г. Москва |
|
13 сентября 2021 г. |
Дело N А41-10621/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкиной В.Н.,
судей Виткаловой Е.Н., Коновалова С.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Исаченковой А.А.,
при участии в заседании представителей:
от ООО "Герат": Гандзиошен А.В. представитель на основании ордера N 000046 от 06.09.2021;
от Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области: Ермоленко С.В., представитель по доверенности от 10.12.2020;
от Министерства имущественных отношений Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 25.06.2021 по делу N А41-10621/21 об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью " Герат " обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области с требованиями:
признать незаконным решение администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области от 09.12.2020 N Р001-9565161953-39801250 об отказе в предоставлении ООО "Герат" в собственность за плату без проведения торгов земельного участка из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения под размещение торгово- строительной базы, площадью 5000 кв.м, кадастровый номер 50:05:0120144:65, по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, г.п. Скоропусковской, в рне Маньковского перекрестка с правой стороны по Угличскому шоссе, западная часть кадастрового квартала 50:05:0120144.
обязать администрацию Сергиево-Посадского городского округа Московской области заключить с ООО "Герат" договор купли-продажи без проведения торгов земельного участка из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения под размещение торгово-строительной базы, площадью 5000 кв.м, кадастровый номер 50:05:0120144:65, по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, г.п. Скоропусковской, в р-не Маньковского перекрестка с правой стороны по Угличскому шоссе, западная часть кадастрового квартала 50:05:0120144.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25.06.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Администрация Сергиево-Посадского городского округа Московской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на отсутствие согласования уполномоченного органа на размещение объекта, необходимого в соответствии с положениями ст. ст. 3, 11, 26 Федерального закона от 08.11.2997 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а требованиями п. 3 Указа Президента РФ от 27.06.1998 N 727 "О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования".
Представитель Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции.
Представитель общества с ограниченной ответственностью " Герат " возражал против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в письменных пояснениях, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что обжалуемое решение отмене не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Герат" на праве собственности принадлежат нежилые здания с кадастровыми номерами 50:05:0120144:145, 50:05:0120144:146, 50:05:0120144:147.
Данные нежилые здания расположены на земельном участке с кадастровым номером 50:05:0120144:65.
ООО "Герат" обратилось в Администрацию Сергиево-Посадского городского округа Московской области с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:05:0120144:65 в собственность за плату без проведения торгов.
Решением от 09.12.2020 N Р001-9565161953-39801250 Администрация Сергиево- Посадского городского округа Московской области отказала в предоставлении услуги "предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов" в виду того, что установленный вид разрешенного использования земельного участка, не соответствует его фактическому использованию.
Считая отказ Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области с незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд Московской области.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ по изложенным в нем основаниям (установленный вид разрешенного использования земельного участка, не соответствует его фактическому использованию) не соответствует действительности.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Подпунктом 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья 39.2 ЗК РФ).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов. В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно части 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка (часть 6 статьи 39.17 ЗК РФ).
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. К основаниям для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, относятся следующие случаи: если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; либо указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; либо предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается; либо границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Отказывая Обществу в предоставлении в собственность участка, Администрация указала, что как следует из пункта 1.2. договора аренды земельного участка от 01.04.2010 N ДЗ-215 участок был предоставлен для определенных целей - "размещение торгово-строительной базы".
Согласно выписке от 22.10.2020 N 99/2020/355397154 из ЕГРН на объект недвижимости с кадастровым номером 50:05:0120144:65, полученной администрацией городского округа в рамках межведомственного информационного взаимодействия, установленный вид разрешенного использования (далее - ВРИ) участка - "под размещение торгово-строительной базы". Для данных целей наиболее соответствует установленный Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 (далее -Классификатор), ВРИ "магазины", содержание которого предусматривает размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м.
В соответствии с ЕГРН от 22.10.2020 на объект недвижимости с кадастровым номером 50:05:0120144:147, от 24.10.2020 на объект недвижимости с кадастровым номером 50:05:0120144:146, от 21.10.2020 на объект недвижимости с кадастровым номером 50:05:0120144:145, в границах участка расположены соответственно: нежилое здание "Склад N 1", площадью 996,4 кв.м, количество этажей - 1; нежилое здание "Склад N 2", площадью 996,4 кв.м, количество этажей - 1; нежилое здание "Склад N 3", площадью 996,4 кв.м, количество этажей -1, (далее - ОКСы), находящиеся в собственности ООО "Герат".
Данные ОКСы построены и сданы в эксплуатацию в соответствии с разрешительной документацией. Однако, содержащийся в Классификаторе ВРИ "склады", наиболее соответствующий функциональному на назначению ОКСов, предусматривает размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов.
Наличие складских зданий в границах Участка также подтверждается актом обследования от 29.10.2020 N 858 органом муниципального контроля земельного участка с материалам фотофиксации.
С учетом основного принципа земельного законодательства, регламентируемого статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации - принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, ВРИ земельного участка и ОКСов, находящихся в его границах, должны соответствовать. Таким образом, установленный ВРИ Участка не соответствует его фактическому использованию.
Между тем, как установлено судом первой инстанции, согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 50:05:0120144:65 относится к категории - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, имеет вид разрешенного использование - под размещение торгово-строительной базы.
В материалах дела имеется акт осмотра земельного участка с кадастровым номером 50:05:0120144:65, согласно которому установлено, что в границах земельного участка располагаются объекты недвижимости:
здание (здание склада N 3) с кадастровым номером 50:05:0120144:145 общей площадью 996,4 кв.м;
здание (здание склада N 2) с кадастровым номером 50:05:0120144:146 общей площадью 996,4 кв.м;
здание (здание склада N 1) с кадастровым номером 50:05:0120144:147 общей площадью 996,4 кв.м;
В разрешениях на строительство объектов, а также в разрешениях на ввод указанных зданий в эксплуатацию, в наименованиях объекта капитального строительства указано : торгово-строительная база: задние склада.
Согласно Приказу Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" вид разрешенного использования земельного участка - склад - включает в себя размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов.
Таким образом, суд приходит к выводу, что использование земельного участка "склады" допускается при виде разрешенного использования "для торгово-строительной базы" исходя из того, что цель использования испрашиваемого земельного участка не противоречит разрешенному использованию.
Доказательств того, что фактическое использование земельного участка не соответствует требованиям документам градостроительного зонирования и планирования, опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, администрацией не представлены.
Таким образом, вывод оспариваемого отказа о том, что установленный вид разрешенного использования земельного участка, не соответствует его фактическому использованию не соответствует действительности.
Сведений о том, что данный земельный участок земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о проведении аукциона, изъят из оборота или ограничен в обороте, заинтересованным лицом суду не представлены.
В соответствии со ст. 55.24 ГК РФ эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением). Эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.
В целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и /или подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных (пп. 6 п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"). Сеть инженерно-технического обеспечения - совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений (пп. 20 п. 2 ст. 2 Технического регламента).
Техническим регламентом не устанавливается нормативная величина земельного участка, необходимого для эксплуатации здания.
Статья 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N90 -ФЗ устанавливает предельные предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Так, максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.
В соответствии с правилами землепользования и застройки (части территории) Сергиево-Посадского городского округаМосковской области, утверждёнными Решением Совета Депутатов Сергиево-Посадского городского округа Московской области от 19.12.2019 N 13/14-МЗ, на земельном участке с разрешенным использованием: "склад" максимальный процент застройки, в том числе в зависимости от количества надземных этажей составляет 60%, а минимальный отступ определен в 3 м.
Судом первой инстанции установлено, что площадь испрашиваемого участка составляет 5000кв.м, площадь застройки - 2989,2 кв.м, что не противоречит вышеуказанным ПЗЗ.
С учетом изложенного, решение от 09.12.2020 N Р001-9565161953-39801250 Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области об отказе в предоставлении услуги "предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов" правомерно признано судом первой инстанции незаконным.
Согласно части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться, в том числе указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
При данных обстоятельствах суд первой инстанции признал надлежащим заявленный способ восстановления нарушенного права ООО "Герат", а именно возложение на администрацию заключить с ООО "Герат" договор купли-продажи на земельный участок с кадастровым номером 50:05:0120144:65.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 25.06.2021 по делу N А41- 10621/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
Е.Н.Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-10621/2021
Истец: ООО "ГЕРАТ"
Ответчик: Администрация Сергиево-Посадского городского округа Московской области
Третье лицо: Министерство имущественных отношенийМосковской области, АДМИНИСТРАЦИЯ СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ