г. Москва |
|
14 сентября 2021 г. |
Дело N А40-16228/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 сентября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Р. Валиева,
судей Е.А. Птанской, О.Н. Лаптевой
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.О. Портновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05 июля 2021 года
по делу N А40-16228/21, принятое судьёй Куклиной Л.A.,
по иску ООО "Трубопроводные покрытия и технологии"
к ОАО "Российские железные дороги"
о взыскании,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Игнатов А.С. по доверенности от 16.12.2020
от ответчика: Кушнерчук И.А. по доверенности от 02.09.2020
УСТАНОВИЛ
ООО "Трубопроводные покрытия и технологии" (далее - Истец) обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с ОАО "РЖД" (далее - Ответчик) пени в размере 3 481 295 руб. за просрочку доставки груза на основании ст.ст.29, 33, 97 УЖТ РФ.
В порядке ст. 49 АПК РФ судом принято заявление истца об уменьшении размера исковых требований до суммы 2 979 760 руб. 18 коп. с учетом доводов отзыва ответчика.
Решением суда от 05 июля 2021 года исковые требования удовлетворены частично в сумме 2 384 000 руб. в связи с применением судом первой инстанции ст.333 ГК РФ.
С решением не согласился ответчик, подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшееся по делу решение изменить.
Истец просит решение суда оставить в силе, представил письменные пояснения по апелляционной жалобе.
Заслушав доводы и возражения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все доказательства по делу, судебная коллегия находит решение суда от 05 июля 2021 года подлежащим изменению.
Как усматривается из материалов судебного дела, в 2020 году истец принял на себя обязательства по перевозке груза грузоотправителя ООО "Трубопроводные покрытия и технологии" по железнодорожным накладным, указанным в расчете исковых требований.
В обоснование исковых требований истец указывает, что перевозчиком допущена просрочка доставки груза до станции назначения на срок от 1 до 10 дней, что подтверждается прилагаемыми к иску соответствующими транспортными железнодорожными накладными и расчетом исковых требований.
В силу статьи 785 Гражданского кодекса РФ, ст.25 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" правоотношения между Отправителем и Перевозчиком по отправке вагонов сложились в рамках договора перевозки.
Факт заключения договоров перевозки подтверждается составленными Ответчиком и выданными грузополучателю транспортными накладными, указанными в расчете и приложенными к исковому заявлению.
Согласно статье 785 Гражданского кодекса РФ по договору перевозки груза Перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его грузополучателю, а Отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
В соответствии со ст. 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
Согласно статье 33 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" сроки доставки грузов, порожних грузовых вагонов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов, порожних грузовых вагонов.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Сроки доставки грузов определяются в соответствии с Правилами, утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 7 августа 2015 г. N 245.
За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи 29 Устава случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 Устава.
Статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
Согласно ст. 97 УЖТ РФ в редакции Федерального закона от 02.08.2019 N 266-ФЗ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными Уставами и кодексами, а также соглашениями сторон.
Претензии истца об оплате пени оставлены ответчиком без удовлетворения, в связи с чем истец просит взыскать с ответчика пени в размере 2 979 760 руб. 18 коп.
Принимая во внимание, что ответчиком нарушены сроки доставки груза по вышеуказанным транспортными железнодорожными накладными, суд первой инстанции пришел к выводу, что истцом правомерно начислены пени на общую сумму 2 979 760 руб. 18 коп.
Меду тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
1. Судом не дана оценка довода изложенного в пункте N 1 отзыва, а именно: прибытие на станцию назначения до истечения срока доставки, простой в ожидании подачи по причинам зависящим от грузополучателя (занятость фронтов выгрузки).
Оспаривая сумма по данному доводу составляет - 2 308 330,28 руб.
В соответствии с пунктом 2 статьи 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В силу статьи 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
В соответствии со статьей 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
Согласно пункту 1 статьи 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта РФ (далее - УЖТ РФ) разработаны Правила исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденные приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245 (далее - Правила N 245), перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Сроки доставки грузов, порожних грузовых вагонов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Согласно пункту 2.1 Правил N 245 нормативный срок доставки грузов, порожних контейнеров и порожних вагонов исчисляется на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния перевозки, за которое в соответствии с Уставом рассчитывается плата за перевозку, в зависимости от вида отправки и скорости перевозки. В силу пункта 2.2 Правил нормативный срок доставки определяется исходя из норм суточного пробега вагона в километрах на весь путь следования железнодорожным транспортом. Такие нормы зависят от расстояния перевозки.
В пункте 14 Правил N 245 содержится норма, аналогичная норме статьи 33 УЖТ РФ о том, при каких условиях грузы считаются доставленными в срок.
Дата прибытия удостоверяется календарным штемпелем станции назначения.
Соответственно в расчете размера пени, представленном ООО "Трубопроводные покрытия и технологии", неверно рассчитаны даты прибытия вагонов по железнодорожным накладным:
1.а. N N ЭИ188676, ЭИ188825 согласно отметок, проставленным в железнодорожных накладных, срок доставки истекал 15.08.2020 г., печати станции назначения Мылки фиксируют, что подвижной состав прибыл на станцию назначения 10.08.2020 г. в 05-18 (МСК), уведомление грузополучателя о прибытии груза - 10.08.2020 г. в 05-25 (МСК), поставлены на простой в период 14.08.2020 г. по 19.08.2020 г.;
N N ЭИ517776, ЭИ518090 согласно отметок, проставленным в железнодорожных накладных, срок доставки истекал 16.08.2020 г., печати станции назначения Мылки фиксируют, что подвижной состав прибыл на станцию назначения 10.08.2020 г. в 05-18 (МСК), уведомление грузополучателя о прибытии груза - 10.08.2020 г. в 05-25 (МСК), поставлены на простой в период с 14.08.2020 г. по 19.08.2020 г.;
Станцией Мылки оформлены акты общей формы от 14.08.2020 г. N 2944, от 15.08.2020 г. N 2948, от 15.08.2020 г. N 2954, от 17.08.2020 г. N 2984, от 18.08.2020 г. N 2999, от 18.08.2020 г. N 3003, от 18.08.2020 г. N 3014, от 19.08.2020 г. N 3024 по факту задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования станции по причине ожидания подачи к фронту выгрузки грузополучателя ООО "ПрофКонсалтИнвест" по причинам, зависящим от грузополучателя - занятость фронта выгрузки. Данные акты подписаны без возражений представителем грузополучателя.
За период задержки вагонов на железнодорожной станции Мылки была начислена плата за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования, накопительные ведомости N N 270813, 270816, 270817, 270801, подписаны без возражений, оплачены в полном объеме ООО "ПрофКонсалтИнвест". Тем самым согласился с фактом, что задержка вагонов произошла по его вине.
1.б. N N ЭИ187909, ЭИ188225, ЭИ188412, ЭИ357857, ЭИ358068 согласно отметок, проставленным в железнодорожных накладных, срок доставки истекал 17.08.2020 г., печати станции назначения Мылки фиксируют, что подвижной состав прибыл на станцию назначения 12.08.2020 г. в 02-29 (МСК), уведомление грузополучателя о прибытии груза - 12.08.2020 г. в 02-40 (МСК), поставлены на простой в период с 14.08.2020 по 20.08.2020 г.;
Станцией Мылки оформлены акты общей формы от 14.08.2020 г. N 2944, от 15.08.2020 г. N 2948, от 15.08.2020 г. N 2954, от 17.08.2020 г. N 2984, от 18.08.2020 г. N 2999, от 18.08.2020 N 3003, от 18.08.2020 г. N 3014, от 19.08.2020 г. N 3024, от 19.08.2020 г. N 3027, от 20.08.2020 г. N 3044 по факту задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования станции по причине ожидания подачи к фронту выгрузки грузополучателя ООО "ПрофКонсалтИнвест" по причинам, зависящим от грузополучателя - занятость фронта выгрузки. Данные акты подписаны без возражений представителем грузополучателя.
За период задержки вагонов на железнодорожной станции Мылки была начислена плата за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования, накопительные ведомости N N 270813, 270816, 270817, 270801, 270812 подписаны без возражений, оплачены в полном объеме ООО "ПрофКонсалтИнвест". Тем самым согласился с фактом, что задержка вагонов произошла по его вине.
1.в. N N ЭИ254822, ЭИ255104 согласно отметок, проставленным в железнодорожных накладных, срок доставки истекал 20.08.2020 г., печати станции назначения Мылки фиксируют, что подвижной состав прибыл на станцию назначения 14.08.2020 г. в 19-38 (МСК), уведомление грузополучателя о прибытии груза - 14.08.2020 г. в 19-58 (МСК), поставлены на простой в период с 14.08.2020 г. по 23.08.2020 г.;
Станцией Мылки оформлены акты общей формы от 14.08.2020 г. N 2946, от 15.08.2020 г. N 2947, от 15.08.2020 г. N 2954, от 17.08.2020 г. N 2984, от 18.08.2020 г. N 2999, от 18.08.2020 г. N 3003, от 18.08.2020 г. N 3014, от 19.08.2020 г. N 3024, от 19.08.2020 г. N 3027, от 20.08.2020 г. N 3044, от 20.08.2020 г. N 3056, от 21.08.2020 г. N 3062, от 21.08.2020 г. N 3074, от 22.08.2020 г. N 3081, от 22.08.2020 г. N 3092, от 23.08.2020 г. N 3099 по факту задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования станции по причине ожидания подачи к фронту выгрузки грузополучателя ООО "ПрофКонсалтИнвест" по причинам, зависящим от грузополучателя - занятость фронта выгрузки. Данные акты подписаны без возражений представителем грузополучателя.
За период задержки вагонов на железнодорожной станции Мылки была начислена плата за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования, накопительные ведомости N N 700067, 270816, 270817, 270801, 270812, 270820, 270822, 270803 подписаны без возражений, оплачены в полном объеме ООО "ПрофКонсалтИнвест". Тем самым согласился с фактом, что задержка вагонов произошла по его вине.
1.г. N N ЭИ357366, ЭИ357641 согласно отметок, проставленным в железнодорожных накладных, срок доставки истекал 20.08.2020 г., печати станции назначения Мылки фиксируют, что подвижной состав прибыл на станцию назначения 14.08.2020 г. в 19-38 (МСК), уведомление грузополучателя о прибытии груза - 14.08.2020 г. в 19-58 (МСК);
N ЭИ494344 согласно отметок, проставленным в железнодорожной накладной, срок доставки истекал 21.08.2020 г., печати станции назначения Мылки фиксируют, что подвижной состав прибыл на станцию назначения 15.08.2020 г. в 16-56 (МСК), уведомление грузополучателя о прибытии груза - 15.08.2020 г. в 17-03 (МСК), поставлены на простой в период с 14.08.2020 г. по 22.08.2020 г.;
Станцией Мылки оформлены акты общей формы от 14.08.2020 г. N 2946, от 15.08.2020 г. N 2947, от 15.08.2020 г. N 2954, от 17.08.2020 г. N 2984, от 18.08.2020 г. N 2999, от 18.08.2020 г. N 3003, от 18.08.2020 г. N 3014, от 19.08.2020 г. N 3024, от 19.08.2020 г. N 3027, от 20.08.2020 г. N 3044, от 20.08.2020 г. N 3056, от 21.08.2020 г. N 3062, от 21.08.2020 г. N 3074, от 22.08.2020 г. N 3081, от 22.08.2020 г. N 3092, от 23.08.2020 г. N 3099, от 22.08.2020 г. N 3084, от 22.08.2020 г. N 3087 по факту задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования станции по причине ожидания подачи к фронту выгрузки грузополучателя ООО "ПрофКонсалтИнвест" по причинам, зависящим от грузополучателя - занятость фронта выгрузки. Данные акты подписаны без возражений представителем грузополучателя.
За период задержки вагонов на железнодорожной станции Мылки была начислена плата за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования, накопительные ведомости N N 700067, 270816, 270817, 270801, 270812, 270820, 270822, 700069 подписаны без возражений, оплачены в полном объеме ООО "ПрофКонсалтИнвест". Тем самым согласился с фактом, что задержка вагонов произошла по его вине.
1.д. N N ЭИ761873, ЭИ762361 согласно отметок, проставленным в железнодорожных накладных, срок доставки истекал 22.08.2020 г., печати станции назначения Мылки фиксируют, что подвижной состав прибыл на станцию назначения 16.08.2020 г. в 09-58 (МСК), уведомление грузополучателя о прибытии груза - 16.08.2020 г. в 10-28 (МСК), поставлены на простой в период с 16.08.2020 г. по 25.08.2020 г.;
Станцией Мылки оформлены акты общей формы N N от 16.08.2020 г. N 2963, от 17.08.2020 г. N 2987, от 18.08.2020 г. N 3000, от 18.08.2020 г. N 3004, от 18.08.2020 г. N 3014, от 19.08.2020 г. N 3024, от 19.08.2020 г. N 3027, от 20.08.2020 г. N 3044, от 20.08.2020 г. N 3056, от 21.08.2020 г. N 3062, от 21.08.2020 г. N 3074, от 22.08.2020 г. N 3081, от 22.08.2020 г. N 3092, от 23.08.2020 г. N 3099, от 22.08.2020 г. N 3084, от 22.08.2020 г. N 3087, от 23.08.2020 г. N 3111, от 24.08.2020 г. N 3119 по факту задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования станции по причине ожидания подачи к фронту выгрузки грузополучателя ООО "ПрофКонсалтИнвест" по причинам, зависящим от грузополучателя - занятость фронта выгрузки. Данные акты подписан без возражений представителем грузополучателя.
За период задержки вагонов на железнодорожной станции Мылки была начислена плата за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования, накопительные ведомости N N 700068, 270819, 270801, 270812, 270820, 270822, 270803, 270804 подписаны без возражений, оплачены в полном объеме ООО "ПрофКонсалтИнвест". Тем самым согласился с фактом, что задержка вагонов произошла по его вине.
1.е. N ЭИ928528 согласно отметок, проставленным в железнодорожной накладной, срок доставки истекал 27.08.2020 г., печати станции назначения Мылки фиксируют, что подвижной состав прибыл на станцию назначения 21.08.2020 г. в 10-55 (МСК), уведомление грузополучателя о прибытии груза - 21.08.2020 г. в 1110 (МСК),
N ЭИ341916 согласно отметок, проставленным в железнодорожной накладной, срок доставки истекал 25.08.2020 г., печати станции назначения Мылки фиксируют, что подвижной состав прибыл на станцию назначения 21.08.2020 г. в 10-55 (МСК), уведомление грузополучателя о прибытии груза - 21.08.2020 г. в 11-10 (МСК), поставлены на простой в период с 21.08.2020 г. по 28.08.2020 г.;
Станцией Мылки оформлены акты общей формы N N от 22.08.2020 г. N 3092, от 23.08.2020 г. N 3099, от 22.08.2020 г. N 3084, от 22.08.2020 г. N 3087, от 23.08.2020 г. N 3111, от 24.08.2020 г. N 3119, от 25.08.2020 г. N 3133, от 26.08.2020 г. N 3161, от 26.08.2020 г. N 3170, от 27.08.2020 г. N 3181, от 27.08.2020 г. N 3192, от 28.08.2020 г. N 3200 по факту задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования станции по причине ожидания подачи к фронту выгрузки грузополучателя ООО "ПрофКонсалтИнвест" по причинам, зависящим от грузополучателя - занятость фронта выгрузки. Данные акты подписаны без возражений представителем грузополучателя.
За период задержки вагонов на железнодорожной станции Мылки была начислена плата за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования, накопительные ведомости N N 270822, 270803, 270804, 270806, 270810, 700071 подписаны без возражений, оплачены в полном объеме ООО "ПрофКонсалтИнвест". Тем самым согласился с фактом, что задержка вагонов произошла по его вине.
1.ж. N ЭЙ342060 согласно отметок, проставленным в железнодорожной накладной, срок доставки истекал 25.08.2020 г., печати станции назначения Мылки фиксируют, что подвижной состав прибыл на станцию назначения 21.08.2020 г. в 10-55 (МСК), уведомление грузополучателя о прибытии груза - 21.08.2020 г. в 11-10 (МСК), поставлены на простой в период с 21.08.2020 г. по 30.08.2020 г.;
Станцией Мылки оформлены акты общей формы N N от 22.08.2020 г. N 3092, от 23.08.2020 г. N 3099, от 22.08.2020 г. N 3084, от 22.08.2020 г. N 3087, от 23.08.2020 г. N 3111, от 24.08.2020 г. N 3119, от 25.08.2020 г. N 3133, от 26.08.2020 г. N 3161, от 26.08.2020 г. N 3170, от 27.08.2020 г. N 3181, от 27.08.2020 г. N 3192, от 28.08.2020 г. N 3200, от 28.08.2020 г. N 3209, от 29.08.2020 г. N 3220, от 29.08.2020 г. N 3229, от 30.08.2020 г. N 3234 по факту задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования станций по причине ожидания подачи к фронту выгрузки грузополучателя ООО "ПрофКонсалтИнвест" по причинам, зависящим от грузополучателя - занятость фронта выгрузки. Данные акты подписаны без возражений представителем грузополучателя.
За период задержки вагонов на железнодорожной станции Мылки была начислена плата за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования, накопительные ведомости N N 270822, 270803, 270804, 270806, 270810, 270824, 270826, 700071 подписаны без возражений, оплачены в полном объеме ООО "ПрофКонсалтИнвест". Тем самым согласился с фактом, что задержка вагонов произошла по его вине.
1.з. N N ЭИ763182, ЭИ763641 согласно отметок, проставленным в железнодорожных накладных, срок доставки истекал 29.08.2020 г., печати станции назначения Мылки фиксируют, что подвижной состав прибыл на станцию назначения 23.08.2020 г. в 16-04 (МСК), уведомление грузополучателя о прибытии груза - 23.08.2020 г. в 16-10 (МСК), поставлены на простой в период 23.08.2020 г. по 30.08.2020 г.;
Станцией Мылки оформлены акты общей формы N N от 23.08.2020 г. N 3112, от 24.08.2020 г. N 3118, от 25.08.2020 г. N 3133, от 26.08.2020 г. N 3161, от 26.08.2020 г. N 3170, от 27.08.2020 г. N 3181, от 27.08.2020 г. N 3192, от 28.08.2020 г. N 3200, от 28.08.2020 г. N 3209, от 29.08.2020 г. N 3220, от 29.08.2020 г. N 3229, от 30.08.2020 г. N 3234 по факту задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования станции по причине ожидания подачи к фронту выгрузки грузополучателя ООО "ПрофКонсалтИнвест" по причинам, зависящим от грузополучателя - занятость фронта выгрузки. Данные акты подписаны без возражений представителем грузополучателя.
За период задержки вагонов на железнодорожной станции Мылки была начислена плата за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования, накопительные ведомости N N 700070, 270806, 270810, 270824, 270826, 700071 подписаны без возражений, оплачены в полном объеме ООО "ПрофКонсалтИнвест". Тем самым согласился с фактом, что задержка вагонов произошла по его вине.
1.и. N N ЭИ016290, ЭЙ016542, ЭЙ340931, ЭЙ341110, ЭЙ341240 согласно отметок, проставленным в железнодорожных накладных, срок доставки истекал 01.09.2020 г., печати станции назначения Мылки фиксируют, что подвижной состав прибыл на станцию назначения 27.08.2020 г. в 01-05 (МСК), уведомление грузополучателя о прибытии груза - 27.08.2020 г. в 01-20 (МСК), поставлены на простой в период с 27.08.2020 г. по 05.09.2020 г.;
Станцией Мылки оформлены акты общей формы N N от 27.08.2020 г. N 3172, от 27.08.2020 г. N 3182, от 27.08.2020 г. N 3192, от 28.08.2020 г. N 3200, от 28.08.2020 г. N 3209, от 29.08.2020 г. N 3220, от 29.08.2020 г. N 3229, от 30.08.2020 г. N 3234, от 31.08.2020 г. N 3265, от 01.09.2020 г. N 3278, от 01.09.2020 г. N 3296, от 02.09.2020 г. N 3304, от 03.09.2020 г. N 3316, от 03.09.2020 г. N 3323, от 03.09.2020 г. N 3325, от 04.09.2020 г. N 3332, от 04.09.2020 г. N 3334, от 04.09.2020 г. N 3347, от 04.09.2020 г. N 3349, от 04.09.2020 N 3357, от 04.09.2020 г. N 3359, от 05.09.2020 г. N 3367 по факту задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования станции по причине ожидания подачи к фронту выгрузки грузополучателя ООО "ПрофКонсалтИнвест" по причинам, зависящим от грузополучателя - занятость фронта выгрузки. Данные акты подписаны без возражений представителем грузополучателя.
За период задержки вагонов на железнодорожной станции Мылки была начислена плата за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования, накопительные ведомости N N 270811, 270824, 270826, 700071, 270824, 270826, 270825, 700138, 700140, 700141, 700143, 700145, 700146 подписаны без возражений, оплачены в полном объеме ООО "ПрофКонсалтИнвест". Тем самым согласился с фактом, что задержка вагонов произошла по его вине.
1.к. N N ЭЙ903976, ЭЙ904436 согласно отметок, проставленным в железнодорожных накладных, срок доставки истекал 03.09.2020 г., печати станции назначения Мылки фиксируют, что подвижной состав прибыл на станцию назначения 30.08.2020 г. в 21-41 (МСК), уведомление грузополучателя о прибытии груза - 30.08.2020 г. в 22-00 (МСК), поставлены на простой в период с 31.08.2020 г. по 06.09.2020 г.;
Станцией Мылки оформлены акты общей формы N N от 31.08.2020 г. N 3265, от 01.09.2020 г. N 3278, от 01.09.2020 г. N 3296, от 02.09.2020 г. N 3304, от 03.09.2020 г. N 3316, от 03.09.2020 г. N 3323, от 03.09.2020 г. N 3325, от 04.09.2020 г. N 3332, от 04.09.2020 г. N 3334, от 04.09.2020 г. N 3347, от 04.09.2020 г. N 3349, от 04.09.2020 г. N 3357, от 04.09.2020 г. N 3359, от 05.09.2020 г. N 3367, от 05.09.2020 г. N 3377, от 06.09.2020 г. N 3387, от 06.09.2020 г. N 3390, от 06.09.2020 г. N 3398 по факту задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования станции по причине ожидания подачи к фронту выгрузки грузополучателя ООО "ПрофКонсалтИнвест" по причинам, зависящим от грузополучателя - занятость фронта выгрузки. Данные акты подписаны без возражений представителем грузополучателя.
За период задержки вагонов на железнодорожной станции Мылки была начислена плата за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования, накопительные ведомости N N 270825, 700138, 700140, 700141, 700143, 700145, 700146, 700148, 700149 подписаны без возражений, оплачены в полном объеме ООО "ПрофКонсалтИнвест". Тем самым согласился с фактом, что задержка вагонов произошла по его вине.
1.л. N N ЭК493786, ЭК493966, ЭК494157 согласно отметок, проставленным в железнодорожных накладных, срок доставки истекал 14.09.2020 г., печати станции назначения Мылки фиксируют, что подвижной состав прибыл на станцию назначения 08.09.2020 г. в 00-05 (МСК), уведомление грузополучателя о прибытии груза - 08.09.2020 г. в 00-30 (МСК), поставлены на простой в период с 08.09.2020 г. по 15.09.2020 г.;
Станцией Мылки оформлены акты общей формы от 08.09.2020 г. N 3416, от 08.09.2020 г. N 3421, от 08.09.2020 г. N 3425, от 09.09.2020 г. N 3435, от 09.09.2020 г. N 3437, от 09.09.2020 г. N 3440, от 09.09.2020 г. N 3442, от 10.09.2020 г. N 3451, от 13.09.2020 г. N 3510, от 14.09.2020 г. N 3525, от 14.09.2020 г. N 3526, от 14.09.2020 г. N 3532, от 14.09.2020 г. N 3535, от 15.09.2020 г. N 3539 по факту задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования станции по причине ожидания подачи к фронту выгрузки грузополучателя ООО "ПрофКонсалтИнвест" по причинам, зависящим от грузополучателя - занятость фронта выгрузки. Данные акты подписаны без возражений представителем грузополучателя.
За период задержки вагонов на железнодорожной станции Мылки была начислена плата за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования, накопительные ведомости N N 700133, 700134, 700135, 700136, 700152, 700153, 700155 подписаны без возражений, оплачены в полном объеме ООО "ПрофКонсалтИнвест". Тем самым согласился с фактом, что задержка вагонов произошла по его вине.
1.м. N N ЭЙ902170, ЭЙ902692 согласно отметок, проставленным в железнодорожных накладных, срок доставки истекал 13.09.2020 г., печати станции назначения Мылки фиксируют, что подвижной состав прибыл на станцию назначения 08.09.2020 г. в 17-56 (МСК), уведомление грузополучателя о прибытии груза - 08.09.2020 г. в 18-10 (МСК), поставлены на простой в период с 09.09.2020 г. по 15.09.2020 г.;
Станцией Мылки оформлены акты общей формы от 09.09.2020 г. N 3437, от 09.09.2020 г. N 3440, от 09.09.2020 г. N 3442, от 10.09.2020 г. N 3451, от 13.09.2020 г. N 3510, от 14.09.2020 г. N 3525, от 14.09.2020 г. N 3526, от 14.09.2020 г. N 3532, от 14.09.2020 г. N 3535, от 15.09.2020 г. N 3539 по факту задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования станции по причине ожидания подачи к фронту выгрузки грузополучателя ООО "ПрофКонсалтИнвест" по причинам, зависящим от грузополучателя - занятость фронта выгрузки. Данные акты подписаны без возражений представителем грузополучателя.
За период задержки вагонов на железнодорожной станции Мылки была начислена плата за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования, накопительные ведомости N N 700135, 700136, 700152, 700153, 700155 подписаны без возражений, оплачены в полном объеме ООО "ПрофКонсалтИнвест". Тем самым согласился с фактом, что задержка вагонов произошла по его вине.
1.н. N ЭК734586 согласно отметок, проставленным в железнодорожной накладной, срок доставки истекал 15.09.2020 г., печати станции назначения Мылки фиксируют, что подвижной состав прибыл на станцию назначения 09.09.2020 г. в 22-11 (МСК), уведомление грузополучателя о прибытии груза - 09.09.2020 г. в 22-30 (МСК), поставлен на простой в период с 10.09.2020 г. по 17.09.2020 г.;
Станцией Мылки оформлены акты общей формы от 10.09.2020 г. N 3444, от 10.09.2020 г. N 3455, от 13.09.2020 г. N 3510, от 14.09.2020 г. N 3525, от 14.09.2020 г. N 3526, от 14.09.2020 г. N 3532, от 14.09.2020 г. N 3535, от 15.09.2020 г. N 3539, от 16.09.2020 г. N 3563, от 17.09.2020 г. N 3566 по факту задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования станции по причине ожидания подачи к фронту выгрузки грузополучателя ООО "ПрофКонсалтИнвест" по причинам, зависящим от грузополучателя - занятость фронта выгрузки. Данные акты подписаны без возражений представителем грузополучателя.
За период задержки вагонов на железнодорожной станции Мылки была начислена плата за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования, накопительные ведомости N N 700137, 700152, 700153, 700155, 700151 подписаны без возражений, оплачены в полном объеме ООО "ПрофКонсалтИнвест". Тем самым согласился с фактом, что задержка вагонов произошла по его вине.
1.о. N N ЭК734784, ЭК734852 согласно отметок, проставленным в железнодорожных накладных, срок доставки истекал 15.09.2020 г., печати станции назначения Мылки фиксируют, что подвижной состав прибыл на станцию назначения 09.09.2020 г. в 22-11 (МСК), уведомление грузополучателя о прибытии груза - 09.09.2020 г. в 22-30 (МСК), поставлен на простой в период с 10.09.2020 г. по 15.09.2020;
Станцией Мылки оформлены акты общей формы от 10.09.2020 г. N 3444, от 10.09.2020 г. N 3455, от 13.09.2020 г. N 3510, от 14.09.2020 г. N 3525, от 14.09.2020 г. N 3526, от 14.09.2020 г. N 3532, от 14.09.2020 г. N 3535, от 15.09.2020 г. N 3539 по факту задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования станции по причине ожидания подачи к фронту выгрузки грузополучателя ООО "ПрофКонсалтИнвест" по причинам, зависящим от грузополучателя - занятость фронта выгрузки. Данные акты подписаны без возражений представителем грузополучателя.
За период задержки вагонов на железнодорожной станции Мылки была начислена плата за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования, накопительные ведомости N N 700137, 700152, 700153, 700155 подписаны без возражений, оплачены в полном объеме ООО "ПрофКонсалтИнвест". Тем самым согласился с фактом, что задержка вагонов произошла по его вине.
1.п. N N ЭЙ407322, ЭК734951 согласно отметок, проставленным в железнодорожных накладных, сроки доставки истекали 12.09.2020 г. и 15.09.2020 г., печати станции назначения Мылки фиксируют, что подвижной состав прибыл на станцию назначения 11.09.2020 г. в 01-13 (МСК), уведомление грузополучателя о прибытии груза - 11.09.2020 г. в 01-30 (МСК), поставлен на простой в период с 13.09.2020 г. по 15.09.2020 г.;
Станцией Мылки оформлены акты общей формы от 13.09.2020 г. N 3510, от 14.09.2020 г. N 3525, от 14.09.2020 г. N 3526, от 14.09.2020 г. N 3532, от 14.09.2020 г. N 3535, от 15.09.2020 г. N 3539 по факту задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования станции по причине ожидания подачи к фронту выгрузки грузополучателя ООО "ПрофКонсалтИнвест" по причинам, зависящим от грузополучателя - занятость фронта выгрузки. Данные акты подписаны без возражений представителем грузополучателя.
За период задержки вагонов на железнодорожной станции Мылки была начислена плата за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования, накопительные ведомости N N 700152, 700153, 700155 подписаны без возражений, оплачены в полном объеме ООО "ПрофКонсалтИнвест". Тем самым согласился с фактом, что задержка вагонов произошла по его вине.
Таким образом, просрочка доставки по всем вышеуказанным железнодорожным накладным отсутствует, пени в размере 2 308 330,28 руб. заявлены необоснованно.
Судом дана неверная оценка и не принят довод ответчика о наличии оснований для продления срока доставки груза в связи с задержкой в пути следования, связанной с оформлением и исправлением коммерческой неисправности вагона (пункт 6.2 Правил N 245).
Оспаривая сумма по данному доводу составляет - 170 582,50 руб.
Согласно п. 6.2 Правил N 245, сроки доставки грузов, порожних вагонов увеличиваются на все время задержки в случаях задержки грузов в пути следования для исправления погрузки, устранения перегруза грузов или устранения коммерческих неисправностей вагонов, контейнеров, допущенных грузоотправителем.
В соответствии со ст. 20 Устава железнодорожного транспорта РФ (далее - УЖТ РФ) пригодность в коммерческом отношении вагонов, контейнеров (состояние грузовых отсеков вагонов, контейнеров, пригодных для перевозки конкретного груза, отсутствие внутри вагонов, контейнеров постороннего запаха, других неблагоприятных факторов, за исключением последствий атмосферных осадков в открытых вагонах, а также особенности внутренних конструкций кузовов вагонов, контейнеров, влияющие на состояние грузов при погрузке, выгрузке и перевозке) для перевозки указанного груза определяется в отношении:
вагонов - грузоотправителями, если погрузка обеспечивается ими, или перевозчиком, если погрузка обеспечивается им;
контейнеров - грузоотправителями.
По железнодорожной накладной N ЭЗ595777 вагон N 64300767 в пути следования на станции Челябинск-Главный ЮУР ж.д. при помощи системы визуального контроля АСКО ПВ было выявлено, что погрузка в вагоне ниже верхней обвязки полувагона. С обоих торцов щиты ограждения покошены. Погрузка на вагон произведена силами отправителя.
Факт обнаружения коммерческой неисправности подтверждается выпиской из книги формы ГУ-98 (Книга регистрации коммерческой неисправности вагонов в поездах в пунктах коммерческого осмотра)
Вагоны отцеплены для устранения коммерческой неисправности, оформлены акты общей формы N N 80000-2-Г/11851 от 17.07.2020 г., 80000-4-Д/1010 от 17.07.2020 г., на начало и окончание задержки, связанной с выявлением и устранением коммерческих неисправностей вагонов (код 9219011).
Время устранения неисправности подтверждается прилагаемой книгой учета времени нахождения вагонов под исправлением коммерческих неисправностей формы ГУ-115.
В пути следования на железнодорожной станции Иркутск-Сортировочный ВСБ ж.д. при помощи системы визуального контроля АСКО ПВ было выявлено, что на вагоне погрузка за торцевыми стенами и деревянными оградительными щитами ниже верхнего обвязочного пояса полувагона. Сдвиг груза на восток на 300 мм. С восточного торца излом торцевого щита, с западного торца торцевой деревянный щит отошел от нижнего скрепляющего бруска. Погрузка на вагон произведена силами отправителя.
Факт обнаружения коммерческой неисправности подтверждается выпиской из книги формы ГУ-98 (Книга регистрации коммерческих неисправностей вагонов в поездах в пунктах коммерческого осмотра).
Вагон отцеплен для устранения коммерческой неисправности, оформлены акты общей формы от 22.07.2020 г. N 93000-4-П/7601, от 22.07.2020 г. N 39113, от 25.07.2020 г. N 39679, от 01.08.2020 г. N 41244, от 05.08.2020 г. N 42165, на начало и окончание задержки, связанной с выявлением и устранением коммерческой неисправности вагона (код 5991023).
Время устранения неисправности подтверждается прилагаемой книгой учета времени нахождения вагонов под исправлением коммерческих неисправностей формы ГУ-115.
Станцией назначения Мылки ДВС ж.д. на основании актов общей формы, составленных попутными станциями отцепки, оформлен акт общей формы от 15.08.2020 г. N 2923, согласно которым срок доставки увеличен на 16 суток, о чем сделаны отметки в накладной.
В соответствии со статьей 20 Устава железнодорожного транспорта пригодность в коммерческом отношении вагонов определяется грузоотправителями. Размещение и крепление грузов осуществляется в соответствии с требованиями технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах.
В силу положений статьи 24 Устава железнодорожного транспорта необходимые для погрузки, крепления и перевозки грузов, оборудование, материалы и иные приспособления предоставляются грузоотправителями. Установка при погрузке приспособлений для размещения и крепления грузов осуществляется грузоотправителями, грузополучателями или перевозчиком, в зависимости от того, кем осуществляется погрузка и выгрузка.
В соответствии с железнодорожной накладной, в строке "Сведения о грузе", указано, что погрузка на вагон осуществлена средствами отправителя, а вагон, не принадлежат перевозчику.
Таким образом, ответственность за коммерческую неисправность, обнаруженную в процессе перевозки по указанной накладной в силу норм Устава железнодорожного транспорта, лежит на грузоотправителе.
Грузоотправителем и, как следствие, лицом, допустившим коммерческую неисправность, является сам истец, в связи с чем предъявление настоящего иска, помимо отсутствия вышеуказанных оснований для его удовлетворения, является злоупотреблением правом (ст.10 ГК РФ).
Судом дана неверная оценка и не принят довод ответчика о наличии оснований для продления срока доставки груза в связи с задержкой в пути следования, связанной с оформлением и исправлением технической неисправности вагона (пункт 6.3 Правил N 245).
Оспаривая сумма по данному доводу составляет - 63 099,72 руб.
Пунктом 6.3 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов, утвержденных приказом Минтранса РФ от 07.08.201 г. N 245 предусмотрено, что срок доставки увеличивается на все время задержки вагонов в пути следования, связанной с оформлением и исправлением обнаруженной технической неисправности, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам.
Ответственность за техническое состояние вагонов возложена на собственника вагонов, на вагоноремонтное предприятие, проводившее некачественный предыдущий ремонт.
Вагон N 62606058 принят к перевозке по железнодорожной накладной N ЭЖ746140 со станции отправления Трубная Приволжской ж.д. до станции назначения Хабаровск 2 Дальневосточной ж.д.
В пути следования спорный вагон был задержан на железнодорожной станции Иркутск-Сортировочный Восточно-Сибирской ж.д. по причине исправления технической неисправности.
На отцепленный по станции Иркутск-Сортировочный Восточно-Сибирской ж.д. по технической неисправности вагон были оформлены акты общей формы от 20.07.2020 г. N 38491, от 27.07.2020 г. N 39085, на начало и окончание задержки, связанной с выявлением и устранением технической неисправности вагона (код 102 - тонкий гребень; вид - эксплуатационная), что подтверждается уведомлениями формы ВУ-23 на ремонт вагона (N 733) и формы ВУ-36 на прием вагона из текущего ремонта (N 370), одновременно с этим оформлены: дефектная ведомость, расчетно-дефектная ведомость, акт выполненных работ, акт браковки запасных частей, справка о выполненных ремонтах.
Ремонтные работы по устранению неисправностей проведены в эксплуатационном вагонном депо Иркутск-Сортировочный-СП Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры на основании договора от 01.01.2016 г. N Д70дВ/ВСДИ/15. Акт о выполненных работах от 22.07.2020 г. N 1398 по текущему отцепочному ремонту вагона подписан представителем заказчика.
Факт нахождения вагона в ремонте подтверждается справкой ИВЦ ЖА 2612.
Станцией назначения Хабаровск 2 Дальневосточной ж.д. на основании актов общей формы, составленных станцией отцепки, оформлен акт общей формы от 08.08.2020 г. N 7/13263, согласно которому срок доставки увеличен на 3 суток, о чем сделана отметка в накладной.
В соответствии с Классификатором основных неисправностей грузовых вагонов (КЖА 2005 04) неисправность - тонкий гребень (код 102) относится к эксплуатационным - неисправностям, вызванным естественным износом деталей и узлов вагона в процессе его эксплуатации или произошедшая по причинам, не связанным с низким качеством изготовления или планового ремонта вагона.
Эксплуатационная неисправность является по своей природе, причине образования вызванной естественным износом в процессе обычной "работы" вагона при его перемещении в пространстве по железной дороге и не связана с качеством изготовления вагона, его ремонта или подготовки вагона на пунктах технического обслуживания - ПТО (Временный регламент ведения рекламационно-претензионной работы в вагонном хозяйстве N 1085/ЦДИ-2011 от 25.07.2011, Приложение N 2).
Статья 20 УЖТ РФ устанавливает, что техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик, он же обязан подавать под погрузку исправные, годные для перевозки конкретных грузов вагоны. Ответственными за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава являются владельцы железнодорожного подвижного состава, работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие (пункт 1 приложения N 5 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.12.2010 N 286).
В соответствии с пунктом 30 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации не допускается подача под погрузку грузов неисправных вагонов и без предъявления их к техническому обслуживанию. О признании их годными должна быть произведена запись в специальном журнале.
Ответчиком в материалы дела представлена выписка из Книги предъявления вагонов грузового парка к техническому и коммерческому осмотру перед погрузкой по форме ВУ-14, согласно которой вагон работником вагонного хозяйства признан годным под погрузку в техническом отношении, о чем проставлена соответствующая отметка. Следовательно, принятие ответчиком вагонов к перевозке без замечаний означает факт отсутствия неисправности на начало перевозки, а не устанавливает вину перевозчика в возникновении технической неисправности.
Доказательств того, что выявленная впоследствии техническая неисправность имела явный характер, могла и должна была быть выявлена перевозчиком при соответствующем осмотре при принятии вагона, в материалы дела истцом представлены не были.
При таких обстоятельствах общая сумма, не подлежащая удовлетворению требований, составляет 2 542 012,50 руб.
Учитывая, что истцом решение суда не оспаривается, суд апелляционной инстанции считает необходимым в собственных расчетах придерживаться примененной судом первой инстанции ст.333 ГК РФ, что в процентном соотношении составляет 20%.
В этой связи правомерно предъявленная истцом сумма исковых требований в размере 437 747,68 руб. подлежит уменьшению на 20% примененной судом первой инстанции ст.333 ГК РФ, и составляет в денежном выражении 350 198,14 руб.
Госпошлина, приходящаяся на уменьшение исковых требований в суде первой инстанции, подлежит возврату истцу из бюджета в сумме 1 755 руб. (ст.ст. 333.22, 333.40 НК РФ), в остальном расходы сторон по оплате госпошлины распределяются пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований без учета применения ст.333 ГК РФ, в результате чего с ответчика в пользу истца следует взыскать 3 009 руб. (ст.110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи ст.270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 05 июля 2021 года по делу N А40-16228/21 изменить. Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в пользу ООО "Трубопроводные покрытия и технологии" 350 198 руб. 14 коп. - пени, 3 009 руб. - в возмещение расходов по оплате госпошлины, в остальной части иска отказать.
Возвратить ООО "Трубопроводные покрытия и технологии" 1 755 руб. - госпошлины, уплаченной по платежному поручению N 78 от 15.01.2021, из федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Р. Валиев |
Судьи |
Е.А. Птанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-16228/2021
Истец: ООО "ТРУБОПРОВОДНЫЕ ПОКРЫТИЯ И ТЕХНОЛОГИИ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"