г. Томск |
|
14 сентября 2021 г. |
Дело N А27-7269/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2021 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Павлюк Т.В.,
Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винник А.С. рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 11) (N07АП-7789/2021) на решение от 02.07.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-7269/2021 (судья Кормилина Ю.Ю.) по заявлению акционерного общества "Кузнецкпогрузтранс", Кемеровская область - Кузбасс, город Новокузнецк (ОГРН 1024201752630, ИНН 4216003869) к Государственному учреждению - Кузбасскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 11), город Кемерово (ОГРН 1024200697663, ИНН 4207009857) об оспаривании решения от 22.03.2021 N11н/с,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Кузнецкпогрузтранс" (далее - АО "Кузнецкпогрузтранс", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 11) (далее - Фонд социального страхования) от 22.03.2021 N 11 н/с о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением от 02.07.2021 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Фонд социального страхования обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит состоявшийся судебный акт отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Указывает, что сумма, выданная сотрудникам под отчет и не подтвержденная документами, включается в базу для начисления страховых взносов и на нее дополнительно подлежат начислению страховые взносы.
Приобретенные средства медицинского назначения не соответствуют комплектации аптечки первой помощи, их приобретение экономически не обосновано, приняты к учету неправомерно, следовательно, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Страхователь вправе выплатить своим работникам материальную помощь на различные цели в рамках трудовых отношений, учитывая, что Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) установлен предельный размер материальной помощи на одного работника в сумме 4000 руб., следовательно, на сумму материальной помощи, превышающей 4000 руб. на одного работника, страхователем должны быть начислены страховые взносы в порядке статей 20.1, 20.2 названного закона.
Оплата стоимости путевок на санаторно-курортное лечение работнику за счет средств работодателя произведена в рамках трудовых отношений и подлежит обложению страховыми взносами в соответствии с Федеральным законом N 125-ФЗ.
Как видно из коллективного договора страхователя о порядке и условиях компенсации транспортных расходов, право на компенсацию и ее размер напрямую зависят от стажа работы работника.
На компенсацию стоимости проезда работников организаций, расположенных на территории Кемеровской области, к месту проведения отпуска и обратно пункт 8 части 1 статьи 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ не распространяется, данные суммы облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Единовременное вознаграждение работникам аппарата управления, получившим право на пенсионное обеспечение, право на вознаграждение и его размер напрямую зависят от количества отработанного времени и среднего заработка.
Сумма единовременных пособий работающим пенсионерам и при увольнении в связи с выходом на пенсию, установленная коллективным договором, выплачивается работникам, получившим право на пенсионное обеспечение, в рамках трудовых отношений, не входит в перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, данные суммы облагаются страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Общество возражает против удовлетворения апелляционной жалобы согласно отзыву.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не явились.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Фондом социального страхования (филиал N 11) проведена документальная выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также правомерности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения страхователем АО "Кузнецкпогрузтранс" за период с 01.01.2018 по 31.12.2020.
По результатам проверки составлен акт выездной проверки от 24.02.2021 N 11н/с и принято решение от 22.03.2021 N 11н/с о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением от 22.03.2021 N 11н/с общество привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 26.29 Федерального закона N 125-ФЗ, в виде штрафа в размере 21683,37 руб., предложено в добровольном порядке уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 108416,85 руб., штраф в сумме 21683,37 руб. и пени 9156,98 руб.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в суд.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемое решение Фонда социального страхования не соответствует законодательству РФ о страховых взносах, а также природе социального страхования.
Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам права.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Федеральный закон N 125-ФЗ устанавливает правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.
В соответствии со статьей 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона.
Согласно оспариваемому решению доначисление страховых взносов в размере 148,97 руб. произведено Фондом социального страхования на сумму 37242,17 руб., выданных в подотчет денежных средств работникам общества, в том числе: на приобретение товарно-материальных ценностей - 34400,00 руб., на приобретение лекарственных средств и медикаментов - 2842,17 руб.
Кроме того, Фондом не приняты расходы по авансовому отчету от 25.12.2020 N 82 в сумме 2842,17 руб. на приобретение медикаментов, не предусмотренных Приказом Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 N 169н "Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам".
Вместе с тем, в подтверждение указанных расходов представлены товарный чек ООО "ЭКС-ЭЛЕКТРО НК" от 28.02.2019 N 12 на сумму 12500 руб. (приобретение стола раскладного, стула раскладного), товарный чек ИП Завгороднева А.Н. от 28.07.2020 N 37 на сумму 21900 руб. (приобретение кедрового ореха в сосновом сиропе - 21 ед., набора N 6 (коробка) - 21 ед., пакета бумажного - 9 ед.). Приобретение указанных товарно-материальных ценностей обусловлено проведением профессионального праздника (приказ от 20.07.2019 N 305).
Приобретенные работниками товарно-материальные ценности приняты к учету, что подтверждается приходными ордерами АО "Кузнецкпогрузтранс" от 05.03.2019 N 11, от 29.07.2020 N КПТ00000049.
В подтверждение приобретения лекарственных средств представлены кассовые чеки ООО "Лекарь" (Аптека N 16). Принятие АО "Кузнецкпогрузтранс" к учету приобретенных лекарственных средств и медикаментов подтверждается приходным ордером от 24.12.2020 N 40.12.01.
Денежные средства, выданные в подотчет, израсходованы работниками на нужды общества.
Отклоняя доводы Фонда социального страхования об отсутствии документов, подтверждающих целевое использование денежных средств, полученных работниками в подотчет на приобретение товарно-материальных ценностей, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно разъяснениям, изложенным в письмах Минфина России от 22.01.2020 N 03-03-06/1/3300, от 14.10.2019 N 03-03-06/1/78500, ФНС России от 25.06.2013 N ЕД-4- 3/11515@, ценности, приобретенные сотрудником для организации, а также расходы, произведенные по ее поручению, принимаются к учету на основании утвержденного авансового отчета, накладных (других документов), а также документов, подтверждающих факт оплаты, в частности кассовых чеков.
При этом кассовый чек не является единственным доказательством оплаты товара. Пунктами 2, 2.1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" предусмотрены случаи, при которых организации и индивидуальные предприниматели с учетом специфики своей деятельности или особенностей своего местонахождения могут производить расчеты без применения контрольно-кассовой техники.
Прилагаемые к авансовым отчетам документы содержат реквизиты, предусмотренные частью 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", подтверждают фактическое приобретение товарно-материальных ценностей и медикаментов и принятие их АО "Кузнецкпогрузтранс" к учету.
Какой-либо доход на стороне работников отсутствует. Указанные суммы не могут рассматриваться как выплаты и иные вознаграждения, признаваемыми объектом обложения страховыми взносами в соответствии с пунктами 1,2 статьи 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ.
Согласно оспариваемому решению от 22.03.2021 N 11н/с Фонд социального страхования пришел к выводу о занижении страхователем базы для начисления страховых взносов на сумму выплаченной материальной помощи - 1018893,25 руб., в том числе:
- 754446,71 руб. - работодателем своим работникам, превышающей 4000 руб. в год на одного работника (материальная помощь сотрудницам, находящимся в отпуске по уходу за детьми в возрасте от 1,5 до 3-х лет), в связи с чем произведено доначисление страховых взносов в сумме 3017,79 руб.;
- 236246,54 руб. - на лечение, на детей работников и в связи с экстренными обстоятельствами, в связи с чем произведено доначисление страховых взносов в сумме 944,99 руб.; - 28200 руб.;
- ветеранам войн, уволенным в запас Советской Армии (согласно приказам произведены выплаты участникам локальных конфликтов и участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (к праздникам День защитника Отечества и День Шахтера)), в связи с чем произведено доначисление страховых взносов в сумме 112,8 руб.
В соответствии с пунктами 1, 2, 12 части 1 статьи 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами:
- государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию;
- все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации),
- суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период.
Фонд социального страхования, доначисляя страховые взносы, указывает, что произведенные обществом выплаты не входят в перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами.
Определение трудовых отношений, под которыми понимаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, приведено в статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации.
Трудовые отношения, как это следует из статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации, возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с названным Кодексом, а также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Под трудовым договором статьей 56 Трудового кодекса Российской Федерации понимается соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Взаимосвязанное толкование приведенных норм трудового законодательства и нормы части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) позволяет сделать вывод о том, что под выплатой или вознаграждением, произведенными в рамках трудовых отношений, следует понимать суммы, полученные работником от работодателя за выполнение трудовой функции, обусловленной трудовым соглашением, определяемые в соответствии с перечисленными нормативными правовыми и локальными актами.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Из статьи 132 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.
Статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу изложенного, в состав выплат и вознаграждений, произведенных в рамках трудовых отношений, подлежат включению все суммы, выплата которых в качестве вознаграждения и поощрения за труд и его результаты предусмотрена законодательством, коллективным договором и иными локальными актами, трудовым договором, включая компенсации и вознаграждения, не перечисленные в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Вместе с тем выплаты, производимые работодателем в пользу или в интересах работника не за результаты труда, а по иным основаниям, не могут быть отнесены к выплатам, подлежащим включению в базу для исчисления страховых взносов в порядке, установленном статьей 7 Федерального закона N 212-ФЗ, так как это противоречит правовой природе понятия оплата труда, сформулированному в Трудовом кодексе Российской Федерации.
Приложением к Соглашениям утверждено положение "Об определении порядка и размеров предоставления материальной помощи работникам", определены основания и суммы материальной помощи, выплачиваемой работодателем работнику.
Положением предусмотрено оказание материальной помощи работодателем работнику, находящемуся в отпуске по уходу за детьми в возрасте от полутора до трех лет (одному из родителей) в размере по 3500 рублей ежемесячно сверх норм, установленных законодательством). В случае рождения у работника одновременно двух и более детей, материальная помощь оказывается из расчета по 5000 рублей на каждого ребенка. Также положением предусмотрены выплаты материальной помощи на похороны членов семьи (10000 руб.); в случае утраты имущества вследствие стихийных бедствий, пожара затоплений, взрывов (до 45000 руб.); участникам локальных конфликтов и участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (ко Дню защитника Отечества и ко Дню Шахтера); работникам, вернувшимся в организацию после службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации в течение трех месяцев после увольнения с военной службы в запас, отработавшим с момента трудоустройства без нарушения трудовой и производственной дисциплины.
Кроме того, в отдельных случаях, не предусмотренных положением, работодатель может оказать материальную помощь работникам. Решение об оказании материальной помощи и ее размерах принимается на заседании комиссии по социальным вопросам организации на основании заявления обратившегося работника.
Таким образом, локальные нормативные акты принимаются в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 N 17744/12, выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящими от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд). Таким образом, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Выплаты, произведенные в рассматриваемом случае обществом на основании Соглашений и коллективных договоров, не зависели от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения работы, не являлись стимулирующими и, следовательно, не относятся к оплате труда работников. Эти выплаты квалифицируются как предоставляемая работникам социальная гарантия и относятся к выплатам социального характера.
В обоснование произведенных выплат в материалы дела представлены: приказы об оказании материальной помощи, заявления работников с приложением подтверждающих документов, решения комиссии.
Доказательств, свидетельствующих о том, что спорные выплаты являлись оплатой труда работников или иным вознаграждением за труд, Фонд социального страхования в порядке части 1 статьи 65 АПК РФ не представлено.
Следовательно, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Решением от 22.03.2021 N 11 н/с Фонд социального страхования доначислены страховые взносы на суммы компенсации санаторно-курортного лечения за счет средств работодателя - 6217884 руб. и санаторно-курортного лечения за счет средств Фонда социального страхования - 389239 руб., суммы доначисленных взносов составили 24871,54 руб. и 1556,96 руб. соответственно.
Фонд, ссылаясь на положение "Об организации санаторно-курортного лечения, оздоровления работников, их детей, неработающих пенсионеров и членов семей погибших шахтеров за счет средств работодателя" утвержденное приложением N 9 к Соглашению, приходит к выводу о том, что возмещение санаторно-курортного лечения напрямую зависит от стажа работника, то есть обусловлено наличием трудовых отношений.
Вместе с тем, в данном случае целью предоставления путевок является оздоровление, которое не зависит от сложности, количества и качества выполняемой работы, не является средством вознаграждения за труд. Следовательно, оплата обществом данных путевок не связана с выполнением работниками трудовых обязанностей, не является стимулирующей выплатой, вознаграждением или элементом оплаты труда. Оплата путевок предусмотрена исключительно локальным нормативно-правовым актом работодателя.
Основания для включения сумм произведенных выплат в компенсацию стоимости санаторно-курортного лечения отсутствовали; начисление страховых взносов в суммах 24871,54 руб. и 1556,96 руб., соответствующих сумм пени и штрафа, необоснованно.
Решением от 22.03.2021 N 11 н/с Фонд социального страхования доначислены страховые взносы в размере 22424,37 руб. на суммы выплаченной компенсации проезда работников и членов их семей к месту отдыха и обратно - 5606093,02 руб.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ не подлежит обложению страховыми взносами: стоимость проезда работников к месту проведения отпуска и обратно и стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, оплачиваемые страхователем лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами. В случае проведения отпуска указанными работниками за пределами территории Российской Федерации не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета (включая стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов), рассчитанная от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в том числе международного аэропорта, в котором работники проходят пограничный контроль в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19.02.1993 N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" предусмотрено, что государственные гарантии и компенсации распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Такой коэффициент введен в Кемеровской области на основании Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 01.08.1989 N 601 "О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Кемеровской области и на территории городов Воркуты и Инты" и составляет 1,3.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 09.07.2009 N 2138/09, поскольку в Кемеровской области начисляют заработную плату с использованием районного коэффициента, к данной области применяются гарантии и компенсации, установленные для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
В соответствии с пунктом 5.11 Федерального отраслевого соглашения по угольной промышленности на период с 01.04.2013 по 31.03.2016 (срок действия продлен соглашением от 26.10.2015 до 31.12.2018), пунктом 5.11 Федерального отраслевого соглашения по угольной промышленности на 2019 - 2021 годы в организациях, расположенных в районах республик Бурятии, Хакасии, а также Приморского, Хабаровского, Красноярского и Забайкальского краев, Амурской, Иркутской, Кемеровской областей, работодатель производит один раз в три года оплату стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации работника и членов его семьи к месту использования ежегодного отпуска и обратно любым видом транспорта, в том числе личным легковым (кроме такси).
Приложениями к Соглашению утверждено положение "О порядке и условиях компенсации и условиях компенсации транспортных расходов", которыми предусмотрена выплата компенсаций расходов на оплату стоимости проезда работникам и членам их семей один раз в три года к месту использования ежегодного отпуска и обратно. Правом на компенсацию расходов стоимости проезда могут воспользоваться работники, начиная с третьего года работы (то есть по истечении 24 месяцев работы).
Таким образом, не подлежит обложению страховыми взносами оплата стоимости проезда работников к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Основанием для доначисления страховых взносов - 55339,43 руб. явился вывод Фонд социального страхования о занижении базы для исчисления страховых взносов на сумму единовременных пособий, выплаченных работникам в связи с выходом на пенсию в размере 15% среднемесячного заработка за каждый год работы в угольной промышленности - 13834858,99 руб.
Положением "О порядке и сроках выплаты единовременного вознаграждения работникам, получившим право на пенсионное обеспечение" предусмотрена выплата работникам, получившим право на пенсионное обеспечение (право выхода на пенсию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации) и имеющим стаж работы в угольной промышленности не менее 10 лет, единовременного вознаграждения в размере не менее 15% среднемесячного заработка работника за каждый год его работы в угольной промышленности.
Указанные выплаты не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения работы, не являются стимулирующими и не относятся к оплате труда работников. Эти выплаты квалифицируются как предоставляемая работникам социальная гарантия и относятся к выплатам социального характера, и соответственно, не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Таким образом, основания для доначисления страховых взносов на сумму единовременного вознаграждения в связи с выходом на пенсию в размере 55339,43 руб., соответствующих сумм пени и штрафа отсутствовали.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, на основании имеющихся в деле доказательств, проанализировав доводы апелляционной жалобы, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что указанные в оспариваемом решении обстоятельства в рассматриваемой ситуации Фондом социального страхования не доказаны, правомерность его вынесения по тем основаниям, которые в нем изложены, не подтверждена.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает, что Фондом социального страхования в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным; судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства; нарушений норм материального и процессуального права не допущено; оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку Фонд социального страхования освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02.07.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-7269/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 11) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
Т.В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-7269/2021
Истец: АО "Кузнецкпогрузтранс"
Ответчик: ГУ Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 11