г. Ессентуки |
|
10 сентября 2021 г. |
Дело N А63-6603/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 сентября 2021 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Сомова Е.Г., судей Цигельникова И.А. и Белова Д.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - управление) на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.07.2021 по делу N А63-6603/2021, при участии представителя управления Соколова Е.А. (доверенность от 29.01.2021), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Золотые ворота" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения управления от 05.04.2021 N 026/06/54.7-714/2021 и возложении на управление обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Кавказ" и ФГБУ науки Институт археологии Российской академии наук (далее - институт).
Решением суда от 16.07.2021 признано незаконным и отменено оспариваемое решение управления как несоответствующее пункту 3 части 4 статьи 54. 7 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). На управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества. С управления в пользу общества взыскано 3 000 руб. расходов по государственной пошлине.
В апелляционной жалобе управление просило отменить решение от 16.07.2021 и отказать в удовлетворении заявления общества. Заявитель указал на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы жалобы, указал на несоответствие обжалуемого решения судебной практике. Другие участники спора представителей в суд не направили.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, 19.02.2021 ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Кавказ" на сайте www.zakupki.gov.ru разместило извещение N 0321100019421000014 о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на проведение научно-исследовательских, охранно-спасательных работ на объектах культурного наследия, попадающего в зону строительства автомобильной дороги по объекту: "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской республикой" "Обход г. Владикавказ" на участке 10+500 - км 25+150 (II-III очереди), Республика Северная Осетия-Алания". Срок подачи заявок установлен до 17.03.2021, начальная (максимальная) цена контракта - 38 502 460 руб.
Заказчик установил дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ: наличие за последние 3 года до подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия. При этом стоимость такого контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится закупка.
На участие в торгах поступило три заявки, в том числе от общества и института. Согласно протоколу от 18.03.2021 N 0321100019421000014/1 рассмотрения первых частей заявок все три заявки признаны соответствующими Закону N 44-ФЗ и конкурсной документации. Конкурсной комиссией произведена оценка заявок по показателю "Качество работ". Заявка общества набрала 100 баллов из 100 возможных; заявки других участников - 0 баллов.
Согласно протоколу от 24.03.2021 N 0321100019421000014/2 рассмотрения вторых частей заявок документы всех участников представлены в полном объеме и соответствуют требованиям Закона N 44-ФЗ и конкурсной документации.
Институт обжаловал действия заказчика при осуществлении закупки.
Решением от 05.04.2021 по делу N 026/06/54.7-714/2021 комиссия антимонопольного органа признала жалобу обоснованной и выдала предписание от 05.04.2021 N 195, которым обязала ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Кавказ" отменить протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок и протокол подведения итогов на участие в конкурсе, процедуру рассмотрения и оценки вторых частей заявок провести повторно, дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществить в соответствии с законодательством.
Антимонопольный орган пришел к выводу о нарушении заказчиком требований, предусмотренных частью 4 статьи 54.7 Закона N 44-ФЗ.
Ссылаясь на незаконность данного решения и предписания, общество обратилось в суд с заявлением.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и статьей 201 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 Кодекса).
Отношения в сфере закупок, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд, урегулированы Законом N 44-ФЗ.
В силу части 5 статьи 56.1 Закона N 44-ФЗ в отношении участников конкурса с ограниченным участием в электронной форме наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 названного Закона, предъявляются дополнительные требования, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 названного Закона.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта.
Такие требования утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99).
Пунктом 1 приложения N 1 к Постановлению N 99 определены специальные требования к проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия.
Для подтверждения соответствия указанному требованию участник представляет в составе заявки на участие в закупке копию исполненного контракта (договора); копию акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Согласно части 8 статьи 56.1 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией, в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 54.7 названного Закона, а также в случае несоответствия участника требованиям, установленным конкурсной документацией в соответствии с частью 2 статьи 31 названного Закона.
Комиссия антимонопольного органа признала представленные обществом документы не подтверждающими соответствие участника конкурса дополнительным требованиям, установленным Постановлением N 99 и конкурсной документацией.
Комиссия пришла к выводу, что наличие опыта в проведении работ по сохранению объектов культурного наследия должно подтверждаться исключительно контрактом (договором) на выполнение соответствующих работ, где участник закупки выступает стороной (генеральным подрядчиком), и не может подтверждаться договором субподряда.
Суд первой инстанции установил, что в подтверждение соответствия требований к опыту в проведении соответствующих работ обществом представлены следующие документы: копия договора субподряда от 22.04.2019 на проведение охранных научно-исследовательских работ на памятниках археологии, попадающих в зону строительства (земляных работ) объекта "Водоотведение 8 микрорайонов комплексной жилой застройки в п. Рассвет, п. Золотой Колос, п. Красный Колос Аксайского района" на сумму 12 635 000 руб. (более 20 процентов начальной (максимальной) цены по спорному конкурсу), заключенного в рамках исполнения муниципального контракта ЭК-08-2019 от 22.04.2019 (ИКЗ 193610202190061020100100060057220414), копии актов о приемке выполненных работ от 18.07.2019 (КС-2, КС-3).
Исследовав и оценив названные документы, суд пришел к выводу о том, что представленные обществом документы являются надлежащими доказательствами, подтверждающими соответствие общества специальным требованиям к проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. Суд указал, что Закон N 44-ФЗ и Постановление N 99 не содержат ограничений по способу исполнения работ (генподряд и субподряд) для подтверждения соответствия участника торгов дополнительным требованиям к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта.
Основания не согласиться с выводами суда у апелляционной коллегии отсутствуют.
Выполненные обществом работы в рамках представленного в составе заявки договора субподряда соответствуют целям заключения контракта, на выполнение которых проводился спорный конкурс. Действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок не предусматривает необходимость представления документов, подтверждающих опыт выполнения соответствующих работ исключительно в качестве генерального подрядчика, в связи с чем для определения наличия у участника торгов опыта по выполнению соответствующих работ не имеет значения - в каком качестве он являлся их исполнителем, в качестве генподрядчика или субподрядчика.
Ссылка управления на иную судебную практику не принимается, поскольку изложенные в ней правовые подходы выработаны применительно к иным фактическим обстоятельствам. В рамках обозначенных управлением дел суды исходили из того, что лицо, выполнявшее в качестве субподрядчика отдельные виды работ, не имеет надлежащего опыта выполняемых работ в отношении капитального ремонта (строительства) всего объекта капитального строительства.
В то время как в рамках настоящего дела предметом конкурса являлось проведение научно-исследовательских, охранно-спасательных работ на объектах культурного наследия. Опыт проведения таких работ общество подтвердило исполнением договора субподряда от 22.04.2019. Несоответствие (нетождественность) работ (видов работ), выполненных обществом в рамках договора субподряда от 22.04.2019 и подлежащих выполнению по итогам спорного конкурса, управление в оспариваемых ненормативных актах не установило и в ходе рассмотрения дела в суде на соответствующие обстоятельства не ссылалось.
По сути, управление удовлетворило жалобу института по формальным основаниям, без исследования и оценки фактического наличия (отсутствия) у общества опыта выполнения работ, на закупку которых объявлялся конкурс.
С учетом изложенного, решение суда является законным, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.07.2021 по делу N А63-6603/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
И.А. Цигельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-6603/2021
Истец: ООО "Золотые Ворота"
Ответчик: УФАС по СК
Третье лицо: Сергиенко Эдуард Леонидович, Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, ФГБУ НАУКИ ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ "КАВКАЗ" ФЕДЕРАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО АГЕНТСТВА"
Хронология рассмотрения дела:
18.11.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11602/2021
10.09.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2163/2021
16.07.2021 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-6603/2021
09.07.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2163/2021