г. Пермь |
|
14 сентября 2021 г. |
Дело N А60-17199/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 сентября 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Назаровой В.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шималиной Т.В.
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку представителей не обеспечили,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации,
на определение Арбитражного суда Свердловской области
от 30 июня 2021 года об отказе в удовлетворении заявления об изменении порядка и способа исполнения решения по делу N А60-17199/2020
по иску муниципального унитарного предприятия Талицкого городского округа
"Единая управляющая компания ТГО" (ОГРН 1156633000743, ИНН 6633023599)
к Российской Федерации в лице Территориального управления федерального агентства по управлению Государственным имуществом в Свердловской области (ОГРН 1096670022107, ИНН 6670262066)
о взыскании задолженности за содержание общего имущества многоквартирного дома, неустойки,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие Талицкого городского округа "Единая управляющая компания ТГО" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области к Российской Федерации в лице Территориального управления федерального агентства по управлению Государственным имуществом в Свердловской области с требованием о взыскании 74438 руб.39 коп., из которых 71967,84 руб. долг за период с 01.09.19 по 29.02.2020, 2470,55 руб. пени, с продолжением их начисления по день фактической оплаты долга.
Решением суда первой инстанции от 31.08.2020 исковые требования удовлетворены. Решено взыскать с Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области за счет казны Российской Федерации в пользу Муниципального унитарного предприятия Талицкого городского округа "Единая управляющая компания ТГО" долг в размере 71967 руб. 84 коп. за период с 01.09.2019 по 29.02.2020 и неустойку, начисленную за период с 11.09.2019 по 31.03.2020 в сумме 1569 руб. 17 коп., а также 2897 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, понесенных при подаче иска.
29.10.2020 решение вступило в законную силу.
11.03.2021 арбитражным судом выдан исполнительный лист серии ФС 034232738, который 21.04.2021 поступил на исполнение в Минфин России (вх. N 4019112).
02.06.2021 года поступило заявление Министерства финансов Российской Федерации об изменении порядка и способа исполнения судебного акта по делу N А60-17199/2020.
Министерство финансов Российской Федерации с принятым определением не согласно, обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить. В апелляционной жалобе заявитель приводит доводы о том, что расходы на содержание имущества должно нести Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Свердловской области, как орган государственной власти, осуществляющий в отношении данного имущества полномочия собственника. Считает, что исполнение решения Арбитражного суда Свердловской области от 31.08.2020 по настоящему делу должно осуществляться территориальным органом Федерального казначейства по месту открытия должнику (Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом Свердловской области) как получателю средств федерального бюджета лицевого счета в порядке, установленном пунктом 1 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом положений пункта 11 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. 266, 268 АПК РФ.
Как установил суд первой инстанции, указание в решении суда на взыскание денежных средств с Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области за счет казны Российской Федерации не является препятствием для его исполнения соответствующим органом Федерального казначейства и не изменяет порядок исполнения судебных актов, предусмотренный нормами статьи 242.3 БК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из решения Арбитражного суда Свердловской области от 31.08.2020 по настоящему делу, в пользу истца взысканы расходы за оплату жилищных услуг.
Вместе с тем Правовой департамент Министерства финансов Российской Федерации полагает, что при разрешении вопроса о взыскании суммы задолженности с Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Свердловской области судом неверно определен порядок исполнения решения Арбитражного суда Свердловской области от 31.08.2020 по делу N А60- 17199/2020, а именно: определено, что взыскание суммы задолженности должно быть произведено за счет средств казны Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 242.2 БК РФ предусмотрено, что исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета) возложено на Министерство финансов Российской Федерации.
Вместе с тем статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу положений статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В соответствии с пунктом 1 статьи 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Согласно статье 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Как предусмотрено пунктами 5.2, 5.3, 5.47 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество): осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности; осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества; осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Росимущества, его территориальных органов и подведомственных учреждений, и финансовое обеспечение возложенных на Росимущество функций.
В силу пункта 4 Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с пунктом 5 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете.
Поскольку судебные акты по искам к Российской Федерации о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета) в силу положений статей 165, 242.2 БК РФ исполняет только Минфин России, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год Минфину России ежегодно предусматриваются бюджетные ассигнования на исполнение судебных актов о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации. В то же время федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующие финансовые годы Росимуществу на содержание имущества, принадлежащего Российской Федерации, предусмотрены бюджетные ассигнования.
Согласно пункту 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 13) положения главы 24.1 БК РФ разграничивают полномочия органов, исполняющих судебные акты об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и устанавливают различный порядок их исполнения.
Органы Федерального казначейства наделены полномочиями по организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих взыскание денежных средств с казенных учреждений, имеющих лицевые счета в органах Федерального казначейства, и с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся указанные юридические лица, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенным учреждениям для исполнения их денежных обязательств (пункт 7 статьи 161 БК РФ), - за счет средств соответствующего бюджета (статьи 242.3 - 242.6 БК РФ).
Имущественные требования подлежат удовлетворению с выступающих самостоятельно в суде в качестве ответчиков казенных учреждений, осуществляющих свою деятельность за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивающих исполнение денежных обязательств (пункты 2, 8, 9 статьи 161 БК РФ), а также с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся эти учреждения, поэтому в резолютивной части судебных актов не содержится указания о взыскании денежных сумм за счет казны публично-правового образования.
Пунктом 19 постановления Пленума ВС РФ N 13 разъяснено, что судам следует иметь в виду, что исходя из определений понятий "денежные обязательства" и "получатель бюджетных средств", приведенных в статье 6 БК РФ, к числу денежных обязательств казенных учреждений, исполнение которых осуществляется в порядке, установленном статьями 242.3 - 242.6 БК РФ, относятся в том числе их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения.
В связи с этим в указанном порядке, в частности, производится исполнение судебных актов о взыскании с казенного учреждения денежных средств по государственным (муниципальным) контрактам, неосновательного обогащения, о возврате излишне уплаченных платежей по сделкам или в силу закона. Заключение государственного (муниципального) контракта или иной гражданско-правовой сделки казенным учреждением не влечет взыскания образовавшейся задолженности за счет казны публично-правового образования, поскольку казенные учреждения, являясь юридическими лицами и выступая в суде в качестве истца и ответчика, отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами и обеспечивают исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с БК РФ (пункт 1, подпункт 8 пункта 3 статьи 50, пункт 4 статьи 123.22 ГК РФ, пункты 8, 9 статьи 161 БК РФ).
Правила статьи 161 БК РФ, регламентирующие правовое положение казенных учреждений, согласно пункту 11 указанной статьи распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов, поэтому исполнение исполнительных документов по денежным обязательствам этих органов также осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24.1 БК РФ.
Таким образом, расходы на содержание имущества должно нести Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Свердловской области, как орган государственной власти, осуществляющий в отношении данного имущества полномочия собственника.
Таким образом, исполнение решения Арбитражного суда Свердловской области от 31.08.2020 по делу N А60-17199/2020 должно осуществляться не Минфином России за счет средств казны Российской Федерации в порядке статьи 242.2 БК РФ, а территориальным органом Федерального казначейства по месту открытия должнику Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области как получателю средств федерального бюджета лицевого счета за счет средств федерального бюджета, выделяемых Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области на реализацию полномочий, в порядке, установленном пунктом 1 статьи 242.3 БК РФ с учетом положений пункта 11 статьи 161 БК РФ.
Принимая во внимание вышеизложенное определение суда первой инстанции подлежит отмене (часть 3 статьи 270 АПК РФ), а апелляционная жалоба и заявление Минфина России - удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 270, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Свердловской области от 30 июня 2021 года по делу N А60-17199/2020 отменить.
Изменить способ и порядок исполнения решения Арбитражного суда Свердловской области от 30 июня 2021 года по делу N А60-17199/2020 путем исполнения решения за счет средств федерального бюджета, выделяемых Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом Свердловской области на реализацию полномочий.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
В.Ю. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-17199/2020
Истец: МУП ТАЛИЦКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ЕДИНАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ТГО"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Министерство финансов РФ в лице Управление федерального казначейства по Свердловской области, Министерство финансов РФ, Минфин Свердловской области