г. Пермь |
|
15 сентября 2021 г. |
Дело N А50-9741/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 сентября 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Васильевой Е.В., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Министерства физической культуры и спорта Пермского края: Пономарева Л.В., доверенность от 18.01.2021, паспорт;
от заинтересованного лица - Управления Федерального казначейства по Пермскому краю: Кетов В.А., доверенность от 30.12.2020, служебное удостоверение,
от третьих лиц - представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенные надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Управления Федерального казначейства по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 02 июня 2021 года по делу N А50-9741/2018
по заявлению Министерства физической культуры и спорта Пермского края (ОГРН 1025900530611, ИНН 5902290586)
к Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю (ОГРН 1025900526893, ИНН 5902290900)
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "ЭлинАльфа" (ОГРН 1057812713090, ИНН 7802336417), публично-правовая компания "Единый заказчик в сфере строительства" (ОГРН 1217700030162, ИНН 7707448255), Министерство спорта Российской Федерации (ОГРН 1127746520824, ИНН 7703771271),
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Министерство физической культуры и спорта Пермского края (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю (далее - заинтересованное лицо, УФК по Пермскому краю) о признании недействительным предписания от 18.12.2017 N 67-09/01.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 02 июня 2021 года требования заявителя удовлетворены. Признано недействительным вынесенное Управлением Федерального казначейства по Пермскому краю предписание от 18.12.2017 N 67-09/01. На Управление Федерального казначейства по Пермскому краю возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - Министерства физической культуры и спорта Пермского края.
Не согласившись с судебным актом, УФК по Пермскому краю обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит решение суда отменить.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо настаивает на доводах о ненадлежащем исполнении сторонами государственного контракта 21.07.2015 N 10 принятых по контракту обязательств в части применения коэффициентов.
Заявитель, третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица выразил несогласие с решением суда, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителя указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, против доводов апеллянта возражал, просил оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица - общество с ограниченной ответственностью "ЭлинАльфа", публично-правовая компания "Единый заказчик в сфере строительства", Министерство спорта Российской Федерации о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что на основании части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов рассматриваемого дела и установлено вступившими в законную силу судебными актами по делу N А50-40374/2017, между Министерством спорта ПК (заказчик) и обществом "ЭлинАльфа" (подрядчик) заключен государственный контракт 21.07.2015 N 10 (далее также - контракт), по условиям которого заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Крытый футбольный манеж в г. Перми" в соответствии с требованиями проекта шифр 13/2014-П, заказчик в полном объеме осуществляет оплату работ (пункт 2.3 контракта).
Согласно пункту 2.4 контракта результатом работ является завершенный строительством объект, цена контракта составляет 1 391 767 452,60 руб., в том числе НДС (пункт 3.1 контракта).
Контрактом (пункт 3.5 контракта) установлено, что оплата стоимости работ по контракту производится заказчиком в следующем порядке: - аванс в размере 30% от цены контракта перечисляется на счет подрядчика в течение 45-ти дней с момента подписания настоящего контракта; - оплата стоимости выполненных работ по контракту производится ежемесячно за фактически выполненные работы в течение 45-ти дней с момента подписания застройщиком справки по форме N КС-3 за отчетный месяц и акта о приемке выполненных работ по форме N КС-2 по мере поступления средств из федерального бюджета и бюджета Пермского края в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств; - окончательная оплата производится по завершению строительства объекта в течение 45-ти дней по мере поступления средств из федерального бюджета и бюджета Пермского края в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств на основании следующих документов: подписанного застройщиком акта приемки законченного строительством объекта по форме N КС-11; счета-фактуры, счета; заключения о соответствии объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил) и проектной документации; справки по форме N КС-3; исполнительной документации.
Контракт действовал в редакции подписанных представителями субъектов договорных отношений дополнительных соглашений от 22.07.2015 N 1 и N 1.1, от 17.11.2015 N 2, от 17.12.2015 N 3, от 04.03.2016 N 4, от 30.12.2016 N 5.
Должностными лицами УФК по Пермскому краю на основании приказов от 18.09.2017 N 380, от 10.10.2017 N 413 в отношении Министерства в период с 20.09.2017 по 31.10.2017 проведена плановая выездная проверка законности заключения и исполнения государственного контракта от 21.07.2015 N 10 на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Крытый футбольный манеж в г. Перми" в рамках софинансирования из федерального бюджета по подпрограмме "Развитие футбола в Российской Федерации на 2008-2015 годы" Федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы" (2017-ПВ.000.2026.5600.076).
По результатам проверки составлен акт от 31.10.2017, фиксирующий выявленные нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также условий договоров (контрактов). Так, по выводам должностных лиц УФК по Пермскому краю, Министерством при исполнении государственного контракта от 21.07.2015 N 10 изменены его существенные условия, что обусловило принятие и оплату обществу "ЭлинАльфа" (подрядчику) выполненных работ по завышенной стоимости.
По факту выявленного в ходе проверки нарушения в адрес Министерства направлено предписание УФК по Пермскому краю от 18.12.2017 N 67-09/01, в соответствии с которым заявителю надлежит принять меры к взысканию с общества "ЭлинАльфа" дебиторской задолженности, образовавшейся за счет средств субсидии из федерального бюджета, и перечислить взысканные средства в доход федерального бюджета (администратор доходов - Министерство спорта Российской Федерации) в сумме 91 202 673,65 руб. в срок до 18 июля 2018 года. В предписании Управления казначейства отражены ссылки на нарушение Министерством спорта ПК пункта 1 статьи 72, статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 709, пункта 1 статьи 711, пункта 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 части 1 статьи 94, пункта 1 части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Не согласившись с указанным предписанием, Министерство обратилось в арбитражный суд с требованием о признании предписания недействительным.
Установив, что предписание УФК от 18.12.2017 N 67-09/01 вынесено при отсутствии фактического нарушения Министерством нормативных требований и условий контракта, необоснованно возлагает на заявителя обязанность по взысканию денежных средств с общества "ЭлинАльфа", с учетом обстоятельств, установленных судебными актами по делу N А50-40374/2017, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое предписание не является законным и подлежит признанию недействительным, с возложением на Управление казначейства обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, заслушав в судебном заседании представителей сторон, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции оснований для отмены обжалуемого судебного акта не установил.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие ненормативного акта, решения закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
В силу положений статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии со статьей 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
На основании статьи 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно пункту 1 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Пунктом 1 статьи 265 БК РФ определено, что государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
В силу пункта 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).
Статьей 266.1 БК РФ определены объекты государственного (муниципального) финансового контроля, к которым относятся, в частности главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета (пункт 1).
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 266.1 БК РФ, органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Такой контроль осуществляется также в отношении главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты.
Статьей 267.1 БК РФ установлены методы осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, к которым относятся проверки, предусматривающие оформление актов проверок.
Пунктом 1 статьи 269.2 БК РФ установлено, что полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются: - контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; - контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
На основании пункта 2 статьи 269.2 БК РФ, при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: - проводятся проверки, ревизии и обследования; - направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; - направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных этим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения.
В силу пункта 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Исходя из пункта 1 статьи 306.4 БК РФ, нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
На основании пункта 3 статьи 166.1 БК РФ Федеральное казначейство осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в соответствии с полномочиями, установленными настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
В силу подпункта "а" пункта 6 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого предписания), Федеральное казначейство при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 7 Правил N 1092 объектами контроля в финансово-бюджетной сфере являются финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета, а также достижения ими показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными программами.
При осуществлении данных полномочий Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет предписания, содержащие обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета, государственных контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, целей, порядка и условий размещения средств федерального бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации (подпункт "б" пункта 68 Правил N 1092).
Таким образом, оспариваемое предписание вынесено уполномоченным государственным органом, в пределах предоставленных ему полномочий.
Из материалов дела следует, что основанием для вынесения оспариваемого предписания послужили выявленные Управлением Федерального казначейства по Пермскому краю нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов. Установлено, что Министерством при исполнении государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Крытый футбольный манеж в г. Перми" от 21.07.2015 N 10 изменены существенные условия государственного контракта, выразившиеся в принятии и оплате ООО "ЭлинАльфа" выполненных работ по завышенной стоимости.
Как отражено в акте проверки от 31.10.2017, Министерством незаконно оплачены обществу "ЭлинАльфа" работы по завышенной стоимости на сумму 168 977 815,39 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 91 202 673,65 руб., за счет средств краевого бюджета - 77 775 141,74 руб. Выборочной проверкой ФЕР, цен на материалы по федеральному сборнику сметных цен (ФССЦ), цен на материалы по счетам-фактурам, индексов изменения стоимости по видам строительства на 2015 год к базисному уровню цен 2001 года, примененных в актах о приемке выполненных работ формы КС-2, выявлено завышение стоимости материалов с применением индекса ежеквартального пересчета СМР - 5,38, что является нарушением дополнительного соглашения от 22.07.2015 N 1.1 к контракту (подлежал применение индекс на материалы - 4,19). В ряде позиций актов о приемке выполненных работ формы КС-2, подписанных сторонами контракта, выявлено применение индекса 5,38, что привело к завышению стоимости выполненных работ на сумму 168 977 815,39 руб., в том числе по актам о приемке выполненных работ формы N КС-2.
Из обстоятельств дела усматривается, в целях развития и популяризации физической культуры и спорта в Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.2006 N 7 утверждена федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы" (далее - Федеральная целевая программа).
Государственным заказчиком - координатором этой Программы является Министерство спорта Российской Федерации, срок реализации Федеральной целевой программы - 2006-2015 годы.
Реализация Федеральной целевой программы установлена в 3 этапа:
1 этап (2006-2007 годы), 2 этап (2008-2012 годы), 3 этап (2013-2015 годы) - завершение мероприятий по реконструкции спортивных баз и центров для развития спорта высших достижений, модернизации спортивной базы в образовательных организациях для подготовки спортивного резерва, развитию спортивной инфраструктуры по месту жительства и в образовательных организациях, оснащению антидопингового центра, разработке научных и методических основ спорта высших достижений, пропаганде физической культуры и спорта.
В Федеральную целевую программу входит подпрограмма "Развитие футбола в Российской Федерации на 2008-2015 годы", срок реализации подпрограммы - 2008-2015 годы.
В целях создания условий, обеспечивающих возможность гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом, постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 302 утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" (далее - Государственная программа).
В Государственную программу включена Федеральная целевая программа с подпрограммой "Развитие футбола в Российской Федерации на 2008-2015 годы".
Паспортом Государственной программы, установлены цель программы и срок ее реализации: цель программы - создание условий для укрепления здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового и профессионального спорта (включая спорт высших достижений) и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом, срок реализации программы - 2013 - 2020 годы (в один этап).
Реализация Федеральной целевой программы в части мероприятий, реализуемых совместно с субъектами Российской Федерации, осуществляется путем предоставления в установленном порядке целевых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) на софинансирование реализации государственных программ субъектов Российской Федерации развития физической культуры и спорта (отдельных мероприятий).
Одним из условий предоставления и расходования субсидий является наличие государственной программы субъекта Российской Федерации, предусматривающей перечни мероприятий, на софинансирование которых осуществляется предоставление субсидий.
Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 N 1324-п утверждена Государственная программа Пермского края "Развитие физической культуры и спорта" (далее - Региональная программа).
Ответственным исполнителем Региональной программы является Министерство физической культуры и спорта Пермского края.
Паспортом Региональной программы определено, что программа реализуется в один этап (с 2014 по 2018 год), при этом финансовое обеспечение реализации Региональной программы осуществляется за счет средств бюджета Пермского края, федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2015 N 1523-р утверждено распределение субсидии, предоставляемой в 2015 году из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств по строительству и оснащению крытого футбольного манежа, в том числе Пермскому краю.
На реализацию Региональной программы Законом Пермского края от 22.12.2014 N 414-ПК "О бюджете Пермского края на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (в редакции от 08.06.2015) утверждены на 2015 год бюджетные ассигнования за счет средств краевого бюджета.
С целью реализации подпрограммы "Развитие футбола в Российской Федерации на 2008-2015 годы" между Министерством спорта Российской Федерации и Правительством Пермского края заключено Соглашение от 03.07.2015 N 507 о предоставлении субсидии из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации по строительству и оснащению крытого футбольного манежа для специализированной детско-юношеской спортивной школы по футболу, находящейся в собственности субъекта Российской Федерации (муниципальной собственности), и на приобретение искусственного покрытия для футбольных полей профильных спортивных школ, включая его доставку и сертификацию полей (далее также - Соглашение N 507).
Предметом Соглашения N 507 является предоставление в 2015 году субсидии из федерального бюджета бюджету Пермского края в целях софинансирования в 2015 году строительства и оснащения крытого футбольного манежа для специализированной детско-юношеской спортивной школы по футболу, находящейся в собственности субъекта Российской Федерации (муниципальной собственности), и (или) на со финансирование приобретения искусственного покрытия для футбольных полей профильных спортивных школ, включая его доставку и сертификацию полей, которые включаются в подпрограмму, предусмотрены перечнем объектов капитального строительства, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), софинансируемых на 2015 год. В Приложении N 1 к Соглашению N 507 определены источники финансирования и размеры средств, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета Пермского края.
Дополнительным соглашением от 21.08.2015 N 1 к Соглашению N 507 увеличен размер предоставляемой Пермскому краю субсидии из федерального бюджета.
Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А50-40374/2017, установлены следующие имеющие в силу ч. 2 ст. 69 АПК РФ преюдициальное значение при разрешении настоящего спора обстоятельства.
Между Министерством спорта ПК (заказчик) и обществом "ЭлинАльфа" (подрядчик) заключен государственный контракт от 21.07.2015 N 10, по условиям которого заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Крытый футбольный манеж в г. Перми" в соответствии с требованиями проекта шифр 13/2014-П, заказчик в полном объеме осуществляет оплату работ (пункт 2.3 контракта).
Исходя из пункта 2.4 контракта, результатом работ является завершенный строительством объект, цена контракта составляет 1 391 767 452,60 руб., в том числе НДС (пункт 3.1 контракта).
В пункте 3.5 контракта определено, что оплата стоимости работ по контракту производится заказчиком в следующем порядке: - аванс в размере 30% от цены контракта перечисляется на счет подрядчика в течение 45-ти дней с момента подписания настоящего контракта; - оплата стоимости выполненных работ по контракту производится ежемесячно за фактически выполненные работы в течение 45-ти дней с момента подписания застройщиком справки по форме N КС-3 за отчетный месяц и акта о приемке выполненных работ по форме N КС-2 по мере поступления средств из федерального бюджета и бюджета Пермского края в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств; - окончательная оплата производится по завершению строительства объекта в течение 45-ти дней по мере поступления средств из федерального бюджета и бюджета Пермского края в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств на основании следующих документов: подписанного застройщиком акта приемки законченного строительством объекта по форме N КС-11; счета-фактуры, счета; заключения о соответствии объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил) и проектной документации; справки по форме N КС-3; исполнительной документации.
Государственный контракт от 21.07.2015 N 10 действовал в редакции дополнительных соглашений от 22.07.2015 N 1 и N 1.1, от 17.11.2015 N 2, от 17.12.2015 N 3, от 04.03.2016 N 4, от 30.12.2016 N 5.
Дополнительным соглашением от 22.07.2015 N 1.1 внесены изменения в раздел 3 государственного контракта от 21.07.2015 N 10 "Цена государственного контракта (стоимость работ) и порядок расчетов", исходя из которых контракт дополнен пунктами 3.12 - 3.15, предусматривающими следующее: пункт 3.12 определяет, что стоимость работ, выполненных за отчетный период строительства (ежемесячно), в текущих ценах определяется базисно-индексным методом с применением коэффициентов (индексов) пересчета сметной базы и стоимости CMP к федеральной базе (ФЕР-2001) Пермского края по элементам затрат, входящих в стоимость работ, опубликованных в "Вестнике ценообразования и сметного нормирования ежеквартально" на момент заключения контракта и изменению не подлежит. Индексы установлены на основании письма Минстроя России от 26.06.2015 N 19823-ЮР/08: оплата труда - 15,46; материалы - 4,19; механизмы 5,52; оборудование - 3,46; прочие 9,08; на основании пункта 3.13 накладные расходы и плановые накопления начисляются от стоимости оплаты труда в текущих ценах по нормативам Росстроя РФ; исходя из пункта 3.14 затраты на временные здания и сооружения исчисляются в соответствии с ГСН-81-05-01-20 01 п. 5.2.1.1 в размере 1,8 процента от сметной стоимости строительных и монтажных работ, зимнее удорожание работ в размере 2,2 процентов (ГСН-81-05-01-2001 п. 11.4); как предусмотрено пунктом 3.15, оплата за выполненные объемы работ, подтвержденные актами выполненных работ и иными необходимыми отчетными документами, подтверждающими целевое использование выделенных средств, будет производиться ежемесячно, с учетом вычета авансового платежа 30 процентов.
Обществом "ЭлинАльфа" в августе, сентябре, октябре, ноябре 2016 года выполнены окончательные работы на объекте и направлены акты о приемке выполненных работ по форме N КС-2 и справки по форме N КС-3 за минусом аванса в размере 30%. Задолженность по оплате работ, заявленная обществом к взысканию с Министерства в рамках дела N А50-40374/2017, составляла 256 403 028,21 рубля.
Рассматривая дело N А50-40374/2017, суды установили, что Инспекцией государственного строительного надзора Пермского края 31.08.2017 выдано заключение о соответствии объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, а 31.08.2017 - утверждено заключение о соответствии объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.
04.09.2017 первым заместителем председателя Правительства Пермского края в адрес заместителя Министра спорта Российской Федерации направлено сообщение о том, что объект передан подрядчиком застройщику по акту приемки законченного строительством объекта и подготовлен к вводу в эксплуатацию.
Российским футбольным союзом выдан тестовый сертификат на период с 07.02.2017 по 06.02.2020, который удостоверяет, что футбольное поле манежа с покрытием из искусственной травы сертифицировано на соответствие стандарту РФС-требования к устройству и эксплуатации футбольных полей с искусственным покрытием.
Впоследствии 22.11.2017 Департаментом градостроительства и архитектуры администрации города Перми выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
На основании государственных контрактов, заключенных Министерством и предприятием "Дирекция программы по развитию физической культуры и спорта", последнее оказывало услуги строительного контроля работ по строительству спорного объекта.
Суды при рассмотрении дела N А50-40374/2017 пришли к выводу, что предъявленные обществом "ЭлинАльфа" к приемке и оплате работы в спорный период цену контракта не превышали, стороны при подписании контракта согласовали укрупненную смету на выполнение работ. Окончательные работы, выполненные в период с августа по ноябрь 2016 года, фактически были приняты Министерством как заказчиком, о чем свидетельствуют акт приемки законченного строительством объекта от 28.07.2017, заключения Инспекции государственного строительного надзора Пермского края от 31.08.2017 и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 22.11.2017.
Как отражено в постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2019 по делу N А50-40374/2017, обстоятельства того, что приемка результатов выполненных работ заказчиком (Министерством) от подрядчика (общества "ЭлинАльфа") состоялась, ответчик фактически изначально приступил к эксплуатации спорного объекта и пользуется результатом работ по назначению в настоящее время, после приостановки деятельности объекта в 2018 году, свидетельствуют о потребительской ценности результата работ, соответствующего целям контракта.
Эксперты Уральской торгово-промышленной палаты в рамках назначенной по делу N А50-40374/2017 судебной экспертизы пришли к следующим выводам: - общая стоимость фактически выполненных работ, поставленного оборудования, предъявленная по актам формы N КС-2 за август - ноябрь 2016 года, актам формы N КС-2 NN 43, 44, 45, 50, 53, 55, 56 от 30.07.2016 составляет 377 027 903,48 руб. за минусом суммы 3 054 270,96 руб.;
- качество выполненных работ можно оценить как соответствующее условиям контракта, нормам и правилам, техническим регламентам; - при оформлении опосредующих выполнение работ документов применены правильные расценки и индексы перевода стоимости в текущие цены по всем позициям актов, при этом экспертами отмечено, что в случае, если бы при расчете базисного уровня цен был применен меньший коэффициент, то указанное привело бы только к появлению погрешности в расчетах (в сторону увеличения) определения стоимости объекта в ценах 2001 года; с учетом порядка базисной и текущей стоимости материалов и того, что для заполнения столбцов актов формы N КС-2 "стоимость в ценах 2001" и "цена за единицу" используется текущая стоимость, указанная в счетах-фактурах, значение применяемого коэффициента не влияет на итоговую стоимость работ.
Кроме того, как решением Арбитражного суда Пермского края по делу N А50-3051/2017, также имеющим преюдициальное значение для настоящего спора, установлено, что подрядчиком (обществом "ЭлинАльфа") работы выполнены в соответствии с измененной проектной документацией; предпринятые отступления от проектно-сметной документации не только не препятствуют дальнейшей нормальной эксплуатации объекта, но и были необходимы для достижения результата работ по государственному контракту и не ухудшают результаты выполненных обществом "ЭлинАльфа" работ.
Как отражено в судебных актах по делу N А50-40374/2017, акт проверки УФК от 31.10.2017, которым установлен факт нарушения обязательств на сумму 168 977 815,39 руб. (именно на этом акте УФК основывались встречные исковые требования Министерства к обществу "ЭлинАльфа") не является относимым и достаточным доказательством факта возникновения на стороне общества "ЭлинАльфа" неосновательного обогащения. Доводы Министерства о том, что применение индекса 5,38 (завышение стоимости материалов с применением индекса ежеквартального перерасчета строительно-монтажных работ) привело к завышению стоимости выполненных работ на сумму 168 977 815,39 руб. признаны судами не соответствующими фактическим обстоятельствам и выводу судебной экспертизы о том, что значение применяемого коэффициента не влияет на итоговую стоимость работ. Наряду с этим, суды указали, что результаты проверки УФК не могут служить основанием для взыскания с подрядчика (общества "ЭлинАльфа") какой-либо части стоимости работ, выполненных и принятых ранее.
Таким образом, как правильно заключил суд первой инстанции, обстоятельствами, установленными судебными актами по делу N А50-40374/2017, подтверждается отсутствие в действиях Министерства и общества "ЭлинАльфа" при определении стоимости работ по контракту с применением индекса 5,38 в отношении части материалов нарушения нормативных требований и условий контракта, а также отсутствие на стороне общества "ЭлинАльфа" неосновательного обогащения, на взыскание которого (в части относящейся к финансовым ресурсам, предоставленным из федерального бюджета - 91 202 673,65 руб.) указано в оспариваемом предписании УФК.
С учетом установленных обстоятельств, повторно исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции, что заинтересованным лицом не доказаны фактические и правовые основания для вынесения оспариваемого предписания (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое предписание недействительным.
Доводы жалобы о ненадлежащем исполнении сторонами принятых по государственному контракту обязательств в части применения коэффициентов направлены на преодоление вступивших в законную силу судебных актов по делу N А50-40374/2017, что является недопустимым в силу положений статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правовых позиций, отраженных в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2005 N 5-П, от 05.02.2007 N 2-П, от 17.03.2009 N 5-П.
Коллегия апелляционного суда считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, на основе полного и всестороннего исследования доказательств, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ Управление Федерального казначейства по Пермскому краю освобождено от уплаты государственной пошлины при обжаловании судебного акта.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 02 июня 2021 года по делу N А50-9741/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-9741/2018
Истец: МИНИСТЕРСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА ПЕРМСКОГО КРАЯ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ООО "ЭЛИНАЛЬФА", Публично-правовая компания "Единый заказчик в сфере строительства", ФГУП "ДИРЕКЦИЯ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА", ППК "ЕДИНЫЙ ЗАКАЗЧИК"