключенные договоры с региональным оператором, вносить оплату за соответствующую часть помещений ответчик не обязан.
В ходе рассмотрения иска ООО "УПТК "Компания АСК" представило заключенные договоры аренды и 24.12.2020 направило письмо в адрес регионального оператора, согласно которому ответчик осуществляет деятельность на площади 194, 6 кв.м. и согласен на заключение договора с учетом данной площади.
На основании изложенного истец осуществил перерасчет заявленных требований исходя из показателя расчетной единицы 194,6 кв.м., уменьшил размер исковых требований до 68 130 руб. 27 коп. за период с 01.04.2019 по 28.02.2021. Поступившее 18.03.2021 уточнение принято судом первой инстанции, исковые требования удовлетворены исходя из уточненного размера задолженности.
Также ООО "УПТК "Компания АСК" в апелляционной жалобе полагает, что доказательства фактического оказания услуг ответчику не представлены.
Довод ООО "УПТК "Компания АСК" о том, что документы, подтверждающие оказание услуги, представлены только с июля 2019 г., опровергается материалами дела. За период с апреля по июнь 2019 г. региональным оператором приложен трек, сформированный с использованием спутниковой системы ГЛОНАСС, а в период с июля 2019 г. по февраль 2021 г. - отчет по маршрутным листам.
Относительно датирования счетов-фактур одной датой - 07.05.2020, ООО "Магнит" пояснило, что счета-фактуры были выставлены после установления того, что ООО "УПТК "Компания АСК" являлось собственником помещения по вышеуказанному адресу.
Поскольку обязанность по внесению платы за обращение с ТКО возникает у потребителя на основании закона и в силу ведения им деятельности, связанной с образованием ТКО, неполучение ответчиком счетов не освобождает его от обязанности оплаты за оказанные услуги.
ООО "УПТК "Компания АСК", возражая против удовлетворения иска, поясняет, что указанный истцом адрес является адресом многоквартирного жилого дома, мусорные контейнеры находятся во внутреннем дворе дома. Территория дома закрыта и оборудована домофоном; в доме располагаются и иные потребители услуг, в связи с чем разграничить, чьи ТКО и в каком объеме вывозились, невозможно. Свой контейнер у ответчика отсутствует.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 утверждены Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 505).
Согласно пункту 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
либо количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Способ определения объема ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, может быть выбран потребителем только в том случае, если потребитель может обеспечить обособленное накопление ТКО в отношении своего объекта без совместного накопления с каким-либо иным хозяйствующим субъектом. В этом случае, при предоставлении документов на заключение договора потребитель указывает расположение имеющейся у него обустроенной контейнерной площадки, количество, вид, объем контейнеров, фактически установленных на контейнерной площадке и необходимую периодичность вывоза ТКО, в том числе по заявке.
Как указывалось выше, собственные контейнеры у ООО "УПТК "Компания АСК" отсутствуют. При отсутствии контейнерной площадки с установленными на ней контейнерами потребитель может выбрать только учет ТКО исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема. В этом случае, потребитель может указать любую близлежащую к его объекту контейнерную площадку, с установленными на ней контейнерами (бункерами) для размещения ТКО, не находящуюся в частной собственности (площадки общего пользования).
Региональный оператор в таком случае оказывает услуги по обращению с ТКО, согласно региональной схемы размещения ТКО и нормативно установленного графика вывоза ТКО.
Ввиду отсутствия у ответчика оборудованной контейнерной площадки для ТКО и отсутствия заявок потребителя на вывоз ТКО, мусор вывозился из близлежащих контейнеров, что подтверждается представленными истцом доказательствами.
Обращение с ТКО представляет собой не только транспортирование ТКО из места их складирования у потребителя, но и деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Региональным оператором потребителю оказывается весь комплекс данных услуг.
Учитывая изложенное, поскольку ведение деятельности, в результате которой образуются ТКО, ответчиком не отрицается, расчет оплаты оказываемых ответчику услуг в любом случае производится по нормативу, ООО "Магнит" является единственным лицом, уполномоченным оказывать услуги по обращению с ТКО, то обстоятельство, на какую контейнерную площадку фактически складируются ТКО ответчиком не имеет значения для разрешения вопроса о возложении на него обязанности оплачивать услуги регионального оператора.
Кроме того, договор с региональным оператором об обращении с ТКО обладает признаками абонентского договора.
Согласно пункту 2 статьи 429.4 ГК РФ абонент обязан вносить платежи или предоставлять иное исполнение по абонентскому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, если иное не предусмотрено законом или договором. Иными словами, абонентский договор предполагает исполнение по требованию одной из сторон (в затребованном количестве или объеме), при этом данная сторона обязана вносить платежи независимо от того, затребовала ли она исполнение у контрагента.
Отличительной особенностью абонентского договора является то, что плата заказчиком осуществляется не за фактическое оказание услуг или выполнение работ, а за предоставление ему возможности в любой момент в течение определенного периода воспользоваться согласованными услугами (работами). Подобная плата является фиксированной и может осуществляться как единовременно, так и периодическими платежами.
Поэтому условие об обязанности абонента вносить платежи или предоставлять иное исполнение по такому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, является существенным условием абонентского договора.
Иными словами, отсутствие доказательств фактического оказания услуг региональным оператором не является препятствием к удовлетворению иска о взыскании абонентской платы, если собственник ТКО в этот период не требовал исполнения. Равным образом, невозможен возврат уплаченной абонентской платы в случае невостребования исполнения в соответствующий период, так как данная плата вносится не за услуги непосредственно, а за право их затребовать в необходимом абоненту объеме (пункт 2 статьи 429.4 ГК РФ, пункт 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора").
По смыслу раздела I(1) Правил N 1156 инициатива вступления в обязательство по обращению с ТКО, а также его исполнению должна исходить от собственника ТКО. Если такая инициатива не проявлена, то это, во-первых, не освобождает собственника ТКО от внесения абонентской платы региональному оператору, во-вторых, также и не свидетельствует о неоказании услуг региональным оператором, а, напротив, может говорить о неконтролируемом вывозе собственником своих ТКО на общедоступные площадки (в контейнеры) иных лиц, откуда ТКО попадают к региональному оператору иным путем.
Данная правовая позиция подтверждается судебной практикой, в том числе, постановлением от 05.03.2021 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа по делу N А70-19349/2019.
ООО "Магнит" заявлено требование о взыскании пени за неисполнение обязательств по своевременной оплате услуг по обращению с ТКО, размер которой составил 7 294 руб. 83 коп. по состоянию на 16.03.2021.
Согласно пункту 22 Правил N 1156, а также пункту 6.2 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Расчет проверен судом первой инстанции, требование о взыскании пени удовлетворено в полном объеме. Возражений в данной части апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного, исковые требования в заявленном объеме правомерно удовлетворены судом первой инстанции как законные и обоснованные.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Доводам и возражениям сторон судом первой инстанции дана надлежащая оценка.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 01.07.2021 по делу N А46-846/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Т.А. Воронов |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-846/2021
Истец: ООО "МАГНИТ"
Ответчик: ООО "Управление производственно-технологической комплектации "Компания "Агростройкомплект", ООО "Управление производственно-технологической комплектации "Компания "Агростройкомплект" Маренко Любовь Николаевна