г. Москва |
|
13 сентября 2021 г. |
Дело N А40-72317/21 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи О.С. Суминой,
рассмотрев апелляционную жалобу АО "Информтехника и промсвязь" на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.07.2021 по делу N А40-72317/21, в порядке упрощенного производства, по заявлению АО "Информтехника и промсвязь" (ИНН: 7720251459) к ИФНС N 8 по г. Москве о признании незаконным и отмене постановления,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
АО "Информтехника и промсвязь" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании постановления ИФНС России N 8 по г.Москве (далее - ответчик, инспекция) от 19.02.2021 N 77082103600046900003.
Решением от 06.07.2021 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленного требования.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 272.1 АПК РФ. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, оспариваемым постановлением заявитель привлечен к административной ответственности по ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в суд.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме на основании части 7 статьи 210 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении составлен, а оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами административного органа.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, ответчиком также соблюден.
Как следует из материалов дела, АО "Информтехника и Промсвязь" 24.01.2020 г. представило отчет по счету, открытому в банке, расположенном за пределами РФ, именно по счету N 20296840004789238001 открытому в банке "OCHIQ AKSIYADORLIK INNOVATSIYA TIJORAT BANKI "BANK IPAK YOU" YAKKASAROY FILIAL", Узбекистан, за 4 квартал 2019 г.
В соответствии с ч. 7 ст. 12 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ (далее - Закон N 173-ФЗ), резиденты представляют налоговым органом по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных финансовых активов по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ, с подтверждающими документами в порядке, устанавливаемом Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ.
Правила предоставления юридическими лицами-резидентами и индивидуальными предпринимателями-резидентами налоговым органом отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ установлена Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 N 819 "Об утверждении правил представления юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами налоговым органом отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ" (Далее - Постановление N 819).
В соответствии с п. 7 Постановления N 819 подтверждающие банковские документы представляются в той форме, в которой представляется отчет (на бумажном носителе в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии либо в электронной форме). К документам, составленным на иностранном языке, прилагается перевод на русский язык, надлежащим образом заверенный в соответствии с требованиями законодательства РФ.
В соответствии с приказом Росстандарта от 17.10.2003 N 1185-ст. "Об утверждении национального стандарта" ГОСТ Р 7.0.8-2013 заверенная копия документа, на которой в соответствии с установленным порядком проставлены реквизиты, обеспечивающие ее юридическую значимость.
С 01.07.2018 г. введен в действие Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 7,0,97-2016 в котором указано, что отметка о заверении копии проставляется под реквизитом "Подпись" и включает: слово "Верно"; наименование должности лица, заверившего копию; его собственноручную подпись; расшифровку подписи (инициалы, фамилию); дату заверения копии. Кроме того, также указано, что, если копия выдается для представления в другую организацию, отметка о заверении копии дополняется надписью о месте хранения документа, с которого была изготовлена копия ("Подлинник документа находится в (наименование организации) в деле N...за...год") и заверяется печатью организации.
Из анализа представленных документов установлено, что имелись обязательные реквизиты: печать, подпись уполномоченного лица, а также фамилия, инициалы и должность.
Однако в документах отсутствовали реквизиты: дата, "Верно", а также место хранения подлинника.
АО "Информтехника и Промсвязь" представило отчет о движении средств по счету (вкладу) в банке за пределами территории РФ, а именно по счету N 20296840004789238001 открытому в банке "OCHIQ AKSIYADORLIK INNOVATSIYA TIJORAT BANKI "BANK IPAK YOLI" YAKKASAROY FILIAL", Узбекистан, за 4 квартал 2019 г. с ненадлежащим образом заверенными копиями подтверждающих документов.
24.01.2020 г. Общество совершило административное правонарушение, выразившееся в несоблюдении установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ и (или) подтверждающих документов, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
Таким образом, АО "Информтехника и Промсвязь" предоставив ненадлежащим образом заверенные копии подтверждающих документов в соответствии с требованиями законодательства РФ, нарушило положения ч.7 статьи 12 Закона N 173-ФЗ.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП России за несоблюдение установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих документов), установлена административная ответственность.
При этом, в соответствии со ст. 1.2 КоАП России, задачами административного законодательства является охрана установленного порядка осуществления государственной власти, защита законных экономических интересов государства от административных правонарушений.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП России административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законом субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Определяя виновность Общества, следует отметить, что у него имелась возможность соблюдения положений валютного законодательства РФ. Вступая в правоотношения, регулируемые валютным законодательством РФ АО "Информтехника и Промсвязь" должно было не только знать о существовании обязанностей, установленных валютным законодательством РФ, но, и обязано было обеспечить их выполнение, т.е., соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строго соблюдения требований закона.
Доводы Общества о том, что ими были приняты все зависящие от них меры, подлежат отклонению, исходя из следующего.
Вступая в правоотношения, регулируемые валютным законодательством Российской Федерации, Общество должно было не только знать о существовании обязанностей, установленных валютным законодательством Российской Федерации, но и обязано было обеспечить их выполнение.
Доказательства наличия объективных обстоятельств, препятствовавших соблюдению обществом норм валютного законодательства Российской Федерации, а также свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по недопущению нарушению, в материалах дела отсутствуют.
Наличие в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушению полностью доказано.
Обстоятельств, исключающих в отношении Общества производство по делу административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ) не выявлено.
Наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения Общества к административной ответственности Инспекцией соблюдены, размер ответственности административным органом определен с учетом правил, определенных ст. 4.1 КоАП РФ, основания для применения ст. 2.9 КоАП РФ и оценки допущенного Обществом правонарушения, как малозначительного с учетом положений п.п. 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 отсутствуют.
Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, Инспекцией соблюдены.
В соответствии с ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, не уведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) - резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги либо передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных указанным внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов - влекут наложение административного штрафа юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Пунктом 7 статьи 12 Закона N 173-ФЗ установлено, что резиденты, за исключением физических лиц - резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях, представляют налоговым органом по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Согласно пунктам 3 и 4 Правил отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, открытым находящимися за пределами территории Российской Федерации филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляются в налоговые органы этими юридическими лицами. Юридическое лицо - резидент, индивидуальный предприниматель - резидент ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляет в налоговый орган отчет в 2 экземплярах по форме согласно приложению и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете (далее - подтверждающие банковские документы), по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала.
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что документы, предусмотренные пунктами 4-5 Правил, представляются в электронной форме о телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, или в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - личный кабинет налогоплательщика), или на бумажном носителе непосредственно представителем юридического лица - резидента, индивидуальным предпринимателем - резидентом либо его представителем, полномочия которого подтверждены в соответствии с законодательством Российской Федерации, или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Подтверждающие документы представляются в той форме, в которой представляется отчет (на бумажном носителе в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии либо в электронной форме).
Согласно "ГОСТ Р 7.0-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения", утвержденному Приказом Росстандарта от 17.10.2013 N 1185-ст заверенная копия документа Копия документа, на которой в соответствии с установленным порядком проставлены реквизиты, обеспечивающие ее юридическую значимость.
В пункте 5.26 ГОСТ Р 7.0.97-2016 указано, что отметка о заверении копии оформляется для подтверждения соответствия копии документа (выписки из документа) подлиннику документа. Отметка о заверении копии проставляется под реквизитом "подпись" и включает: слово "Верно"; наименование должности лица, заверившего копию; его собственноручную подпись; расшифровку подписи (инициалы, фамилию); дату заверения копии (выписка из документа). Для представления отметки о заверении копии может использоваться штамп.
Если копия выдается для представления в другую организацию, отметка о заверении копии дополняется надписью о месте хранения документа, с которого была изготовлена копия ("Подлинник документа находится в (наименование организации) в деле N... за... год") и заверяется печатью организации.
Таким образом, отсутствие реквизита "Верно" лишает отметку о заверении копии документа ее юридической значимости, поскольку именно указанная надпись удостоверяет соответствие копии документа (выписки из документа) подлиннику документа.
Как было указано выше, Организацией допущено Представление Отчета с приложением ненадлежащим образом заверенных копий подтверждающих документов, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
В частности, к отчету приложены копии подтверждающих документов с отметкой о заверении копий, не содержащей слова "Верно", даты заверения копии документа, а также указания на место хранения.
В соответствии с пунктом 1 ГОСТ Р 7.0.97-2016 названный стандарт распространяется на организационно-распорядительные документы: уставы, положения, правила, инструкции, регламенты, постановления, распоряжения, приказы, решения, протоколы, договоры, акты, письма, справки и др.
В силу части 1 статьи 26 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, добровольность использования данного ГОСТА не влечет невозможности его применения и не исключает использование данных в этом ГОСТе определений.
В связи с вышеизложенным, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что Постановление Инспекции от 19.02.2021 г. N 77082103600046900001 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении является законным и обоснованным, штраф назначен в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Указанные в апелляционной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки суда при принятии обжалуемого акта. Каких-либо новых доводов апелляционная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.07.2021 по делу N А40-72317/21 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-72317/2021
Истец: АО "ИНФОРМТЕХНИКА И ПРОМСВЯЗЬ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 8 ПО Г. МОСКВЕ