г. Челябинск |
|
13 сентября 2021 г. |
Дело N А76-10433/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Бояршиновой Е.В., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.07.2021 по делу N А76-10433/2021.
Общество с ограниченной ответственностью "Веста" (далее - заявитель, общество, ООО "Веста") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее - Министерство, тарифный орган, административный орган) об отмене постановления от 17.0132021 N 28-09/2021, которым общество привлечено к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 50000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Лунева Лариса Викторовна (далее - Лунева Л.В., третье лицо).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 20.07.2021 (резолютивная часть решения объявлена 13.07.2021) оспоренное постановление изменено в части назначения наказания посредством замены административного штрафа на предупреждение.
Министерство не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на отсутствие оснований для замены штрафа на предупреждение, обращая внимание на то, что правонарушение имеет формальный состав и наступления последствий в виде убытков или иных негативных последствий для привлечения к ответственности за его совершение не требуется, а опасность заключается в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Представители сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей сторон по имеющимся документам.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что ООО "Веста" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным регистрационным номером 1137455002332 и осуществляет регулируемый вид деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения.
Во исполнение письма Федеральной антимонопольной службы России от 30.12.2020 N ВК/116709/20 (л.д.56-57) Министерством посредством федеральной государственной информационной системы "Единая информационно-аналитическая система "Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования" (далее - ФГИС "ЕИАС") в адрес ООО "Веста" направлен запрос от 12.01.2021 N 03/44 о представлении информации об объектах инфраструктуры в сфере водоснабжения и водоотведения (электронные документы REESTR.VSNA.SOURCE.2021, REESTR.VOTV.SOLTRCE.2021) со сроком заполнения до 20.01.2021.
По состоянию на 20.01.2021 информация об объектах инфраструктуры в сфере водоснабжения и водоотведения ООО "Веста" представлена не была.
12.03.2021 по факту непредставления истребованных сведений Министерством в отношении общества без участия его представителя составлен протокол об административном правонарушении N 28-09/2021 по признакам правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ (л.д.41-43). О времени и месте составления протокола ООО "Веста" извещено надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении соответствующего определения (л.д.46-49).
Определением Министерства от 12.03.2021 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 17.03.2017 (л.д.40). Копия направлена обществу по почте и получена адресатом 16.03.2021 (л.д.38-39).
Постановлением от 17.03.2021 N 28-09/2021, вынесенным в отсутствие представителя общества, ООО "Веста" привлечено к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50000 руб.
Не согласившись с этим постановлением, заявитель оспорил его в судебном порядке.
Рассмотрев спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о подтверждении материалами дела наличия в действиях заявителя состав вмененного ему правонарушения, однако, посчитал возможным заменить назначенное обществу наказание в виде штраф на предупреждение.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции обоснованными.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий у административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки данности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ, непредставление сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации, а равно их непредставление в указанный уполномоченным органом срок, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Субъектами административных правонарушений по данной статье являются юридические лица, на которых нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов возложена обязанность по представлению в орган государственного регулирования тарифов сведений, необходимых для установления, изменения, введения или отмены тарифов.
Объективная сторона правонарушения состоит в непредставлении в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, сведений, либо представлений их с нарушением установленного срока, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов.
В соответствии с Положением о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 31.12.2014 N 300, Министерство является органом исполнительной власти Челябинской области, основными задачами которого являются в том числе: установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) в сфере электроэнергетики и теплоснабжения; осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением порядка ценообразования на территории Челябинской области, а также функций по регулированию деятельности гарантирующих поставщиков.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 07.12.2011 N 416 "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), федеральные органы исполнительной власти в пределах их полномочий вправе запрашивать у органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации информацию, необходимую для осуществления полномочий, а указанные органы обязаны предоставить запрашиваемую информацию.
В силу подпункта 11 пункта 1 статьи 5 Закона N 416-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения отнесены иные полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные настоящим законом.
Согласно пункту 3 статьи 5 Закона N 416, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения вправе запрашивать у организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение информацию, необходимую для осуществления полномочий, установленных этим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а указанные организации обязаны предоставить запрашиваемую информацию.
ООО "Веста" осуществляет регулируемый вид деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения.
Как указано выше, во исполнение письма Федеральной антимонопольной службы России от 30.12.2020 N ВК/116709/20 Министерством посредством ФГИС "ЕИАС" в адрес ООО "Веста" направлен запрос от 12.01.2021 N 03/44 о представлении информации об объектах инфраструктуры в сфере водоснабжения и водоотведения (электронные документы REESTR.VSNA.SOURCE.2021, REESTR.VOTV.SOLTRCE.2021) со сроком заполнения до 20.01.2021. По состоянию на 20.01.2021 информация об объектах инфраструктуры в сфере водоснабжения и водоотведения ООО "Веста" представлена не была.
Таким образом, наличие в действиях ООО "Веста" объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ, следует признать подтвержденным.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявитель имел возможность выполнить требования законодательства, но не принял всех возможных мер для недопущения правонарушения.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о доказанности наличия в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения общества к административной ответственности арбитражными судами первой и апелляционной инстанции не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Размер примененной меры ответственности соответствует минимальному размеру санкции части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
Оценив характер и степень общественной опасности совершенного заявителем правонарушения, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для применения к рассматриваемому правонарушению положений статьи 2.9 КоАП РФ. Оснований для переоценки данного вывода не имеется.
Однако, в силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "Веста" является микропредприятием, правонарушение совершено им впервые и не повлекло последствий, поименованных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, в связи с чем имеются основания для замены назначенного административного штрафа на предупреждение, поскольку в рассматриваемой ситуации назначение наказания в виде административного штрафа не будет соответствовать конституционными принципами соразмерности и справедливости наказания.
Оснований для переоценки этого вывода суда первой инстанции не имеется.
Не оспаривая выводы суда по фактическим обстоятельствам, Министерство в апелляционной жалобе указывает лишь на то, что состав вмененного обществу правонарушения является формальным и для привлечения общества к ответственности наступления негативных последствий не требуется.
Вместе с тем, этот довод имеет отношение к данной административным органом квалификации действий общества, с которой суд первой инстанции согласился. В целях применения положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ отсутствие поименованных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ негативных последствий является значимым обстоятельством.
Каких-либо возражений в отношении вывода суда первой инстанции о фактическом отсутствии таких последствий в результате совершенного обществом правонарушения подателем апелляционной жалобы не приведено.
В этой связи доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции во внимание не принимаются.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.07.2021 по делу N А76-10433/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-10433/2021
Истец: ООО "ВЕСТА"
Ответчик: Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области
Третье лицо: Лунева Л.В., ООО Директор "Веста" Лунева Л.В.