г. Москва |
|
13 сентября 2021 г. |
Дело N А41-26490/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей: Панкратьевой Н.А., Хомякова Э.Г.
при ведении протокола судебного заседания Скомороховой Д.Е.
при участии в заседании:
от заявителя Муниципального унитарного предприятия "Белоозерское ЖКХ" - Ивушкин А.В. представитель по доверенности от 02.002.2021 года,
от заинтересованного лица Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Крюков Д.А. представитель по доверенности от 23.08.2021 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Белоозерское ЖКХ" на решение Арбитражного суда Московской области от 13 июля 2021 года по делу N А41-26490/21, по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Белоозерское ЖКХ" к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Белоозерское ЖКХ" (далее - МУП "Белоозерское ЖКХ", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - ГУ МО "Госжилинспекция Московской области", заинтересованное лицо) о признании недействительным Предписания от 02.03.2021 N 080Б-8440-3-13-2021.
Решением Арбитражного суда Московской области от 13 июля 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 125-129).
Не согласившись с данным судебным актом, МУП "Белоозерское ЖКХ" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица возражал против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, административным органом, в период с 20.02.2021 по 02.03.2021 на основании распоряжения от 19.02.2021 N 08 ОБ-8440-3-13-2021 в отношении МУП "Белоозерское ЖКХ" проведена внеплановая документарная проверка, с целю проверки порядка расчета размера платы за отопление, в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Московская область, г. Воскресенск, ул. Докторова д. 12 А (далее - многоквартирный дом).
В ходе проверки установлено, что расчет размера платы за тепловую энергию отопление для потребителей осуществляется по тарифу на тепловую энергию, не утвержденному для МУП "Белоозерское ЖКХ" в размере 2626,93 руб./Гкал, тем самым нарушен п. 38 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещении в многоквартирных домах и жилых домов".
В платежном документе на оплату за коммунальные услуги не указаны показания общедомового прибора учета тепловой энергии на отопление, суммарный объем тепловой энергии на отопление, предоставленный во всех жилых и нежилых помещениях в Многоквартирном доме, тем самым нарушен п. 69 Правила N 354, пункт 69.
По результатам проверки составлен Акт проверки от 02.03.2021 N 08 ОБ-8440- 3-13-2021.
По данному факту Госжилинспекцией вынесено предписание N 08 ОБ-8440-3- 13-2021, согласно которому Общество в срок до 04.05.2021 обязывалось:
1. Провести потребителям по дому перерасчет размер платы за тепловую энергию на отопление за декабрь 2020 года исходя из тарифа на тепловую энергию, утвержденного для; МУП "Белоозерское ЖКХ" распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 27.11.2019 N 335-р в размере 2309,29 руб.
2. Предоставить в Госжилинспскцию Московской области платежные документы по квартире N 58, подтверждающие проведение перерасчета за тепловую энергию на отопление по тарифу 2309,29 руб./Гкал.
3. Предоставить в Госжилинспекцию Московской области оборотную ведомость, подтверждающие проведение перерасчета тепловую энергию на отопление на всей помещениям дома по тарифу 2309.29 руб./Гкал с указанием общем суммы перерасчета размера платы за отопление".
Копия предписания 03.03.2021 получена обществом, что подтверждается штампом входящей корреспонденции за N 521.
Считая, что выданное предписание необоснованно и нарушает права Общества в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в суд с заявлением о признании его недействительным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 ст. 39 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Как указано в п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правил содержания общего имущества), в состав общего имущества включаются, в том числе мусороприемные камеры, мусоропроводы и иное обслуживающее оборудование.
Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Проведенной проверкой установлено, с декабря 2020 коммунальные услуги отопления по дому осуществляется непосредственно ресурсоснабжающей организацией МУП "Белозерское ЖКХ".
Спорный МКД оборудован действующим общедомовым прибором учета тепловой энергии, введенным в эксплуатацию актом с 01 ноября 2020 года.
Расчёт размера платы за отопление осуществляется в течение отопительного периода исход да объема тепловой энергии в соответствии с показаниями общедомового прибора учета тепловой энергии на отопление.
Для расчета размера платы за отопление применяется площадь жилых и нежилых помещений в размере 5243 кв.м. в т.ч. жилая площадь - 4661,6 кв.м. нежилая - 581,4 кв.м.
Объем тепловой энергии в соответствии с показаниями общедомового прибора учета тепловой энергии до дому составил: в декабре 2020 - 55.921 Гкал, в январе 2021 -176.087 Гкал. в феврале 2021 года - 136,302 Гкал.
Объем тепловой энергий на отопление и размер платы за отопление составил по квартире заявителя N 58:
- декабрь 2020 - 55.921 Гкад/5243 кв.м*40.5 кв.м= 0.43 Ккв.м
- январь 2021 -176,087 гкал/5243 кв.м.*40.5 кв.м = 1.3'Гкая
- февраль 2021 - 136,302 /5243: кв.м.*40.5 кв.м = 1.053 Гкал.
Полученные объемы тепловой энергии по квартире N 58 соответствуют объемам, указанным: в платежных документах за соответствующие расчетные месяцы. Расчет объема тепловой энергии на отопление осуществляется исходя из общей площади жилых и нежилых помещении, что соответствует требованиям Правил N 354.
Расчет размера платы за отопление за декабрь 2020 года производился исходя из объема тепловой энергии 0,43 Гкал и тарифа 2626,93 руб./Гкал и составил 1137,03 руб.
Расчет размера платы за отопление за январь 2020 года производился исходя из общих тепловой энергии 1,36 Гкал и тарифа 2309,29 руб./Гкал и составил 1198,98 руб.
Расчет размера платы за отопление за февраль 2020 года производился исходя из объема тепловой энергии 1,053 Гкал и тарифа 2309.29 руб./Гкал и составил 599,49 руб.
Однако в платежном документе за декабрь 2020 года расчет размера платы за тепловую энергию на отопление осуществлялся исходя из тарифа 2626,93 руб. данный размер тарифа на тепловую энергию не соответствует размеру тарифа на тепловую энергию, утвержденного распоряжением Комитета по ценам и тарифа Московской области от 27.11.2019 N 335-р.
До присвоения МУП "Белоозерское ЖКХ" статуса единой теплоснабжающей организации городского округа Воскресенск, предприятие осуществляло предоставление коммунальных услуг теплоснабжения на территории городского поселения Белоозерский Воскресенского муниципального района Московской обласьти (в настоящее время - г. Белоозерский городского округа Воскресенск Московской области). За пределы указанного городского поселения деятельность предприятия не распространялась.
Пунктом 38 Правил N 354 предусмотрено, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190- ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) регулированию подлежат следующие виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения: предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям; тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов; тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения). Подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности (часть 3 статьи 8 Закона N 190- ФЗ).
В соответствии с положениями пунктов 4 и 5 части 1 и части 3 статьи 8 Закона о теплоснабжении тарифы на тепловую энергию (мощность) и на теплоноситель, поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям, подлежат государственному регулированию и устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
Предусмотренная частью 3 статьи 8 Закона о теплоснабжении дифференциация по регулируемым организациям и виду деятельности не является исчерпывающей и может дополняться нормативными актами, регулирующими тарифообразование в теплоснабжении, которые указаны в части 1 статьи 10 Закона.
Пунктом 23 Основ ценообразования, пунктами 120 и 136 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э, допускается дифференциация тарифов в сфере теплоснабжения, устанавливаемых органами регулирования, по различным параметрам, в том числе по системам теплоснабжения и территориям поселений, городских округов в установленных границах. В данном случае прежней теплоснабжающей организации Комитетом тарифов и цен установлен тариф на теплоснабжение.
При этом презюмируется (пока не доказано иное), что при установлении тарифов на регулируемый период соблюдены предусмотренные частью 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении принципы регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в частности, обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей, экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя и достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения (пункты 1 - 3).
Замена в регулируемом периоде (часть 2 статьи 10 Закона о теплоснабжении) ресурсоснабжающей организации, тариф которой установлен с учетом параметров дифференциации, на ресурсоснабжающую организацию, тариф которой установлен без учета такой дифференциации или на территории иного поселения, городского округа и отличается от тарифа прежнего владельца, не влечет автоматического применения тарифа заменившего лица, поскольку это может повлечь нарушение приведенных принципов доступности ресурса для потребителей и экономической обоснованности расходов, то есть привести к нарушению установленного Законом о теплоснабжении баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
Обязанность подтвердить правомерность использования иного тарифа в таких случаях возлагается на новую ресурсоснабжающую организацию с соблюдением порядка, предусмотренного для установления тарифов.
В противном случае в расчетах с потребителями должен использоваться тариф прежней организации в пределах периода его действия применительно к правилам, установленным в пункте 21 Основ ценообразования, имея в виду, что предприятию переданы источники тепловой энергии и тепловые сети, которыми владело АО "ВТС" (предыдущая теплоснабжающая организация).
Распоряжением Комитета по ценам и тарифа Московской области от 27.11.2019 N 335-р внесены изменения в распоряжение Комитета по ценам и тарифам МО от 19.12.2017 N 307-Р "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения на 2018-2022 годы для МУП "Белоозерское ЖКХ" установлен тариф на тепловую энергию населению (с учетом НДС) в размере 2309.29 руб./Гкал.
Однако в платежном документе за декабрь 2020 года указан тариф за коммунальную услугу за отопление в размере 2 626,93 руб., при этом самостоятельного перерасчета заявителем не произведено.
Таким образом, оснований для применения при расчетах с населением тарифа за декабрь 2020 года в размере 2 626, 93 руб. у общества не имелось.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13 июля 2021 года по делу N А41-26490/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
Н.А. Панкратьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-26490/2021
Истец: МУП "БЕЛООЗЕРСКОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ БЕЛООЗЕРСКИЙ" ВОСКРЕСЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
Третье лицо: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"