г. Ессентуки |
|
9 сентября 2021 г. |
Дело N А18-1241/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.09.2021.
Полный текст постановления изготовлен 09.09.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего: Луговой Ю.Б., судей: Егорченко И.Н. и Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Наниковым Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз г. Назрань" на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 30.04.2021 по делу N А18-1241/2020 по иску государственного бюджетного общеобразовательного учреждения "Центр образования г. Магас", г. Магас (ОГРН 1170608002762 ИНН 0608045541) к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз г. Назрань", г. Назрань (ОГРН 1160608052714 ИНН 0608042967) о признании действий незаконными и встречному иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз г. Назрань" к государственному бюджетному общеобразовательному учреждению "Центр образования г. Магас" о взыскании задолженности, в отсутствии представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Центр образования г. Магас" (далее - ГБОУ "Центр образования г. Магас", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Назрань" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Назрань", общество) о признании незаконными действий по составлению актов безучетного потребления газа от 25.10.2019 N 2- 191015-4 и от 20.09.2019 N 4-190920-5 (с учетом уточненных исковых требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Определением от 24.11.2020 суд в порядке статьи 132 АПК РФ принял к производству встречное исковое заявление ООО "Газпром межрегионгаз Назрань" к ГБОУ "Центр образования г. Магас" о взыскании задолженности за поставленный газ в размере 1 800 979 руб. 59 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 30.04.2021 первоначальный иск удовлетворён, в удовлетворении встречного иска отказано. Суд пришел к выводу, что общество не доказало факт безучетного потребление газа учреждением.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Газпром межрегионгаз Назрань" обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции от 30.04.2021 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении встречного иска. Как указывает заявитель жалобы, суд первой инстанции не в полном объеме исследовал материалы дела. Общество указало, что используемый учреждением узел учета газа не пригоден для определения достоверного объема потребляемого газа.
Отзыв на апелляционную жалобу суду не представлен.
Определением от 27.07.2021 судебное заседание откладывалось в порядке статьи 158 АПК РФ с целью предоставления сторонами дополнительных документов.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что жалоба общества не подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
Судом установлено, что между ООО "Газпром межрегионгаз Назрань" (поставщик) и ГБОУ "Центр образования г. Магас" (покупатель) заключен договор на поставку газа N 14-5-3189/19К, по условиям которого поставщик принял на себя обязательство поставлять газ с 01.01.2019 по 31.12.2019, а покупатель получать (выбирать) и оплачивать газ (том 1 л. д. 37-42).
В соответствии с пунктом 4.1 договора, количество поставляемого газа (объем) определяется по узлу учета газа (далее - УУГ) поставщика, установленного у покупателя. При неисправности или отсутствии узлов учета газа поставщика, а также при несоответствии их требованиям действующих нормативных документов объем газа определяется по узлу учета газа покупателя.
При отсутствии либо неисправности узла учета газа, по которому производится определение количества газа, а также отсутствии действующего поверительного клейма на средствах измерения, входящих в состав измерительного комплекса узла учета газа, отсутствии или нарушении пломб, установленных поставщиком на средствах измерения и технических устройствах узлов учета газа, в том числе на задвижках байпасной линии, на вводных задвижках, несоответствии узла учета газа требованиям действующих нормативно - технических документов, непредставлении покупателем данных о расходе газа (показания счетчиков, диаграмм и распечаток по расходу и т.д.), а также при не допуске представителей поставщика к газопотребляющему оборудованию и к узлу учета газа, количество поставляемого газа определяется по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерения.
В силу пункта 4.3 договора определение количества газа (объема) производится по средствам измерения узла учета газа, определенным проектной документацией, указанным в техническом соглашении, подписанном сторонами (приложение N 4) в соответствии с требованиями ГОСТ 8.586.1-5 2005, ГОСТ 8.741-2011, ГОСТ 8.740-2011, ГОСТ 8.611-2013 во взаимосвязи с ГОСТ 30319.1-3-2015, с учетом ГОСТ 31369-2008 (ИСО 6976:1995) и ГОСТ 31370-2008 (ИСО 10715:1997) и иными нормативными документами, вступившими в силу в течение действия договора.
Ответственность за надлежащее техническое состояние, своевременную проверку средств измерений, входящих в состав узла учета газа, за достоверность результатов измерений и расчетов несет владелец узла учета газа (пункт 4.10 договора).
Пунктом 4.11. договора предусмотрено, что покупатель обязан в любое время предоставлять представителям поставщика возможность проверки правильности работы средств измерения расхода и количества газа, ведения необходимой документации, осмотра газопотребляющего оборудования и документации на него. По итогам проверки представители сторон составляют акт проверки.
Разделом 5 договора стороны предусмотрели цену и порядок расчетов.
Фактическая стоимость газа, выбранная по договору в месяце поставки газа отражается товарной накладной на отпуск газа, конденсата оформленной по форме ТОРГ-12 (пункт 5.5 договора).
В пункте 5.6 договора определен порядок расчета, где:
30 % плановой общей стоимости планового объема потребления природного газа в месяце, за который осуществляется оплата, вносится покупателем в срок до 18 числа этого месяца;
фактически потребленный в истекшем месяце природный газ с учетом средств, ранее внесенных покупателем в качестве оплаты за газ в расчетном периоде, оплачивается в срок до 10 числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
Сторонами подписано техническое соглашение к договору поставки газа N 14-5-3189/19К, однако в нем не указаны ни точки подключения, ни состав УУГ, ни состав газопотребляющего оборудования (том 1 л. д. 44).
16.04.2019 учреждение направило в адрес общества заявку исх. N 653 А, с просьбой направить специалиста для опломбирования и приемки в эксплуатацию УУГ (том 1 л. д. 16).
25.10.2019 специалистами ООО "Газпром межрегионгаз Назрань" проведена проверка узла измерений расхода газа (далее - УИРГ) на объекте газоснабжения, расположенного в точке подключения ГБОУ "Центр образования г. Магас".
По результатам проверки составлены акты от 25.10.2019 N 2-191025-4, от 20.09.2019 N 4-190920-5 (том 1 л. д. 56-57, 99).
На основании указанных актов, поставщик определил объем потребленного газа по нормативу максимальной проходимости газа, где: по акту N 4-190920-5 от 20.09.2019 объем составил 128 160 куб.м. за период с 01.09.2019 по 30.09.2019; по акту N 2-191025-4 от 25.10.2019 объем составил 132 432 куб. м. за период с 01.10.2019 по 01.11.2019 (том 1 л. д. 58, 100).
На оплату коммунального ресурса, поставщиком выставлены товарные накладные на отпуск газа, конденсата N 14-10979 от 30.09.2019 N 14-12560 от 31.10.2019 (том 1 л. д. 49-50).
Не согласившись с выставленными актами, учреждение обратилось в суд с исковым заявлением о признании незаконными действий при составлении акта от 25.10.2019 года за N 2-191015-4 безучетного потребления газа.
Отсутствие оплаты по актам, послужило основанием для обращения ООО "Газпром межрегионгаз Назрань" в суд со встречными исковыми требованиями.
Удовлетворяя первоначальный иск, суд первой инстанции не учел следующего.
В силу части 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 ГК РФ, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 11 ГК РФ определено, что судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права. Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен соответствовать предмету заявленных требований, характеру спорных отношений, а также привести к восстановлению нарушенного материального права и к его реальной защите.
В статье 12 ГК РФ установлен перечень способов защиты гражданских прав, который не является исчерпывающим, однако использование иных способов защиты права допускается только при наличии прямого указания закона.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, в том числе на судебное обжалование решений и действий органов государственной власти и органов местного самоуправления, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином или объединением граждан по своему усмотрению любых способов и процедур судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным категориям дел определяются исходя из Конституции Российской Федерации федеральными законами (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.04.2011 N 450-О-О, от 18.07.2006 N 367-О).
Гарантируя каждому судебную защиту прав и свобод, Конституция Российской Федерации одновременно предусматривает, что порядок судопроизводства определяется федеральным законодательством. Предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса лишь в установленном порядке, это не может рассматриваться как нарушение права на судебную защиту; закрепленные законодателем требования - при обеспечении каждому возможности обратиться в суд - обязательны для заявителя.
Заявляя требование о признании актов проверки недействительными, учреждение фактически просит дать правовую оценку действиям общества по их составлению.
В то же время действующим законодательством не предусмотрено признание действий юридического лица незаконными, поскольку такой способ защиты права установлен в отношении органов, осуществляющих публичные полномочия - государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, и должностных лиц.
В рассматриваемом случае отношения сторон договора носят гражданско-правовой характер, не основаны на властном подчинении.
При этом учреждение не лишено возможности заявить доводы о неправомерном выводе приборов учета из расчетов в рамках настоящего спора.
В рассматриваемом случае требование учреждения не является требованием о защите нарушенного права, предусмотренного статьей 12 ГК РФ или иным федеральным законом.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оснований для удовлетворения первоначального иска у суда первой инстанции не имелось.
Правоотношения сторон регулируются параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" с учётом изменений в соответствии с Федеральным законом от 03.11.2015 N 307-ФЗ (далее - Закон N 69-ФЗ).
К отношениям между поставщиками и покупателями газа также применяются Правила поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила поставки N 162), Правилами учета газа, утвержденными Минэнерго России 13.12.2013 N 961 (далее - Правила учета газа N 961), обязательные для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединённою сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 2 статьи 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединённого к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 1 статьи 543 ГК РФ на абонента возложена обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования.
Узел учета газа (узел измерений) представляет собой совокупность средств измерений и обработки результатов измерений, измерительных трубопроводов, вспомогательных и дополнительных устройств, которые предназначены для измерения, регистрации результатов измерений и расчетов объема газа, приведенного к стандартным условиям.
Согласно пункту 5 Правил поставки N 162 поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями ГК РФ, федеральных законов, названных Правил и иных нормативных правовых актов.
Пунктом 30 Правил N 162 поставки газа предусмотрено, что поставка и отбор газа осуществляются исключительно на возмездной основе в соответствии с заключенным договором.
Согласно пунктам 21 и 22 Правил N 162 поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются. Учет объема газа, передаваемого покупателю, производится контрольно-измерительными приборами стороны, передающей газ, и оформляется документом, подписанным сторонами по форме и в сроки, указанные в договоре поставки газа.
В соответствии с пунктами 23 и 25 Правил N 162 при неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов у передающей стороны объем переданного газа учитывается по контрольно-измерительным приборам принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности приборов, или иным методом, предусмотренным договором. Ответственность за техническое состояние и поверку контрольно-измерительных приборов учета газа несут организации, которым приборы принадлежат. Каждая из сторон договора обязана обеспечить представителю другой стороны возможность проверки в любое время работоспособности контрольно-измерительных приборов, наличия действующих свидетельств об их поверке, а также документов об учете и использовании газа покупателем (пункт 26 Правил поставки газа.).
В силу пункта 3.9 Правил учета газа N 961 при отсутствии либо неисправности средств измерений и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями у потребителя количество поданного газа поставщиком или газораспределительной организацией определяется по проектной мощности газопотребляющих объектов исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерения и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями.
Измерения объемов газа, в том числе показатели точности измерений объемов газа, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
При выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункт 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 4.1 договора, количество поставляемого газа (объем) определяется по УУГ поставщика, установленного у покупателя. При неисправности или отсутствии узлов учета газа поставщика, а также при несоответствии их требованиям действующих нормативных документов объем газа определяется по узлу учета газа покупателя.
Согласно пункту 1.8 Правил учета газа сторона, ведущая учет количества газа, обязана обеспечить представителям другой стороны, а также должностным лицам Госгазинспекции России и Госстандарта России доступ к узлам учета и возможность осуществления метрологического надзора, проверки их технического состояния и правильности их функционирования.
Ответственность за надлежащее техническое состояние, своевременную поверку средств измерений, входящих в состав узла учета газа, за достоверность результатов измерений и расчетов несет владелец узла учета газа (пункт 25 Правил поставки газа).
Пункт 4.11 договора предусматривает, что покупатель обязан в любое время предоставлять представителям поставщика возможность проверки правильности работы средств измерения расхода и количества газа, ведения необходимой документации, осмотра газопотребляющего оборудования и документации на него. По итогам проверки представители сторон составляют акт проверки.
Суд установил, что акты проверок узла учета газа 25.10.2019 N 2- 191015-4 и от 20.09.2019 N 4-190920-5 составлены сотрудниками общества в отсутствие уполномоченного представителя учреждения.
При этом, исходя из условий пункта 4.11 договора, по результатам проверки исправности и правильности работы узла учета газа, а также его состояния составляется акт, который подписывается представителями поставщика и покупателя, присутствующими при проверке. Представитель покупателя вправе изложить в акте особое мнение, касающееся результатов проверки, или приобщить к акту свои возражения в письменной форме, о чем делается запись в акте проверки.
В случае несогласия одной из сторон с оценкой состояния средства измерения указанное средство измерения комиссионно изымается из эксплуатации, для чего упаковывается, пломбируется и передается владельцу с целью дальнейшего направления на метрологическую экспертизу, о чем составляется акт.
Доказательств того, что общество уведомляло учреждение о предстоящих проверках, а также что при проведенных проверках присутствовал полномочный представитель учреждения, в материалах дела не имеется. Тем самым потребитель был лишен права присутствовать при проверке и давать пояснения и возражения по замечаниям, отраженным в акте проверки, что недопустимо.
С учетом изложенного суд пришел к выводу о том, что представленные обществом акты проверки узла учета газа 25.10.2019 N 2- 191015-4 и от 20.09.2019 N 4-190920-5 составлены с нарушением условий договора, следовательно, у общества отсутствовали основания для применения расчетного способа определения объема потребленного обществом газа на основании данных актов.
Данная правовая позиция подтверждается судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.07.2020 N Ф08-5149/2020 по делу N А20-4623/2018).
Таким образом акты проверки не соответствуют требованиям законодательства, поскольку составлены сотрудниками общества в одностороннем порядке в отсутствие уполномоченного представителя учреждения, не извещенного надлежащим образом о предстоящей проверке.
Кроме того, в подтверждение своей позиции по иску общество не представило суду приложения к договору N 14-5-3189/19К из которых, суд мог бы установить узел учета газа, установленный у потребителя, его состав, мощность газопотребляющего оборудования.
Определением от 27.07.2021 суд апелляционной инстанции предлагал ООО "Газпром межрегионгаз г. Назрань" предоставить: приложения к договору N 14-5-3189/19К, в котором сторонами согласован узел учета газа потребителя, газопотребляющее оборудование; письменные пояснения по дате заключения договора N 14-5-3189/19К.
В соответствии со статьей 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Нежелание представить доказательства должно квалифицироваться исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументированно со ссылкой на конкретные документы указывает процессуальный оппонент. Участвующее в деле лицо, не совершившее процессуальное действие, несет риск наступления последствий такого своего поведения.
При таких обстоятельствах, отказ в иске в указанной части правомерен.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном понимании норм материального права заявителем.
Поскольку судом первой инстанции неверно применены нормы материального права, решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 30.04.2021 по делу N А18-1241/2020 в части удовлетворения исковых требований ГБОУ "Центр образования г. Магас" подлежит отмене, с принятием в указанной части нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований учреждения.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 30.04.2021 по делу N А18-1241/2020 в части удовлетворения исковых требований государственного бюджетного общеобразовательного учреждения "Центр образования г. Магас" - отменить.
Принять в отмененной части новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований государственного бюджетного общеобразовательного учреждения "Центр образования г. Магас" - отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 30.04.2021 по делу N А18-1241/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ю.Б. Луговая |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А18-1241/2020
Истец: ГБОУ "Центр образования г. Магас"
Ответчик: ООО "Газпром межрегионгаз Назрань"