г. Москва |
|
13 сентября 2021 г. |
Дело N А40-50041/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Г.М.,
судей: |
Мухина С.М., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управлению Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.06.2021 г. по делу N А40-50041/21
по заявлению ГБОУДО ЦДТ Замоскворечье
к Управлению Росреестра по Москве
третьи лица: 1) ООО "Росинтур", 2) Департамент городского имущества города Москвы
о признании незаконным уведомления.
в присутствии:
от заявителя: |
Ракитина И.А. по дов. от 15.09.2020; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
от третьих лиц: |
1. не явился, извещен; 2. не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ГБОУДО ЦДТ Замоскворечье (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании уведомления Управления Росреестра по Москве (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра) от 13.01.2021 г. N КУВД-001/2020-31006546/1 о возврате прилагаемых к заявлению о государственной регистрации прав документов без рассмотрения и обязании рассмотреть заявление ГБОУДО ЦДТ Замоскворечье от 25.12.2020 г. о государственной регистрации прекращения договора аренды от 13.09.2001 г. N 0-606 в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Бахрушина, д. 15, стр. 1, этаж 2, пом. I, ком. 2-11, 13, 14-18.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.06.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Росреестра по Москве обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает их необоснованными.
Представители Управления Росреестра и третьего лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте, в судебное заседание не явились.
С учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения представителя Учреждения, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 13.09.2001 г. между Департаментом государственного и муниципального имущества города Москвы (арендодатель), ГОУ Центр детского творчества "Москворечье" (балансодержатель) и ЗАО "Росинтур" (арендатор, правопредшественник ООО "Русинтур") заключен договор аренды N 0-606 от 13.09.2001 г. (далее - Договор аренды) сроком с 23.08.2001 г. по 18.05.2018 г, государственная регистрация 18.07.2002 г., рег. N 77-01 /29-158/2002-733 в отношении нежилого помещения площадью 234,4 кв.м (этаж 2, пом. I, ком. 2-11, 13, 14-18), в двухэтажном здании по адресу: г. Москва, ул. Бахрушина, д. 15, стр. 1, (кадастровый номер 77:01:0002007:1061)
Здание находится в собственности города Москвы, право собственности зарегистрировано 14.12.2005 г., рег. N 77-77-11/225/2005-979, заявителю передано право оперативного управления зарегистрировано 13.08.2001 г. за N 77-01/01-013/2001-3184.
14.12.2005 г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано обременение права оперативного управления заявителя на объект недвижимости с кадастровым номером 77:01:0002007:1061, запись об аренде в ЕГРН N 77-01/29-138/2002-433.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.02.2020 г. по делу N А40-11688/2018, суд обязал ООО "Русинтур" заключить с заявителем и Департаментом городского имущества города Москвы дополнительное соглашение к Договору аренды о замене лица на стороне арендодателя с Департамента на заявителя с распространением данного условия на отношения сторон, возникшие с 01.01.2018 г.
После истечения срока действия Договора аренды (18.05.2018 г.) арендатор ООО "Русинтур" продолжал пользоваться нежилым помещением, в связи с этим Договор аренды считался возобновленным на неопределенный срок (п. 2 ст. 621 ГК РФ).
05.06.2018 г. заявитель направил арендатору ООО "Русинтур" уведомление N 45 от 05.06.2018 г. (получено арендатором 19.06.2018 г.) о прекращении Договора аренды и об освобождении занимаемого нежилого помещения.
На основании положений ст. ст. 310, 450.1, абз. 2 п. 2 ст. 610 ГК РФ, исходя из уведомления от 05.06.2018 г. N 45, Договор аренды является прекращенным с 20.09.2018 г. вследствие одностороннего отказа арендодателя, заявителя по настоящему делу, от Договора аренды.
25.12.2020 г. заявитель обратился в Управление Росреестра по Москве через многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг с заявлением о государственной регистрации прекращения Договора аренды вследствие одностороннего отказа арендодателя от Договора аренды.
Уведомлением от 13.01.2021 г. N КУВД-001/2020-31006546/1 Управление Росреестра по Москве возвратило заявителю документы без рассмотрения по основанию неоплаты государственной пошлины.
В обоснование причины возврата документов без рассмотрения Управление Росреестра по Москве ссылается на ст. 25 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Поддерживая вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований, апелляционный суд руководствуется следующим.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав).
Согласно ч. 3 ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее -государственная регистрация прав).
В соответствии с ч. 6 ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Основания и порядок осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество предусмотрены главой 3 Закона N 218-ФЗ.
Государственная регистрация прекращения и расторжении договора аренды является государственной регистрацией прекращения права. Такая регистрация осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных ст. 21 Закона N 218-ФЗ.
В п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Часть 1 ст. 21 Закона N 218-ФЗ предусматривает, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Аренда признается ограничением (обременением) права, которое подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (ст. 131 ГК РФ, ч. 6 ст. 1 Закона N 218-ФЗ).
Из системного анализа ст. ст. 310, 450.1, абз. 2 п. 2 ст. 610 Гражданского кодекса РФ, правовой позиции, изложенной в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 следует, что заявитель как арендодатель по договору аренды, заключенному на неопределенный срок, вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения обременения нежилого помещения правом аренды, при этом право на односторонний отказ от договора аренды нежилого помещения может быть осуществлено арендодателем путем уведомления арендатора об отказе от договора за три месяца.
Согласно Порядку ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 г. N 943, государственная регистрация прекращения и расторжения договора аренды осуществляется посредством погашения записей о сделке и об ограничении (обременении) в порядке, установленном пунктом 16 Порядка (п. 99 Порядка).
Согласно п. 3 ст. 25 Закона N 218-ФЗ орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем.
Однако за государственную регистрацию прекращения ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество в силу прямого указания пп. 8.2 п. 3 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ государственная пошлина не уплачивается.
Министерство финансов Российской Федерации, дающее письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах (подп. 5 п. 1 ст. 32, п. 1 ст. 34.2 Налогового кодекса РФ), также разъяснило, что государственная пошлина за погашение регистрационной записи при прекращении и расторжении договора аренды недвижимого имущества взиматься не должна (Письма от 25.04.2007 г. N 03-05-06-03/18, от 14.10.2013 г. N 03-05-06-03/42728).
Как верно установлено судом первой инстанции, заявитель представил при подаче заявления о государственной регистрации документы, отвечающие требованиям ч. 4 ст. 18, ст. 21 Закона 218-ФЗ, а именно: оригинал заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 25.10.2020 г.; копия выписки из ЕГРН от 19.11.2020 г. в отношении здания по адресу: г. Москва, ул. Бахрушина, д. 15, стр. 1; копия договора аренды нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящего в собственности Москвы, N 0-606 от 13.09.2001 г.; выписка из Постановления Правительства Москвы N 417 от 03.06.1997 г.; копия контракта на право оперативного управления N 0-125 от 16.03.1998 г.; копия свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления от 13.08.2001 г. N 77/01-013/2001-3184; копии уведомлений N 45 от 05.06.2018 г., N 102 от 20.09.2018 г., N 14 от 06.02.2020 г., N 56 от 11.06.2020 г. о прекращении Договора аренды с доказательствами направления и вручения арендатору; копии устава Центра детского творчества и приказа о полномочиях Директора ГБОУДО ЦДТ Замоскворечье.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ).
Требование же о предоставлении документа об уплате государственной пошлины при обращении за государственной регистрацией прекращения договора аренды является со стороны Управления Росреестра по Москве нарушением требований ч.ч. 4, 5 ст. 18, ст.ст. 21, 25 Закона N 218-ФЗ, пп. 8.2 п. 3 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ, а также п.п. 99, 16 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 г. N 943.
При этом доводы заинтересованного лица о том, заявление от 25.12.2020 подано на заключение, а не расторжение договора аренды опровергается материалами дела.
Таким образом, оспариваемое решение не соответствует требования закона и нарушает законные права и интересы Центра детского творчества, препятствуя ему реализовывать принадлежащие ему правомочия субъекта права оперативного управления и арендодателя.
На основании изложенного, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, коллегия признает несостоятельными ввиду следующего.
По смыслу части 1 статьи 64, части 1 и 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, с учетом представленных сторонами доказательств, обосновывающих требования и возражения лиц, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
При оценке представленных в деле доказательств, суд руководствуется также положениями ч. 3.1 ст. 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований и возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Коллегия учитывает, что несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
Нарушений норм материального права при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 18.06.2021 г. по делу N А40-50041/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-50041/2021
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ "ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА "ЗАМОСКВОРЕЧЬЕ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ, ООО "РУСИНТУР" РЕКЛАМА, ОТДЫХ, СЕРВИС, ИНОСТРАННЫЙ ТУРИЗМ